Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сценическим. Он как бы намечает поведение своего героя, но пока не




воплощает его. Это, скорее, моделирование события. <

Для примера приведу отрывок из сценария Р.Роуза «Двенадцать

разгневанных мужчин» (с сокращениями):

«Открывается дверь, входит сторож. Он принес большой план

Квартиры, вычерченный тушью. Окна этой квартиры, где произошло

Убийство, выходят на железную дорогу. Дальше, в глубине дома, ряд

Комнат, выходящих в длинный коридор.

Отсюда лестница спускается в подъезд.

* Т.е. по существу, о застольном периоде.

51

СТОРОЖ. Этот план вам нужен? ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Да, да. Благодарю

Вас. ВОСЬМОЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ. Разрешите?

Восьмой заседатель берет план и раскладывает его на столе так,

Чтобы все могли видеть. Некоторое время ВОСЬМОЙ молчит,

Внимательно изучает план. Часть заседателей подходят к нему, чтобы

Рассмотреть план получше.

ВОСЬМОЙ. Да, это та самая квартира, где произошло убийство.

Комната старика прямо под ней. Она точно такая же [показывает). Вот

Надземная железная дорога. Спальня. Старик, следовательно, был в

Этой комнате. Он говорит, что встал, вышел в прихожую к входной двери,

Открыл ее и выглянул как раз в тот момент, когда юноша сбегал вниз.

Правильно я говорю?

ТРЕТИЙ. Да. Таковы данные.

ВОСЬМОЙ. Выглянул он через 15 секунд после того, как услышал шум

От падения тела.

ПЕРВЫЙ. Правильно.

ВОСЬМОЙ. Его кровать стоит у окна [всматриваясь в план). От

Кровати до двери футов двенадцать. Длина коридора сорок три фута

Шесть дюймов. Значит, он должен был встать с кровати, взять свою палку,

Пройти двенадцать футов, открыть дверь спальни, пройти еще сорок три

Фута и открыть входную дверь. И все это за 15 секунд. Вы считаете это

Возможным?

ДЕСЯТЫЙ. Но вы же знаете, что это оказалось возможным.

ОДИННАДЦАТЫЙ. Он ходит очень медленно, его пришлось

Поддерживать, чтобы он дошел до места для свидетелей.

ТРЕТИЙ. Вы хотите изобразить дело так, будто тут очень большое

Расстояние. Но это же вовсе не так.

Поднявшись, ВОСЬМОЙ заседатель идет к задней стенке комнаты и

Берет там два стула. Составляет их вместе. Это должно изобразить

Кровать.

ДЕВЯТЫЙ. Для старого человека, который ходит, опираясь на палку,

Это очень большое расстояние.

ТРЕТИЙ [Восьмому). Что вы там устраиваете?

ВОСЬМОЙ. Хочу знать одну вещь Проверим, сколько времени ему

Было нужно, чтобы пройти это расстояние. Я сейчас отмерю 12 футов

Длины его спальни. Шагами начинает отмерять.

ТРЕТИЙ. Вы с ума сошли! Вы не сможете воспроизвести все это!

ОДИННАДЦАТЫЙ. Но, может быть, если мы сами увидим.. Это очень

Важное обстоятельство.

ТРЕТИЙ. Глупая потеря времени. ШЕСТОЙ. Ну, а вам-то что? Пусть

Делает. ВОСЬМОЙ. Передайте мне еще один стул. Ему передают стул.

ВОСЬМОЙ. Спасибо. Вот это — дверь из спальни.

Подходит к сдвинутым стульям. Садится на них. Ложится на стулья.

ВОСЬМОЙ. Я готов.

Все внимательно следят за ВОСЬМЫМ заседателем. ВТОРОЙ

Смотрит на часы, дожидаясь, когда секундная стрелка подойдет к 60.

Наконец, он топает ногой. ВОСЬМОЙ заседатель начинает

Подниматься на своей импровизированной кровати. Медленно

Перекидывает ноги со стула на пол, берет воображаемые палки и

Встает. Походкой старого калеки ВОСЬМОЙ заседатель

Направляется к стулу, который изображает дверь спальни.

Доходит до него. Делает вид, что открывает дверь. *

ДЕСЯТЫЙ. Поторапливайтесь. Он ходит в два раза быстрее.

* Выделено M.T.

52

Не останавливаясь, не отвечая на реплику ДЕСЯТОГО заседателя,

ВОСЬМОЙ начинает проходить воображаемый коридор, направляясь к

Входной двери.

ОДИННАДЦАТЫЙ. А мне кажется, он идет быстрее, чем ходил старик в

Зале суда.

ВОСЬМОЙ. Если вы считаете, что следует идти быстрее, — я пойду.

Немного ускоряет шаги. Доходит до двери, поворачивает обратно. Идет

Он, немного прихрамывая, так, как должен прихрамывать старик,

Опирающийся на свои палки.

Заседатели напряженно следят за ним. Снова доходит до стула, который

Теперь изображает входную дверь. Делает вид, что поворачивает ключ,

Затем распахивает ее.

ВОСЬМОЙ [громко). Стоп!

ВТОРОЙ. Правильно.

ВОСЬМОЙ. Сколько секунд?

ОДИННАДЦАТЫЙ. 31 секунда.

Несколько заседателей выражают удивление.

ВОСЬМОЙ. Мне кажется, что старик лишь попытался дойти до двери,

Услышав, что кто-то быстро спускается по лестнице и решил, что это был

Обвиняемый.»

Этот отрывок из сценария — очень хороший пример рассказа в действии.

Никто ничего не играет, не переживает, все только анализируют,

Пытаются представить себя в действии, как это было бы, заняты тем, что

Выстраивают возможную логику действующих лиц происшествия. Во

Время действенного моделирования они спорят, исправляют ошибки,

Определяют желания, предполагаемые обстоятельства и темпо-ритм

События. Фактически они сочиняют жизнь, расшифровывая ее по фактам

И словам.

Не надо бояться отбросить, перечеркнуть уже найденное, если

Чувствуешь, что можно найти лучший вариант поведения. Не надо

Жалеть себя, надо делать все возможное, чтобы в каждом кусочке пьесы

Создалась борьба, т.е. событие.

Рассказ в действии сразу определяет конкретность совершаемых

Актером поступков и их качество. Когда у актера все еще в тумане, все

Приблизительно, то и рассказ его сбивчив, литературен, описателен. И,

Наоборот, когда актеру все ясно, его рассказ скуп, точен, предельно

Конкретен, похож на конспект поступков, и потому его легче проверять и

Управлять им. В самом процессе «рассказывания» возникает

Осмысление всего материала, его основной линии по отношению

Центрального события и сквозного действия. Правильно рассказать

Линию поведения своего героя по событийному ряду — значит, уже

Наполовину сыграть роль. «Рассказывать» линию роли и всего спектакля

Нужно вплоть до самой премьеры. «Картину надо сначала создать в уме»

(Теодор Руссо).

Рассказать линию роли (а режиссеру — всего спектакля) довольно

Трудно. Поэтому надо заниматься этим как можно чаще. В момент такого

Рассказа актер уже творит. Рассказать линию роли — значит, сочинить

Ее. Это творческий момент. Хотя обычно актеры избегают этого способа.

АНАЛИЗ (РАЗВЕДКА) ДЕЙСТВИЕМ

Однажды я наблюдал, как девочку обучали игре в шахматы.

— Ты умеешь играть? — спросили ее.

— Конечно, умею, — явно соврала девочка. Она была самоуверенна и

Дерзка. Начали играть, и сразу же выяснилось, что девочка и понятия не

Имеет о

Шахматах. Тогда партнер стал объяснять ей, как ходят фигуры, где они

Должны стоять, на каких клетках, как они «убивают», как производится

Рокировка и т.д.

53

Девочка на все объяснения кивала головой и говорила: — Знаю,

Знаю,..

Но было видно, что она старается все, что ей объясняют, запомнить.

Однако запомнить она смогла только самое главное — в шахматах надо

Убить короля. Сразу и вправду запомнить все подробности этой

Сложной игры не так уж легко. Девочка все время путалась. Когда ее

Наставник понял, что из «учебы» ничего не получается, он расставил

Фигуры и стал с ней в шахматы играть. Девочка и тут все время делала

Ошибки: конем ходила как пешкой, а пешкой — как турой. И тогда

Наставник стал поправлять ее во время игры (действия). Девочка стала

Постепенно овладевать секретами игры, практически осваивать фигуры

(эпизоды), их возможности и правила их поведения. Когда она

Ошибалась несколько раз, то после этого понимала, что так играть

Нельзя. А когда партнер, несколько раз подставив свою фигуру под удар,

Дал ей возможность практически убедиться в выгоде движения конем

Или другой фигурой, это правило девочка тут же запомнила и дальше










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...