Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современный метод обучения грамоте и особенности его использования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Методика русского языка как наука: цель, задачи, связь с другими науками, методы исследования. Цель:определение основныx направлений обучения русскому языку учащиxся с УО с учетом особенностей иx псиxического развития, а также возраста. Предмет - процесс обучения УО детей с целью формирования устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции их познавательной деятельности, одного из условий нравственного совершенствования личности. Задачи: 1. Определение основной направленности обучения русскому языку с ИН 2.Установление объема и содержания учебного материала, доступного для УО 3.Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета; 4. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся; 5.Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка. Методы исследования: - изучение опыта учителей, а также обобщение ими собственной практики работы. -педагогический эксперимент (Различают два вида эксперимента: естественный, осуществляемый в ходе обычной классной работы, и лабораторный, который проводится в специально созданных условиях) - Наблюдение -метод изучения детских работ и документации - анализ научно-методической литературы 1. Олигофренопедагогика. (методика определяет содержание материала по русскому языку и придаёт ему коррекционную и практическую направленность при создании системы работы по тому или иному разделу учебной программы; опирается на дидактические принципы, содержание которых отработано олигофренопедагогикой; использует методы обучения с учётом тех специфических требований к ним, которые также сформулированы специальной дидактикой.) 2. Психология. (Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определять оптимальные пути обучения русскому языку, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приёмы работы, виды заданий.) 3. Лингвистка и психолингвистика. (В качестве закономерностей обучения русскому языку принимаются такие положения психолингвистики, как связь языка и речи, языка, мышления и действительности. Благодаря учёту этих связей методика обеспечивает развивающий и коррекционный характер обучения.) 4. Фонетика, графика, лексика, грамматика и орфография. (По-разному строятся системы работы, направленные на усвоение детьми морфологических, исторических и фонетических написаний, отбирается тот грамматический материал, который имеет практическое значение для формирования речи учащихся.) 5. Методика русского языка для массовой школы. (Общность законов развития детей в норме и при аномалии обусловливает тождественность отдельных принципов, форм, а также некоторых методов и приёмов работы, видов упражнений и характера заданий, идентичность наглядных и технических средств обучения. В специальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично- поисковый метод и элементы программированного обучения, одинаковые виды упражнений: предупредительный, объяснительный, творческий и контрольный диктанты, изложения и сочинения. С 60-х гг. в практику специальной школы, так же как и в практику массовой, вошли следующие виды работ: комментированное письмо, диктант «Проверяю себя», самодиктант и др.)
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Сравнить содержание обучения русскому языку в соответствии с двумя вариантами программ. Коррекционная направленность и практический характер обучения русскому языку.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: «Обучение грамоте», «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи». Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Коррекционная направленность. Важнейшая цель уроков - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности и облегчения их адаптации после окончания школы. - В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка: корригируются дефекты произношения; формируются фонетико-фонематические представления; Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций. - Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды (на них у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят к усвоению последующих разделов программы. Напр.: обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма). -Для всех классов выделены темы, требующие сравнения, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установления признаков общности и отличия. - Увеличение (по сравнению с нормой) количества уроков по каждой теме. Практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование речевых навыков. -Специальные уроки развития устной речи (1—4-й классы). -Законы языка усваиваются учащимися в тех пределах, которые необходимы для совершенствования их речевой практики. -В первые годы обучения языковой и речевой материал, в значительной мере усваивается в процессе выполнения упражнений; в старших классах вводятся элементарные теоретические обобщения, которые способствуют дальнейшему продвижению учащихся в овладении речью. (Это так называемая практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.) - Теоретические сведения отобраны в программе с учетом частотности употребления в речи той или иной грамматической категории. (Программа опускает такие грамматические темы, как разносклоняемые слова, существительные на -ие, -ия, -ий, субстантивированные прилагательные). - При отборе учебного материала принимается во внимание, что для УО школьников недоступны абстрактные понятия, обозначающие многоаспектные языковые признаки. (Так, причастие не изучается из-за того, что оно обладает многообразием признаков, присущих как самой этой части речи, так и глаголу и имени прилагательному). - В старших классах не по всем темам систематического курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая терминология. Некоторые темы учащиеся усваивают на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений. (Примером является тема «Сложные предложения». Школьники учатся соединять простые предложения в сложные с помощью указанных в программе слов - союзы, союзные слова, или без них. Все теоретические обобщения по поводу семантико-структурных типов сложных предложений и терминологические обозначения остаются за пределами программы.) - Тенденция к законченности курса (программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей). Исходя из наличия 2-х вариантов адап-ых программ весь процесс обучении р.