Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие слуховых представлений осуществляется в 2 этапа.




1 этап: «Развитие неречевого слуха». Работа по развитию слухового восприятия, предшествует работе по формированию фонематического слуха и навыков звукового анализа. Первым этапом работы является развитие «грубых» слуховых дифференцировок (предложить упражнения на различение звуков окружающей действительности, имитацию голосов и звуков, издаваемых животными/ игры с музыкальными игрушками, предметами, издающими характерные звуки, игры «Угадай, что звучит», «Узнай по звуку» и т. п.).

2 этап: «Развитие речевого слуха и овладение некоторыми понятиями». Так как выделение звука как минимальной единицы речевого потока самая сложная задача для детей с нарушением интеллекта, работа по этому направлению начинается с формирования у учащихся представлений вначале о слове, предложении и лишь потом о слоге и звуке. Такая последовательность предъявления школьникам речевых единиц объясняется необходимостью на первых этапах знакомить детей с единицами речи, имеющими самостоятельное смысловое значение (слово, предложение), и только потом — со слогом и звуком, которые нельзя представить в виде картинки, реального предмета или ситуации. Решая задачу по формированию простейших операций звукового анализа необходимо, чтобы у детей сложилось четкое представление о слове. Задача первого урока - научить школьников выделять слова, произнесенные учителем, соотносить их с соответствующими предметами, самостоятельно называть предметы, демонстрируемые учителем, повторять слова, сказанные другим учеником, подбирать слова, обозначающие тот или иной предмет. Деятельность педагога может быть организована следующим образом: учитель произносит слово и просит показать соответствующий предмет, затем еще раз уточняет: «Какое слово ты сейчас сказал? Повтори его». Эта работа проводится устно с опорой на реальные предметы. Работа с графическим символом по данной теме начинается со второго урока. Условно-графическое изображение слова — бумажная полоска, меловая черта. Первоклассники учатся «читать» слова, ориентируясь на картинку и полоску под ней. Сами «подписывают» картинки, называют предметы на ситуационных картинках и «записывают» соответствующие слова. В течение всего времени обучения необходимо обращать внимание детей на то, где нарисован предмет и где «написано» слово, его обозначающее. Знакомство учащихся с предложением - следующий этап работы по формированию первоначальных умений в области звукового анализа. Он также начинается с устных заданий: составляются предложения о наблюдаемых действиях (Таня рисует. Володя пишет). Далее вводится условное изображение предложения - длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце. Первоклассники учатся «читать» предложения, «записанные» под картинками, составлять предложения по картинке и «записывать» их. В ходе выполнения практических заданий по этой теме необходимо учить детей произносить предложения с интонацией законченности. Это важно для развития устной речи учащихся, для формирования ее выразительности. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно- графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение. Ученики составляют предложения из двух слов по картинке, затем «читают» их по условно-графической записи. В конце добукварного периода, когда у первоклассников сформированы практические представления о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы. Этот условный знак предложения использован и в «Букваре». Один из наиболее сложных этапов в формировании простейших операций звукового анализа — упражнения в делении слов на слоги. Сложность этого этапа связана прежде всего с тем, что слог не имеет смыслового значения, поэтому его выделение не может опираться на практические упражнения с реальными предметами, с наблюдениями за действиями, как это было при изучении слова и предложения. Организуя беседу по картинке, учитель просит дать имена соревнующимся детям, состоящие из 2 слогов. После этого необходимо обратить внимание учащихся на других изображенных детей: «Что делают они? Как они болеют за спортсменов?» Первоклассникам предлагается поболеть за соревнующихся детей, при этом естественным будет скандированное произнесение их имен, т. е. первоклассники устно разделят слова на слоги. В качестве тренировочного задания на этом уроке может быть произнесение по слогам своего имени, имен одноклассников. После практических упражнений следует сконцентрировать внимание детей на схемах слов, которые разделены вертикальными полосками — это обозначение слогов. Необходимо помнить, что термин «слог» в добукварный период не используется, первоклассники говорят «часть слова». В связи с этим для понимания механизма деления слов на слоги можно предложить детям разорвать на части полоску, обозначающую слово, т. е. наглядно как бы поделить слово на части. Характер упражнений на закрепление представлений о слоге тот же, что при изучении предыдущих тем: деление слов на слоги и условно-графическая фиксация слова в послоговой разбивке, «подписывание» картинок словами с последующим делением их на части вертикальной чертой. Заключительным этапом в системе формирования простейших операций звукового анализа является знакомство первоклассников с речевым звуком, тренировочные упражнения в выделении первого звука в слове, фиксации его условно-графическим изображением в схеме слова. В качестве условного обозначения звука в пособии использованы квадраты без цветового наполнения. В «Букваре» схема звука получит развитие — схемы согласных звуков «наполнятся» синим цветом, а схемы гласных — красным. Работа со звуком в добукварный период предполагает выделение только первого звука в слове. Для выделения предлагаются звуки [а, у, о, м, с, н]. Таким образом, на каждом уроке в центре внимания оказывается один звук. Устный звуковой анализ подкрепляется упражнениями в «чтении» схемы слова с зафиксированным первым звуком или заданиями «записать» слово и первый звук в нем. Упражнения проводятся с опорой на картинный материал. Сначала это предметные картинки, а затем ситуационные, где выделить предметы, названия которых начинаются с заданного звука, сложнее.

