Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каждый вечер ведет со своими соотечественниками очень важный и




Честный диалог. Этот диалог может состояться или нет. Если он

Произошел, значит, театральное искусство на сегодняшний день живо,

Если же зал пуст, значит, искусство умерло. Круг заинтересованных

Зрителей не собрался, актерам не удалось завладеть вниманием

Зрительного зала.

166

Помню, Серго Закариадзе рассказывал мне, как после ухода из

Театра Марджанишвили* он решил заняться художественным чтением и

Как ему было трудно вначале справиться со вниманием зрительного

Зала. Это была настоящая борьба за внимание к себе. Она длилась

Очень долго, пока актер не научился, выходя к зрителю, подчинять его к

Себе. «Я очень сильно должен сосредоточиться на себе, чтобы зритель

Сосредоточил свое внимание на мне».

Ведь что такое, в конце концов, театральный спектакль? Почему люди

Должны ходить в театр, а не читать пьесы дома? Вероятно, потому, что

Людей интересует, как ее исполняют актеры, как ее «прочтут» в театре. А

Что, собственно, делают в театре? Через слова и ремарки автора

Театр вычитывает психологию действующих лиц. Эту

Психологию переводит на язык поведения, действия, в

Результате чего возникает уже звучащее слово — венец

Выразительных средств актера. От того, как театр сумеет

Рассмотреть, а потом красочно рассказать о том, что происходит в

Глубинных пластах психологической жизни героев, зависит успех или

Неуспех спектакля у зрителя.

Театр — слишком дорогое удовольствие, полностью поглощающее

Человека, чтобы использовать его не по назначению. Да, театр

Обязательно должен быть зрелищем, но зрелищем высокого искусства. А

Раз это так, он не может ограничиться только задачей просто «давать

Представления». Он должен изменять людей и, в первую очередь,

Самого себя. Если актер притворяется, что верит в идеи, которые он

Проповедует со сцены, если он по-настоящему не живет этими идеями в

Жизни, он- никогда не станет проповедником, а будет только лишь

Развлекателем. Раньше театр всеми силами добивался от зрителя,

Чтобы тот верил в существование на сцене королей и героев. Но,

Поскольку в современном театре делать это становится все труднее,

Появилась тенденция все решать через самого актера. Актер становится

Сегодня носителем идей, которые проповедует театр. Его личность в

Сегодняшнем спектакле играет гораздо более важную роль, чем раньше.

Почти повсеместно исчезает со сцены грим в том понимании, как это

Было принято раньше. Актеры меньше обращаются к внешней характер-

Ности, оставляют из старого арсенала минимум актерских

Выразительных средств. Все сосредотачивается на внутреннем мире

Актера и его убеждениях. Именно поэтому значение личности актера

Становится неизмеримо больше. Исчезает само понятие

«представлять». Зритель с негодованием отворачивается от «представ-

ляльщиков»**. Для того, чтобы зрительный зал стал сообщником театра,

Сами актеры должны быть особенными людьми, с которыми интересно

Общаться. Часто в жизни нам встречаются такие талантливые люди. Они

Не актеры, но окружающие всегда проявляют по отношению к ним

Необычайный интерес, эти люди всегда становятся центром внимания.

Для актера это необходимое профессиональное качество.

Театр в идеале — это содружество талантливых

Высокообразованных фанатиков, влюбленных в свою миссию.

Они должны вести людей за собой, это должно быть их единственной

Потребностью и смыслом жизни.

Актеры-проповедники должны обращаться непосредственно к душам

И сердцам своего зрителя, а сам коллектив актеров должен быть ярким

Примером своей проповеди. Театр — это содружество актеров-

Художников, которые являют людям пример сверхорганизованности

И истинной гражданственности, которые способны посвятить себя

Т я ж к о м у т р у д у — р а с с к а з ы в а т ь « о ч е л о в е -

* 1956 год.

** С тех пор, как это было сказано, прошло каких-то 30 лет, а сколько всего изменилось.

М.Т. был все-таки человеком романтического склада, верил в торжество

Справедливости, в победу психологического театра. Сегодня ему было бы, наверное,

Больно, узнай он, что психологический театр сильно сдал свои позиции, а в моде сегодня

— одни «представлялыцики».

167

Ке, ради человека, через человека». Театр для таких людей должен

Стать истинным храмом искусства в полном смысле этого слова.

Настоящий театральный спектакль существует в единственном

Экземпляре. Он однажды переживаем, а потому уникален по своей

Природе.

Сколько гипсовых головок Нефертити расставлено по нашим

Квартирам, их штампуют по дешевке ремесленники. И только одна-

Единственная головка царицы, высеченная из рыжеватого песчаника и

Хранящаяся в берлинском музее Бодо, — неповторимый шедевр,

Великое произведение искусства. Она несет на себе следы конкретных

Людей, конкретной эпохи, она единственная в своем роде.

Древнегреческий философ Гераклит говорил, что в одну и ту же реку

Нельзя войти дважды. Если мы захотим войти в нее вторично, она будет

Уже не той рекой, в которую мы входили в первый раз, — та вода утечет, а

На ее место притечет новая. Но один раз мы все же войти в нее можем.

Так и настоящий спектакль.

Поэтому актер, идущий на очередной спектакль, каждый раз всем

Своим существом должен готовиться к участию в этом неповторимом,

Однажды случающемся «театральном чуде». А это «чудо» не каждый раз

Возникает.

Сколько раз я наблюдал за игрой А.Хорава в роли Отелло*. Никто

Никогда не мог заранее сказать, как он будет играть сегодня. Даже он сам.

Самое драгоценное возникало неожиданно, но именно это и было

Великим праздником искусства. У меня всегда в такие минуты было

Ощущение, что сам А. Хорава здесь ни при чем, что он только посредник

Между мной, обыкновенным, и чем-то большим, недосягаемым, что он

Только причина возникновения театральной магии и в некотором роде ее

Жертва. Завороженный чудом театра, зрительный зал дышал с ним

Единым дыханием и чувствовал единым чувством. Но бывали случаи,

Когда он играл плохо, никак не мог включиться в роль, и зрительный зал

Существовал отдельно. Несчастье, а может быть, и счастье нашего

искусства в том, что ему нельзя крикнуть: «Остановись, мгновенье!». Оно

Исчезает так же случайно, как возникает.

Серго Закариадзе и Зина Кверенчхиладзе, играя «бой-поединок» во

Втором акте «Антигоны» Ж. Ануя, каждый раз разыгрывали его

Неповторимо, иначе, действуя и переживая в зависимости друг от друга,

Каждый раз по-новому реагируя на неожиданные выпады партнера. Ведь

В этом и есть вся суть нашего искусства, когда зрители становятся

Свидетелями талантливой сценической импровизации-борьбы. Я лично

Считаю, что это и есть основа основ драматического искусства. Только

Настоящая импровизация перед зрителем, только подлинная борьба

Между партнерами может заставить зрительный зал стать соучастником

Происходящего на сцене. А этого не так легко добиться. Импровизация

— суть театра! Конечно, это не имеет ничего общего со сценическим

Хулиганством и неумелой литературной отсебятиной. Станиславский

Говорил, что любую импровизацию следует репетировать, как минимум,

Раз пятьдесят.

К сожалению, в наших театрах мы довольно часто встречаемся с

Такими фактами, когда актеры к своей высокой миссии относятся

Нечестно. Сколько раз я наблюдал за актерами (если их можно назвать

актерами!), которые забегают в театр на спектакль за пять минут до










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...