Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Продумывания, придумывания. Импровизация, процесс мгновенных
Посылок и ответов — в этой сфере все эскизно, действенно. ПОЕДИНОК АКТЕРОВ В ПРИСУТСТВИИ ЗРИТЕЛЯ Искусство театра — это система связи между коллективом творцов и Группой воспринимающих лиц. Чем сложнее язык театра, тем сложнее Процесс его восприятия зрителем. Для того чтобы спектакль дошел до Зрителя так, как на это рассчитывали режиссер и актеры, они должны Найти такие средства выразительности, которые дадут необходимые Сведения и, по возможности, полностью снимут неопределенность в Отношении происходящих на сцене событий. От этого будет зависеть Количество информации, полученной зрителем от этого спектакля. «Трудность и особенность нашего сценического общения в том и Заключается, что оно происходит одновременно с партнером и со Зрителем. С первым — непосредственно, сознательно, со вторым — Косвенно, через партнера и несознательно. Замечательно то, что и с тем, И с другим общение является взаимным» (К. Станиславский). Конечно, ни в коем случае нельзя отождествлять обратные связи Между партнерами во время сценического акта-действия (сильные) и Обратные связи между зрительным залом и сценой (слабые). Если в Первом случае каждый из партнеров сам является в какой-то степени Источником информации, во всяком случае, создателем сообщения, то Зритель только реагирует на происходящее. Это лишь одобрение или недовольство по поводу: 1. изображаемого на сцене события; Или качества игры актеров. 178 Представим это в виде схемы: МГНОВЕННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Главной особенностью обратных связей между партнерами в Спектакле является, вероятно, то, что эти связи, в отличие от других, не Только средство общения, но и предмет демонстрации. Ведь ради того, чтобы понаблюдать, как разыгрывают актеры цепь Поединков в сегодняшнем спектакле, люди ходят в театр. Поединок Д е й с т в у ю щ и х л и ц ( О т е л л о — Я г о , Р о м е о — Д ж у л ь е т т а , Пелагея—Дариспан, Кассий—Брут и т.п.) — это за ранее Запрограммированная (отрепетированная) схема обратных связей Между партнерами. Актеры стараются живо ее воспроизвести. Но в зависимости от настроения, физического состояния, отношений И, самое главное, от сегодняшней возбужденности творческого Воображения партнеров возникают совершенно новые, неожиданные Нюансы в поведении актеров — неожиданные действенные ходы, Импровизационно тут же найденные коррекции-поправки в действии, Которые создают те исключительные минуты публичного Сочинительства, ради которых и существует театр. Значит, несмотря на то, что действия актеров заранее как будто бы и Запрограммированы, зритель все же присутствует при демонстрации Возникающих тут же обратных связей между партнерами. Этого, Вероятно, нигде больше встретить нельзя, и в этом — суть театрального Искусства. Высшая форма театрального действия — это импровизация. А.Дживелегов так описывает особенности актеров итальянской комедии Масок: «Находчивость, способность ловить момент, чтобы Подхватить диалог и вести его дальше, оплодотворяя действием Основной сюжет сценария (...) Наконец, необходима была богатая фантазия, дар воображения, Которое охватывает сразу всю общую картину пьесы и не упускает в ней Ничего, что способно поддержать нить драматического действия»*. Свободная талантливая импровизация много раз сыгранного и Отрепетированного поединка-сцены — это высший признак актерского Мастерства современного актера. И.Губерт приводит такое описание работы скульптора: «После сотен Тысяч то уверенных, то неуверенных вкрадчивых ударов молотка и Долота из камня появится статуя. Скульптор отсекает все лишнее. Каждые несколько ударов — это движение, подчиненное цели Сиюсекундной, временной, и каждый последующий удар — результат Мгновенной корректировки, сверки с моделью будущего — конечным Обликом изваяния». * Выделено M.T. 179 СПЕКТАКЛЬ Суть театральной импровизации заключена в том, что «мгновенные Корректировки» в поведении актера происходят на тут же возникшие «мгновенные корректировки» его партнера, и в тоже время идут Поправки, коррекция на конечную, заранее запрограммированную цель Поединка (написанного автором и поставленного режиссером). Актер, сделав «то-то и то-то», ожидал от партнера знакомого ответа, Но партнер неожиданно «знакомое» сделал совсем по-другому. Например, приветливое «Здравствуй!» смазал зло, раздражительно. Тогда актер мгновенно изменил свое намерение (внес коррекцию) и Ответил партнеру «так-то и так-то». Хорошо налаженный диалог Напоминает игру в пинг-понг. Действия партнеров зависимы друг от друга И импровизируются в самом процессе игры (корректируются). Прекрасным примером такого действования могли служить сцены Между С.Закариадзе и Р.Чхиквадзе («Чинчрака») и С.Закариадзе и З.Кверенчхиладзе («Антигона»). Это и есть демонстрация обратных Связей в театре. ПОЕДИНОК ПАРТНЕРОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УСЛОВНОЙ СРЕДОЙ Но актеры действуют в среде, которую создает на сцене режиссер (художник, музыкант, хореограф, осветитель, бутафор, портной и т.п.). Это мир, который не просто состоит из вещей и звуков, но тоже Существует во времени и пространстве в определенной Последовательности. В нем все время что-то происходит (заранее Предполагаемое и не предполагаемое). Поэтому кроме обратных связей Между партнерами существует обратная связь с условным миром пред- Лагаемых автором и режиссером обстоятельств. Этот мир создается во Время 180 Спектакля усилиями многих людей (осветителей, операторов, Оркестрантов, реквизиторов, помощников режиссера, костюмеров и т.п.). Все они зависят друг от друга, их действия должны быть идеально Согласованными, и малейшая неточность одного немедленно вызывает Коррекцию у многих других — и, в первую очередь, у играющих на сцене Актеров. Сколько анекдотических случаев на эту тему рассказывают Обычно актеры, всегда подчеркивая свою находчивость и способность Внести поправку в момент сценических недоразумений. ЗРИТЕЛЬ - СЦЕНА Для того, чтобы передать сообщение, необходимо иметь: 1. передатчик; 2. канал связи; Приемник. Когда сообщение сугубо научно, его можно передать с помощью Понятий, цифр, формул и т.п. В искусстве очень важно не только то, что кодируют, но сам способ Кодирования. Может быть, это и есть самое главное. «Мысль древняя, как солнце. Так же, как солнце или луна, живут и Действуют старые мысли. Вопрос только в том, как заставить их звучать По-новому, так, чтобы людям казалось, будто никто и никогда не выражал Их лучше... Оригинальное заключается в том «как», а не в том «что» (Майкл Редгрейв). В поэзии формой сообщения является поэтическое слово, не просто Слово, а именно поэтическое слово, т.е. слово, способное нести Многозначное, эмоциональное, образное, емкое понятие. Посредством Слов выстраивается целое «здание» образов, но все это только для Главного сообщения. Поэт понятие превращает в поэтический образ. А художественный Образ захватывает, волнует, будит в приемнике огромный слой Запрятанных в сознании и памяти человека ощущений и понятий, тем Самым обогащая сообщение. У каждого вида искусства — свой канал, Т.е. особый способ передачи сообщения и, соответственно, свой Особый способ кодирования. В Музее имени А.С.Пушкина в Москве находится картина Ван-Гога «Красные виноградники в Арле». Картина потрясает зрителя своей |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |