Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Начала. На ходу надевают на себя костюм, часто вовсе пренебрегают




Гримом и, как ни в чем не бывало, выскакивают на сцену, делая вид, что

«живут в образе». А бедный Сальвини — великий Сальвини! — для чего-

То являлся на спектакль за четыре часа до начала. Для чего?

В большинстве наших театров актерские фойе за кулисами

Превращены в ме сто, где все очень громко разговаривают на

Какие угодно посторонние темы, где встречаются актеры, не

Занятые в сегодняшнем спек так ле. Ак терам, выходящим

* В знаменитом спектакле Театра Ш.Руставели 1948 года (режиссер А.Васадзе).

168

На сцену, трудно сосредоточиться, трудно подготовиться к выходу на

Сцену, где они должны встретиться с новым зрительным залом

Незнакомых людей, которых надо завоевать, покорить, взять в плен.

Народная артистка СССР С.Гиацинтова пишет: «Хочу рассказать

Мелкий, на первый взгляд, случай, происшедший при одной из первых

Моих встреч с К.Станиславским. Я шла, почти бежала через

Декорационный сарай, опаздывая на репетицию. Вдруг из-за поворота

Навстречу — величественная фигура Станиславского. Увидев меня, он

Неожиданно становится на цыпочки, прикладывает палец к губам,

Крадучись приближается ко мне, останавливается и спрашивает: «Вы

Умеете ходить по театру? Кажется, нет? По театру надо ходить тихо,

Всегда, всюду, ступая на носок, а не на всю ступню. Ведь рядом

Могут репетировать, читать пьесу или просто думать.

Пожалуйста, не мешайте им...».* И пошел дальше своей легкой,

Изящной, неслышной походкой.

С тех пор и навсегда я усвоила для себя эту простую истину, я

Научилась ходить по театру. И у меня просто физическую боль вызывают

Такие частые теперь возгласы хорошо поставленным голосом: «К

телефону!» или «Костюмеры!».

В церкви, за «святыми вратами», есть место, куда кроме

Священников-проповедников никто не имеет права входить. Но как бы

Было обидно верующим, если бы они услышали, как в этой «святая

Святых» священники шутят, балагурят и опошляют собственные

Проповеди и ритуалы.

Есть такое понятие в науке — энтропия, т.е. стремление к распаду.

Сложили, например, из камней забор, а потом перестали следить за ним.

Постепенно, с годами то один камень упадет, то другой, кто-то утащит

Третий для каких-то своих нужд, и вскоре это будет уже не забор, а просто

Куча камней, разбросанных по полю. Если не поддерживать систему

Сложенных камней, если нет тенденции сохранять то, что уже создано,

Все стремится к распаду. Так и театр. Актер больше других должен быть

Заинтересован в том, чтобы сохранить себя.

Актер должен делать все от него зависящее, чтобы стать для своего

Зрителя любимым и достойным подражания. Актер должен быть

Кумиром зрителя. Зритель должен желать встреч с ним. Это идеал, и к

Нему надо стремиться. Меня потрясла небольшая информация по

Поводу смерти актрисы Анны Маньяни: «Проводить актрису пришел весь

Рим. И когда ее тело выносили из собора, вдруг вся огромная толпа

Разразилась бурей аплодисментов, так прощались римляне со своей

великой актрисой».**

Актер сам по себе должен быть интересной, особенной персоной. А

Сейчас можно наблюдать стремление некоторой части актеров стать

Похожими на всех, опростить свое поведение, свой костюм, слиться с

Массой. Это почему-то считается хорошим тоном.

Когда Г.М.Давиташвили шел по проспекту Руставели, на него

Оборачивались. Он был высокоинтеллигентным человеком, внешне и

Внутренне собранным, безукоризненно вежливым и красивым. Да,

Именно красивым, даже когда ему было семьдесят.

Да и сегодня, если это настоящие актеры, люди всегда обращают на

Них внимание, потому что хороший актер интересен как личность даже

Вне сцены, просто в повседневной жизни. Актер должен заботиться об

Э т о м .

