Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Русски правильнее было бы сказать «безобразность». Но если, определяя болезнь
Театра и образца 1976 года, и 2003-го, поставить ударение на «а», диагноз ведь не будет Неверен? **** Выделено М.Т. 170 Более образованный или, наоборот, сказки его, может быть, не Заинтересовали бы, и он казнил Шахразаду. Какова цель спектакля? Зрелищем обогащать, что-то менять друг в друге* Это очень важная задача. Радость от соприкосновения с искусством рождается только тогда, Когда зритель догадывается, в какую игру с ним играет театр, о какой проблеме беседует, о чем хочет напомнить, чем хочет взволновать?** Если форма этой игры волнует зрителя, тогда он и театр становятся Соучастниками. Они соглашаются или спорят друг с другом, в Происходящем на сцене узнают себя или своего соседа (гораздо чаще соседа, чем себя!), с радостью догадываются, что под театральной формой такой-то скрыто «то-то и то-то», что это — «про это».*** Зрителя Это открытие радует только в том случае, если разговор идет на уровне Высокого искусства, если театр не прибегает к прямолинейным Плакатным средствам и, для того, чтобы стать «современником», не Уподобляется кулуарным «сплетникам», не дублирует то, что уже было Сказано в передовой статье центральной газеты. Театр — это великое искусство, которое дает людям возможность Остановиться, как это делали прохожие в первобытном кругу-театре, Сосредоточиться на несколько часов на проблемах человеческих Взаимоотношений, на проблемах, которые волнуют сегодня общество, Людей, среди которых мы живем. Это место, где дают возможность Выключиться из бурного бега нашей жизни и о чем-то подумать, и что-то Почувствовать. Надо, чтобы зритель приходил в театр немного пофилософствовать о Своей жизни и о жизни своих соотечественников. Но что интересует современного зрителя? Сюжет и только? Несколько дней тому назад мне пришлось слышать такой диалог между людьми, сидящими возле телевизора: — Не говори заранее, что случится, потом будет неинтересно! — А когда ты смотришь «Отелло», разве заранее не знаешь, что он в Конце концов ее придушит? Конечно, это не касается такого жанра, как детектив, но, в основном, Современный зритель ищет в спектакле более сложной информации, Чем просто сюжет. И не только современный. Зрители Афин прекрасно Знали сюжеты древнегреческих мифов. Но не сюжет был для них Главной информацией, а та психо логическая разработка, Психологическая анатомия сюжета, которая делала для них миф Интересным, актуальным, волнующим. Ведь недаром великие Трагические поэты Эсхил, Софокл, Эврипид сочиняли совершенно по- Разному версии психологической разработки известного сюжета. Ведь все прекрасно знают, что благородный мавр Отелло в конце Спектакля задушит Дездемону, значит, главное — по-своему Рассказать о том, как это произошло, как он дошел до этого, как его до Этого довели, какими путями. И каждый рассказ — версия давно Известного происшествия, это новый спектакль, и он должен быть Любопытным. Это, вероятно, зависит от таланта актеров и Режиссеров, от их образованности, от их осведомленности, от того, что * В сегодняшнем театре возобладала иная точка зрения, но это не значит, что мы должны Поторопиться «заклеймить презрением» мнение М.Т. как советское и идеологическое. Сколько шестидесятников, составивших славу русского театра, думали точно так же: Театр в России — больше, чем театр. ** На самом деле, эту простую мысль можно считать основополагающей во все времена и Универсальной для любого типа театра: и психологического, и метафорического. В конце Концов, как бы ни понимал свою миссию театр (учить зрителя или только его развлекать), Он предполагает «взволнованные» отношения с публикой. *** Не забудем, что книга написана в 1976 году, задолго до телепередачи Е.Ханги «Про Это» на НТВ. Поэтому М.Т., говоря «про это», толкует понятие гораздо шире. 171 Они из себя как личности представляют и насколько их театральное «открытие» интересно. Но чем труднее и ответственнее проблемы, поставленные в пьесе, Тем точнее должны быть сценические решения, тем точнее — язык Передачи в зрительный зал. А этот язык в современном театре очень Усложнился. В чем сложность? Приведу для ясности сравнение с творчеством художника. Если в Старое время, создавая рисунок для книги, художник буквально Иллюстрировал авторский текст, то сегодня большинство художников Стараются передать свое отношение к происходящим и описанным Событиям. Вспомним хотя бы иллюстрации к старым изданиям Сочинений Жюля Верна, Майн Рида и сравним их с рисунками Современных художников, например, оформивших сказку Кэрролла «Алиса в стране чудес». Художник здесь как бы комментирует книгу, Выражает свою личную точку зрения, а это придает произведению Совершенно новое измерение. Фактически художник выступает в роли Соавтора. То же самое происходит и в театре. Что значит — прочесть пьесу по-своему? Для этого явление, знакомое Зрителю из личного жизненного опыта, надо показать с незнакомого для Этого предмета ракурса, с непривычной точки зрения, с совершенно Неожиданной стороны, откуда он, зритель, это явление, эту вещь еще Никогда не видел. Это всегда интересно. Без новизны нет искусства, нет его без неожиданности, без внезапности. Я помню, как меня потряс «Богемский лес» И.Гамрекели*, Потому что я, как и все остальные, ожидал увидеть лес, а увидел его Символ, его образное выражение. Этот символ вмещал в себя больше Информации, чем только просто лес. И это было великолепно. Надо Обязательно добиваться уникальности сценического решения. Ведь Радость от общения с искусством заключена, вероятно, в узнавании Знакомого предмета в незнакомом. Интересен пример, часто приводимый Б. Брехтом. Мать выходит Второй раз замуж. Она для своего ребенка меняется. Неожиданно она Предстает перед ним уже не только как мать, но и как женщина. Очень интересно! Это новый ракурс. А как, вероятно, было бы интересно увидеть чавчавадзев-скую «Отараант квриви»** с какой-нибудь другой точки Зрения. Когда я предложил талантливой сорокалетней актрисе подумать Об этом, она ответила: «По-моему, об этом еще рано думать». А ведь Если взглянуть на произведение Чавча-вадзе с позиции Сорокачетырехлетней женщины, еще полной жизни, а не с позиции Старушки (так почему-то обычно представляют ее на наших сценах и Киноэкранах), ведь гораздо интереснее и понятнее становится ее Отношение к памяти и вещам умершего мужа, отношение к ней старого (а Ему, вероятно, всего пятьдесят лет) мельника. И разве не сильнее Поразит зрителя ее характер, когда он поймет, что физически молодая Женщина убивает в себе, ради сына и памяти мужа, естественные для ее Возраста порывы? Во всяком случае, это было бы любопытно. А если, Например, вообще попытаться посмотреть на эту историю с точки зрения Мельника Сосия? Вот чем можно объяснить популярность с овременных Мюзиклов «Вестсайдск ая история», «Человек из Ламанчи» и Других. Вот почему с таким интересом встре чают зрители П е р е л о ж е н и я и з в е с т н ы х к л а с с и ч е с к и х п ь е с . Я з ы к те ат р а ус л ож н и л с я , п о это м у н е о бход и м ы н о в ы е Способы и решения, приемы и формы. Надо дать возможность, и В особенности молодежи, смелее идти на всевозможные опыты |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |