Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Указания к семинарским занятиям




Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике дисциплины предполагается обсуждать на семинарских занятиях. Семинарское занятие представляет собой коллективное обсуждение студентами под руководством преподавателя самостоятельно изученного материала. Основной (изложенный в учебниках и учебных пособиях) и дополнительный (справочный и научные публикации) материалы систематизируется и обобщается студентом в соответствии с индивидуальной образовательной технологией. Студенты получают возможность вникать в сущность теоретических вопросов и анализировать практическую деятельность. Особенно важно анализировать местную практику и прогнозировать развитие экономической ситуации. Выступления студентов на семинарском занятии должны сопровождаться наглядностью: схемы, диаграммы, диапозитивы, аудио- и видеозаписи и т.д. Особенно приветствуется выступление с докладом в форме презентации. Оценивается знание теоретического материала, качество подобранного к теме фактического материала, аргументированность выступления.

Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-нибудь тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей. Доклад применяется в учебном процессе при изучении тех или иных курсов и дисциплин, главным образом, на семинарских занятиях. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами. Поэтому доклады, сделанные на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – дают преподавателю возможность оценить умение студентов работать с учебным и научным материалом.

Подготовка доклада требует о студента большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать в себя следующие этапы:

· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;

· анализ изученного материала, выделение наиболее значительных с точки зрения раскрытия темы доклада фактов, мнений различных ученых и научных положений;

· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;

· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, даётся краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.д. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Основная часть также должна иметь четкое логическое построение. Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

Реферат – это краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т. д.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. Эта форма научной работы используется в предлагаемом курсе также для ознакомления всей группы с отдельной статьей.

Реферат должен иметь четкую структуру: введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги; и заключение, где студент кратко излагает выводы автора (для монографического реферата). Обзорный реферат в целом имеет такую же структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце приводится список используемой литературы. Как правило, работа над таким рефератом сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также могут быть различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т. д.) или аналитически, т. е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

Семинарские занятия (12 ч.)

Тема 1 (Раздел 1). Особенности современного этапа мировой экономики(2ч.)

1. Этапы становления и развития мировой экономики.

2. Основополагающие теории международного разделения труда.

3. Смешанная экономика: понятие, национальные модели.

Литература:

6. Мировая экономика. Учебник. / Под ред А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2004. -734с.

7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А.Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318с.

8. Мировая экономика: Учебное пособие / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 510с.

9. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336с.

10. Максимова М. Глобализация и внешнеэкономические связи в исследованиях ИМЭМО // МЭиМО, 2001, №1, с.96-106

 

Тема 2 (Раздел 2). Транснациональные корпорации (2ч.).

5. Основные характеристики. Роль в МРТ.

6. Способы получения конкурентных преимуществ. Мотивы зарубежных инвестиций ТНК. Транснациональные банки.

7. ТНК и ТНБ – главные движущие силы глобализации.

8. Проблемы и противоречия глобализации рынков.

Литература:

1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А.Щербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 318с.

2. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336с.

3. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. – М.: Академкнига, 2004. – 216с.

4. Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // Вопросы экономики. 2006. №12, с.61-79

Тема 3 (Раздел 3). Потенциал мировой экономики (2ч).

5. Финансовые ресурсы мира. Мировая финансовая среда.

6. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.

7. Предпринимательский потенциал.

8. Теневая (ненаблюдаемая) экономика.

Литература:

1. Мировая экономика. Учебник. / Под ред А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2004. -734с.

2. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 352с.

 

Тема 4 (Раздел 4). Главные факторы экономического роста развитых стран (2ч.).

В зависимости от конкретной ситуации возможно подробное рассмотрение первого вопроса или краткое обсуждение всех вопросов.

4. Инновационность экономики США.

5. Социально ориентированные модели Европейского Союза: плюсы и минусы.

6. Япония: поиск постиндустриальной модели.

Литература:

1. Пороховский А.А. Вектор экономического развития. – М.: ТЕИС, 2002. – 304с. (Отдел 3. Феномен американского лидерства).

2. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336с.

3. Тауш А. Европейский союз: «град на холме» и Лиссабонская стратегия // МЭиМО, 2007, № 3, с.65-72

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...