Зрителя может увлечь только интересный собеседник-актер,

Только талантливый самородок. Никакая работа (только работа, без

Таланта) не поможет актеру, если он сам по себе человек

Неинтересный. А ну-ка вспомним больших актеров: А.Хорава,

С.Закариадзе, Ш.Гамбашидзе, Г.Шавгулидзе, У.Чхеидзе — они сами по

Себе были интересными людьми, необыкновенными людьми. Людьми,

* Выделено М.Т.

** Выделено М.Т.

169

Которые привлекали, каждый по-своему, внимание тех, кто их окружал.

Да и сегодня, к примеру, Сесилия Такаишвили,* даже вне театра, просто

в жизни, интересна для людей как личность. Возле ее окон** всегда стоят

Люди и беседуют с ней, потому что им интересно, как она говорит, что она

Говорит, как ведет себя. Часто на нашей сцене неинтересные для людей

Актеры удивляются, почему зритель не увлекается театром, почему

Редко ходит в театр.

Театр сегодня, на мой взгляд, болен очень опасной болезнью, которую

можно назвать «безобразием».*''* Используя одно из методологических

Положений системы Станиславского — актер во время работы над

Ролью должен идти «от себя», — большинство актеров и режиссеров

Этот принцип превратили в его противоположность. Как-то А.Д.Попов

Бросил по этому поводу реплику: «От себя — но куда?».

Актерское перевоплощение, на мой взгляд, — все же главная

Проблема нашего искусства, и совсем не важно, использует ли при этом

Актер грим или нет, играет по правилам интеллектуального театра или

Эпического или, может случиться, театра аристотелевского, театра,

Подражающего природе.

Мне кажется, вина в данном вопросе ложится и на режиссуру, которая,

В основном, занимается постановочными проблемами, проблемами

Сценических метафор (надо признать, что это тоже нелегко), но забывает

Или, в некоторых случаях, принципиально считает ненужным заниматься

Главной задачей сценического искусства — созданием полнокровного

Актерского образа.

Нашим актерам работать стало гораздо сложнее. Если пятьдесят лет

Назад актера обычно оценивали в сравнении с лучшими работами

Советского театра, то сегодня наши актеры должны выдерживать

Конкуренцию с лучшими образцами мирового театра и кино. Ведь наши

Зрители часто видят лучшие актерские работы, находясь за границей,

Встречаясь с зарубежными театрами во время их гастролей у нас, в

Кинофильмах, по телевидению. Зритель все время видит лучшее из того,

Что есть в мировом театре и после этого, конечно, не хочет идти смотреть

Средние или плохие работы нашего театра. Он ждет высочайшего уров-

Ня, к которому привык, он не хочет делать скидок на «свое», и это,

Наверное, должно быть понятно.

Вспомним сказки «Тысячи и одной ночи». Чтобы спасти себе жизнь,

Шахразада начала рассказывать царю Шахрияру сказку и к утру

Оборвала ее на самом интересном месте. Царь решил не убивать ее,

Пока не услышит окончания рассказа. (Вот это настоящая

заинтересованность!) Вечером, окончив эту сказку, Шахразада

Принялась рассказывать другую и опять к утру остановилась на сере-

Дине. Так продолжалось много ночей подряд. Шахразада своими

Сказками повлияла на шаха, и он, в свою очередь, изменил свое

Решение. Жизнь Шахразады была спасена.

Очень интересно в связи с этим случаем замечание социолога Я.

Коломин-ского: «Шахразада была образованной особой... Но,

Оказывается, мало обладать обширной информацией, надо еще найти

Спрос на информацию именно данного класса. Такое совпадение

произошло, и оно-то сохранило Шахразаде жизнь».****

То, что царя Шахрияра заинтересовали сказки Шахразады, говорит, прежде

Всего, об уровне его интересов и вкусе. Если вместо этого шаха был бы другой,

* К сожалению, ее уже давно нет на свете.

** Она жила на первом этаже.

*** Замечательная и, вполне возможно, намеренная двусмысленность. Наверное, по-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...