Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В литературоведении существуют «гомеровский» и «шекспировский» вопросы. Как вы понимаете, что это такое?




_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите произведения (и их авторов), в которых отражены следующие исторические события:

Борьба казачества против польской шляхты__________________________

Опричнина ___________________________________________________

Тяжелое положение крестьянства до отмены крепостного права _______________________________________________________________

Тяжелое положение крестьянства после отмены крепостного права

_____________________________________________________________

Великая отечественная война______________________________________

Назовите писателей, создавших автобиографические произведения со словами «детство» («дети», «детский») в названии. Что это за произведения?

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
   
   
   
   
   

Представьте себе, что вы находитесь в музее интерьера. Опишите музейную экспозицию, представляющую собой

Ø каморку Акакия Акакиевича:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ø землянку Василия Теркина:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Ø комнату Самсона Вырина:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ø светлицу Тараса Бульбы

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ø мастерскую поэта Маяковского, куда он пригласил Солнце:

 

 

 

 

 

Ø избу Бирюка

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ø нору премудрого пискаря:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что такое нравственный выбор?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вспомните изученные произведения, где герои совершают нравственный выбор. Напишите, кто и в какой ситуации это делает.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте сборник литературных образцов по прочитанным произведениям.

ПОРТРЕТ

мужской_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

женский_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________детский________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЕЙЗАЖ

морской_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

лесной__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

степной_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ОБРАЗ ГОРОДА

Москва_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Санкт-Петербург ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

провинциальный город__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Что объединяет эти произведения?(Это может быть эпоха, автор, тема, образы, жанр и т.п)

а) «Илиада» и «Тарас Бульба» ________________________________________

б) «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии»

__________________________________________________________________

 

в) «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка»

__________________________________________________________________

 

г) «Песня про… купца Калашникова» и «Князь Серебряный»

_________________________________________________________________

 

д) «Станционный смотритель», «Шинель», «Смерть чиновника»

__________________________________________________________________

е) «Утес», «Парус», «Послушайте!»

__________________________________________________________________

Вы познакомились с циклами повестей А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Как называется каждый цикл и какие повести в них входят?

А.С.Пушкин. ….

1_________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________3_________________________________________________________________________4________________________________________________________________________

5_________________________________________________________________________

Н.В.Гоголь ….

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «отцы и дети» - одна из центральных в русской литературе. Вы с ней не раз встретитесь на уроках. Перед вами наказы отцов детям. Укажите героя,  автора и произведение.

«Дети мои не ленитесь, но усердно трудитесь. Везде, куда вы пойдет и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте. И не давайте сильным губить человека…»

__________________________________________________________________

 «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь!» ___________________________________________________________________________

«Смотри, сынок… коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

_____________________________________________________________________________

 «...я скоро помру. Значит — останешься ты один, сам про себя — весь тут, своей жизни добытчик — понял? Ну, вот. Учись быть самому себе работником, а другим — не поддавайся!»

_____________________________________________________________________________

Про кого из адресатов можно сказать, что он выполнил наказ отца?

__________________________________________________________________

В некоторых произведениях «отцы» не произносят прямо свои наказы, но можно предположить, что каждый из них хочет видеть в своем ребенке. Как вы думаете, что пожелал бы

Гектор – сыну Скамандрию: «__________________________________________________________________________________________________________________________________»

Самсон Вырин – Дуне:

«__________________________________________________________________________________________________________________________________»Дубровский – Владимиру:

«__________________________________________________________________________________________________________________________________»Юшка – девушке-сироте:

«__________________________________________________________________________________________________________________________________»

 

А что для ваших родителей самое главное, какими они хотят вас видеть? Если бы вы писали автобиографическую повесть о своей жизни, то какой «завет» (или совет) родителей вы бы там поместили?

«_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

 

14. Обозначьте род и заполните таблицу названиями жанров фольклора и литературы:

 

Комедия. Пейзажное стихотворение. Историческая песнь. Повесть. Трагедия. Народная песня. Рассказ. Цикл стихотворений. Волшебная сказка. Приключенческий роман. Очерк. Баллада. Сонет. Поэма-эпопея. Стихотворение в прозе. Басня. Драма. Авторская поэма. Былина. Сатирическая авторская сказка.

 

Подумайте, какие из этих произведений вы отнесете к смешанным жанрам и впишете в дополнительный столбик.

 

РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ
………………… _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
………………… ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
………………… ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­……………………………. __________________________________________________________________________________________________

 


                           


Обведите зеленым цветом фольклорные жанры, а синим – литературные.

Соотнесите название произведения и его жанр.


·  «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

· «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

· «Ромео и Джульетта»

·  «Шинель»

·  «Послушайте!»,

· «Русский язык»

· «Калевала»

· «Смерть чиновника»

· «Повесть о Петре и Февронии»

 

 

· Стихотворение

· Повесть

· Рассказ

· Житие

· Роман

· Сказка

· Стихотворение в прозе

· Трагедия

· Эпическая поэма


16.  Соотнесите названия тропов с их определениями:

МЕТАФОРА, АНТИТЕЗА, ЭПИТЕТ, СРАВНЕНИЕ

· художественное определение, которое создает образ человека, предмета или явления и вызывает к нему эмоциональное отношение

· перенос значения по сходству, скрытое сравнение

· художественное противопоставление образов, характеров, обстоятельств

· сопоставление людей, предметов или явлений по внешнему сходству или общим качествам.

17.  Соотнесите понятия с их определениями:

АЛЛЮЗИЯ, РЕМИНИСЦЕНЦИЯ, СТИЛИЗАЦИЯ, ПАРОДИЯ

· повторение черт другого произведения для создания комического эффекта

· указание в произведении на историческое или мифологическое событие, намек на общеизвестный факт

· придание произведению характерных черт какого-либо стиля, воссоздание колорита далекой эпохи.

· неявная цитата, воспроизведение в тексте другого произведения, напоминание о нем.

 



Вспомните, что такое жанр романа. Дайте определение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры произведений к каждой разновидности романа:

Рыцарский роман - ___________________________________________________

Исторический роман - _______________________________________________

Приключенческий роман - ____________________________________________

19.  Отнесите каждого литературного героя к одному из типов:


ü Собирательный герой

ü Эпический герой

ü Романтический герой

ü Лирический герой  

ü Сатирический герой    

 

· «Одинок я - нет отрады:
Стены голые кругом…»

· Данко

· Премудрый пискарь

· Казачество

· Ахилл


 

20. Отнесите каждого героя к одному из понятий:

Юшка,  Акакий Акакиевич,  Червяков,  Чудик,  Самсон Вырин,  Дон Кихот

«Странный» человек: __________________________________________________________________

«Маленький человек»: __________________________________________________________________

21.  «Вечные образы» в искусстве – персонажи, которые в восприятии всех поколений читателей приобрели обобщенно-символическое значение. Каждый из них выражает некое особенное духовное стремление, изначально присущее человеку. «Расшифруйте» общечеловеческий смысл таких вечных образов:

Прометей - __________________________________________________

Одиссей - ___________________________________________________

Дон Кихот - __________________________________________________

Ромео и Джульета _______________________________________________

Данко - _______________________________________________________

 

*22.  Перед  вами  литературоведческие термины. Они были собраны в четыре разные группы, но нечаянно перемешались. Определите, какие это были группы и распределите по ним термины.

I. Дактиль. Рассказ. Драма. Хорей. Эпитет. Амфибрахий.

II. Роман. Анапест. Олицетворение. Пословица. Символ. Гипербола.

III. Сравнение. Ямб. Лирика. Метафора. Пословица. Звукопись.

IV. Аллегория. Басня. Эпос. Баллада. Антитеза. Гротеск.

       
       
       
       
       
       
       

 

23. Представьте, что вы входите в жюри конкурса «Седьмой литературный» (по итогам изучения литературы в 7-ом классе). Что и кого вы предложите по следующим «номинациям»:

1. «Самое захватывающее чтение» ________________________________

2. «Самое поучительное произведение»_____________________________

3. «Самый героический герой»_____________________________________

4. «Литературный герой, вызывающий сочувствие» ___________________

5. «Самый неприятный персонаж» _________________________________

6.  «Самый близкий мне литературный герой» _______________________

7.  «Самая трогательная история о любви» __________________________

8. «Автор, которого стоит перечитать» ______________________________

 




Составьте список книг, которые вы прочитали в этом учебном году помимо школьной программы. Кто больше?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ  I

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ для СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. Описание своего впечатления, отношения к прочитанному

Трудно остаться равнодушным (после прочтения …,  по отношению к...)

Чувства ... вызывают отклик в (нашей) душе

Герои (герой) рассказа вызывают сложные чувства

                                          (чувство восхищения, негодования, недоумения)

Поступки героя (сюжет рассказа) заставляют задуматься о...

Тема (проблема), затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.

Проблема (взаимоотношений...) в наши дни особенно волнует, потому что...

Автор призывает поразмышлять о...

Нельзя не согласиться с рассказчиком...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Анализ текста

В произведении (в тексте, в рассказе) изображается...

Автор (рассказчик, повествователь) изображает (выражает)...

                                                           показывает, как (что)...

                                                           указывает на...

                                                           психологически точно передает...

                                                           выделяет (такую особенность героя, как...)

                                                           подчеркивает...

                                                           акцентирует (сосредотачивает) внимание на..

Мы чувствуем, как (меняется настроение рассказчика (героя), авторское отношение)...                                            

Обращает на себя внимание деталь…

Наблюдая за (поведением персонажей, картиной природы...), мы ...

Нельзя не заметить (не почувствовать)... Очевидно (несомненно), что...

Читатель с интересом (с тревогой) следит, как...

Особенно трогательна картина (сцена)... Особенно взволновал меня эпизод (момент), когда...

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ввод новой мысли

Хочется отметить особую... Необходимо подчеркнуть ...

Следует отметить... Интересно заметить… Любопытно взглянуть...

Очень важно, что... Можно предположить, что...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Доказательство своей мысли (примерами из текста, фактами, цитатами)

Можно проследить, как от сцены к сцене... Показателен момент (эпизод), когда...

Достаточно вспомнить (обратиться к )... Существенная деталь - ...

Обратимся к ... Ещё раз перечитаем строки о... Вспомним (Не забудем о...)

Примечательно... Не случайно... Характерно, что...
Интересно мнение критика (писателя, ученого)...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Дополнения, добавочные замечания рассуждения

Отдельно нужно сказать…Кроме того... К тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.

Добавим к этому, что... Вдобавок... (В дополнение к сказанному) стоит добавить...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого высказывания, спорной мысли

Неожиданный (резкий) перелом в повествовании наступает, когда...

Вопреки первоначальному впечатлению... Несмотря на (невзирая на)...

На первый взгляд странно (кажется странным)...

Нельзя согласиться (с мнением, с характеристикой, со словами)...

Но в противоположность (такой точке зрения)...

С одной стороны... , с другой - ... Пусть (и хотя...), но...

Вряд ли (едва ли) можно согласиться... Хочется поспорить с (оспорить)

Тем не менее (между тем...)...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Переход к выводам; заключение

Вот почему... Как видим,... Становится ясным (понятным), как...

Автор (писатель, рассказчик) напоминает нам о...

В финале рассказа проясняется авторская идея; становится очевидной позиция (героя, рассказчика)...

Произведение заставляет задуматься над вопросом (проблемой) ...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ II

ПЛАН ОТЗЫВА О КИНОФИЛЬМЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...