Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уже выполняла его вполне сознательно. Так очень быстро девочка




Поняла, что значит — играть в шахматы. В первом случае она сразу

Получила очень много сведений об игре, но, перепутавшись в ее

Сознании, они потеряли стройность и ясность. Еще и потому, что не все

Эти сведения сразу же ей пригодились на практике. Во втором же случае

Правило всякий раз возникало тогда, когда было практически

Необходимо, и использовалось тут же, поэтому правило запоминалось

Не только умом, но и сердцем, быстрее и лучше усваивалось.

Примерно то же самое происходит в момент разведки умом и

Разведки действием. В первом случае девочка поняла только одно —

Надо убить короля. Во втором — попробовала искать, какими способами

Можно добиться того, чтобы убить этого самого короля.

Этот пример с шахматами выражает суть метода действенного

Анализа. Мне, правда, могут возразить, что в данном примере девочка

Постигает уже существующие правила игры и ею руководит наставник,

Тогда как при «действенном анализе» мы всякий раз заново открываем

Новые правила для каждой пьесы. Да, каждая новая пьеса — это новая

Игра с совершенно новыми правилами. А роль наставника в этом случае

Играют автор произведения и режиссер. И всякий раз актер осваивает

Правила игры данной пьесы, и они отличаются от предыдущей игры, как

Шахматы отличаются, например, от нард или шашек.

Изучая, что происходит в пьесе по линии больших событий, актер

Смотрел на происходящее со стороны. Теперь ему предстоит самое

Сложное — представить себя на месте действующего лица. Нужно

Обязательно учесть, что после' «разведки умом» сведения о действиях,

Поступках действующих лиц у актера самые общие, и нельзя надеяться,

Что актер уже представляет сюжетную линию роли и пьесы четко.

Поэтому самое главное в начале работы «разведка действием» —

Освободить актера от непосильных задач, которые неминуемо толкают

Его к наигрышу.

54

Лучше начинать с несложных этюдов.

Этюдные репетиции — это и есть, по сути, «действенный анализ»

Произведения. Все остальное делается для того, чтобы подготовить этот

Процесс. И «разведка умом», и «рассказ в действии» — это все для того,

Чтобы актер, переходя на этюды, точно знал, что надо искать в действии,

Ре п е т и р о в а т ь — з н а ч и т, у з н а в а т ь , и с с л е д о в а т ь ,

Конструировать событийный ряд, а вовсе не просто повторять.

Перед началом каждого этюда надо поставить перед собой три

Главных вопроса и в процессе репетиции обязательно на них ответить.

Какая у события функция относительно главного события? Что в

Этом событии происходит для главного?

Что для этого надо делать по действию? Найти ход. «Что» играть?

Как делать это «что», как играть?

Осознав логику и последовательность действий, надо проделать

Самое важное — перенести себя в те положения и в те обстоятельства,

Которые предложены автором и режиссером.

Очень важно, чтобы этюдные репетиции протекали в атмосфере

Творческой увлеченности и заинтересованности. Ни в коем случае

Нельзя превращать такие репетиции в подобие экзамена, когда

режиссер задает тему для импровизации и ждет от актеров результата:

«А ну, покажите, на что вы способны?!». Этого делать нельзя, т.к.

Возникает момент насилия над актерской природой. Ведь не секрет, что

Очень часто исполнитель, особенно в начале работы, делая этюд, не

Может побороть смущения, физической скованности.

Произнося в этюде импровизированный текст, актер порой делает это

Неуклюже. Если товарищи по работе не включаются в работу, то

Способность и желание импровизировать вообще парализуется.

Поэтому самая главная задача режиссера — незаметно подвести актера

К этюдным репетициям, чтобы не спугнуть его творческую природу.

Совершенно не обязательно режиссеру объявлять о начале этюдных

Репетиций. Очень часто актеры сами к ним стремятся.

