Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противнее, чем ложь, притворство, ханжество.




48

Не стыдно ли, когда святоши площадные,

Бездушные лжецы, продажные витии,

В одежды святости кощунственно рядясь,

Все, что нам дорого, все втаптывают в грязь;

Когда стяжатели в соперничестве яром

Торгуют совестью, как мелочным товаром,

И закатив глаза, принявши постный вид,

Смекают, кто и чем их наградит;

Когда они спешат стезею благочестья

Туда, где видятся им деньги и поместья;

Когда, крича о том, что жить грешно в миру,

Они стараются пробиться ко двору;

Когда клеветники без совести, без чести,

Личиной благостной скрывая жажду мести,

Дабы верней сгубить того, кто им не мил,

Вопят, что он бунтарь противу высших сил.

И оттого для нас они опасней вдвое,

Что приспособили меч веры для разбоя,

С молитвою вершат преступные дела,

И стало в их руках добро оружьем зла.

Это — идея.

СУДЬЯ (Эльвире). Почему вы сразу не сказали обо всем мужу?

ЭЛЬВИРА (пристыженно, но с достоинством). Потому, что он мне

Нравился.

СУДЬЯ. В чем же загадка?

ЗАЩИТНИК. В абсолютном обаянии этого человека, в искренности его

Лжи, которую он преподносит как необычайную правду.

Сквозное действие — борьба за Марианну! Вот модель пьесы по

Событиям».

События развиваются изнутри, распространяются во все стороны, —

Так же, как волны, которые расходятся кругами от брошенного в воду

Камня. Но вот брошен второй камень, третий, и все они распространяют

Вокруг себя волны, которые наползают друг на друга, пересекаются,

Создавая череду расходящихся колец. Создается событийный ряд. Ряд

Не должен прерываться. Если действие на сцене прервется хотя бы на

Мгновение, сердце спектакля перестанет биться и остановится.

Как писатель выстраивает свой словесный ряд, музыкант —

Мелодический, а математик — математический, так режиссер

Выстраивает ряд событийный. Это не просто список происходящих в

Пьесе событий, а стройный событийный ряд. Выстроив его, режиссер

Получает неизмеримо больше, чем просто действие. Умом найденная

Идейно-тематическая «задумка» оживает и превращается в вол-

Нующее и зовущее за собой действие — спектакль.

Событийный ряд можно играть. Повторяю, событийный ряд —

Это не просто список событий, это развивающийся поток действия,

Поведения, вытекающих одно из другого, который несется к единой

Цели. Событийный ряд — это всегда цепь поединков, вытекающих

Один из другого. Персонажи в событийном ряду неустанно

Действуют и реагируют. Очень хороший пример в данном случае —

Сравнение с большим слаломом. Сколько спусков, сколько

Неожиданных пово ротов, зигзагов заключает он в себе. Чем

Сложнее и многограннее «слалом» со бытийного ряда, тем точнее

Мысль произведения, интереснее образ. Во время большого

Слалома задач очень много, так же много, как много этапов по всему

49

Маршруту. Поединки состоят из многих подробностей и ходов. Это

Событийный ряд, потому что каждый новый спуск, каждый поворот —

Новое событие в жизни человека, который спускается по «снежной горе».

Герои на сцене рассуждают, доказывают, дискутируют, борются со всеми

И против всех, и даже с самими собой, и против самих себя. Они то

Непрерывно от кого-то отбиваются, то сами переходят в наступление,

Прячут свои истинные страсти и мысли, более или менее ловко

Обманывают других и самих себя, но никогда не останавливаются.

Остановка хотя бы на одну секунду — смерть спектакля. Для актера

Главное — только поступки и дела. Остальное — чувства, слова,

Волнения — это все результат.

Событийный ряд — это сложный маршрут сквозного действия к своей

Сверхзадаче (финишу), сочиненный, исходя из идейно-тематического

Замысла режиссера, исходя из того, «о чем?» и «что?» решили

Поведать зрителю актеры со своим режиссером.

