Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современный метод обучения грамоте и особенности его использования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.




Методика русского языка как наука: цель, задачи, связь с другими науками, методы исследования.

Цель:определение основныx направлений обучения русскому языку учащиxся с УО с учетом особенностей иx псиxического развития, а также возраста. Предмет - процесс обучения УО детей с целью формирования устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции их познавательной деятельности, одного из условий нравственного совершенствования личности.

Задачи:

1. Определение основной направленности обучения русскому языку с ИН

2.Установление объема и содержания учебного материала, доступного для УО

3.Выявление условий реализации общедидактических принципов при обучении русскому языку, разработка специальных методических принципов преподавания данного предмета;

4. Разработка и описание наиболее рациональных и продуктивных методов и приемов обучения, системы упражнений, способствующих эффективной организации занятий, коррекции недостатков и достижению оптимально высокого уровня речевого и умственного развития учащихся;

5.Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами языка.

Методы исследования:

- изучение опыта учителей, а также обобщение ими собственной практики работы.

-педагогический эксперимент (Различают два вида эксперимента: естественный, осуществляемый в ходе обычной классной работы, и лабораторный, который проводится в специально созданных условиях)

- Наблюдение

-метод изучения детских работ и документации

- анализ научно-методической литературы

1. Олигофренопедагогика. (методика определяет содержание материала по русскому языку и придаёт ему коррекционную и практическую направленность при создании системы работы по тому или иному разделу учебной программы; опирается на дидактические принципы, содержание которых отработано олигофренопедагогикой; использует методы обучения с учётом тех специфических требований к ним, которые также сформулированы специальной дидактикой.) 2. Психология. (Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определять оптимальные пути обучения русскому языку, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приёмы работы, виды заданий.) 3. Лингвистка и психолингвистика. (В качестве закономерностей обучения русскому языку принимаются такие положения психолингвистики, как связь языка и речи, языка, мышления и действительности. Благодаря учёту этих связей методика обеспечивает развивающий и коррекционный характер обучения.) 4. Фонетика, графика, лексика, грамматика и орфография. (По-разному строятся системы работы, направленные на усвоение детьми морфологических, исторических и фонетических написаний, отбирается тот грамматический материал, который имеет практическое значение для формирования речи учащихся.) 5. Методика русского языка для массовой школы. (Общность законов развития детей в норме и при аномалии обусловливает тождественность отдельных принципов, форм, а также некоторых методов и приёмов работы, видов упражнений и характера заданий, идентичность наглядных и технических средств обучения. В специальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично- поисковый метод и элементы программированного обучения, одинаковые виды упражнений: предупредительный, объяснительный, творческий и контрольный диктанты, изложения и сочинения. С 60-х гг. в практику специальной школы, так же как и в практику массовой, вошли следующие виды работ: комментированное письмо, диктант «Проверяю себя», самодиктант и др.)

 

Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Сравнить содержание обучения русскому языку в соответствии с двумя вариантами программ. Коррекционная направленность и практический характер обучения русскому языку.

 

Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: «Обучение грамоте», «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Коррекционная направленность. Важнейшая цель уроков - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности и облегчения их адаптации после окончания школы.

- В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка: корригируются дефекты произношения; формируются фонетико-фонематические представления; Неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций.

- Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды (на них у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят к усвоению последующих разделов программы. Напр.: обучению грамоте предшествует добукварный период, направленный на коррекцию сенсомоторной сферы, сложных недостатков речи, неправильных представлений об окружающем мире, без чего невозможно приступать к формированию навыков чтения и письма).

-Для всех классов выделены темы, требующие сравнения, сопоставления сходных понятий, предметов и явлений, установления признаков общности и отличия.

- Увеличение (по сравнению с нормой) количества уроков по каждой теме.

Практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование речевых навыков.

-Специальные уроки развития устной речи (1—4-й классы).

-Законы языка усваиваются учащимися в тех пределах, которые необходимы для совершенствования их речевой практики.

-В первые годы обучения языковой и речевой материал, в значительной мере усваивается в процессе выполнения упражнений; в старших классах вводятся элементарные теоретические обобщения, которые способствуют дальнейшему продвижению учащихся в овладении речью. (Это так называемая практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.)

- Теоретические сведения отобраны в программе с учетом частотности употребления в речи той или иной грамматической категории. (Программа опускает такие грамматические темы, как разносклоняемые слова, существительные на -ие, -ия, -ий, субстантивированные прилагательные).

- При отборе учебного материала принимается во внимание, что для УО школьников недоступны абстрактные понятия, обозначающие многоаспектные языковые признаки. (Так, причастие не изучается из-за того, что оно обладает многообразием признаков, присущих как самой этой части речи, так и глаголу и имени прилагательному).

- В старших классах не по всем темам систематического курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая терминология. Некоторые темы учащиеся усваивают на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений. (Примером является тема «Сложные предложения». Школьники учатся соединять простые предложения в сложные с помощью указанных в программе слов - союзы, союзные слова, или без них. Все теоретические обобщения по поводу семантико-структурных типов сложных предложений и терминологические обозначения остаются за пределами программы.)

- Тенденция к законченности курса (программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания и некоторые представления о творчестве русских классиков и современных писателей).

Исходя из наличия 2-х вариантов адап-ых программ весь процесс обучении р.я делится на жтапы : * ПО Воронковой 4 этапа *ПО Бгажноковой добавлен 5 этап.

1Этап. Подготовительный - не является обязательным. (в течении этого года возможно подготовить учащихся. Имеет диагностическое значение , поскольку).
В 1-ом вар-те программы - обучение чтению и письму имеет условный хар-ер поскольку они не учатся не писать, не читать.
В содержание обучению чтению входит развитие слухового восприятия, уточнение произносительной стороны речи , работа над дислексией. Обучение письму связывается с развитием зрительного восприятия, зрительных представлений. Ориентировки, развитие мелкой моторики пальцев руки. Введение учебного .предмета в структуру Р.Я - развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
В рамках 2-го вар-та программы. Предполагается знакомство учеников с 6-ю гласными звуками и буквами их обоз-ми.(А,У,О,М,Н,С). Обучение письму рукописных букв не предусмотрено (уроки письма условный хар-ер).

2 этап.(1 класс).  Обучение Ч и П осуществляется в 3 этапа ,первые 2 : добукварный и букварный этапы - в 1-ом классе; послебукварный - 2 кл.
Отличием по2 варианту:1) добукварный период дети учатся выделять не 3звука,как в 1-ом,а 6 звуков.2) В букварный период изменяется традиционная последовательность изучения звуков и букв.3) Материал для послебукварного периода включен в книги для чтения.

3 этап (2-4 класс) 3 учебных предмета : 1)Рус.яз. 2) Чтение 3) По 1в. развитие речи на основе ознакомления окр.мир. По 2 устная речь.

4 этап. По 1 вар-ту программ структурно 2 предмета:1) рус.яз. –грамматика, правописание и развитие речи. Начинаются с 5 и заканчиваются 9 классом.
По 1-му вар-ту программы изучение материала - в линейной последовательности/ во 2-ом - концентрический принцип.

5 этап. Только во 2 варианте. (10-11 классы/не обязательны).
Структура: литературное чтение. Деловое и творческое письмо.

Первый этап (ограничен первым годом обучения)

Задачи: углубленное изучение детей; включение их в школьные занятия; исправление недостатков произношения, слухового, зрительного и двигательного анализаторов; выработка первоначальных навыков чтения и письма; уточнение и развитие словарного запаса; формирование умений строить простые предложения, вести беседу; воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.

Материал -  звуки и буквы, слоги и слова, простейшие типы предложений, короткие тексты.

Основными методами работы на данном этапе являются игра и упражнения.

Второй этап обучения. (2-4 классы)

Задачи: развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словаря; развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли; освоение простейших видов письменной речи; практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил; развитие навыка правильного, выразительного и сознательного чтения на материале несложных художественных текстов и статей научно-популярного характера.

Основной метод — разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении.

Третий этап(5-9 классы)

Задачи : дальнейшее совершенствование техники чтения, в частности, формировании навыка беглого чтения, расширение возможностей в осознании читаемого материала, овладение различными формами пересказа. Учатся последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной и письменной формах, осваивают элементарные и грамматические понятия и связанные с ними правила правописания.

Основной метод работы — упражнения, однако в них вводят более трудный материал, задания усложняют; повышается самостоятельность учащихся в их выполнении.

 







Современный метод обучения грамоте и особенности его использования в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

 

Звуковой аналитико-синтетический метод. Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.

В содержании метода 3 периода: Добукварный, Букварный, послебукварный (везде разные целевые установки.

 

Основные положения :

1. Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой.

2. На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. (делят предложения на слова, а последние на слоги, выделяют звук и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют предложение по опорным словам.)

3. Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи.

4. В качестве единицы чтения и письма берется слог.

5. Последовательность введения слоговых структур обусловливается их доступностью для чтения, а также частотностью употребления в словах. (в порядке: Г — гласный (а), СГ — согласный, гласный (ма), СГС (кот, кит), ССГС (стол, клюв, степь), СГСС (мост, серп), ГС (ум), СССГ (стро-ит).

6. Обучение чтению и письму осуществляется параллельно

7. Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период).

8. Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер.

Используется и в условиях обучения УО детей. При этом сохраняется без изменения ряд принципиальных положений, составляющих суть этого метода. К таковым относятся принципы, обозначенные под номерами 1, 2, 4, 6, 8.

Неподготовленность аномальных школьников к усвоению грамоты и недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности на уровне любого анализатора — вызывает необходимость в разработке особых методических принципов, учитывающих специфику данного контингента.

К таким методическим принципам относятся следующие:

1. Порядок изучения звуков и букв. Не регулируется частотностью употребления звуков речи в словах, а определяется несколькими факторами:

а) степенью трудности соотнесения звука и буквы. (Напр: Глухие согласные вводятся раньше звонких, так как последние оглушаются на конце слова, в результате чего звук и буква не совпадают). б) сложностью слияния звуков в слог.в) частотностью употребления звуков в речи (ф, щ, э).

2. Порядок изучения слоговых структур. Он обусловливается постепенным наращиванием синтагматических и позиционных систем связей, лежащих в основе образования слога.

3. Обучение письму по слуху осуществляется в основном на базе фонетического принципа русской графики, когда буква кодирует определенный звук и выступает в своем главном значении.

4. Использование длительного добукварного периода (1—2 мес) с целью подготовки сенсомоторной сферы детей к обучению грамоте.

5. Удлинение сроков прохождения букваря до одного года.

6. Использование наряду с аналитико-синтетическим методом элементов слогового метода. Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте приводит в действие процессы механической памяти, более сохранные у УО детей.

7. Направленность всего процесса обучения грамоте на коррекцию недостатков речевого, интеллектуального и сенсомоторного развития.

8. Применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов в овладении операциями анализа и синтеза. ( «Городок букв»; важно заранее подготовить первоклассника к чтению букварной страницы - «Волшебный помидор» (плод можно сорвать только тогда, когда прочитаешь написанное на нем слово); «Смотрим телевизор» (на экране возникают слоги и слова, записанные на бумажной ленте); «Волшебная таблица» (из слогов ее можно составлять различные слова) и др.

 

Цель, задачи, содержание и методика работы в добукварный период обучения грамоте. Проиллюстрировать на примерах урока работу по развитию слуховых и зрительных представлений, пространственной ориентировки, развитию речи, подготовке к письму в добукварный период обучения грамоте.

 

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от одного до двух месяцев.

Задачи:

1. Развитие у детей интереса к учению. ( направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагаются доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребенка утраченную уверенность в своих возможностях, когда широко используются игровые приемы.)

2. Уточнение, расширение их представлений и речи.

3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

4. Укрепление мыши артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков.

5. Исправление недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентации.

6. Координация мелких мышц кисти руки.

Кроме образовательных задач важной задачей является содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем.

Обучение грамоте осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Сущность этого метода заключается в следующем: Работа начинается с устных заданий. Все задания и упражнения имеют диагностическую направленность. Организуя рассматривание картинок, беседы по их содержанию, предлагая школьникам выполнение графических заданий, учитель выясняет актуальный уровень речевого развития детей, степень сформированности у них представлений о цвете, форме и величине предметов, а также графомоторных навыков и графических умений: правильно держать карандаш, проводить линии заданной формы по контуру и по собственному замыслу.

-Работа по развитию представлений о цвете. (Начинается с представления эталонов цвета, а затем переходим к узнаванию, названию и различению натуральных цветов).

-Работа по развитию представлений о форме предмета связана с ознакомлением детей с основными геометрическими фигурами (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник). Знакомство начинается с предъявления эталонов. После называния и усвоения эталона, становится возможным переход к узнаванию геометрических форм в натуральных предметах или изображениях. (Например: треугольник- крыша, колпак, колокольчик, дорожный знак; круг – колесо, бусы, шар, солнце и т.д.).

Предлагаются задания на дифференциацию геометрических форм, например: разложить в 2 стопки квадрат и круг + признак цвета. (К концу добукварного периода добавляется дифференциация по величине).

- Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, направленные на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении.

 

Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.

 

Существует множество игр и заданий на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации - «Дорожки». Лист с цветным заданием ламинируется, а дорожки дети проводят разноцветными маркерами на водной основе, которые легко стираются влажной тряпочкой.

 

Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование точности, объема, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определенном направлении.

- Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. (В дальнейшем дифференцируют предметы по всем этим признакам).

- дети работают с орнаментом, составленным из палочек, геометрических фигур, изображений овощей, фруктов. (Для того чтобы приблизить орнаментальное рисование к графическому изображению букв, учащимся предлагают сравнить два орнамента, составленных, например, из цветных палочек в виде букв т и г, п и н и др.)

- развитие более сложных психических функций - после упражнений на воспроизведение фигур по образцу учащиеся выкладывают фигуры по памяти, по словесной инструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объема зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения.

- ведется работа по координации движений мелких мышц кисти рук. Упражнения (по нарастающей сложности) выстраивают в таком порядке: 1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (зарядка для пальцев). 2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. 3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. 4.Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. 5. Письмо элементов букв.

-совершенствование ориентировки в схеме собственного тела и тела собеседника;

-ориентировка в плоскости листа;

Необходимо, чтобы ребенок ориентировался, где лев/прав сторона у себя, у соседа и зеркально; где верх/низ; правильно использовал предлоги, указывающие на местоположение. Находить на листе бумаги прав/лев сторону. Можно предложить рисование узоров и различных комбинаций слева направо. Важно, чтобы ребенок мог находить верх/низ листа, и для этого предлагаем задания на вертикальную штриховку, связанные с конструирование плоских предметов.

 

Формирование слухового восприятия у УО ребенка начинается с развития грубых дифференцировок, а именно:

- умений различать неречевые звуки окружающего мира (шуршание листьев на дереве, под ногами; звуки, издаваемые различными игрушками);

- сопоставлять звуки, воспроизводимые предметами, со звуками речи (з — звенит комар, р — трещит мотор, в - воет ветер, щ — шипит гусь и т.п.);

- узнавать людей по тембру их голоса (игра «Угадай, чей голосок»); находить игрушки (игра «Громко — тихо»);

- определять направление звука.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...