Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гнев, обида, стыд, досада, ярость, страх, радость, горе, ужас, боль,




 тоска, зависть, удовольствие, усталость,  злость, смущение, холод, крик

 

А.П.Платонов. «Юшка»

1.  Поясните слова из рассказа, подбирая синонимы. Воспользуйтесь, где необходимо словарями.

Обида –  _________________________________________________________

Серчать - ___________________________________________________________

Лютая ярость – ______________________________________________________

Ожесточение - ______________________________________________________

Слепое сердце – ______________________________________________________

Недуг – _____________________________________________________________

Терзать – ___________________________________________________________

Потешаться – ________________________________________________________

Глумление – _________________________________________________________

Утолять страдание – __________________________________________________

 

Что передают все эти слова, к какой тематической группе они относятся?

________________________________________________________________

 

2. Найдите в словаре значение слов «гуманизм», «гуманный».

__________________________________________________________________

 

Составьте с ними словосочетания

_________________________________________________________________

 

Докажите, что главному герою рассказа было свойственно это качество ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Сравните Юшку и Данко, героя рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

 

  Данко       Юшка      
Любовь к людям    
Понимание людей    
Прощение их    
Жертвенность    
Помощь людям (кому и как?)    
Смерть    
Изменения после смерти героя в мире, в людях    
Подвиг (в чем?)    
Тип героя (какой?)    

 

 

4.  Обратитесь еще раз к «Поучению Владимира Мономаха». Вряд ли герой рассказа Платонова читал это «Поучение». Но многим из наставлений князя Мономаха Юшка следовал всей своей жизнью. Как вы думаете, каким?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Вспомните, в каком стиле написано «Поучение Владимира Мономаха». Напишите «Поучение Юшки». Представьте, что в нем Юшка высказал свои заветы людям - все, что не говорил при жизни. Что бы он мог пожелать людям, посоветовать, чему научить? Начните словами:

Друзья мои, читая эту грамотку, не посмейтесь над нею, а примите ее в сердце свое. _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

В.М.Шукшин. «Чудик»

 

1. Как образованы слова «чудик» и «чудак»? Приведите однокоренные слова.

________________________________________________________________

 В чем разница этих понятий?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Почему шукшинских героев называют именно чудиками?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Есть ли сходство у Чудика с Дон Кихотом? Если да, в чем оно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В какой сцене (сценах) это особенно проявляется?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Обратите внимание на то, что сюжет в рассказах Шукшина – это хронологически сменяющие друг друга эпизоды. Не случайно шукшинские рассказы называют «кинематографичными». Перечислите по порядку все эпизоды рассказа «Чудик».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите понравившийся эпизод и составьте по нему киносценарий. Продумайте интерьер (или пейзаж), авторский закадровый текст и реплики персонажей. Что вы дадите крупным планом? Будет ли музыкальный фон?

Название эпизода: ______________________________________

 

Место действия Смена планов Диалоги героев Звук (авторский текст, музыка, шумы и пр.)
       
       
       
       
       
       
       
4.   Критик Б.Панкин пишет, что герой Шукшина «неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом застенчивый, уступчивый и гордый, несчастный и неунывающий…». Согласны ли вы с критиком? Приведите примеры, подтверждающие эти характеристики.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Прочитайте  текст песни Б.Ш.Окуджавы.Песня о бумажном солдатике
Один солдат на свете жил,красивый и отважный,но он игрушкой детской был,ведь был солдат бумажный. Он переделать мир хотел,чтоб был счастливым каждый,а сам на ниточке висел:ведь был солдат бумажный. Он был бы рад в огонь и в дым,за вас погибнуть дважды,но потешались вы над ним,ведь был солдат бумажный. Не доверяли вы емусвоих секретов важных,а почему? А потому,что был солдат бумажный. А он, судьбу свою кляня,не тихой жизни жаждал,и все просил: "Огня! Огня!"Забыв, что он бумажный. В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?И он шагнул однажды,и там сгорел он ни за грош:ведь был солдат бумажный.
Можно ли Солдатика включить в число «странных» персонажей? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что означает выражение «ни за грош»? Согласны ли вы с тем, что Солдатик сгорел «ни за грош»?______________________________________________________________________________________________________________________________________________Кто из странных героев (Юшка, герой «Красного цветка», Дон Кихот или Чудик) больше всего похож на «солдатика»? Чем?___________________________________________________________________________________________________________________________________6. Прочитайте  текст песни В.С.Высоцкого Канатаходец

Он не вышел ни званьем, ни ростом;
Не за славу, не за плату,
На свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв.

