Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Продумывания, придумывания. Импровизация, процесс мгновенных




Посылок и ответов — в этой сфере все эскизно, действенно.

ПОЕДИНОК АКТЕРОВ В ПРИСУТСТВИИ ЗРИТЕЛЯ

Искусство театра — это система связи между коллективом творцов и

Группой воспринимающих лиц. Чем сложнее язык театра, тем сложнее

Процесс его восприятия зрителем. Для того чтобы спектакль дошел до

Зрителя так, как на это рассчитывали режиссер и актеры, они должны

Найти такие средства выразительности, которые дадут необходимые

Сведения и, по возможности, полностью снимут неопределенность в

Отношении происходящих на сцене событий. От этого будет зависеть

Количество информации, полученной зрителем от этого спектакля.

«Трудность и особенность нашего сценического общения в том и

Заключается, что оно происходит одновременно с партнером и со

Зрителем. С первым — непосредственно, сознательно, со вторым —

Косвенно, через партнера и несознательно. Замечательно то, что и с тем,

И с другим общение является взаимным» (К. Станиславский).

Конечно, ни в коем случае нельзя отождествлять обратные связи

Между партнерами во время сценического акта-действия (сильные) и

Обратные связи между зрительным залом и сценой (слабые). Если в

Первом случае каждый из партнеров сам является в какой-то степени

Источником информации, во всяком случае, создателем сообщения, то

Зритель только реагирует на происходящее. Это лишь одобрение или

недовольство по поводу:

1. изображаемого на сцене события;

Или качества игры актеров.

178

Представим это в виде схемы:

МГНОВЕННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Главной особенностью обратных связей между партнерами в

Спектакле является, вероятно, то, что эти связи, в отличие от других, не

Только средство общения, но и предмет демонстрации.

Ведь ради того, чтобы понаблюдать, как разыгрывают актеры цепь

Поединков в сегодняшнем спектакле, люди ходят в театр. Поединок

Д е й с т в у ю щ и х л и ц ( О т е л л о — Я г о , Р о м е о — Д ж у л ь е т т а ,

Пелагея—Дариспан, Кассий—Брут и т.п.) — это за ранее

Запрограммированная (отрепетированная) схема обратных связей

Между партнерами. Актеры стараются живо ее воспроизвести.

Но в зависимости от настроения, физического состояния, отношений

И, самое главное, от сегодняшней возбужденности творческого

Воображения партнеров возникают совершенно новые, неожиданные

Нюансы в поведении актеров — неожиданные действенные ходы,

Импровизационно тут же найденные коррекции-поправки в действии,

Которые создают те исключительные минуты публичного

Сочинительства, ради которых и существует театр.

Значит, несмотря на то, что действия актеров заранее как будто бы и

Запрограммированы, зритель все же присутствует при демонстрации

Возникающих тут же обратных связей между партнерами. Этого,

Вероятно, нигде больше встретить нельзя, и в этом — суть театрального

Искусства.

Высшая форма театрального действия — это импровизация.

А.Дживелегов так описывает особенности актеров итальянской комедии

Масок: «Находчивость, способность ловить момент, чтобы

Подхватить диалог и вести его дальше, оплодотворяя действием

Основной сюжет сценария (...)

Наконец, необходима была богатая фантазия, дар воображения,

Которое охватывает сразу всю общую картину пьесы и не упускает в ней

Ничего, что способно поддержать нить драматического

действия»*.

Свободная талантливая импровизация много раз сыгранного и

Отрепетированного поединка-сцены — это высший признак актерского

Мастерства современного актера.

И.Губерт приводит такое описание работы скульптора: «После сотен

Тысяч то уверенных, то неуверенных вкрадчивых ударов молотка и

Долота из камня появится статуя. Скульптор отсекает все лишнее.

Каждые несколько ударов — это движение, подчиненное цели

Сиюсекундной, временной, и каждый последующий удар — результат

Мгновенной корректировки, сверки с моделью будущего — конечным

Обликом изваяния».

* Выделено M.T.

179

СПЕКТАКЛЬ

Суть театральной импровизации заключена в том, что «мгновенные

Корректировки» в поведении актера происходят на тут же возникшие

«мгновенные корректировки» его партнера, и в тоже время идут

Поправки, коррекция на конечную, заранее запрограммированную цель

Поединка (написанного автором и поставленного режиссером).

Актер, сделав «то-то и то-то», ожидал от партнера знакомого ответа,

Но партнер неожиданно «знакомое» сделал совсем по-другому.

Например, приветливое «Здравствуй!» смазал зло, раздражительно.

Тогда актер мгновенно изменил свое намерение (внес коррекцию) и

Ответил партнеру «так-то и так-то». Хорошо налаженный диалог

Напоминает игру в пинг-понг. Действия партнеров зависимы друг от друга

И импровизируются в самом процессе игры (корректируются).

Прекрасным примером такого действования могли служить сцены

Между С.Закариадзе и Р.Чхиквадзе («Чинчрака») и С.Закариадзе и

З.Кверенчхиладзе («Антигона»). Это и есть демонстрация обратных

Связей в театре.

ПОЕДИНОК ПАРТНЕРОВ

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УСЛОВНОЙ СРЕДОЙ

Но актеры действуют в среде, которую создает на сцене режиссер

(художник, музыкант, хореограф, осветитель, бутафор, портной и т.п.).

Это мир, который не просто состоит из вещей и звуков, но тоже

Существует во времени и пространстве в определенной

Последовательности. В нем все время что-то происходит (заранее

Предполагаемое и не предполагаемое). Поэтому кроме обратных связей

Между партнерами существует обратная связь с условным миром пред-

Лагаемых автором и режиссером обстоятельств. Этот мир создается во

Время

180

Спектакля усилиями многих людей (осветителей, операторов,

Оркестрантов, реквизиторов, помощников режиссера, костюмеров и т.п.).

Все они зависят друг от друга, их действия должны быть идеально

Согласованными, и малейшая неточность одного немедленно вызывает

Коррекцию у многих других — и, в первую очередь, у играющих на сцене

Актеров. Сколько анекдотических случаев на эту тему рассказывают

Обычно актеры, всегда подчеркивая свою находчивость и способность

Внести поправку в момент сценических недоразумений.

ЗРИТЕЛЬ - СЦЕНА

Для того, чтобы передать сообщение, необходимо иметь:

1. передатчик;

2. канал связи;

Приемник.

Когда сообщение сугубо научно, его можно передать с помощью

Понятий, цифр, формул и т.п.

В искусстве очень важно не только то, что кодируют, но сам способ

Кодирования. Может быть, это и есть самое главное.

«Мысль древняя, как солнце. Так же, как солнце или луна, живут и

Действуют старые мысли. Вопрос только в том, как заставить их звучать

По-новому, так, чтобы людям казалось, будто никто и никогда не выражал

Их лучше... Оригинальное заключается в том «как», а не в том «что»

(Майкл Редгрейв).

В поэзии формой сообщения является поэтическое слово, не просто

Слово, а именно поэтическое слово, т.е. слово, способное нести

Многозначное, эмоциональное, образное, емкое понятие. Посредством

Слов выстраивается целое «здание» образов, но все это только для

Главного сообщения.

Поэт понятие превращает в поэтический образ. А художественный

Образ захватывает, волнует, будит в приемнике огромный слой

Запрятанных в сознании и памяти человека ощущений и понятий, тем

Самым обогащая сообщение. У каждого вида искусства — свой канал,

Т.е. особый способ передачи сообщения и, соответственно, свой

Особый способ кодирования.

В Музее имени А.С.Пушкина в Москве находится картина Ван-Гога

«Красные виноградники в Арле». Картина потрясает зрителя своей










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...