Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начала. На ходу надевают на себя костюм, часто вовсе пренебрегают
Гримом и, как ни в чем не бывало, выскакивают на сцену, делая вид, что «живут в образе». А бедный Сальвини — великий Сальвини! — для чего- То являлся на спектакль за четыре часа до начала. Для чего? В большинстве наших театров актерские фойе за кулисами Превращены в ме сто, где все очень громко разговаривают на Какие угодно посторонние темы, где встречаются актеры, не Занятые в сегодняшнем спек так ле. Ак терам, выходящим * В знаменитом спектакле Театра Ш.Руставели 1948 года (режиссер А.Васадзе). 168 На сцену, трудно сосредоточиться, трудно подготовиться к выходу на Сцену, где они должны встретиться с новым зрительным залом Незнакомых людей, которых надо завоевать, покорить, взять в плен. Народная артистка СССР С.Гиацинтова пишет: «Хочу рассказать Мелкий, на первый взгляд, случай, происшедший при одной из первых Моих встреч с К.Станиславским. Я шла, почти бежала через Декорационный сарай, опаздывая на репетицию. Вдруг из-за поворота Навстречу — величественная фигура Станиславского. Увидев меня, он Неожиданно становится на цыпочки, прикладывает палец к губам, Крадучись приближается ко мне, останавливается и спрашивает: «Вы Умеете ходить по театру? Кажется, нет? По театру надо ходить тихо, Всегда, всюду, ступая на носок, а не на всю ступню. Ведь рядом Могут репетировать, читать пьесу или просто думать. Пожалуйста, не мешайте им...».* И пошел дальше своей легкой, Изящной, неслышной походкой. С тех пор и навсегда я усвоила для себя эту простую истину, я Научилась ходить по театру. И у меня просто физическую боль вызывают Такие частые теперь возгласы хорошо поставленным голосом: «К телефону!» или «Костюмеры!». В церкви, за «святыми вратами», есть место, куда кроме Священников-проповедников никто не имеет права входить. Но как бы Было обидно верующим, если бы они услышали, как в этой «святая Святых» священники шутят, балагурят и опошляют собственные Проповеди и ритуалы. Есть такое понятие в науке — энтропия, т.е. стремление к распаду. Сложили, например, из камней забор, а потом перестали следить за ним. Постепенно, с годами то один камень упадет, то другой, кто-то утащит Третий для каких-то своих нужд, и вскоре это будет уже не забор, а просто Куча камней, разбросанных по полю. Если не поддерживать систему Сложенных камней, если нет тенденции сохранять то, что уже создано, Все стремится к распаду. Так и театр. Актер больше других должен быть Заинтересован в том, чтобы сохранить себя. Актер должен делать все от него зависящее, чтобы стать для своего Зрителя любимым и достойным подражания. Актер должен быть Кумиром зрителя. Зритель должен желать встреч с ним. Это идеал, и к Нему надо стремиться. Меня потрясла небольшая информация по Поводу смерти актрисы Анны Маньяни: «Проводить актрису пришел весь Рим. И когда ее тело выносили из собора, вдруг вся огромная толпа Разразилась бурей аплодисментов, так прощались римляне со своей великой актрисой».** Актер сам по себе должен быть интересной, особенной персоной. А Сейчас можно наблюдать стремление некоторой части актеров стать Похожими на всех, опростить свое поведение, свой костюм, слиться с Массой. Это почему-то считается хорошим тоном. Когда Г.М.Давиташвили шел по проспекту Руставели, на него Оборачивались. Он был высокоинтеллигентным человеком, внешне и Внутренне собранным, безукоризненно вежливым и красивым. Да, Именно красивым, даже когда ему было семьдесят. Да и сегодня, если это настоящие актеры, люди всегда обращают на Них внимание, потому что хороший актер интересен как личность даже Вне сцены, просто в повседневной жизни. Актер должен заботиться об Э т о м . Зрителя может увлечь только интересный собеседник-актер, Только талантливый самородок. Никакая работа (только работа, без Таланта) не поможет актеру, если он сам по себе человек Неинтересный. А ну-ка вспомним больших актеров: А.Хорава, С.Закариадзе, Ш.Гамбашидзе, Г.Шавгулидзе, У.Чхеидзе — они сами по Себе были интересными людьми, необыкновенными людьми. Людьми, * Выделено М.Т. ** Выделено М.Т. 169 Которые привлекали, каждый по-своему, внимание тех, кто их окружал. Да и сегодня, к примеру, Сесилия Такаишвили,* даже вне театра, просто в жизни, интересна для людей как личность. Возле ее окон** всегда стоят Люди и беседуют с ней, потому что им интересно, как она говорит, что она Говорит, как ведет себя. Часто на нашей сцене неинтересные для людей Актеры удивляются, почему зритель не увлекается театром, почему Редко ходит в театр. Театр сегодня, на мой взгляд, болен очень опасной болезнью, которую можно назвать «безобразием».*''* Используя одно из методологических Положений системы Станиславского — актер во время работы над Ролью должен идти «от себя», — большинство актеров и режиссеров Этот принцип превратили в его противоположность. Как-то А.Д.Попов Бросил по этому поводу реплику: «От себя — но куда?». Актерское перевоплощение, на мой взгляд, — все же главная Проблема нашего искусства, и совсем не важно, использует ли при этом Актер грим или нет, играет по правилам интеллектуального театра или Эпического или, может случиться, театра аристотелевского, театра, Подражающего природе. Мне кажется, вина в данном вопросе ложится и на режиссуру, которая, В основном, занимается постановочными проблемами, проблемами Сценических метафор (надо признать, что это тоже нелегко), но забывает Или, в некоторых случаях, принципиально считает ненужным заниматься Главной задачей сценического искусства — созданием полнокровного Актерского образа. Нашим актерам работать стало гораздо сложнее. Если пятьдесят лет Назад актера обычно оценивали в сравнении с лучшими работами Советского театра, то сегодня наши актеры должны выдерживать Конкуренцию с лучшими образцами мирового театра и кино. Ведь наши Зрители часто видят лучшие актерские работы, находясь за границей, Встречаясь с зарубежными театрами во время их гастролей у нас, в Кинофильмах, по телевидению. Зритель все время видит лучшее из того, Что есть в мировом театре и после этого, конечно, не хочет идти смотреть Средние или плохие работы нашего театра. Он ждет высочайшего уров- Ня, к которому привык, он не хочет делать скидок на «свое», и это, Наверное, должно быть понятно. Вспомним сказки «Тысячи и одной ночи». Чтобы спасти себе жизнь, Шахразада начала рассказывать царю Шахрияру сказку и к утру Оборвала ее на самом интересном месте. Царь решил не убивать ее, Пока не услышит окончания рассказа. (Вот это настоящая заинтересованность!) Вечером, окончив эту сказку, Шахразада Принялась рассказывать другую и опять к утру остановилась на сере- Дине. Так продолжалось много ночей подряд. Шахразада своими Сказками повлияла на шаха, и он, в свою очередь, изменил свое Решение. Жизнь Шахразады была спасена. Очень интересно в связи с этим случаем замечание социолога Я. Коломин-ского: «Шахразада была образованной особой... Но, Оказывается, мало обладать обширной информацией, надо еще найти Спрос на информацию именно данного класса. Такое совпадение произошло, и оно-то сохранило Шахразаде жизнь».**** То, что царя Шахрияра заинтересовали сказки Шахразады, говорит, прежде Всего, об уровне его интересов и вкусе. Если вместо этого шаха был бы другой, * К сожалению, ее уже давно нет на свете. ** Она жила на первом этаже. *** Замечательная и, вполне возможно, намеренная двусмысленность. Наверное, по- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |