Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ненатренированный по этому методу актер обычно очень
Смущается, и вся его энергия в этюде поначалу идет на борьбу с Зажимом. А некоторые просто отказываются работать — это тоже от Смущения. Некоторым актерам этот метод кажется излишним — детской игрой, Игрой режиссера в экспериментаторство, т.к. репетиция напоминает ему Этюды на первом курсе театрального училища. Режиссер должен Увлечь актера, раскрепостить его, превратить репетицию в веселую Игру, убедить актера практикой в целесообразности этого Метода. Метод очень и очень прост. Он очень близок к органической Природе. Не следует его усложнять, философствовать вокруг него и Мудрствовать. Чем проще его понимают, тем интереснее результат. Главная цель метода — освободить актера и его природу от насилия, Чтобы он мог с самого начала включиться в общий творческий процесс. 63 РЕЗЮМЕ «В области режиссуры Станиславский, художник могучей Фантазии, призывает к протоколированию действия и фактов. Художник огромной эмоциональности ополчается на эмоцию, Переживание и «состоянчество», утверждая действие и логику Поведения. И как ужасно получается, когда эти репетиции попадают В руки людей с бедной и убогой фантазией или людей, лишенных Творческого темперамента. Боже мой, как они рады, и в то же время как они скучны и бедны в искусстве. И как не похожи на Станиславского»* (А.Д.Попов. «Из записных книжек»). Метод физических действий учит, как по словам автора разгадать все Условия текущей жизни, поместить в эти условия человека и привести Его к такому правдоподобию, которое оправдает произносимые слова. Метод действенного анализа — не секрет китайского фарфора, но Работать им могут не все. Так же, как лампа Аладдина горела только в его Руках, так и метод сработает только в том случае, если подходить к нему Творчески и — самое главное — веруя в него. Творческий момент в Методе решает все. Итак, как же производить «действенный анализ» пьесы и роли? За несколько дней за столом определяются основные и главное События пьесы. Разобравшись в них, мы встаем из-за стола и пытаемся проиграть Пьесу по основным событиям, всю с начала до конца (можно своими Словами). Когда главное станет понятным, начинается отработка Действия, все по принципу — от больших событий постепенно переходя к Более мелким и к мельчайшим. В чем преимущество «действенного анализа»? Сразу же выясняется, что главное, а что второстепенное. Сразу же можно расставить идейные акценты. Сразу же проверяются сквозные действия пьесы и ролей. Быстрее устанавливаются отношения и взаимоотношения. Процесс лепки характера начинается сразу же, в период анализа, а Не после него. Работать «действенным анализом» трудно и длинно только Вначале, по мере освоения метода актерами, время сокращается. * Выделено М.Т. 64 Глава IX ТЕАТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (вторая часть режиссерского плана) Трудно нарисовать кости дракона, Трудно узнать, что на сердце у человека. Древняя китайская поговорка Человеческий разум испытывает меньше Трудностей, когда он продвигается Вперед, чем когда он углубляется в себя. Лаплас Когда я собираюсь писать комедию, Я запираю правила на шестерной замок. Лопе де Вега Всякий раз, начиная сочинять спектакль, я испытываю ощущение, что Я — путешественник, который отправляется в дорогу и должен открыть До сих пор неизвестную страну и жителей, ее населяющих. В дремучем лесу воображения, словно в потемках, я бреду вперед на Ощупь, спотыкаясь на каждом шагу. Часто теряю из виду тропу, Интуитивно что-то ощупываю, осознаю, пытаюсь сориентироваться, Понять, где я и что вокруг меня происходит. Постепенно проявляются отдельные детали, возникают видения, Ощущения. Появляются и сейчас же исчезают какие-то люди. Снова Появляются, но уже неуловимо изменившись. Собираются группами. И то, что еще минуту назад было тайным, вдруг становится явным. Воображение, как фонарик, выхватывает из тьмы неизвестности Отдельные лица, слова и поступки, а то и целые жизненные эпизоды. Вот возле леса герои пьесы о чем-то спорят. (Я-то знаю, о чем им Полагается спорить: это мы определили еще в первой части Режиссерского плана — в замысле.) Вот я вижу бегущих женщин. Опять что-то где-то случилось! В некой деревне («Кровавая свадьба» Г.Лорки*) два парня зарезали друг друга из-за какой-то дрянной девчонки. Господи, как это могло случиться!? А вот совсем Рядом со мной неожиданно — лицо матери и ее глаза, я вижу это Вполне реально. Впечатления и видения, подкрепленные изучением Быта и личными воспоминаниями, постепенно накапливают Материал для будущего спектакля. Он разнообразен по ценности и Значимости, что-то еще обрывочно и хаотично. Но, проникая в глу- * «Кровавую свадьбу» Г.Лорки на курсе М.Т. ставила К.Долидзе (1974). Он считал этот Спектакль удачным. 65 Бинные пласты жизни, постигая мир обстоятельств, в которых Произошло событие, подчиняясь логике жизни, ты находишь всему этому Свое место, сложность и непонятность уменьшается, все части Подгоняются друг к другу, как шестеренки в часах у хорошего часовщика. Отдельные детали сливаются в единое целое, подчиняются главным Событиям, все стягивается вокруг сути конфликта, и постепенно Наступает ясность. События и люди приобретают контуры, очертания, а в Один прекрасный день появляется в воображении и сама жизнь, Погруженная в конкретный быт. Тогда впервые над горизонтом мною сочиненного мира восходит Мною увиденное солнце. Оно освещает извилистую «тропинку» жизни, Составленную из отдельных эпизодов и видений. Мое воображение дало Мне возможность увидеть эту тропинку не так, как до сих пор ее видели Другие, а по-своему, заметить то, чего еще не замечал никто. Благословенны минуты поиска! Кто не ощущал их, тот беден и Достоин сожаления. Тот не понимает, что значит «муки творчества», счастье открытия, счастье постижения! Итак, нужно нарисовать «кости дракона», анатомировать его тело, Влезть к нему в душу. Нужно взглянуть на пьесу изнутри, как это обычно Делает часовщик с часами: берет лупу, заглядывает внутрь и с Любопытством рассматривает все эти пружинки, колесики, шестеренки, Маятники и т.п. Выясняет, что из чего состоит, что от чего зависит, что на Что влияет, что чему мешает, и как весь этот часовой мир приходит в Движение. Приступая к анатомированию пьесы, режиссер, не спеша, старается Постичь секреты взаимоотношений действующих лиц, воочию увидеть Их, почувствовать все, что скрыто за скупыми ремарками и словами Автора. Какая жизнь, какое небо, какое солнце, какие характеры, какие Конфликты и события? Как-то я видел фильм, уже не помню ни названия, ни сюжета, ни даже Актеров, но хорошо помню, как после какого-то убийства в деревню Приезжал молодой, очень заинтересованный журналист и, не спеша, без Всякого шума, незаметно для других распутывал это дело. Примерно так И режиссер со своими актерами, «поселившись» в своей «деревне» (пьесе), старается разобраться в происшествии через характеры, через Быт, через погоду, через привычки и традиции жителей этой «деревни» — Одним словом, через конкретный жизненный быт. Жизнь, которую художник собирается изображать, необычайно Многоцветна и многозвучна, ей нельзя ставить к акие-то Ограничительные рамки, ее нельзя нарисовать с помощью трафарета. Она сочетается и создается из разнообразнейших явлений, все время Меняющихся, движущихся, противоречивых, вступающих в конфликт |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 181. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |