Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.Н.Толстой. «Князь Серебряный»




1. Найдите описание портрета князя Серебряного в 1-й главе. Сделайте выписки и докажите, что «наружность князя соответствовала его нраву».

 

Отличительные черты лица__________________________________________

В его глазах можно было прочесть ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Брови указывали___________________________________________________

__________________________________________________________________

Рот выражал_______________________________________________________

__________________________________________________________________Улыбка выражала___________________________________________________

__________________________________________________________________В каждой черте его _________________________________________________

 

Общие достоинства_________________________________________________

Недостатки________________________________________________________

 

 

2. Какими способами создает А.К.Толстой характер князя Серебряного в романе? Выберите и подчеркните нужное. В скобках укажите, в какой главе используются эти способы.

 

· Прямая авторская характеристика

· Портрет

· Самохарактеристика

· Речевая характеристика

· Характеристика героя другими лицами

· Действия и поступки героя

· Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств и мыслей персонажа.

· Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.

· Интерьер

· Пейзаж

· Изображение условий жизни героя.

 

3. Вспомните, что такое конфликт в художественном произведении. Обратите внимание, что в основе каждой главы романа лежит какой-то конфликт. Напишите, конфликт между какими героями является центральным в главах:

«Опричники»:

________________________________________________________________

«Дружина Андреевич и его жена»:

 _________________________________________________________________

«Оплеуха»:

_________________________________________________________________

«Очная ставка»:

_______________ __________________________________________________

«Шутовской кафтан»:

__________________ ________________________________________________

«Казнь»:

__________________________________________________________________

 

4. Сравните образ царя Ивана Грозного, каким его создает М.Ю.Лермонтов в «Песне про … купца Калашникова» и А.Н.Толстой. Выделите сходство и различие

В СЦЕНЕ ПИРА:

 

 

СХОДСТВО образов

 

РАЗЛИЧИЕ

Царь у Лермонтова Царь у Толстого
     
     
     

 

В СЦЕНЕ КАЗНИ:

 

 

СХОДСТВО образов

 

РАЗЛИЧИЕ

Царь у Лермонтова Царь у Толстого
     
     
     

Поэма как жанр

1. Кроме «Песни про… купца Калашникова» вы познакомились в этом году еще с одной авторской поэмой. Назовите автора каждой поэмы и время создания, расположив произведения в хронологической последовательности.

  № АВТОР ЗАГЛАВИЕ Дата создания
       
       

 

*2. Вспомните, что такое жанр поэмы (см. учебник, с. ). Заполните пропуски, характеризуя каждую поэму (они даны под номерами, как в таблице)

Кто воплощает русский национальный характер

№ 1. ___________________________________________________________

№ 2. ___________________________________________________________

 

В чем проявляется эпическое начало

№ 1. Дана картина русской жизни XVI века: царские палаты, быт купечества, панорама Москвы, кулачные бои.

№ 2. ___________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема поэмы

№ 1. ___________________________________________________________

________________________________________________________________№ 2. ____________________________________________________________

________________________________________________________________

Основная проблема

№ 1. ___________________________________________________________

_______________________________________________________________

№ 2. Тяжелая доля русской крестьянки и ее сильная, богатая натура

 

Авторское отношение к героям и способы его выражения

          № 1. «Каждому правдою и честью воздайте.                            Тороватому боярину слава!» - Авторское отношение выражают ________

________________________________________________________________

№ 2. «_________________________________________________________________

_________________________________________________________!» - Авторское отношение выражает лирический герой –рассказчик.

 

 

Фольклорные традиции в поэме

№ 1. __________________________________________________________

№ 2. В поэме отразились народные обычаи, суеверия, заклинания, пословицы, плачи, сказки___________________________________________________________

Поэты- фронтовики

1. Стихотворение К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша…» было написано в самые тяжелые первые месяцы войны, когда советская армия отступала вглубь России, собираясь с силами. Прочитайте его и ответьте на вопросы.

 

                             * * *

                                                       А. Суркову[14]

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки[15] несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт[16], на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

 

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

 

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

 

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом[17],

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

 

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

 

«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!» — говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

 

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

 

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

 

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

                                                      1941

 

Какое напутствие дает старуха солдатам? ____________________________

__________________________________________________________________Почему ее слова очень важны для отступающих?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что чувствует, что осознает лирический герой перед лицом смерти? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подчеркните строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.

 

2. Перечитайте в первой части учебника статьи «Лирический герой» и «Лирический герой и лирическое настроение» (с. ). Подумайте, есть ли в стихотворении Н.П.Майорова и в главе из поэмы А.Т.Твардовского лирический герой?

__________________________________________________________________Если да, то почему он называет себя не «я», а «мы»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Выпишите в таблицу строки из произведений, отражающие важные черты лирического героя

Произведение Цитаты
Н.П.Майоров «Мы»    
Д.С. Самойлов «Сороковые»    
А.Т.Твардовский «О войне»    
К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша…»  

 

4. На основе прочитанных произведений запишите развернутый ответ на вопрос: каким предстает перед вами собирательный образ поэта-фронтовика, солдата Великой Отечественной?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

М.А.Шолохов. «Судьба человека».

1. Перечитайте эпизод ожидания автором лодки. Выпишите речевые формулы, связанные с мотивом одиночества. Каково отношение автора к одиночеству?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сравните мотив с одиночеством Андрея Соколова. 

Почему герой подходит к автору на переправе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________ Когда героя охватывает это чувство? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________ * В чём различия в переживании одиночества автором и героем?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

*2.Почему первая встреча с героями построена на контрастных мотивах детства-старости, тепла-холода?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Выберите детали портрета Андрея Соколова и Вани в начале и в конце рассказа. Что они говорят о героях?    

В начале:

Соколов___________________________________________________________Ваня______________________________________________________________В конце: Соколов___________________________________________________________Ваня______________________________________________________________

 

  4. Почему Андрей Соколов совершил в плену те поступки, о которых рассказывал? Сделайте выписки из текста рассказа, перечитав эпизоды военной судьбы Андрея Соколова, дополните их своими выводами о чертах характера героя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 557.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...