Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зритель кашляет, аплодирует, разговаривает, свистит, подбадривает




Актеров репликами. Или создает необычайную тишину в зрительном

Зале, эту высшую форму слияния сцены и зала. Или, наоборот, — тишину

Отсутствия, пустоты, когда зритель абсолютно выключается из

Происходящего на сцене и просто ждет конца спектакля или в тоске

Дремлет в своем кресле.

Эти сообщения через каналы связи идут на сцену, и актеры тут же

Производят коррекцию своего поведения, стараются изменить форму

Сообщения или, как говорят в театре, пытаются всеми силами взять

Зрительный зал в свои руки, подчинить его себе, понравиться ему. «Если

Бы удалось увидеть с помощью какого-нибудь прибора тот процесс

Включения и излучения, которыми обмениваются сцена со зрительным

Залом в минуту творческого подъема; мы удивились бы, как наши нервы

Выдерживают напор тока, который мы, артисты, посылаем в зрительный

Зал и воспринимаем назад от тысячи живых организмов, сидящих в

Партере» (К.С.Станиславский).

Изменение формы сообщения (поведение актера) моментально

Влияет на поведение зрителя. И точно так же, как два фехтовальщика все

Время меняют свое поведение, чутко реагируя на каждое движение,

Обманный ход, выпад противника, так же, как они зависят друг от друга на

Протяжении боя и все время вносят в свое поведение коррекцию,

Поправки, — точно так же сцена и зрительный зал находятся в

Беспрерывной борьбе-общении.

Актер, творящий на сцене, — это источник и передатчик сообщений,

Но в то же время он обладает всеми качествами приемника. Это

Необходимо для творческого процесса. «Эта особенность — в одно и то

Же время творить и контролировать—и составляет отличительный

Признак сценического творчества» (В.Н.Давыдов. «Рассказ о

Прошлом»).

В процессе творческого акта сообщение как бы циркулирует между

Заключенными в самом актере передатчиком и приемником. (Вспомним

«самоконтроль» К.Станиславского.) То же самое происходит и со

Зрителем, хотя и не с той же степенью активности. Вот схема этого

процесса:

Это и есть схема обратной связи.

* Выделено M.T.

184

Общение — это беспрерывный поединок, воздействие ______________друг на

Друга.

Уникальность театрального творческого процесса заключается во

Взаимной зависимости актера, творящего на сцене, и зрителя,

Реагирующего на это. Обратную связь между сценой и зрителем можно

Представить как развивающуюся по спирали.

Так, по бесконечной (до конца спек-

Такля) спирали, во взаимоотношении

Сценического искусства и зрительного

З а л а и р о ж д а е т с я т е а т р ,

Неповторимое, ни с чем не сравнимое

Искусство, создаваемое на глазах у

Зрителя и при непосредственном

Участии его творческого воображения.

Без этого нет театра.

П р о и з в е д е н и е и с к у с с т в а ,

Воздействуя на сознание человека,

Будит его воображение, вскрывает (как

Говорят в нау ке) блок памяти,

В ы з ы в а е т э м о ц и и и в е д е т к

Перестройке в его сознании сложившихся установок, привычных норм

Мышления и поведения, способствует формированию нешаблонного

Мышления. В этом процессе действуют обратные связи.

Отрицательная обратная связь корректирует, поправляет,

Стабилизирует прежнее положение, притормаживает. Положительная

Обратная связь всегда усиливает, подталкивает к новым открытиям,

Стимулирует обоюдный творческий процесс. Положительная обратная

Связь имеет лавинный, взрывной характер. Реакция одного зрителя

(смех, аплодисменты) заражает весь зрительный зал.

КРИТИК - ТЕАТР

И, наконец, обратные связи между критикой и театром. Они

Осуществляются гораздо медленнее. Под обратной связью здесь

Подразумевается влияние и воздействие критики на театр посредством

Публичных выступлений и выступлений в периодической печати. Эти

Сигналы, поступающие по каналам обратной связи, могут быть так же,

Как и в других случаях, положительными и отрицательными.

Отрицательная обратная связь не может рассматриваться как нечто

Вредное или мешающее развитию. Просто у этих связей разные

Функции. Для работы системы отрицательная обратная связь так же

Необходима, как и положительная. Но связи могут быть полезными и

Вредными, стимулирующими развитие и тормозящи ми его,

Добропорядочными и преднамеренно вредными. Это ведь тоже борьба-

Поединок.

185

Зритель пришел в театр. Он еще ничего или почти ничего не знает о

Будущем спектакле, для него это уравнение со многими неизвестными.

Тут возможны два случая — когда зритель смотрит спектакль,

Поставленный по знакомой ему пьесе, или же он с ней совершенно не

Знаком.

В первом случае зритель знаком лишь с литературной

Первоосновой спектакля (сюжет, приблизительное знание характеров

Действующих лиц, некоторые фразы, ремарки и т.п.). Он будет

Сравнивать происходящее на сцене с тем, что создало его воображение

Во время чтения пьесы. Ведь каждый человек, читая пьесу, в

Воображении ставит свой собственный спектакль. Правда, этот спек-

Такль похож, скорее, на пунктир, чем на сплошную линию, видения сцен

Прерываются, не связаны между собой, но все же это определенное

Видение материала. Но каким будет режиссерское решение спектакля,

Как будут трактоваться роли актерами, какой будет декорация, зритель

Совершенно не знает.

Во втором случае зритель находится в полном неведении. Он не

Знаком ни с пьесой, ни с ее сценической интерпретацией.

Естественно, что в обоих случаях спектакль должен помочь зрителю

Снять существующую неясность, неопределенность, должен помочь

Хаос непонимания превратить в порядок, некую систему, упорядочить

Для зрительного зала все, что происходит на сцене. Упорядоченность

Есть снятая неопределенность. Упорядоченность есть нечто

Противоположное беспорядку случайности. Количества информации

Гораздо больше в упорядоченной системе, чем в системе, которая

Представляет из себя беспорядок. Зрителю такой спектакль будет не

Понятен.

186

Глава XV

УПРАЖНЕНИЯ И ИМПРОВИЗАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕЖИССУРЕ

Анкета

В первые дни занятий на первом курсе режиссерского факультета

Студентам следует раздать личный листок по учету кадров (анкету).

Через несколько дней эти анкеты должны быть заполнены. Студент

Должен творчески подойти к ответам на все вопросы, поставленные в

Анкете. Они не должны быть сухими, односложными. Каждый вопрос

Может стать причиной для воспоминания какого-нибудь эпизода из жизни

Студента, интересным переложением своей биографии. Хорошо, если

Это делается с юмором. Это первое задание дает очень много сведений о

Студенте. Выявляет его как личность, дает хотя бы приблизительные

Данные о нем, как о человеке, о той среде, в которой он рос,

Воспитывался, работал. Выявляет его способность оценить свои

Собственные и чужие поступки, хотя бы приблизительно узнать о его

Стремлениях, вкусах, привычках, пристрастиях. Это задание помогает

Педагогу наладить первый контакт со студентами.

Задание «анкета» в течение первого семестра можно давать

Несколько раз, т.к. по мере прохождения курса студент точнее начинает

Понимать, что от него требуется при отработке задания «анкета».

Домовая книга»

«Домовая книга» — задание, которое я даю студентам-режиссерам по

Прошествии первой недели занятий. «Домовая книга» так же, как и

«Анкета», принадлежит к той группе заданий-упражнений, через которые

Педагог имеет возможность поближе познакомиться со студентом,










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...