Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Строительство дорожных одежд с использованием местных материалов
2.17.1. Направления использования материалов в современном дорожном строительстве в соответствии с политикой ресурсосбережения Дорожное строительство является одним из крупнейших потребителей материальных ресурсов. В современных сметах на строительство автомобильной дороги не менее 50 % стоимости составляет стоимость материалов, цена которых повышается из года в год. Уменьшение потребности в природных материалах и вяжущих, особенно наиболее дорогостоящих, и решение вопросов ресурсосбережения — одна из наиболее актуальных проблем, от которых зависит научно-технический прогресс в дорожном строительстве. Низкая стоимость автомобильных дорог с покрытиями простейшего типа достигается в результате применения местного грунта в качестве основного материала для устройства покрытий, т. е. для обеспечения проезда автомобилей достаточно выровнять поверхность грунтового основания. Это относится к таким редким в практике дорожного строительства грунтам, как скальные, крупнообломочные и гравийные. Чаще встречаются связные грунты. Преобладают пы-леватые суглинки, которые при небольшом увлажнении теряют прочность, что приводит к появлению «мокрой распутицы». Наряду с этим в жаркий период грунтовым дорогам присуща «сухая распутица» — образование на их поверхности слоя пыли толщиной до 50 см. Прочность несвязных грунтов в меньшей степени зависит от влажности, однако проезд автомобилей по ним затруднителен вследствие образования под колесом колеи и большого сопротивления движению. Поэтому использование большинства наиболее распространенных местных грунтов в качестве материала для устройства покрытия связано с улучшением его прочностных свойств посредством специальных мероприятий. Одним из наиболее простых способов повышения прочности грунтов является уплотнение. Плотный связный грунт значительно меньше подвержен вредному действию воды, медленнее впитывает ее и не допускает в нижние слои грунта, имеющие меньшую плотность. Уплотненный грунт длительное время сохраняет плотность, если принимать меры по предотвращению переувлажнения грунта в период промерзания. Эффект разуплотнения представляет наибольшую опасность, если промерзание грунта происходит при высокой влажности. Предохранение основного слоя от переувлажнения достигается посредством устройства защитных слоев из связного грунта или поверхностной обработки из каменной мелочи и клинца, обработанных битумом или дегтем. Если существует опасность увлажнения основного слоя снизу, необходимо устраивать водонепроницаемый слой восновании уплотненного грунта. Таким образом, слой уплотненного грунта находится между двумя водонепроницаемыми слоями, поэтому такая конструкция носит название «грунт в обойме». Нижний водонепроницаемый слойможно устраивать из глинистых грунтов или из грунтов, обработанных органическими вяжущими. Основные направления технической политики по совершенствованию и развитию автомобильных дорог заключаются в разработке и внедрении новых технологий и оборудования для повторного использования дорожностроительных материалов, отходов производств и местных строительных материалов. 2.17.2. Вторичные ресурсы, используемые в дорожном строительстве Техногенные грунты — естественные грунты, измененные и перемещенные в результате производственной и хозяйственной деятельности человека. Антропогенные образования — твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека, в результате которой произошло коренное изменение состава, структуры и текстуры природного минерального или орга-иического сырья. Промышленные отходы — твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения. Гранулят — материал фракций до 40 (25) мм, получаемый путем фрезерования или дробления конструктивных слоев старой дорожной одежды из асфальто- или цементобетона. Укрепление грунтов — вся совокупность мероприятий (подготовка грунта, внесение вяжущих и добавок, перемешивание, уплотнение и создание условий формирования структурно-механических свойств укрепленного грунта), обеспечивающих в конечном итоге коренное изменение свойств исходных материалов с приданием им требуемой соответствующими стандартами прочности, водо- и морозостойкости. Задачу ресурсосбережения можно успешно решать путем широкого применения вторичных ресурсов: техногенных грунтов, антропогенных образований и промышленных отходов, которые можно использовать как непосредственно в качестве дорожно-строительных материалов, так и в качестве сырья для их изготовления. Основную часть техногенных грунтов составляют продукты добычи и переработки горючих ископаемых (углей и сланцев), природных каменных материалов, а также металлургических, машиностроительных, топливных и химических предприятий. Для дорожного строительства применительны следующие материалы: — мартеновский шлак, основной недостаток у которого — гранулированные доменные шлаки не подвержены распадам. Отличительной особенностью является повышение их качества во времени. На территории России сейчас накоплено значительное количество таких материалов (общее количество исчисляется несколькими десятками миллиардов тонн), степень переработки и использования которых не превышает 7—10% их общего выпуска. Все эти материалы (вторичные ресурсы) можно разделить на две группы: — обладающие высокими физико-механическими — с пониженным уровнем свойств, пригодные для 2.17.3. Технология строительства конструктивных слоев с использованием шлаков Технология устройства слоя по типу шлакобетона следующая: — на изготовленное земляное полотно вывозят до — чтобы увеличить плотность слоя, распределяют — после устройства слоя из доменного шлака за ним Золошлаковые смеси, которые предусматриваются для возведения насыпей земляного полотна, должны обеспечивать последним необходимую устойчивость и прочность в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил. При сооружении земляного полотна с использованием золошлаковых смесей, относящихся к непучинистым и слабопучинистым материалам, насыпь сооружают обычными методами, без проведения дополнительных мероприятий в части устройства морозозащитного слоя. При строительстве дорог в условиях повышенного увлажнения наиболее эффективны гранулированные шлаки. Гранулированные шлаки ваграночного производства под действием влаги, положительных температур и транспортных нагрузок со временем омоноличиваются и приобретают высокую устойчивость. С этой целью можно также использовать высевки, полученные при переработке шлака на щебень (размером частиц 0—5 мм), содержащие в основном продукты распада и мелкие включения извести. Лучший активатор для высевок доменного шлака — хлористый кальций и шлам карбоната кальция, содержащий примесь нитрата и нитрита кальция. Введение активаторов увеличивает прочность в 2—10 раз. Высевки с активаторами наиболее эффективны при устройстве полужестких оснований как расклинивающий материал щебеночных слоев. 2.17.4.Использование в дорожном строительстве отходов литейного производства, тепловых электростанций и других материалов Горелые пески. В качестве связующих в формовочных смесях используют жидкое стекло и термоактивные смолы (сланцевую золу, пеки — торфяной и древесный, окисленный петролатум, таловое масло), поэтому наиболее целесообразно в дорожном строительстве отсыпать слои из горелых песков, укрепленных органическими вяжущими. Технология устройства таких слоев следующая: — горелые пески вывозят на песчаный подстилающий слой и укладывают на 2/3 ширины проезжей части, затем распределяют цемент и перемешивают смесь автогрейдером, далее добавляют воду и осуществляют окончательное перемешивание, профилирование, уплотнение и поливку битумной эмульсией из расчета 0,4—0,8 л/м2; - после семи дней можно устраивать нижний слой покрытия из асфальтобетона толщиной 23—25 см. Золы уноса, применяемые для укрепления грунтов в качестве самостоятельного вяжущего или активного компонента смешанного вяжущего, должны быть сухого отбора непосредственно от электрофильтров или циклонов ТЭС, полученными после сжигания в котельных цехах ТЭС бурого и каменного угля, торфа, горючих сланцев. Золошлаковые смеси ТЭЦ. Технология устройства слоев из таких смесей следующая. Приготовленные смеси вывозят на подготовленное земляное полотно, распределяют, профилируют автогрейдером, а затем уплотняют катком на пневматических шинах. Для предотвращения испарения воды из смеси сразу после уплотнения их обрабатывают битумной эмульсией или другим пленкообразующим составом. Асбоцементные отходы являются активным заполнителем в минеральном бетоне, который представляет собой смесь оптимального зернового состава, подбираемую по принципу максимальной плотности и укладываемую с поливкой водой и уплотнением. В смеси с известковым щебнем асбоцементную крошку размером 0—40 мм используют в минеральном бетоне в количестве 30—70 %. Дробленый бетон. Для устройства оснований дробленый бетон размером частиц 0—40 мм смешивают с 20 % песка, 5 % цемента и водой. Затем этот слой уплотняют катками и на него укладывают слой асфальтобетона общей толщиной 20 см. Используется также фосфогипс, стекольные отходы и другие. Вопросы для самоконтроля 1. Как можно решать задачи ресурсосбережения? 2. С чем связано использование местных грунтов в каче 3. Какие вторичные ресурсы используются в дорожном 4. Технология устройства слоя по типу шлакобетона. 5. Что из себя представляют «горелые пески»? Перестройка дорожных одежд |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1017. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |