Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения составлению и чтению слоговых структур в букварный период.




Составление и чтение слоговых структур. Овладение чтением слоговых структур предполагает проведение определённой последовательности работы. Во-первых, учащиеся анализируют на слух слово, которое обозначает предмет, либо включённый в какую-то ситуацию, либо отдельный предмет натуральный или изображение на картинке. Во-вторых, учащиеся выделяют из этого слова по заданию учителя нужный слог, определяют количество и последовательность звуков в нем, составляют модель этого слога. В-третьих, обозначают каждый звук соответственной буквой. В-четвертых, прочитывают составленный слог. Такую последовательность работы предложил К.Д. Ушинский. Этот приём получил название «Чтение по следам живого анализа». Этот приём является основным в обучении у.о. первоклассников чтению слоговых структур и слов по слогам. При обучении чтению слогов равных одному гласному, учитель может, либо организовать (смоделировать) на уроке определённую ситуацию, либо рассмотреть, представленную в букваре сюжетную картинку. После того, как учащиеся произнесут необходимый слог, учитель предлагает детям послушать как он будет произносить. Это слово (звукоподражание). Учитель произносит, делая паузу между звуками. Затем учащимся предлагается определить сколько звуков в этом слове и предлагает назвать сначала первый звук, затем второй звук. Далее учитель выставляет на наборное полотно схему этого слова. Далее учитель предлагает детям ещё раз послушать слово и назвать первый звук, определить какой это звук, как его произносим; как мы обозначим, каким цветом. Далее учитель предлагает детям взять фишку нужного цвета и положить в схему (индивидуальную). Затем учитель предлагает детям назвать ещё раз этот звук. Найти в индивидуальной и классной кассах букву, обозначающую этот звук и выложить ее под фишкой, также работаем со 2м звуком. После этого учитель с помощью указки показывает на каждую букву, выложенную под схемой , а дети прочитывают, получившийся слог, таким же образом следует работать при составлении и последующем чтении 2го слова – звукоподражания (уа). Обратный закрытый слог. В данном случае при составлении, чтении этих слогов в качестве основного, единственного приёма используется приём чтение по следам живого анализа, т.к. чтение этого слога не представляет особых сложностей для учащихся, потому что здесь возможно побуквенное чтение. Чтение прямого открытого слога. Составление и чтение данного слога вызывает особые сложности у у.о. первоклассников, потому что в этом случае вступает в действие позиционный принцип чтения, суть которого состоит в том, что прежде чем произнести весь слог целиком необходимо сориентироваться на букву гласного звука (увидеть, узнать эту букву), соотнести ее мысленно с соответствующим согласным и произнести согласный звук в артикуляторном укладе гласного. Поскольку ученику необходимо выполнить все эти действия почти одновременно, он может испытывать определенные затруднения при выполнении называния действий, поэтому возникает необходимость рассредоточить эти действия во времени и соответственно в той или иной степени предотвратить появление имеющихся, возможных трудностей, для этого на первых этапах обучения чтению прямых, открытых слогов используется прием «протяжного чтения». В качестве основного приема используется прием «чтение по следам живого анализа». Этот прием при составлении чтения прямых открытых слогов может быть реализован по схеме: учащиеся обозначают предмет или его изображение словом, определяют на слух количество слогов, либо составляют слоговую модель, анализируемого слова, либо действуют по готовой модели, выделяют по заданию учителя нужный слог, определяют какой по счету этот слог в слове, далее анализируют звуковой состав этого слова, т.е. определяют количество звуков в слове и их последовательность, далее называют 1ый звук, определяют какой он (гл. или согл.), объясняют свое решение, далее дети обозначают на схеме этот звук (син.,кр. Цв.), далее находят в кассе соответсвующую букву, выкладывают ее под фишкой, еще раз называют весь слог целиком и переходят к анализу второго гл. звука в составе этого слога. Когда учащиеся переходят к чтению прямых открытых слогов с мгновенными или взрывными согласными, то тогда вместо приема протяжного чтения, в качестве доп. Приема используется прием «чтение с подготовкой». Суть жтого приема заключается в том, что учащиеся в начале прочитывают слог равный одному гласному (напр. А), а затем читают слог с этим гласным (па), далее переходят к другому гласному ( о – по). Для того, чтобы сформировать у детей механизм чтения прямых открытых слогов используются различные пособия, в том числе подвижная азбука, на каждом уроке читаются столбики слогов. Трехзвуковой закрытый слог (СГС). Основной прием, который используется для составления таких слоговых структур – это прием «наращивание» (СГ + С), реже используется С + ГС. Последними изучаются четырехзвуковые слоги со стечением 2ух согласных в начале или в конце (СГС +С или С + СГС). В качестве дополнительного приема используется прием «словоизменение». Например, учащимся предлогаются парные картинки: на 1ой картинке – пары изображено несколько одинаковых предметов, например кусты, учитель предлагает детям назвать то, что нарисовано на картинке, далее выставляет под картинкой подпись, на которой по слогам написано это слово КУС-ТЫ, учащиеся прочитывают, далее предъявляется 2ая картинка парой, на которой изображен один такой же предмет (куст), учащиеся называют это слово, после чего учитель выставляет карточку со словом под картинкой и предлагает детям прочитать это слово, при этом возможно плавное прочтение прямого открытого слога КУ целиком с последующем прочитыванием двух согласных КУ-СТ.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы; обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой; учитель ведет указкой слева направо, постепенно убыстряя движение, а дети в это время прочитывают слог или звукоподражательное слово.

1эт. Наибольшую трудность представляет усвоение слога-слияния. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука (а—ма), чтение по подобию (ма — са — ха), запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Школьники делят слово на слоги, называют первый слог, выделяют звуки, выкладывают слог из букв разрезной азбуки и читают его.

2эт. Чтение слоговых структур типа мал, нос не вызывает у детей особых затруднений, если они освоили принцип слияния. Слова подобного рода читаются с наращиванием последнего согласного. Учитель показывает этот прием чтения, предлагая школьникам прочитать сначала прямой слог, а затем добавить к нему согласную и прочитать получившееся слово, далее соотнести его с картинкой.

3эт. Основные трудности в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе. Широко применяются чтение слогов по подобию (ха — ка, ма — ба), чтение с подготовкой артикуляционного аппарата для слитного произнесения слога с мгновенными согласными (а — ба — ба), чтение по следам анализа (папа, па — па), проводятся различные упражнения на дифференциацию сходных согласных. Сначала вводятся слоги, в которых мягкость обозначена буквой и, а затем слоги, в которых мягкость обозначена ь. Буква и усваивается первоначально в предложении, где она выступает в роли союза и обозначает соответствующий звук (Маша и Наша гуляют). Далее школьники читают слова, где звук [и] образует слог (И-ра, мо-и) или входит составной частью в обратный слог (Ин-на). Только после упражнений в изолированном восприятии буквы и соотнесения ее с соответствующим звуком первоклассники приступают к чтению слов, в которых эта буква обозначает мягкость согласных. Основным приемом, облегчающим усвоение данной роли буквы и, является сравнение: — Эту девочку (пока соответствующей картинки) зовут Маша, а этого мальчика (идентичные средства наглядности) — Миша. На карточках написаны имена детей. — Прочитаем и разберемся, где имя девочки, а где мальчика. Подпишем наши картинки. Позднее учащиеся читают слова с оппозиционными согласными (мышка — мишка) и соотносят их с предметами или их изображениями.

4эт. Освоение слогов со стечением согласных и с йотированными гласными.

Приемы наращивания согласных (ра — бра — брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), изменения формы слов (лис-ты, лист). Усвоение слогов с гласными [я], [ю], [е], [ё] начинается со слов, где они стоят в начале. Далее вводятся слова, где эти гласные стоят в конце и образуют слог (Ю-ля, по-ю). Затем читаются слоги, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Коля, ко-лю). При этом постепенно наращиваются синтагматические связи (Лю-ба, люк, клюк-ва).

Поскольку умственно отсталым школьникам не объясняют двойную роль йотированных букв, чтение их в любой позиции отрабатывается практически. В качестве помощи сразу вводят прием сравнения. Гласные неоднократно прочитываются в «Городке букв» изолированно («вдоль улицы»), попарно (а, у; я, ю; а — я, у — ю); сравниваются слоговые структуры (лу — лю), слова с оппозиционными согласными (лук — люк).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...