Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Строительство дорожных одежд с использованием местных материалов




2.17.1. Направления использования материалов в современном дорожном строительстве в соответствии с политикой ресурсосбережения

Дорожное строительство является одним из крупней­ших потребителей материальных ресурсов. В современных сметах на строительство автомобильной дороги не менее 50 % стоимости составляет стоимость материалов, цена ко­торых повышается из года в год. Уменьшение потребности в природных материалах и вяжущих, особенно наиболее дорогостоящих, и решение вопросов ресурсосбережения — одна из наиболее актуальных проблем, от которых зави­сит научно-технический прогресс в дорожном строитель­стве.

Низкая стоимость автомобильных дорог с покрытиями простейшего типа достигается в результате применения местного грунта в качестве основного материала для устрой­ства покрытий, т. е. для обеспечения проезда автомобилей достаточно выровнять поверхность грунтового основания. Это относится к таким редким в практике дорожного строительства грунтам, как скальные, крупнообломочные и гравийные.

Чаще встречаются связные грунты. Преобладают пы-леватые суглинки, которые при небольшом увлажнении теряют прочность, что приводит к появлению «мокрой распутицы». Наряду с этим в жаркий период грунтовым дорогам присуща «сухая распутица» — образование на их поверхности слоя пыли толщиной до 50 см.

Прочность несвязных грунтов в меньшей степени за­висит от влажности, однако проезд автомобилей по ним затруднителен вследствие образования под колесом колеи и большого сопротивления движению.

Поэтому использование большинства наиболее рас­пространенных местных грунтов в качестве материала для устройства покрытия связано с улучшением его прочност­ных свойств посредством специальных мероприятий. Од­ним из наиболее простых способов повышения прочности грунтов является уплотнение. Плотный связный грунт значительно меньше подвержен вредному действию во­ды, медленнее впитывает ее и не допускает в нижние слои грунта, имеющие меньшую плотность. Уплотненный грунт длительное время сохраняет плотность, если принимать меры по предотвращению переувлажнения грунта в период промерзания. Эффект разуплотнения представляет наи­большую опасность, если промерзание грунта происходит при высокой влажности.

Предохранение основного слоя от переувлажнения достигается посредством устройства защитных слоев из связного грунта или поверхностной обработки из каменной мелочи и клинца, обработанных битумом или дегтем.

Если существует опасность увлажнения основного слоя снизу, необходимо устраивать водонепроницаемый слой восновании уплотненного грунта. Таким образом, слой уплотненного грунта находится между двумя водоне­проницаемыми слоями, поэтому такая конструкция носит название «грунт в обойме». Нижний водонепроницаемый слойможно устраивать из глинистых грунтов или из грун­тов, обработанных органическими вяжущими.

Основные направления технической политики по со­вершенствованию и развитию автомобильных дорог за­ключаются в разработке и внедрении новых технологий и оборудования для повторного использования дорожно­строительных материалов, отходов производств и местных строительных материалов.

2.17.2. Вторичные ресурсы, используемые в дорожном строительстве

Техногенные грунты — естественные грунты, изме­ненные и перемещенные в результате производственной и хозяйственной деятельности человека.

Антропогенные образования — твердые отходы про­изводственной и хозяйственной деятельности человека, в результате которой произошло коренное изменение состава, структуры и текстуры природного минерального или орга-иического сырья.

Промышленные отходы — твердые отходы произ­водства, полученные в результате химических и термиче­ских преобразований материалов природного происхожде­ния.

Гранулят — материал фракций до 40 (25) мм, получае­мый путем фрезерования или дробления конструктивных слоев старой дорожной одежды из асфальто- или цементо­бетона.

Укрепление грунтов — вся совокупность мероприятий (подготовка грунта, внесение вяжущих и добавок, переме­шивание, уплотнение и создание условий формирования структурно-механических свойств укрепленного грунта), обеспечивающих в конечном итоге коренное изменение свойств исходных материалов с приданием им требуемой соответствующими стандартами прочности, водо- и моро­зостойкости.

Задачу ресурсосбережения можно успешно решать пу­тем широкого применения вторичных ресурсов: техноген­ных грунтов, антропогенных образований и промышленных отходов, которые можно использовать как непосредственно в качестве дорожно-строительных материалов, так и в качестве сырья для их изготовления.

Основную часть техногенных грунтов составляют про­дукты добычи и переработки горючих ископаемых (углей и сланцев), природных каменных материалов, а также метал­лургических, машиностроительных, топливных и химиче­ских предприятий.

Для дорожного строительства применительны следую­щие материалы:

— мартеновский шлак, основной недостаток у которого
— неустойчивость структуры. Для получения щебня устой­
чивой структуры шлак необходимо выдерживать в отвалах
не менее года или подвергать его термообработке;

— гранулированные доменные шлаки не подвержены
силикатному, известковому, железистому и марганцевому

распадам. Отличительной особенностью является повыше­ние их качества во времени.

На территории России сейчас накоплено значительное количество таких материалов (общее количество исчисля­ется несколькими десятками миллиардов тонн), степень переработки и использования которых не превышает 7—10% их общего выпуска.

Все эти материалы (вторичные ресурсы) можно разде­лить на две группы:

— обладающие высокими физико-механическими
свойствами, близкими к первичным материалам;

— с пониженным уровнем свойств, пригодные для
использования в основаниях дорог и в качестве добавок к
песчано-щебеночным смесям.

2.17.3. Технология строительства конструктивных слоев с использованием шлаков

Технология устройства слоя по типу шлакобетона сле­дующая:

— на изготовленное земляное полотно вывозят до­
менный шлак автомобилями и разравнивают бульдозера­
ми толщиной слоя 20 см, окончательное разравнивание
осуществляют автогрейдером с поливкой водой, а уплот­
нение — средним и тяжелыми катками также с поливкой
водой из расчета 25—35 л/м2;

— чтобы увеличить плотность слоя, распределяют
мелкий шлак (размер частиц до 20 мм), который тоже по­
ливают водой и уплотняют катками с гладкими вальцами и
вибрационными с металлическими вальцами;

— после устройства слоя из доменного шлака за ним
организуют уход, заключающийся в ежедневной поливке
водой в количестве 2—2,5 л/м2 в течение 12—14 дней; затем
открывают движение (шлаковые покрытия) или устраивают
черное покрытие.

Золошлаковые смеси, которые предусматриваются для возведения насыпей земляного полотна, должны обеспечи­вать последним необходимую устойчивость и прочность в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

При сооружении земляного полотна с использовани­ем золошлаковых смесей, относящихся к непучинистым и слабопучинистым материалам, насыпь сооружают обычны­ми методами, без проведения дополнительных мероприятий в части устройства морозозащитного слоя.

При строительстве дорог в условиях повышенного увлажнения наиболее эффективны гранулированные шла­ки. Гранулированные шлаки ваграночного производства под действием влаги, положительных температур и транс­портных нагрузок со временем омоноличиваются и приоб­ретают высокую устойчивость.

С этой целью можно также использовать высевки, по­лученные при переработке шлака на щебень (размером ча­стиц 0—5 мм), содержащие в основном продукты распада и мелкие включения извести. Лучший активатор для высевок доменного шлака — хлористый кальций и шлам карбоната кальция, содержащий примесь нитрата и нитрита кальция. Введение активаторов увеличивает прочность в 2—10 раз.

Высевки с активаторами наиболее эффективны при устройстве полужестких оснований как расклинивающий материал щебеночных слоев.

2.17.4.Использование в дорожном строительстве отходов литейного производства, тепловых электростанций и других материалов

Горелые пески. В качестве связующих в формовочных смесях используют жидкое стекло и термоактивные смолы (сланцевую золу, пеки — торфяной и древесный, окислен­ный петролатум, таловое масло), поэтому наиболее целесо­образно в дорожном строительстве отсыпать слои из горелых песков, укрепленных органическими вяжущими. Технология устройства таких слоев следующая: — горелые пески вывозят на песчаный подстилающий слой и укладывают на 2/3 ширины проезжей части, затем распределяют цемент и перемешивают смесь автогрейде­ром, далее добавляют воду и осуществляют окончательное перемешивание, профилирование, уплотнение и поливку битумной эмульсией из расчета 0,4—0,8 л/м2;

- после семи дней можно устраивать нижний слой по­крытия из асфальтобетона толщиной 23—25 см.

Золы уноса, применяемые для укрепления грунтов в качестве самостоятельного вяжущего или активного компонента смешанного вяжущего, должны быть сухого отбора непосредственно от электрофильтров или циклонов ТЭС, полученными после сжигания в котельных цехах ТЭС бурого и каменного угля, торфа, горючих сланцев.

Золошлаковые смеси ТЭЦ.

Технология устройства слоев из таких смесей следую­щая.

Приготовленные смеси вывозят на подготовленное земляное полотно, распределяют, профилируют авто­грейдером, а затем уплотняют катком на пневматических шинах.

Для предотвращения испарения воды из смеси сразу после уплотнения их обрабатывают битумной эмульсией или другим пленкообразующим составом.

Асбоцементные отходы являются активным заполни­телем в минеральном бетоне, который представляет собой смесь оптимального зернового состава, подбираемую по принципу максимальной плотности и укладываемую с по­ливкой водой и уплотнением.

В смеси с известковым щебнем асбоцементную крош­ку размером 0—40 мм используют в минеральном бетоне в количестве 30—70 %.

Дробленый бетон. Для устройства оснований дробле­ный бетон размером частиц 0—40 мм смешивают с 20 % песка, 5 % цемента и водой. Затем этот слой уплотняют катками и на него укладывают слой асфальтобетона общей толщиной 20 см.

Используется также фосфогипс, стекольные отходы и другие.




















Вопросы для самоконтроля

1. Как можно решать задачи ресурсосбережения?

2. С чем связано использование местных грунтов в каче­
стве материала для устройства покрытия?

3. Какие вторичные ресурсы используются в дорожном
строительстве?

4. Технология устройства слоя по типу шлакобетона.

5. Что из себя представляют «горелые пески»?



Перестройка дорожных одежд










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1017.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...