Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Они вполне обычны. Но, верно прожитые, они вызовут у зрителя




Ассоциацию личных, пережитых когда-то чувств. Сущность Горького в

этом — в буднях, доведенных до страстности.* Вот формула Горького.»

Совершенно ясно из приведенного отрывка репетиционной записи,

Что режиссер с актерами начинают выстраивать будущий спектакль,

Стараясь очень активно проникнуть в психологию героев: отгадать их

Желания, ощутить настроения, найти правильный тон каждой реплики. Я

Помню, как только над первой фразой Татьяны «Взошла луна» режиссер

Работал много дней подряд. В результате четырехмесячного труда был

создан очень хороший спектакль.**

Новый репетиционный метод Станиславского — метод действенного

Анализа—вовсе не отвергает того, что было найдено им до этого.

Напротив, великий режиссер все уточняет, все превращает в закон и,

Самое главное, предлагает точный репетиционный метод, который

Вытекает из самой действенной природы театрального искусства. Из

Сферы еле ощутимых настроений, желаний, переживаний героев новый

Метод переводит репетиционный процесс в плоскость действий,

Поступков, событий. Это уже определенным образом упорядоченная

Система, схема творческого процесса.

РАЗВЕДКА УМОМ

Но начнем все по порядку.

Что такое пьеса? «Драма (пьеса) есть изображение конфликтов в

Виде диалога действующих лиц и ремарок автора» (В.Волькенштейн.

«Драматургия»).

Если скрытно в квартире, куда забрались воры, поместить

магнитофон, записанные звуки могли бы быть следующими:

После тишины, которая царит в комнате, царапанье алмазом по

стеклу;

легкий удар и звон разбившегося стекла;

щелчок оконной задвижки;

шум открывающегося окна;

кто-то спрыгивает с подоконника;

еле слышные шаги;

скрип открывающейся дверцы шкафа;

кто-то переставляет вещи;

голос (издали, предположительно с улицы): «Не бойся!»;

потом шум складываемых на полу предметов;

голос с улицы: «Торопись!»;

кто-то о чем-то совещается;

звук открываемого ключом замка;

голос: «Скорей! Беги!»;

шум прыжка;

шум открывающейся двери;

И новый голос: «Господи, что это?!»;

А потом громко: «Помогите, воры! Помогите! Караул!».

Эти случайно зафиксированные остатки происшествия — только

Слова и ремарки. По этим остаткам звуков и шумов нужно восстановить

Всю картину —жизнь. Ее можно представить себе в сотнях вариантов. Но

Надо найти такой вариант, который бы оправдал записанные шумы и

Слова. Ведь, по сути, это и есть пьеса.

* Выделено М.Т.

** Впоследствии Г.Товстоногов поставил «Мещан» в Театре имени Ш.Руставели (1968) с

С.Закариадзе в главной роли.

44

Только вместо записывающего магнитофона в данном случае мы имеем

Дело с писателем, сочинившим запись о каком-то взволновавшем его

Жизненном происшествии.

Как восстановить на сцене происшествие, случившееся много лет

Назад? Задача эта сродни задаче археолога-реставратора, который по

Двум-трем глиняным черепкам пытается восстановить первоначальный

Вид античной амфоры или по остаткам фундамента — представить себе

Величественный храм исчезнувшей цивилизации. В конце концов, чем

Несколько сказанных фраз, диалогов или монологов дают о жизни

Сведений больше, нежели глиняные черепки?

Что проделывает артист или режиссер, получив пьесу, роль? Каким

Способом он сможет представить ее на сцене, каким путем досочинит его

Воображение тысячи неизвестных ему вещей, действий и деталей?

Невозможно охватить всю пьесу сразу. Тем более, если это такая

Сложная пьеса, как «Фауст», «Чайка», «Гамлет» и т.п. Можно завязнуть в

Проблемах, которые подстерегают всякого, кто попытается прикоснуться

К этим кладам человеческой культуры. Здесь копать и копать, разбирать,

Определять, постигать и т.д. Определить причины столкновений

Персонажей, понять цели и мотивы их борьбы — значит, определить суть

Произведения.