 

 

Развитие фонематического восприятия начинается с исправления недостатков и совершенствования фонематического слуха. Психологи отмечают, что именно четкость фонематических дифференцировок помогает ребенку овладеть правильным произношением звуков.

- Работа по совершенствованию фонематического слуха начинается с сопоставления слов, так называемых фонетических паронимов. (Учитель предлагает найти картинку, где нарисован, например, сом, а потом дом, показать миску, а затем мишку. Картинки выкладывают на доске парами, и учащиеся называют их).

- Более сложным является сопоставление оппозиционных слоговых структур и звуков, поскольку те и другие не могут быть представлены в виде реальных предметов. (Дети играют, повторяя за учителем двухслоговую или двухзвуковую цепочку: ма-на, ба-па, ла-ля, м-мъ, к-х и т.д. В эту цепочку не включают звуки, нарушенные в речи детей). Школьники учатся вслушиваться в слова и поправлять ошибки, которые допускает говорящий. (Например, в класс приходит Петрушка. Он показывает картинку с лисой и говорит, что на ней нарисована «иса». «Петрушка правильно назвал животное? — спрашивает учитель. — Давайте исправим»).

Параллельно с исправлением недостатков фонематического слуха идет работа, направленная на формирование простейших операций по звуковому анализу.

Надо начинать с выделения слова как наиболее конкретизированной единицы речи. (Учащимся предлагают назвать предметы (2—3), находящиеся на столе, затем одного-двух школьников просят повторить слова, которые были сказаны предыдущим учеником, выделить по порядку каждое слово; самим назвать слова, посмотрев на окружающие предметы).

Так же, с опорой на предметные действия, вводится термин «предложение». Составленное предложение делится на слова. После этих упражнений школьники вновь возвращаются к слову и учатся делить его на слоги.

Заключительной работой по анализу речи является выделение звука. Сначала первоклассники воспроизводят звуки вслед за учителем, например, в игре «Раз, два, три — без ошибки повтори» — [а], [о], [у]. Затем дети учатся слышать эти звуки в словах и, наконец, выделять их.

Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр.

• Упражнения на различение звучания музыкальных игрушек Учитель привлекает внимание учеников, демонстрируя игрушки — барабан и дудочку. Дети называют эти предметы (самостоятельно или с помощью педагога). При необходимости слова повторяются хором и отдельными учениками. Учащиеся высказываются о том, как можно играть с барабаном и дудочкой, получают возможность постучать в барабан и подудеть. Издаваемые звуки получают название (барабанит, дудит). Проведение игры «Дудит или барабанит»: один из детей становится водящим, его задача — угадать, какая игрушка звучит, при этом глаза водящего закрыты или он стоит спиной к основной команде играющих. Если дети не испытывают трудностей в различении источника звука, в игру может быть добавлен еще один инструмент — свисток. В ходе игры ученики устно составляют предложения из двух слов типа «Дудочка дудит». • Физминутка. Игра «Оркестр» Учитель обращает внимание детей на то, что человек тоже может издавать разные звуки. Например, можно хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать языком. Детям предлагается по-разному «позвучать». Сообщение правила игры: оркестр звучит, пока играет музыка. Как только она стихает — все замолкают, присаживаются на корточки. В конце игры проводится минутка тишины, после которой каждый ученик рассказывает, что услышал в тишине (ехала машина, упала ручка, скрипнула парта и т. д.). 4. Закрепление изученного материала • Работа с «Дидактическим материалом...» Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные на них. Коллективно называются все изображенные предметы. Проводится игра «Кто как голос подает». Учитель поощряет составление предложений, например: «Комар пищит», «Корова мычит» и т. д. Педагог обращает внимание детей на недорисованную часть картинки. Выясняется, какие предметы не дорисованы, какого они цвета. Учащиеся выкладывают перед собой карандаши, которые необходимы для дорисовывания изображения. Ученикам предлагается дорисовать изображения на странице. Оказывается индивидуальная помощь.

• Выделение первого звука в словах с опорой на артикуляцию учителя Учитель обращает внимание детей на то, что звук, который они сейчас произносили, «прячется» в словах. Педагог произносит слово «астра», утрируя первый звук (соответствующая предметная картинка выставляется на доске), и спрашивает, какой звук слышится в начале этого слова. Слово с утрированным первым звуком произносится хором. На доске составляется схема слова с обозначенным белым квадратом — первым звуком. • Игра-соревнование «Поймай звук» Ученикам предлагается по очереди (по цепочке, друг за другом) выделять звук [а] в словах, произносимых учителем: апельсин, абрикос, ананас, Африка и т. д. Если звук выделен правильно, ученик «поймал звук» и получает символ звука — белый квадрат. • Физминутка «Минутка тишины» 4. Закрепление изученного материала • Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 33), работа над схемой звука и слова Учитель раздает листы. Просит рассмотреть картинки, нарисованные наверху страницы, указать на них. Коллективно называются изображенные предметы. Педагог предлагает «прочитать» записи под картинками (по аналогии со схемами, выложенными на партах). • Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашем классе мальчики и девочки...» • Работа с «Дидактическим материалом...» (с. 33), запись условно-графических схем Учитель обращает внимание школьников на нижний ряд картинок на листе пособия. Сообщает, что у всех изображенных детей имена начинаются со звука [а]. Коллективно подбираются имена для героя каждой картинки (Аня, Алла, Андрей), выполняется условно-графическая запись слова и звука (по образцу верхних картинок). • Выполнение графического задания Учитель привлекает внимание детей к изображению буквы внизу страницы. Если кто- то из учащихся называет ее, ответ одобряется (но внимание на этом не акцентируется). Выделяются элементы, из которых состоит буква, их расположение (две длинные полоски, наклонные, похоже на шалашик; одна полоска короче, похожа на перекладину (термин «горизонтальная полоска» только в речи учителя). Контур буквы обводится пальчиком, можно предложить нарисовать рядом такую же букву. Далее предлагается рассмотреть изображения предметов рядом с буквой, назвать их (домик, ракета). Найти в этих изображениях букву, которую только что рассматривали, обвести ее цветным карандашом.

 

 

Смазанность, вялость движений артикуляционного аппарата, с одной стороны, слабость замыкательных функций коры головного мозга, затрудняющая аудирование, с другой, препятствуют познанию УО детьми кинестетических свойств речевого звука. Неправильное произнесение звуков, их смешение в значительной мере задерживают создание правильных артикуляторных образов в коре головного мозга.

В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитания четкости произнесения каждого звука.

Ежедневная артикуляционная гимнастика, включающая упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата, правильное громкое произнесение звуков, слов, слогов, заучивание стихотворений на определенный звук, постоянное предъявление детям с первых дней их пребывания в школе требования четкого артикулирования звуков и слов на всех уроках создают основу для преодоления этого недостатка в добукварный период.

Работа направлена на развитие подвижных органов речевого аппарата, четкости их движений - Осуществляется через заучивание с голоса учителя коротких четверостиший, с повторяющимися звуками, чистоговорок, скороговорок.

 

Развитие лексической, граматико-синтаксической, связной речи.

Основными задачами работы над лексической стороной речи является следующее: Обогащение и расширение словарного запаса за счет слов образованных с помощью приставок и суффиксов от ранее известных слов; Активизация словарного запаса, связанная с переводом слов из пассивных слов ( с уровня понимания) в активный словарь (на уровень потребления); Уточнение значений используемых учащимся слов.

Развитие граматико-синтаксическойстороны речи направлено на формирование учащимся правильного сочетания слова между собой, а также построение простых предложений из 3-4 слов.

Развитие связной устной речи направлено на формирование и развитие импрессивной и экспрессивной форм речи.

Развитие импрессивной речи - выполнение несложных инструкций; воспринимают на слух законченные отрывки из художественных произведений (рассказы, стихи); слушают и воспроизводят с голоса учителя сказки.