Посмотрите — вот он
Без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
Упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —

Всё равно не спасти!
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,

И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две.
Крики «Браво!» его оглушали,
А литавры, а литавры, —
Как обухом по голове.

Посмотрите — вот он
Без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
Упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —
Всё равно не спасти!

Но теперь ему меньше осталось пройти —
Уже три четверти пути.

«Ах, как жутко, как смело, как мило!
Бой со смертью, три минуты!» —
Раскрыв в ожидании рты,
Из партера глядели уныло
Лилипуты, лилипуты, —

Казалось ему с высоты.

Посмотрите — вот он
Без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
Упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —
Всё равно не спасти!
Но спокойно, — ему остаётся пройти

[Всего] две четверти пути.

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым, —
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной,
Он по нервам, он по нервам
Шёл под барабанную дробь.

Посмотрите — вот он
Без страховки идёт.
Чуть правее наклон —
Упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон —
Всё равно не спасти!
Но... замрите — ему остаётся пройти
Не больше четверти пути.

Закричал дрессировщик — и звери
Клали лапы на носилки,
Но прост приговор и суров.
Был растерян он или уверен?!
Но в опилки, но в опилки
Он пролил досаду и кровь!

И сегодня другой
Без страховки идёт,
Тонкий шнур под ногой —
Упадёт, пропадёт!
Вправо, влево наклон —
И его не спасти...
Но зачем-то ему тоже нужно пройти
Четыре четверти пути.


 

Как вы думаете, зачем герою нужнопройти свои четыре четверти пути?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обе приведенные песни – не про Солдатика и не про Канатаходца, конечно. Вернее, не только про них. А про кого? Про каких людей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Есть ли другие действующие лица в этих песнях? Зачем авторы упоминают о них? Какова их роль? ______________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 7. В тетради для сочинений напишите сочинение на тему «Странный человек, встреченный мной» или «Чудак». В первом случае основное внимание уделите самому образу «странного» (каков его внешний облик, характер, жизненная философия, отношение к людям). Второе сочинение – рассказ о событии, приключившемся с «чудаком», свидетелем или участником которого вы были. Как он выглядел, как себя вел, что говорил, как развивались события, как реагировали на него другие люди? Не забудьте в том и в другом случае проявить «авторскую позицию»: чем он вас удивляет больше всего (смешит, восхищает, пугает, вызывает сочувствие).




























































ОБОБЩАЮЩИЕ  ЗАДАНИЯ

1. Назовите русских писателей и поэтов, с которыми связаны эти географические места:

Тарханы_________________________________________________________

Спасское-Лутовиново_____________________________________________

Ясная Поляна____________________________________________________

Болдино_________________________________________________________

Великие Сорочинцы Миргородского уезда____________________________

Спас Угол Тверской губернии_______________________________________

2. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения русской и зарубежной литературы:

· М. де Сервантес. «Дон Кихот»

· А.С.Пушкин. «Дубровский»

· Гомер. «Илиада»

· М.А.Шолохов. «Судьба человека»

· В.Шекспир. «Ромео и Джульетта»

· Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии»

· А.П.Чехов. «Смерть чиновника».

 

3. Перечислите авторов и произведения, события в которых происходили в этих местах:

- в селе Ласково в Рязанской земле_____________________________________

- в Запорожской Сечи________________________________________________

- в Кистеневке______________________________________________________

- в Петербурге______________________________________________________

- в Москве_________________________________________________________

4. Узнайте, кто из изученных авторов изображен в описании:

1. Родившись в бедной семье, он так и не смог вырваться из нищеты; завербовавшись в солдаты, принял участие в знаменитой битве с турками и получил ранение, парализовавшее руку; попав в плен к алжирским пиратам, был выкуплен только через пять лет. По обвинению в растрате казенных денег был брошен в тюрьму, где и написал свое самое знаменитое сочинение; сегодня после Библии это самая переводимая на языки мира книга; до сих пор не утихают споры о том, является ли эта книга пародией на рыцарский роман или нет.

