Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реагируют на нее, меняя свое поведение: стараются скорее перебежать




Дорогу, или сворачивают с нее, или останавливаются. Это обратная

Связь.

Вся наша жизнь покоится на обратных связях. Написал слово

«покоится» и сразу понял, что сделал ошибку. Жизнь не покоится, она

Все время в движении, состоит из наших общений и взаимовлияний.

Любой жизненный процесс — это сложная система обратных

Связей. Любой творческий процесс, как и все остальное, невозможен без

Обратных связей.

Обратная связь всегда там, где движение, где борьба, где поединки.

«Движение подразумевает изменение в условиях окружающей нас

Среды, а изменение, по всей вероятности, требует соответствующей

Реакции», — пишет американский психолог Р. Арнхейм. Обратная

Связь — это общение, а значит, активное влияние друг на друга,

Изменение поведения друг друга.

Проследим, какой процесс происходит в театральном искусстве.

Писатель создает пьесу, в которой старается вскрыть смысл какого-

То явления. Писатель создает сообщение.

Актеры, режиссер и другие перерабатывают этот результат

Творческого поиска писателя и обеспечивают наиболее полную и

Адекватную передачу сообщения. Во время этого процесса сообщению

Придаются новые, добавочные качества. Эта сфера творчества похожа

На творчество всех тех, кто занимается интерпретацией научных и

Художественных знаний, — учителей, музыкантов-исполнителей,

Лекторов-популяризаторов знаний.

И, наконец, сообщение доходит до зрителя в виде спектакля. А

Поскольку зритель — это уже сообщество людей, то мы имеем дело с

Процессом передачи сообщения обществу, т. е. сообщением

Воздействуем на общество.

В этом процессе все — в области мышления, чувств и воображения.

Все, кроме материально существующих пьесы и спектакля (пока он

Длится), которые, выполняя роль связиста, соединяют процесс

Творчества и процесс восприятия. Значит, и книга, и спектакль —

Особенным способом закодированные сообщения. Сама по себе эта

«телеграмма» — не действующее звено, она лишь носитель сообщения.

Спектакль и пьеса —лишь способы передачи сообщения.

Что такое сообщение? Разная форма представления информации.

Сообщение в театре может быть передано текстом пьесы, речью и

Действиями актеров,

175

Их переживаниями, декорацией, режиссерскими метафорами — в конце

Концов, даже надписями и цифровыми данными, если это понадобится

(вспомним Б.Брехта).

А что такое информация? Как это объясняет теория, «информация —

Это мера снятия неопределенности в отношении какого-нибудь

События или системы».

В основе театрального творчества лежит идея выбора

Интерпретации, т.е. выбора формы передачи сообщения. Спектакль

Посредством системы связи (слуховой и зрительной) дает знать зрителю

О сделанном театром (режиссером, актерами) выборе. Этот выбор

Снимает или, по крайней мере, уменьшает неопределенность, которая

Была вначале спектакля. А сколько у режиссеров и актеров

Возможностей (вариантов, версий, приемов) выбора? Бесконечное

Множество. Все зависит от их дарования, знаний и мировоззрения.

Сообщение передается в зрительный зал в форме сигналов.

Преобразование сообщения в сигналы называется кодированием.

Что такое код? Система условных знаков, которыми данное общество

Договорилось передавать (обозначать) определенное значение. Для

Того чтобы передать закодированное сообщение, необходимо изучить

Особенности данного (художественного и словесного) языка, т.е. кода.

М.Г.Каган примерно так формулирует эти особенности: «Язык

Способен распространять информацию лишь в пределах той части

Общества, которая его понимает. Выходы за эти границы требуют

Применения сложной техники перевода с одного языка на другие».

Поскольку невозможно вполне адекватно пересказать содержание

Художественного произведения, то, следовательно, это содержание

Обладает такими качествами, которые непередаваемы ни в какой другой

Системе знаков, кроме данной художественно-образной системы

(театральной, музыкальной, живописной, хореографической и т.п.).

Чтобы передать кодированное сообщение, необходимы

Определенные обязательные условия: передатчик, канал связи,

Приемник, т.е. кто передает, через что передают и кто принимает. В

Театре под передатчиком нужно подразумевать спектакль-образ, а

Конкретнее — актеров, играющих на сцене.

Но актеры — это лишь один полюс. А для того, чтобы создался поток

Творчества, необходим второй полюс. «Играть без публики — то же, что

Петь в комнате без резонанса, набитой мягкой мебелью и коврами.

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что

Петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так

Сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно

Резонатор, возвращает нам свои живые челове ческие

чувствования (К.Станиславский).*

Мертвый во время репетиций, зрительный зал оживает во время

Спектакля: он дышит, в нем чувствуются сдерживаемые движения, он

Начинает казаться живым, огромным, полным сил и напряжения

Существом, которое жадно следит за каждым движением, за каждым

Словом актера.

* Выделено М.Т.

176

ПОДГОТОВКА СПЕКТАКЛЯ

Обратная связь - посох слепого.

Н. Виннер

Создание спектакля — процесс, зависимый от длительной и часто

Мучительной творческой борьбы идей и ее компонентов. Это процесс

Обогащения друг друга, взаимных уступок и притормаживания

Творческой инициативы друг друга.

Во время подготовки спектакля обратные связи осуществляются между

Автором и режиссером (если, конечно, они современники), между

Режиссером и актерами, между режиссером, актерами и художником и

т.п. Вот примерная схема обратных связей репетиционного процесса:

Автор пишет пьесу, он является источником информации. Режиссер

Читает ее, т.е. получает сообщение. Это пример прямой связи.

Если автора нет в живых (Мольер, Шекспир, Клдиашвили и т.п.), то

Обратной связи тем более возникнуть не может.

Но если автор — современник и режиссер высказывает ему свои

Замечания по поводу пьесы, и тот переделывает пьесу, вносит в нее

Коррективы, то это уже будет примером обратной связи.

Опишем процесс подготовки спектакля.

Драматург—режиссер — связь прямая или обратная.

Режиссер—актеры — всегда обратная связь.

177

Актер—актер (партнеры) — обратная связь в идеальном виде.

Драматург—художник — прямая связь.

Режиссер —художник — обратная связь.

Художник (костюмы)—актеры — обратная связь.

Драматург—музыкант — прямая связь.

Музыкант (песня, танец)—актеры — обратная связь.

Драматург—хореограф — прямая связь.

Режиссер—хореограф — обратная связь.

Хореограф—актеры — обратная связь.

Хореограф—художник — обратная связь.

Хореограф—музыкант — обратная связь.

Это процесс воздействия друг на друга и коррекции заранее

Намеченной каждым компонентом (для себя) конечной цели, замысла.

Здесь обратные связи разные — мгновенные и замедленные.

Мгновенные обратные связи возникают между актерами-партнерами и

Режиссером и актерами во время поисковых репетиций. Медленные

Связи возникают между режиссером и художником, авторами и

Художником, режиссером и композитором. Мгновенные — это те

Обратные связи, которые возникают во время репетиционных имп-

Ровизаций, замедленные — к огда работа обсу ждается,

Рассматриваются эскизы декораций или костюмов, оцениваются и

Оговариваются характеры действующих лиц или определяются события

Будущего спектакля и т.п. Это процессы, которые требуют времени и










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...