Так случилось во время репетиций спектакля «Чинчрака».* Под видом

Шутки Рамаз Чиквадзе и Серго Закариадзе под хохот товарищей

Нащупывали главные сцены своих ролей. Это были этюдные репетиции,

Но никто это не объявлял, они рождались незаметно. Так же незаметно,

Путем импровизации родилось балет -но-танцевальное решение

Главных ролей — героев Белы Мирианашвили (Мзия) и Карло

Саканделидзе (Чинчрака).

Во время таких репетиций совершенно не важно, какими словами

Будут пользоваться исполнители. Важно, чтобы эти слова были

Продиктованы мыслью автора и режиссерским решением событий.

С помощью импровизаций можно добиться чудесных результатов.

Самое главное — полюбить импровизировать и научиться руководить

Этим процессом. Особенно этот метод незаменим в студийной

Обстановке. Сколько раз я обращался к нему, и результат был всегда

Любопытным. «Люди, будьте бдительны», «Чинчрака», «Обманщики»,

«Похождения зубного врача»** — вот спектакли, которые, в основном,

Делались по методу этюдных репетиций.

* Спектакль поставлен М.Т. (1963) в Театре имени Ш.Руставели.

** М.Т. называет свои спектакли, поставленные в разные годы: «Люди, будьте бдительны»

— композиция по книге Ю.Фучика «Репортаж с петлей на шее», спектакль поставлен в

Театре имени Ш.Руставели (1951), сказка Г.Нахуцришвили «Чинчрака» — см. выше,

«Обманщики», сценарий Марселя Карне, и «Похождения зубного врача» А.Володина

(1967) М.Т. ставил со студентами.

55

Правильнее всего, репетируя сцену, перенести время и место

Действия на «сегодня, здесь, сейчас». Так актеру будет легче

Освободиться от хрестоматийных наслоений и штампов. Кто такой

Отелло? Кто такой Яго? Знаменитые герои знаменитой трагедии?

Ничего подобного! Оба они, прежде всего, обыкновенные люди.

Гораздо легче разобраться в обстоятельствах, похожих на те, в

Которых жили и действовали Ричарды, Глостеры, Макбеты, Дездемоны,

Но реально сегодня существующих. Многое станет понятным, как только

Актер все проверит через самого себя. Постепенно все прояснится,

Возникнут «неожиданные открытия». Актеры физически почувствуют

События. Только тогда и надо возвращаться к обстоятельствам пьесы,

Эпохи, месту действия, этикетам, ритуалам, костюмам, характерам

Героев. Здесь уже можно сказать актеру: «Вилка во времена Шекспира

Только входила в обиход», или «Фарфор еще не был изобретен», или

«Королева Елизавета сморкалась пальцами, плевалась и ругалась

Нехорошими словами». Сейчас это актеру уже может понадобиться.

Обычно все эти сведения сообщают бедному актеру в самом начале

Работы, а он не в силах их ни запомнить, ни использовать, т.к. еще не

Знает главного. Простая логика человеческих взаимоотношений, в

Которую веришь, как в сегодняшнюю, незаметно, без насилия над

Природой перейдет в эпоху, давно забытую, известную лишь по ле-

Гендам и литературе.

В период этюдных репетиций ни в коем случае не надо ничего

Фиксировать. Повторяю еще раз: репетировать — это значит,

Исследовать, узнавать, моделировать. Надо смело менять

Обстоятельства, место действия, чтобы импровизация не приедалась

Актеру, чтобы он не воспринимал ее как готовую сцену, которую можно

Сыграть в спектакле. Не надо забывать, что это еще анализ. Иначе

Этюдные репетиции теряют свой смысл.

В чем главная суть этих репетиций? Не спеша, как можно точнее

Выстроить поведение героя, через которое станет зримой

Тонкая линия психологической жизни (психологических ходов)

Человека в событии. Это суть.

Путем этюдных репетиций можно «сыграть» и прозу. Это особенно

Важно при постановке в театре инсценировок, романов, рассказов и










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...