Развитие экспрессивной устной речи - учатся пересказывать, прослушивая с голоса учителя рассказы и сказки с опорой на серии сюжета картины, вопросы учителя, использование настольного театра, кукольного.

 

Подготовка к обучению письму в добукварный период обучения грамоте. (примеры различных упражнений).

- ведется работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивают в таком порядке: 1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев). 2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. 3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. 4.Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. 5. Письмо элементов букв.

Поэтапное совершенствование мелкой моторики кистей рук детей, что является непосредственной подготовкой к письму букв.

(упражнения в рисовании фигур по шаблону/ предлагается серия более сложных заданий на воспроизведение композиций из геометрических фигур с использованием шаблона, но с самостоятельным дорисовыванием элементов композиции, с обведением контуров простых по конфигурации фигур.

Большое количество заданий на рисование в строке бордюров из геометрических фигур и линий различных направлений готовит первоклассников к работе на листе тетради, в рабочей строке. Параллельно с ними предлагаются различные варианты воспроизведения комбинаций из цветных полосок, штриховка, рисование фигур по начальным точкам.

Рисование в строке элементов букв, похожих на знакомые предметы, письмо элементов букв в бордюрах, печатание знакомых образов букв.

 

 

Цель, задачи, содержание и методика работы в букварный период обучения грамоте. Проиллюстрировать на примерах урока работу по ознакомлению со звуком и буквой, чтению и составлению слоговых структур и слов.

 

Цель букварного периода – формирование элементарных навыков чтения и письма.

Задачи урока чтения: 1)Научить слышать в слове и выделять на фоне полного слова искомый звук;2)определять место звука в слове, его наличие или отсутствие, последовательность звуков не сложных по слогозвуковой структуре слова;3) составлять и читать слоги разной звукобуквенной структуры;4) читать слова из усвоенных слоговых структур и короткие предложения;5) читать небольшие по объёму тексты по слогам и формировать основы осмысленного чтения.

Задачи урока письма: 1)Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв; 2)Овладение соединением рукописных букв в слогах и словах разной слоговой структуры; 3)Списывание с печатного и рукописного текстов; 4)Письмо на слух под диктовку буквенных слогов, слов, написание которых не расходится с произношением и коротких предложений; 5)Практическое усвоение, обозначение буквами сочетаний и шипящих согласных с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу).

Букварный период подразделяется на четыре этапа. На каждом этапе после изучения материала предусматривается время для закрепления пройденного, для дифференциации сходных звуков и букв.

-На первом этапе усваивают гласные [а], [у], [о], сонорный согласный [м] и глухие длительные согласные, различные по месту образования: [с], [х]. Школьники читают слова, состоящие из двух гласных (ау, уа), закрытый двухбуквенный слог (ам, ах, ох) и открытый прямой слог (ма, му, ха) и др. Большинство слогов фактически совпадают со звукоподражательными словами. Каждое прочитанное слово разбирается по звуковому составу и значению. Учатся писать элементы изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.

Трудности- связаны со звуковым анализом, ассоциацией звука с буквой, с необходимостью плавно и вместе тем достаточно быстро произносить один звук за другим (ГГ, ГС), соблюдая при чтении правильное направление движения глаз. Особенно сложным оказывается усвоение прямого открытого слога (СГ).

- На втором этапе знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся читать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закрытым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоящие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложения.

Трудности - дифференциация сходных звуков (м — н, с -ш, р — л, а —о, с — х, л—м) и букв. (Закрепления навыков: 1. Быстро назвать изученные буквы.2. Подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы. 3. Соотнести печатный и рукописный варианты букв. 4. Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, определить их сходство и различие (он, но). 5. Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находится в начале, в середине или в конце слова).

- На третьем этапе изучают глухие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие согласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [и], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозначения — буквами и, ь. Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими согласными (пц), закрытый слог с твердыми и мягкими согласными, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь).

Трудности - выработка умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звуками [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе. (Закрепление умений: 1.Быстрое узнавание и называние указанных букв. 2. Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, ж — к — х; д — б, д — з, п — т). 3. Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного вариантов).

- На четвертом этапе усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).

Трудности - при освоении слогов со стечением согласных и с йотированными гласными. (К предыдущим заданиям на закрепление изученного материала добавляются задания, которые требуют от детей записи под диктовку коротких предложений).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...