Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Темы и разделы для самостоятельного изучения дисциплины (50ч.)




Подготовка к семинарским занятиям 2 часа на каждое – 12 часов, подготовка к контрольным работам по материалам лекций – 10 часов. Изучение отдельных тем – 28 часов.

Сроки выполнения указаны из расчёта 13 недель (1 лекция в неделю).

Тема занятий СРС Кол. часов Срок, неделя Вид контроля Источники информации
1 2 3 4 5
1. Этапы становления и развития мировой экономики 4 вторая Составить 20 тестов с 4 ответами Любой учебник, например, 1, с.29-36
2. Этапы глобализации. Сущность и содержание понятия «глобальная экономика» 4 третья конспект 1, с.94-106
3. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики. Научный потенциал 4 четвёртая Составить 20 тестов с 4 ответами 1, с.113-124, с.240-246
4. Основные типы и модели развития развитых стран. 1 пятая Схема с перечислением стран 1, с.421-441
5. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки 3 шестая Конспект, реферат по желанию 3, журнал МЭиМО
6. Состояние и перспективы АСЕАН, МЕРКОСУР, Арабской интеграции для экспорта России. 2 седьмая Реферат статьи и выводы (подготовка к завершающему занятию) Журнал МЭиМО
7. Образование, функционирование и распад мировой системы социалистических стран. 2 восьмая конспект Учебник по истории мировой экономики
8. Экологическая проблема в мировом хозяйстве. Экономика ресурсосбережения 4 десятая Схемы отдельно по развитым и развивающимся странам 1, с.392-400
9. Интересы российского бизнеса в Африке. Рынок Латинской Америки для экспорта России. Структура внешней торговли России с ЕС. 4 двенадцатая Доклады на основе рефератов на последнее практическое занятие Журнал «Мировая экономика и международные отношения» и другие. Корпоративные сайты

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность мировой экономики. Предпосылки, факторы и движущие силы мировой экономики.

2. Формы международных экономических отношений. Субъекты и объекты мирохозяйственных связей.

3. Этапы становления и развития мировой экономики.

4. Особенности современного этапа мировой экономики. Факторы развития современной мировой экономики.

5. Социально-экономическая структура мировой экономики.

6. Международное разделение труда: сущность, основные формы и типы.

7. Транснациональные корпорации: основные характеристики, преимущества, способы получения конкурентных преимуществ..

8. Глобализация мировой экономики: формы проявления и факторы. Этапы глобализации.

9. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики.

10. Финансовые ресурсы мира.

11. Трудовые ресурсы мирового хозяйства и мировой рынок труда.

12.  Научный потенциал.

13.  Предпринимательский потенциал.

14.  Развитые страны в международном разделении труда.

15.  Основные признаки и особенности промышленно развитых стран.

16.  Новая отраслевая структура промышленности развитых стран.

17.  Главные факторы экономического роста США.

18.  Главные факторы экономического роста Японии.

19.  Главные факторы экономического роста Европейского Союза.

20.  Кооперирование развитых стран.

21. Важнейшие черты и особенности развивающихся стран.

22. Модели индустриализации развивающихся стран.

23. Модели развития развивающихся стран.

24. Типология развивающихся стран.

25.  Классификации развивающихся стран по регионам, по основному экспортному товару, по финансовым критериям.

26. Региональные особенности развивающихся стран. 

27. Новые индустриальные экономики Юго-Восточной Азии

28.  Новые индустриальные экономики Латинской Америки.

29. Участие отдельных развивающихся стран в международной кооперации.

30.  Сущность, предпосылки и факторы международной экономической интеграции.

31.  Этапы международной экономической интеграции.

32.  Западноевропейская экономическая интеграция: создание и эволюция.

33.  Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

34.  Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

35. Общий рынок стран южного Конуса (МЕРКОСУР).

36.  Арабские страны в интеграционных процессах.

37. Образование, функционирование и распад мировой системы социалистических стран. Совет экономической взаимопомощи.

38.  Новые члены Европейского Союза.

39.  Содружество Независимых Государств.

40.  Экономические аспекты демографической проблемы мирового хозяйства.

41.  Экономические аспекты экологической проблемы мирового хозяйства.

42.  Экономические аспекты продовольственной проблемы мирового хозяйства.

43.  Структура экспорта Российской Федерации.

44.  Перспективные рынки для экспорта России.

 

Методические рекомендации для преподавателя

 

Рабочая программа ориентирована на реализацию деятельностного подхода студента к обучению.

Проблемные лекции ориентируют студента на формулировку вопросов по актуальным проблемам современной мировой экономики.

Необходимо организовать студентов (2 человека) на выступления на первые 5 минут каждого практического и семинарского занятия (можно и лекционного) информационной записки о наиболее заметных вопросах мировой экономики по материалам газет (например, «Известия») с целью пользования не только интернет-средствами.

Проведение семинара построено на обсуждении научных статей журналов, в первую очередь «Мировая экономика и международные отношения», опираясь на усвоение лекционного материала. Студенты получают задание прочитать статью, разъяснить позицию её автора и высказать собственное отношение к проблеме. Первые 2-3 семинара должны научить технологии работы над статьёй. Поэтому преподаватель показывает приёмы работы над статьей: напоминает правила оформления статьи в списке литературы, зачитывает отдельные тезисы и просит связать информацию с лекционным материалом, проводит междисциплинарные связи, подчёркивает необходимость пользования словарями специальных терминов, уточняет отдельные положения статьи. Последующие семинары становятся коллективным размышлением, когда каждый должен высказаться по обсуждаемой проблеме.

Полезной формой является работа каждого студента над аналитической запиской по вопросам конъюктуры мирового рынка. Удачно, если кто-либо из студентов посетил бесплатные семинары инвестиционных фондов. Выбор рынка товара остаётся за студентом. Выступление по аналитической записке не более 10 минут. Несколько выступлений проводятся для примера, остальные готовятся на практические занятия по мере необходимости.

На практических занятиях студенты не только вырабатывают умения и навыки по расчётам показателей, но и учатся анализировать полученные данные: выдвигать гипотезы, ставить уточняющие вопросы, определять круг необходимой дополнительной информации. Материал для практических занятий подбирается с таким расчетом, чтобы студент испытал необходимость новых знаний.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...