Обратимся к фактам, которые есть в пьесе и попытаемся представить

Их в виде эпизодов, которые сегодня происходят в жизни. Превратив

Любой отрезок пьесы в действие, в каждом атоме разговора обнаружив

Борьбу, мы тем самым приблизим литературное произведение к

Действенной природе театра.

Событие — одно звено в этой борьбе, часть большого целого. И

Событие — это маленькая война, где есть нападающие и

Обороняющиеся, где кто-то активен, а кто-то пассивен, где все построено

По законам борьбы.

Если по проводу не идет ток, значит, нет разности потенциалов. Если

Деревья замерли и не колышутся, значит, ветер стих, прекратилось

Движение воздуха. Если кресалом не ударить по кремню, не родится

Искра. Биологи установили, что несимметричные молекулы более

Жизнеспособны, процессы в них идут активней. Равнозначащее

Приводит к покою, застою. Чтобы создать движение воды в двух

Соединенных сосудах, необходимо создать разность уровня воды.

Режиссеры по сути своей профессии — сочинители поединков,

Охотники за конфликтами, создатели «разности потенциалов».

Чтобы составить простой конспект событий пьесы, их надо «увидеть»,

Представить, нафантазировать. Поэтому самое главное в начале работы

— всем своим существом настроиться на то, чтобы литературные

«разговоры» пьесы перенести в лоно событийности, приготовиться

Любой диалог пересочинить в происшествие.

Отыскать и определить событие, т.е. в отрывке литературного текста

Вскрыть его действенную основу, — это очень активный творческий

Момент. Обычно неспособные актеры первыми выступают против

«метода», поскольку «метод», как лакмусовая бумажка, очень быстро

Обнаруживает всем их творческую несостоятельность.

Воображение, которого обычно лишен такой актер, должно

Монтировать и сочинять конфликты, заложенные в тексте,

Переосмысливать их и разговоры между действующими лицами

Превращать в поединки. Чем талантливей это будет сделано, тем

Интересней получится спектакль.

Вот примеры по-разному определенных событий в одной и той же

Сцене из пьесы В.Шекспира «Ромео и Джульетта» — сцене у Лоренцо.

В одной постановке это была лирическая, спокойная сцену в церкви,

Где влюбленные наконец обрели желанный покой и счастье, право

Называться мужем и женой. Это было обручение у отца Лоренцо.

45

В кинофильме «Ромео и Джульетта» Ф.Дзеффирелли эта сцена была

Решена как буйство двух молодых людей, любовью доведенных до

Безумия, которых отец Лоренцо физически сдерживает, чтобы они до

Обряда бракосочетания не бросились и не растерзали бы друг друга в

Объятиях. Лоренцо вынужден силой захлопнуть между ними железную

Решетку дверей. Здесь, вероятно, режиссер определял событие как

Вынужденное скоропостижное бракосочетание, т.к. медлить больше

Нельзя: молодые люди доведены до такого состояния, что промедление

Может довести до греха.

Одна и та же сцена автора — в зависимости от того, как определено

Событие и его природа, — становится совершенно разными сценами при

Одних и тех же словах.

По методу нужно начинать с самого простого — с определения

Главного происшествия. Но для этого необходимо набросать фабулу

Пьесы.

Возьмем пьесу Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана» и расскажем

фабулу (вариант).*

Марта сообщает своей бедной соседке Пелагее (у нее на выданье —

Четыре дочери), чтобы та подготовила дочь Наталию к встрече с

Молодым человеком, который должен сегодня ее навестить. В это же

Время к Марте вместе с незамужней дочерью Карожной заходит в гости

Обедневший дворянин Дариспан Кар-сидзе (у него дома тоже четыре










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...