Составить событийный ряд — это значит вылепить скелет

Спектакля. Это сложный творческий процесс, который немыслим без

Страстной увлеченности материалом и темой, без того, что называется

Вдохновением.

Пример событийного ряда в пьесе Д.Клдиашвили «Невзгоды

Дариспана».

Тема — о том, как подрались бедные люди из-за одного «немого»

Парня-жениха.

ПОДГОТОВКА

Паника: Марта сообщает Пелагее, что сегодня придет жених.

Неожиданный приход Дариспана и его дочери.

Хвастовство Дариспана перед Пелагеей.

Истерика Пелагеи.

Одевание Наталии. Скандал с Наталией.

Паника: жених идет.

Молитва Пелагеи.

СМОТРИНЫ

Встреча жениха.

Светский разговор. Марта преподносит Наталию Осико.

Дариспан путает все карты.

Дариспан выставляет свою дочь.

СОРЕВНОВАНИЕ

Приглашение к столу.

Дариспан просит помощи у Марты и получает отказ.

Пелагея молит о помощи.

Марта торгует Наталией.

Дариспан старается преподнести Карожну.

17. Конфуз! Карожна разбила стакан.

Танец-соревнование.

Танец Карожны.

Скандал откровенный. Между Мартой, Дариспаном и Пелагеей.

Уговоры Осико.

22. Катастрофа! «У меня есть нареченная».

РАССТРОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Прощание с женихом.

Истерика Наталии.

Отчаяние Дариспана и плач Карожны.

50

ПРИМИРЕНИЕ

Налаживание испорченных отношений.

Прощание.

Когда действия «разведаны» по событиям и уже определено главное

Событие, можно начать разбираться в более мелких эпизодах. Но

Теперь это сделать гораздо легче, т.к. установлен «фарватер» главного

Действия. Теперь все отсчитывается от него. «К идее должны быть

Подтянуты все частности» (Гегель).

Даже по этому событийному ряду, по определению главного

События («исходное событие», по М.О.Кнебель) хорошо видно, что

Очень многое в определении этих понятий зависит от субъективного

Отношения художника к теме. Создавая событийный ряд, мы вносим в

Конструкцию будущего спектакля очень много личного, неповторимого, и

Потому будущий спектакль — это, по сути дела, человеческие откровения

Режиссера и актеров, с ним работающих.

Если речь идет о разведке умом, может возникнуть вопрос: «А

Сколько времени сидеть за столом?». Сколько надо. Все зависит от

Материала. Очень вредно вставать из-за стола раньше времени. С

Другой стороны, чем этот период будет короче, тем лучше. Опасно

Превращать момент разведки умом в «застольный метод анализа».

Чаще всего это так и бывает — режиссеры и актеры, чего греха таить,

Любят посидеть и поговорить. Нельзя тратить на это времени больше,

Чем необходимо. Надо поскорее переходить к действенному анализу,

Или, точнее, к анализу в действии, анализу действием.

ДЕЙСТВЕННЫЙ РАССКАЗ

После определения события за столом нужно сейчас же пробовать

Пересказать его в действии. Действенный рассказ — это, прежде

Всего, война с литературщиной во время репетиции.

Режиссер или актер, ведя рассказ от третьего лица, старается

Выстроить внутреннюю модель эпизода. Действуя, он как бы репетирует

Свое поведение, т.е. объясняет примерный план действия своего героя в

Будущем эпизоде. Он где-то проигрывает, где-то что-то объясняет,

Проектирует, на ходу сочиняет, ищет, использует подсказки товарищей.

Рассказывая эпизод в действии, актер старается проверить

Правильность его решения, исходит из общей идейной направленности

Режиссерского замысла будущего спектакля.

Действенный рассказ — это переходный мостик к анализу

Действием.

Действенный рассказ о событии.

Действование по-рассказанному.

Во время действенного рассказа не надо ничего переживать. Это,

Скорее, рассказ в движении. Актер тут изображает все поступки,

Которые совершил бы он, если бы очутился в обстоятельствах, подобных










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...