я делится на жтапы : * ПО Воронковой 4 этапа *ПО Бгажноковой добавлен 5 этап. 1Этап. Подготовительный - не является обязательным. (в течении этого года возможно подготовить учащихся. Имеет диагностическое значение , поскольку). 2 этап.(1 класс). Обучение Ч и П осуществляется в 3 этапа ,первые 2 : добукварный и букварный этапы - в 1-ом классе; послебукварный - 2 кл. 3 этап (2-4 класс) 3 учебных предмета : 1)Рус.яз. 2) Чтение 3) По 1в. развитие речи на основе ознакомления окр.мир. По 2 устная речь. 4 этап. По 1 вар-ту программ структурно 2 предмета:1) рус.яз. –грамматика, правописание и развитие речи. Начинаются с 5 и заканчиваются 9 классом. 5 этап. Только во 2 варианте. (10-11 классы/не обязательны). Первый этап (ограничен первым годом обучения) Задачи: углубленное изучение детей; включение их в школьные занятия; исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; выработка первоначальных навыков чтения и письма; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения, вести беседу; воспитание первоначальных навыков повествовательной речи. Материал - звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты. Основными методами работы на данном этапе являются игра и упражнения. Второй этап обучения. (2-4 классы) Задачи: развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словаря; развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли; освоение простейших видов письменной речи; практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил; развитие навыка правильного, выразительного и сознательного чтения на материале несложных художественных текстов и статей научно-популярного характера. Основной метод — разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении. Третий этап(5-9 классы) Задачи : дальнейшее совершенствование техники чтения, в частности, формировании навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала, овладение различными формами пересказа. Учатся последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах, осваивают элементарные и грамматические понятия и связанные с ними правила правописания. Основной метод работы — упражнения, однако в них вводят более трудный материал, задания усложняют; повышается самостоятельность учащихся в их выполнении.
Современный метод обучения грамоте и особенности его использования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Звуковой аналитико-синтетический метод. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи. В содержании метода 3 периода: Добукварный, Букварный, послебукварный (везде разные целевые установки.
Основные положения : 1. Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой. 2. На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. (делят предложения на слова, а последние на слоги, выделяют звук и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют предложение по опорным словам.) 3. Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи. 4. В качестве единицы чтения и письма берется слог. 5. Последовательность введения слоговых структур обусловливается их доступностью для чтения, а также частотностью употребления в словах. (в порядке: Г — гласный (а), СГ — согласный, гласный (ма), СГС (кот, кит), ССГС (стол, клюв, степь), СГСС (мост, серп), ГС (ум), СССГ (стро-ит). 6. Обучение чтению и письму осуществляется параллельно 7. Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период). 8. Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Используется и в условиях обучения УО детей. При этом сохраняется без изменения ряд принципиальных положений, составляющих суть этого метода. К таковым относятся принципы, обозначенные под номерами 1, 2, 4, 6, 8. Неподготовленность аномальных школьников к усвоению грамоты и недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности на уровне любого анализатора — вызывает необходимость в разработке особых методических принципов, учитывающих специфику данного контингента. К таким методическим принципам относятся следующие: 1. Порядок изучения звуков и букв. Не регулируется частотностью употребления звуков речи в словах, а определяется несколькими факторами: а) степенью трудности соотнесения звука и буквы. (Напр: Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как последние оглушаются на конце слова, в результате чего звук и буква не совпадают). б) сложностью слияния звуков в слог.в) частотностью употребления звуков в речи (ф, щ, э). 2. Порядок изучения слоговых структур. Он обусловливается постепенным наращиванием синтагматических и позиционных систем связей, лежащих в основе образования слога. 3. Обучение письму по слуху осуществляется в основном на базе фонетического принципа русской графики, когда буква кодирует определенный звук и выступает в своем главном значении. 4. Использование длительного добукварного периода (1—2 мес) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте. 5. Удлинение сроков прохождения букваря до одного года. 6. Использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов слогового метода. Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте приводит в действие процессы механической памяти, более сохранные у УО детей. 7. Направленность всего процесса обучения грамоте на коррекцию недостатков речевого, интеллектуального и сенсомоторного развития. 8. Применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов в овладении операциями анализа и синтеза. ( «Городок букв»; важно заранее подготовить первоклассника к чтению букварной страницы - «Волшебный помидор» (плод можно сорвать только тогда, когда прочитаешь написанное на нем слово); «Смотрим телевизор» (на экране возникают слоги и слова, записанные на бумажной ленте); «Волшебная таблица» (из слогов ее можно составлять различные слова) и др.
Цель, задачи, содержание и методика работы в добукварный период обучения грамоте. Проиллюстрировать на примерах урока работу по развитию слуховых и зрительных представлений, пространственной ориентировки, развитию речи, подготовке к письму в добукварный период обучения грамоте.
Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от одного до двух месяцев. Задачи: 1. Развитие у детей интереса к учению. ( направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагаются доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребенка утраченную уверенность в своих возможностях, когда широко используются игровые приемы.) 2. Уточнение, расширение их представлений и речи. 3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа. 4. Укрепление мыши артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков. 5. Исправление недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентации. 6. Координация мелких мышц кисти руки. Кроме образовательных задач важной задачей является содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. Обучение грамоте осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Сущность этого метода заключается в следующем: Работа начинается с устных заданий. Все задания и упражнения имеют диагностическую направленность. Организуя рассматривание картинок, беседы по их содержанию, предлагая школьникам выполнение графических заданий, учитель выясняет актуальный уровень речевого развития детей, степень сформированности у них представлений о цвете, форме и величине предметов, а также графомоторных навыков и графических умений: правильно держать карандаш, проводить линии заданной формы по контуру и по собственному замыслу. -Работа по развитию представлений о цвете. (Начинается с представления эталонов цвета, а затем переходим к узнаванию, названию и различению натуральных цветов). -Работа по развитию представлений о форме предмета связана с ознакомлением детей с основными геометрическими фигурами (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник). Знакомство начинается с предъявления эталонов. После называния и усвоения эталона, становится возможным переход к узнаванию геометрических форм в натуральных предметах или изображениях. (Например: треугольник- крыша, колпак, колокольчик, дорожный знак; круг – колесо, бусы, шар, солнце и т.д.). Предлагаются задания на дифференциацию геометрических форм, например: разложить в 2 стопки квадрат и круг + признак цвета. (К концу добукварного периода добавляется дифференциация по величине). - Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, направленные на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении.
Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.
Существует множество игр и заданий на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации - «Дорожки». Лист с цветным заданием ламинируется, а дорожки дети проводят разноцветными маркерами на водной основе, которые легко стираются влажной тряпочкой.
Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование точности, объема, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определенном направлении. - Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. (В дальнейшем дифференцируют предметы по всем этим признакам). - дети работают с орнаментом, составленным из палочек, геометрических фигур, изображений овощей, фруктов. (Для того чтобы приблизить орнаментальное рисование к графическому изображению букв, учащимся предлагают сравнить два орнамента, составленных, например, из цветных палочек в виде букв т и г, п и н и др.) - развитие более сложных психических функций - после упражнений на воспроизведение фигур по образцу учащиеся выкладывают фигуры по памяти, по словесной инструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объема зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения. - ведется работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивают в таком порядке: 1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев). 2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. 3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. 4.Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. 5. Письмо элементов букв. -совершенствование ориентировки в схеме собственного тела и тела собеседника; -ориентировка в плоскости листа; Необходимо, чтобы ребенок ориентировался, где лев/прав сторона у себя, у соседа и зеркально; где верх/низ; правильно использовал предлоги, указывающие на местоположение. Находить на листе бумаги прав/лев сторону. Можно предложить рисование узоров и различных комбинаций слева направо. Важно, чтобы ребенок мог находить верх/низ листа, и для этого предлагаем задания на вертикальную штриховку, связанные с конструирование плоских предметов.
Формирование слухового восприятия у УО ребенка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно: - умений различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками); - сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи (з — звенит комар, р — трещит мотор, в - воет ветер, щ — шипит гусь и т.п.); - узнавать людей по тембру их голоса (игра «Угадай, чей голосок»); находить игрушки (игра «Громко — тихо»); - определять направление звука. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 433. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |