Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы по формированию правильного и беглого чтения. Привести примеры видов и приемов работы.




 

Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1—3-й классы (от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами).

Приемы: ежедневные специальные упражнения, способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.

Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке.

1. Дифференциация сходных слогов и слов: ла-ра/мА-мя/дом-том

2. Чтение слогов и слов по подобию: ма мо му Маша шапка/са со су Даша лапка

3. Чтение слогов и слов с подготовкой: о то стол то сто-ит/у ту сту стул та ста-ли

4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения: кто-кот следв-слёзы

5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем: лес-лесок

6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни: увял-увёл-увез

Наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. (4—5 ми от урока).

Можно включать игровые моменты: «Слог потерялся», «Буква потерялась». «Кто самый внимательный?» (пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело).

Наблюдения учащихся за чтением друг друга. Приемы: комбинированное чтение(вовремя включиться в хоровое чтение); сопряженное чтение (начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает).

Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение. Подготовка к овладению этим навыком чтения начинается с четвертого года обучения, когда учащиеся в основном освоят чтение целыми словами.

Важна многократность упражнений в самом чтении - чтение по абзацам, чтение с эстафетой, выборочное чтение.

в 4—5-м классах можно вводить упражнения («речевая разминка»). Тренировка в чтении специальных текстов, которые не связаны с основным произведением, изучаемым на уроке, проводится в начале занятия. (4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточках). Требования: доступность содержания; простота структуры слов и предложений, входящих в текст; относительная занимательность сюжета; объем, соответствующий возможностям.

Методика: 1. читают про себя текст на карточках (не более 1 мин), готовясь к быстрому, плавному чтению вслух. 2. Одного—трех учеников вызывают для чтения их текстов вслух. 3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос. 4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища, комментируя свое суждение.

Прием подсчета слов, прочитанных учениками за определенный промежуток времени. По команде учителя дети читают отрывок, предназначенный для курсорного чтения, способом, который получил в методике название «жужжащего» чтения (каждый школьник читает тихо, но вслух). По истечении минуты школьники подсчитывают количество прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми результатами (можно использовать в процессе «разминки» на специальных текстах или на некоторых абзацах текста основного произведения).

Для развития смысловой догадки: Прочитайте заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе; Рассмотрите иллюстрации к тексту. Какой рассказ можно составить на их основе?; Прочитаем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ?; Прочитайте предложение. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено; Закончите предложение; Вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов; Прочитайте первую часть предложения. Составьте его вторую часть.

Для развития оперативной памяти, а в конечном итоге — для совершенствования навыка беглого чтения и орфографической грамотности полезны зрительные диктанты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...