Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Киносценариев. Вот пример того, как можно прозаический текст




Перевести на язык действия — «Похождения зубного врача»

А.Володина. л

Отрывок из литературного сценария: «Он стал веселым,

Открытым, счастливым человеком, Если он проходил мимо Дома

Культуры, его останавливали и уговаривали зайти, его усаживали

Поблизости от сцены и соседи по ряду приставали, улыбались и

Здоровались с ним.

Он полюбил ходить на вечеринки, кто-нибудь непременно

Провозглашал тост за него, а он смущался и возражал, но тоже чокался и

Выпивал свою рюмку. Как многие счастливые люди, он стал

Невнимательным».

Сцена из спектакля, сочиненная импровизационно во время

репетиций:

По обе стороны сцены два телефона. Разговор по телефону. Событие

— «сплетня».

ВЕРА. Попросите, пожалуйста, Людмилу Ивановну... Людмила

Ивановна, это вы? Это Верочка говорит. Здравствуйте... ЛАСТОЧКИНА.

А, Верочка, здравствуйте.

ВЕРА. Людмила Ивановна, как там Чесноков? Это правда, что о нем

Говорят? ЛАСТОЧКИНА. Я, наверное, необъективна. Но мне кажется, что

В его методах есть что-то шаманское. ВЕРА. Что?

ЛАСТОЧКИНА. Шаманское.

56

ВЕРА. А-а-а-... Людмила Ивановна, а вы знаете, что его недавно

Пригласили в Дом культуры, усадили у самой сцены, а весь ряд встал,

Приветствовал его и улыбался.

ЛАСТОЧКИНА. Ну и что?

ВЕРА. Нет, ничего, я просто так. А в последнее время он стал часто

Ходить на вечеринки, раньше смущался и возражал, а теперь чокается со

Всеми и выпивает.

ЛАСТОЧКИНА. Выпивает? Я что-то этого не замечала. ВЕРА. Да, да,

Людмила Ивановна, выпивает. И вообще он стал невнимательным...

Алло... Алло...

На том конце провода повесили трубку.

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОБЫТИЙНОГО РЯДА

«Розыгрыш» по большим событиям я пробовал в начале работы над

Спектаклем «Похождения зубного врача» А.Володина. И делал это по

Принципу мистери-ального театра.

В большом репетиционном зале с помощью ширм и мебели условно

Воспроизводился провинциальный городок: поликлиника, райздрав, дом

Зубного врача, квартира главврача, бульвар, буфет в училище и т.п. В

Каждом из этих мест действия «поселялись» действующие лица. Актеры

Обставляли мебелью и реквизитом свои «дома», делали то, что обычно

Делают люди в этих местах каждый день: работали, обедали, отдыхали,

Веселились, грустили, жили в обычных будничных обстоятельствах.

Потом мы начинали «лепить» сюжет пьесы. Люди выходили из дома, шли

По бульвару, заходили в поликлинику, некая журналистка брала

Интервью в райздраве. Люди встречались, знакомились, спорили,

Расходились и опять встречались, но уже в другом месте. Говорили по

Телефону, сплетничали. Все по событийному ряду. Это были этюды-

Импровизации, которые сочинялись на ходу. Это было очень интересно,

Увлекательно и незаметно для актеров. Сюжетная линия схематично

Была выстроена за несколько репетиций.

Примерно так же мы репетировали в Театре имени Ш.Руставели

спектакль «Доктор философии».* Здесь тоже были устроены комнаты в

Богатом доме, и в эти комнаты «вселились» действующие лица

Спектакля. Импровизационным путем, с помощью этюдов актеры

Анализировали и сочиняли поведение своих героев в повседневной

Жизни, а потом, не спеша, по сюжету встречались, ругались, объяснялись

В любви и т.п. Никакого текста актеры не знали и знать не могли, они

Разговаривали собственными словами, стараясь разобраться в про-

Исходящих событиях.

Так за одну-две репетиции был прочитан в действии 2-й акт. Вначале

Актеры от непривычки растерялись и не совсем понимали, для чего

Нужен этот эксперимент. Ведь в результате такой репетиции ни в коем

Случае нельзя ожидать готового акта. Это делается лишь для того, чтобы

Разобраться в действии (происшествии) пьесы, а не для того,

Чтобы сразу сыграть его. Цель разведки действием есть проявление за

Словами пьесы невидимого действия.

Однако такой способ набрасывать действия больших событий можно

Применять не всегда. Психологически сложную пьесу таким путем, так

Сразу не набросаешь. Здесь надо быть осторожней, чтобы не остаться на

Уровне схемы, а постепенно, не спеша, набравшись терпения, от

Больших событий перейти к небольшим эпизодам.

* Пьесу Б.Нушича M.T. поставил в 1956 году.

57

Еще раз повторяю: самое главное в «разведке действием» —

Освободить актера от непосильных задач.

Конструировать событийный ряд можно только через поведение

Героев, только посредством физических действий.

В самом деле, что ярче всего и точнее характеризует человека?

Конечно, его поступки, его дела. Только то, что человек делает, помогает

Нам распознать его истинную сущность. Бывает, впервые встретишься с

Человеком и он очарует тебя эрудицией, красноречием, широтой

Взглядов, принципиальностью. А познакомишься поближе (т.е.

Проследишь за его поступками, его поведением) и видишь: здесь он

Выступил против живого полезного дела, потому что оно ему почему-то

Невыгодно; там во имя собственных интересов он трусливо уклонился от

Прямого и честного разговора; холодно отказал в дружеской помощи

Товарищу, оказавшемуся в беде. Какими бы цветистыми и правильными

Словами он теперь ни прикрывался, желая произвести на вас

Впечатление, вас уже не обманешь. Загадка разгадана. Его поведение

Разоблачено, перед нами его суть. Человеческий характер и его

Поведение — это, прежде всего, результат идеи (веры), которой этот

Человек служит, это его жизненная позиция, его мировоззрение.

Актеры и режиссеры — это, в сущности, «отгадчики»

Человеческого поведения по словам и поступкам роли. Поведение

Составляется из небольших, как будто не слишком значимых физических

Действий.

Однако многие актеры в своем творчестве лишь на словах признают

Главным действие, поведение, на практике же ищут только в слове, а не

За словом. Ведь главное — откуда тянуть нить, откуда начать «вязать».

Актерская профессия заключается в том, чтобы вычитать через слово и

Ремарки автора психологию действующих лиц, а затем перевести эту

Психологию на язык поведения и действия. Это лепка действующих,

Мыслящих, говорящих, чувствующих скульптур, которые мы творим «по

Образу и подобию» жизни человеческого тела и духа. Они и шагают по

Дороге сквозного действия к своей сверхзадаче.

Возьмем, к примеру, развернутый событийный ряд, сочиненный для

спектакля Театра имени Ш.Руставели «Король Лир».*

Безумие, культ личности

Суровый дикий край. Суровый, дикий способ правления, простой и

Добротный. Король, сидящий на камне, покрыт шкурой. Король — сила,

Король правит целым народом, государством. Но прошло время его

Расцвета, король состарился. Правит уже не силой, а воспоминаниями о

Ней. Решил разделить государство между дочерьми. Для себя оставил

Центр, будет жить с любимой младшей дочерью. И все останется по-

Прежнему. Он уверен в том, что он сам по себе ценность. Корона и трон —

Только атрибуты власти, но не сама власть. Лир сидит в центре, в

Зеркальном замке иллюзий и не видит того, что в действительности его

Окружает. Он видит в зеркале лишь отражение своего величия: я — самая

Главная фигура жизни, я сам по себе, я держу государство в повиновении

Своим умом, опытом и талантом.

А в это время за стенами зеркального замка царит ненависть,

Заговоры, убийства, интриги. Герцог Корнуэл затеял план уничтожения

Альбани — война между ними вот-вот начнется. Регана и Гонерилья,

Сестры-принцессы, тоже ненавидят друг друга, а вместе они ненавидят

Любимицу короля, Корделию.

* Спектакль был поставлен M.T. в 1966 году, заглавную роль сыграл С.Закариадзе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...