                                                   _____________________________________

 

2. Неизвестно, кто скрывался под этим псевдонимом; предполагают, что он был актером и основателем театра, который сгорел; разнообразие творчества вызывает вопрос, мог ли один человек написать все это. Через 20 лет творческой жизни он неожиданно для всех перестает заниматься театром, судьбой своих произведений не интересуется и ничего больше не пишет до самой своей смерти. На его памятнике написано: «По основательности суждений – Нестор, по уму – Сократ, по дарованию - Вергилий». Имена его героев есть в некоторых произведениях русской литературы.

                                                                            __________________________________

 

3. Родился на Украине в семье небогатого пана; будучи гимназистом, вдо­хновенно сочинял смешные пьесы и блестяще играл комические роли; окончив гимназию, едет в Петербург; в письмах к матери он постоянно просит присылать ему сведения об украинских обычаях, поверьях, костюмах - эти детали были необходимы ему для создания яркого, буйного, искрящегося юмором и одновременно таинственного мира Малороссии, каким он предстал в его первом сборнике; наборщики в типографии помирали со смеху, набирая его книгу. Второй его сборник тоже посвящен малороссийской жизни и продолжал по духу первый; однако он включал в себя повесть, которую назовут народно-героической эпопеей и будут сравнивать с гомеровскими поэмами.

                                                  ______________________________________

 

4. Родился в богатой дворянской семье; рано потерял мать; воспитывался горячо любимой бабушкой. Природа наделила его разнообразными талантами; он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл на скрипке и на рояле, сочинял музыку на собственные стихи; на память мог воспроизводить на полотне фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. Как поэт стал известен в год гибели своего великого предшественника, откликнувшись на его смерть гневным и горьким стихотворением. Боготворил природу Кавказа, куда дважды был сослан и где закончил свою короткую жизнь.

                                                                  ________________________________

 

5. Детство его прошло в имении Орловской губернии, где он мог наблюдать жизнь крепостных и их отношения с хозяевами, доходившие до крайних проявлений жестокости: своим самодурством мать довела крестьян до поистине жалкого существования. Впоследствии, когда он пытался вступиться за крепостных, мать лишила его дохода. После смерти матери он приложил немало усилий, чтобы облегчить жизнь своих крепостных и всячески содействовал реформе 1861 года. Огромный интерес вызвали его первые рассказы, составившие отдельную книгу. Все они повествуют о крестьянах, представляя вереницу народных типов, и даже доходят до идеализации крепостных, которые по своим нравственным качествам были выше их бессердечных господ.

                                                     _____________________________________

 

6. На самый частый вопрос на его вечерах: «что получилось бы, если бы вы писали обыкновенными строчками» -  он отвечал так: «тогда вам труднее было бы читать. Дело не просто в строчках, а в природе стиха. Ведь читателю надо переключаться с одного размера на другой. У меня же нет на большом протяжении единого размера. А при разбитых строчках – легче переключаться. Да и строка, благодаря такой расстановке, становится значительнее, весомее; строка оживает, подтягивается, пружинит…»

                                                    

                                                    _____________________________________

 

7.    Единственное светлое воспоминание детских лет связано у него с образом бабушки, которая, несмотря на тяжелую обстановку в доме, сохранила счастливый оптимизм и огромный запас доброты. Лишь благодаря ей мальчик понял, что на свете бывает счастье и что жизнь – это и есть счастье несмотря ни на что. В десять лет он начал себе зарабатывать на жизнь. Он перепробовал немало работ и ремесел: служил в обувной лавке, мыл посуду на пароходе, работал подмастерьем у чертежника и иконописца. Потом ему открылся мир книг, и он начал читать все, что мог достать.

                                                               ______________________________________

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...