Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Театральному анализу произведения.
40 Глава VIII О ДЕЙСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ (первая часть режиссерского плана) Я стараюсь освободить слова из плена. В.Яхонтов (Это и есть суть метода действенного анализа) Написано: «В начале было слово И вот уже одно препятствие готово: Я словоне могу так высоко ценить, Да, в переводе текст я должен заменить. Когда мне верно чувство подсказало Я напишу, что мысль— всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь мысль творить и действоватьне может! Не силали — начало всех начал? Пишу — и вновь я колебаться стал, И вновь сомнение душу мне тревожит. Но свет блеснул — и выход вижу смело, Могу писать: «В начале было дело».* Гете. «Фауст» ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА Московский Художественный театр, Станиславский! Уже стали знаменитыми спектакли «Вишневый сад», «На дне», «Дядя Ваня». Вернее, они уже поставлены, и уже пришла слава. Но именно в этот период в уме и сердце великого реформатора сцены рождается сомнение. Правильно ли все это? Правилен ли репетиционный метод? Что он дает? И может ли дать новые возможности развиваться актерам театра? 1. Первый раз К.С.Станиславский предложил анализировать пьесу путем этюдов примерно в 1905 году, в студии на Поварской. Ему не поверили, отнеслись к этому как к чудачеству. Но именно в тот период и были нащупаны первые крупицы гениального открытия. Тогда же начинает свои поиски Мейерхольд. Видимо, время настоятельно требует новых путей и в театре. До этого основной метод работы Станиславского можно было сформулировать так: «Все дело в том, чтобы почувствовать роль, и тогда все приходит само собой». 1-й этап, поиски того «что я чувствую?», был «доисторическим» этапом системы Станиславского. И вдруг эти отвергается, или, во всяком случае, подвергается сомнению. * Выделено M.T. 41 2. В 1909 году К.С.Станиславский выпускает спектакль «Месяц в деревне». «Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой лабораторной работы Спектакль был направлен на способы изучения и анализа как самой роли, так и моего самочувствия в ней», — пишет он. Это период, когда основным при анализе становится поиск ответа на вопрос «чего я хочу?». 3. 1935 год. К.С.Станиславский с удвоенной силой проповедует идею анализа пьесы в действии. «Переведите логику чувств на действия, на те самые физические действия». Анализируя материал, он пытливо ищет ответа на вопросы «что я делаю?» и «как я делаю?». Это открытие! Это метод действенного анализа. Еще раз: 1) что я чувствую в роли? 2) что я хочу в роли? 3) что я делаю и как делаю в роли? ЧУВСТВА - ЖЕЛАНИЯ - ДЕЙСТВИЯ «Различие между так называемыми пространственными видами искусства и видами искусства, основанными на факторе времени, заключается в расстановке акцентов. В картине или статуе постоянное равновесие вещи в целом основывается на действии сил, которые проявляются в пространственной последовательности формы и цвета. В танце или пьесе, напротив, общее действие состоит из вещей, которые активно проявляют себя в деятельности. Таким образом, один вид художественного средства изображения определяет действие через бытие, другой же определяет бытие через действие».* ВСТУПЛЕНИЕ Теория физических действий является Значительным вкладом Станиславского в новый театр. Б.Брехт В одной научной статье про общение между людьми было сказано, Что чаще всего оно осуществляется посредством разговоров. Это так и есть: — Что вы читаете, принц? — Слова, слова, слова... Умные слова, красивые, грубые, слова грустные и веселые, Призывные, с восклицательным знаком, вопросительным, с Многоточиями, много всяких слов, хороших и плохих, — разговоры. По Сути, пьеса — это и есть записанные разговоры людей, которых писатель Выбрал в герои. Вспомним, к примеру, пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана». Начинается она с разговора двух женщин о женихе. А знаменитый «Король Лир» В.Шекспира? Начинается с разговора придворных о Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский «Тартюф»?.. * Выделено М.Т. 42 Разговор двух человек (диалог), или многих друг с другом, или Разговор человека с самим собой (монолог) — все это разговоры. Слова, Слова, слова — и ремарки. Что же должен делать режиссер со своими Актерами, чтобы слова (разговоры) и комментарии к ним (ремарки) Превратились в спектакль? Как это делалось раньше, до открытия Станиславским метода действенного анализа? Приведу запись репетиций пьесы М.Горького «Мещане», которые Проводил в 1945 году в Грузинском театральном институте один из выдающихся знатоков метода действенного анализа Г.А.Товстоногов.* «22 марта 1945 года. Первая репетиция. Аудитория № 6. Вечер. Г.А.Товстонов сидит посреди комнаты, вокруг него со всех сторон столы. Все сосредоточились, читают пьесу. Тишина. Все вместе ищут задачу. ТОВСТОНОГОВ. «Живем вместе с Татьяной» Студентка, играющая Татьяну, вполголоса начинает читать текст. ТАТЬЯНА. Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой Маленькой и грустной, на земле так много льется серебристо-голубого, Ласкового цвета. Темно. ПОЛЯ. Зажечь лампу? ТОВСТОНОГОВ (обращаясь к студентке). Зачем так трагично? Надо Проще. Найдите правильный подтекст. Что это могло бы значить? Вечер, Сумрак, Татьяна устала, полулежит на кушетке. Полина у стола шьет. Еще раз проверим задачу. Поля все знает от Нила, она знает его Сокровенные мысли. Она верит в них. А Нил знает? Странный вопрос. Как Нил может не знать? Поля тоже знает, но выразить этого не может, не Находит слов. Поэтому в тексте так много многоточий, она ищет и не Может найти слова. А сейчас надо шить, шьет она не между прочим, она Увлечена, озабочена своим делом. Читаем еще раз по тексту ролей. ТОВСТОНОГОВ. Почему у вас так все драматически? У Поли нет абсолютно никакой драмы. Ни в одной задаче Поли нет грусти.** И, Вообще, слово «грусть» не подходит к ней. Еще раз начинают читать. ТОВСТОНОГОВ. Не верю. Вы все время торопитесь, не успеваете прожить. Переживите эти слова, переживите! Поля ведь давно слушает Чтение. Она мыслит. Ей так приятно это, хорошо. И не напрягайтесь, Скажите отчетливо. И потом, на тексте «до сердца доходит» надо сделать Акцент на слове «сердце». Несколько раз повторяют кусок. ТОВСТОНОГОВ. Не надо вздохов. Поле не о чем вздыхать. И, вообще, Вздох — дешевый приемчик. Самое верное, самое простое для того, Чтобы все время держать зрителя во внимании, нужно все задачи Каждого куска доводить до предела. Никакие интонации не спасут. Все Задачи скрыты в глубокие психологические сферы — это делает пьесу Еще более сложной для воздействия на зрительный зал. Надо каждую Задачу доводить до страстности. Если я хочу разобраться в сложности Жизни, я должен всего себя вложить в эту жизнь. Если я-хочу вылить свой Гнев на книгу, так уж весь свой яд обрати на этот предмет, — это един- Ственный ключ к работе. Все свое существо вложи в роль, образ, не Жалея ни себя, ни своих нервов. Все это сложное и надо найти в пьесе Горького. Чем можно подействовать на зрителя? Действием? Его почти Нет в пьесе. Чувством? * Г.Товстоногов работал в то время в Тбилиси, в Русском театре имени А.С.Грибоедова и Был педагогом Грузинского театрального института. Перед нами выдержка из дневника Репетиций «Мещан», который вел первокурсник М.Туманишвили, назначенный Помощником режиссера, т.е. помощником своего мастера, и ставший его своеобразным Лагранжем. Дневник хранится в Грузинском государственном музее театра, музыки и Кино. ** Выделено M.T. 43 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |