Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Только один молодой солдат попытался подняться, но не смог. Упал и




простонал: «Помоги, Господи!». Простонал и замер навек.

Это должна быть главная сцена спектакля. Главное, чтобы каждый

Эпизод этого кошмара разрабатывался долго и упорно. Чтобы, слившись

Воедино, они создавали общую картину войны, реальную и страшную,

Впитали весь смысл ее, весь ее ужас.

Постепенно все успокоилось. Только издали звучит ноющая нота,

Тягучая, щемящая.

№ 46. «Смерть Кассия»

Раненый, хромая, перелезая через обломки, через поваленный крест,

Выходит Кассий. За ним вдогонку бежит Пиндар. Торопит Кассия. Тяжело

Дышит. Кассий говорит спокойно, негромко. Только последнюю реплику

— «Вот уж закрыл, вонзи клинок» — он кричит. Пиндар наносит ему удар

В спину и тащит за кулисы (за машины). На этой сцене не стоит

Останавливаться долго.

Конечно, и Кассия нужно понять. Неправильно будет понимать его

Только лишь как зло всего происшествия. Вероятно, поразмыслив,

Можно найти в его поведении мотивы, которые оправдывают многие его

Поступки. Ведь не так просто покончить жизнь самоубийством. Это

Происходит только тогда, когда рушатся какие-то идеалы. Значит, и у

Кассия они были. Надо это понять.

№ 47. «Черные женщины»

Умер Кассий, вползли на сцену женщины в черном. Бродят по полю

Боя, ищут своих. Сколько раз после боя я наблюдал за такой картиной.

Выползают женщины из укрытий, из подвалов, из соседних с полем боя

Деревень, из леса, из-за кустов, бродят среди раненых и убитых,

Оплакивают незнакомых солдат, помогают раненым, причитают в

Неподдельном горе. Эти женщины, оплакивая чужих, оплакивают своих,

Без вести пропавших, и тем самым помогают своим мужчинам, хотя

Физически их рядом с ними нет. Есть, вероятно, какой-то неписаный

Женский закон — не оставлять без помощи павшего в бою мужчину. Всю

Ночь ходили женщины, выкрикивая имена своих сыновей, мужей,

Братьев и отцов. Будь проклята война, приносящая людям столько горя,

Будь прокляты те политиканы, которые не думают о материнских слезах,

О ненавистном горе, о страданиях жен, не дождавшихся своих мужей.

Будь проклята эта война!

№ 48. «Смерть дон-кихота»

Ходят женщины в черном по полю боя, ищут своих. Тихо, причитая,

Напевают очень древний, печальный итальянский мотив, всего

Несколько нот. Ползают, и ищут, и ищут...

Входит Брут. Спокойный, торжественный. За ним вбегает Люций. Все

Торжественно и важно. Брут устал. Он присел на поваленное распятье и

Решил здесь поставить точку. Брут совершает торжественный ритуал.

Он молится, готовится к вознесению. Он святой. В его смерти нет ничего

Натуралистического. Чуть-чуть приподнято и театрально. В его текст

Нужно вставить одну строку из 66 сонета Шекспира: «Зову я смерть. Мне

Видеть невтерпеж достоинство, что просит подаянья...». Эта строка

Очень незаметно монтируется с текстом Брута, но еще сильнее

Подчеркивает его состояние.

Затем он ласково прощается с Люцием, и просит его подержать

Меч. Люций пытается отказаться, но Брут просит оказать ему эту

Последнюю услугу. Люций держит меч на распятии (отвернул голову).

Брут не бросается на меч, а тихо ложится. Получается распятие. В

Этом есть некоторая натяжка, но надо преодолеть эту условность и

Постараться сделать это убедительно и жизненно. Брут ле-

160

Жит на поваленном кресте, на котором распинали рабов в Риме. На

Распятии распятая честность дон-кихота.

Входят женщины, народ-войско, пленные, все, кто в начале спектакля

Стоял и смотрел на торжество Цезаря. Стоит народ вперемежку с

Черными женщинами и воинами. Стоят и смотрят, растерянные,

Уставшие, голодные. Эта сцена очень торжественна, в ней нечто от

Мистерии, нечто от мессы, напоминает по своему настроению фрески

Джотто. Очень красиво, очень наивно, никакой истерики. Брут совершил

Ритуал, у него просто не получилось, его обманули и втянули не в ту игру,

В которую он играл всю свою благородную жизнь.

№ 49. «Оплакивание Брута»

Взревели трубы. Точно наперегонки, вбегают на помост Антоний и

Октавий.

За ними — всегда запаздывающий Лепид. Каждый из них старается

Первым занять место на возвышении, чтобы его видел народ. Антоний и

Октавий не могут сдержать радости. Оба снова в красной тоге, которую

Имел право носить только великий Цезарь. Для них все, что происходит,

— это праздник победы, и Антоний «трубным гласом», очень громко для

Всего мира вещает.

Его тон не соответствует словам скорби о Бруте. По сути, никакой

Почтительности тона, только вопль радости победы, вопль о том, что он

Наконец выше всех, что он безумно счастлив. Радуйтесь все, вещает он,

Антоний выиграл бой.

Но Октавий этого не выдержал. Он залез по лестнице еще выше и

Заорал еще громче, как бы пугая Антония и всех остальных. Дает приказ,

Как бы требует признать себя наследником Цезаря. Октавий — будущий

Император Август божественный. Здесь обратный ход.

Народ смотрит на все это, растерянный, подавленный. Сколько раз за

время этого спектакля ему приходилось кричать: «Слава Цезарю!»,

«Слава Бруту!», «Слава Антонию!»... А что кричать сейчас? И народ тихо

Повторяет: «Слава... Слава». Он не знает, в конце концов, какому Богу

Ему служить. Народ разводит руками. Ревут трубы.

КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ

Сквозные действия и сверхзадачи

Брут

Сверхзадача — вернуть добрые старые времена!

Сквозное действие — спасти демократию и принципы республики.

Ая часть — не дать вовлечь себя в интриги Кассия.

Ая часть — заставить принять свои категорические условия

Заговора.

Я часть — совершить жертвоприношение во имя любимой родины.

Ая часть — убедить римлян, что убийство Цезаря было для Рима

Необходимо.

Ая часть — спасти демократию от шайки карьеристов и

Политиканов.

Кассий

Сверхзадача — убрать всех с пути.

Сквозное действие — составить заговор и довести дело до победного

Конца. 1 -ая часть — заставить Брута принять участие в заговоре.

Ая часть — не дать Бруту возможности совершить ошибки в деле.

3- я часть *- направить дело и довести до убийства.

Ая часть — оказать всяческое сопротивление либеральным

Фокусам Брута. Взять власть в свои руки.

161

Ая часть — заставить Брута подчиниться своей воле военного

Руководителя.

Добиться единовластия на период гражданской войны. Спасти

Заговор.

Каска

Сквозное действие — не остаться в новом правительстве без места.

Ая часть — понять, какие выгоды дает ему заговор, не проиграть бы.

Ая часть — сделаться любимцем Брута.

Я часть — заставить себя нанести удар Цезарю.

Ая часть — спастись от разъяренной толпы римлян.

Ая часть — спастись.

Цинна

Сквозное действие — стать большой фигурой в государстве.

Ая часть — уговорить Брута принять участие в заговоре.

Ая часть — убедить заговорщиков действовать смелее.

Я часть — сделать все возможное, чтобы подготовить убийство

Получше.

Ая часть — сделать все возможное, чтобы убийство совершить

Тихо, без паники.

Ая часть — спастись.

Метелл

Сквозное действие — отомстить за брата.

Ый акт — убедиться, что его не обманывают.

Ой акт — отомстить Цезарю.

Ий акт — спасти военную операцию.

Требоний

Сквозное действие — стать военным министром.

Ый акт — успокоить слишком возбужденного Кассия.

Ой акт — провести операцию по всем правилам военного искусства.

Ий акт — спастись от гнева народа.

Перед боем — сдержать себя, чтобы не пристукнуть идиота Брута.

Бой — спасти проигранную ситуацию.

Деций

Сквозное действие — завладеть второй частью наследства Цезаря.

Ая часть — сделать вид, что он во всем согласен с идеями Брута.

Ая часть — обмануть Цезаря (пообещать корону-венец).

Я часть — быстро провести неприятную операцию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...