Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Автор – повествователь – рассказчик




ТЕМА 3. ГЕРОЙ И НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР

 

1.Прочитайте определения, данные в словарях:

 

· Нравственность – внутренняя установка личности действовать согласно своей совести. Принятие на себя ответственности за свои поступки.

 

· Нравственность – этические[1] нормы, определяющие поведение человека. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

 

· Нравственные ценности – благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость, честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Нравственные нормы – правила поведения, ориентированного на указанные ценности.

 

Составьте словосочетания, соединяя прилагательные нравственный и безнравственный с подходящими словами: поступок, выбор, человек, идеалы, поведение, позиция. Объясните, как вы понимаете получившиеся понятия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Л.Н.Толстой. «Детство»

        

1. О первой главе «Детства» литературовед В.Б. Шкловский писал: «Мальчик сперва обижен, потом растроган лаской старика, потом плачет, потом выдумывает сон; весь мир ребенка раскрывается в противоречии…». А вы заметили, сколько раз за короткий промежуток времени меняется настроение мальчика? Попытайтесь назвать все его ощущения по порядку. Подбирайте каждый раз как можно более точное слово (воспользуйтесь словарем синонимов).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Постройте «лестницу настроений»: расположите положительные эмоции по степени усиления (от нейтральной к самой сильной).

 

РАДОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО, ОЖИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, СЧАСТЬЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ЛИКОВАНИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раскрасьте каждое слово в соответствующий цвет.

 

Расположите таким же образом отрицательные эмоции (от нейтральной к самой сильной):

 

ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, РАВНОДУШИЕ, ГРУСТЬ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ, СТРАДАНИЕ, СКУКА, ТОСКА, ПОДАВЛЕННОСТЬ, УНЫНИЕ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВОЛНЕНИЕ, ПАНИКА, ИСПУГ, БЕСПОКОЙСТВО, ТРЕВОГА, УЖАС, СТРАХ

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

СТЫД, ВИНА, РАСКАЯНИЕ, СОМНЕНИЕ

__________________________________________________________________

Раскрасьте каждое слово в соответствующий цвет.

 

3. Сгруппируйте фразеологизмы по значению:

 

Сгореть от стыда, сидеть как на иголках, принимать близко к сердцу, сквозь землю провалиться, не находить себе места; мороз по коже дерет, сердце кровью обливается, сердце замирает, совесть мучает, мурашки бегают по спине, кошки на сердце скребут, душа в пятки уходит, дух захватывает, душа болит.

 

Тревога:_____________________________________________________________________________________________________________________________Страх:_______________________________________________________________________________________________________________________________Вина:   ____________________________________________________________

__________________________________________________________________Сострадание:_________________________________________________________________________________________________________________________

Другое чувство (укажите какое) ______________________________________

__________________________________________________________________

 

4. Нарисуйте «кардиограмму» своих эмоций, которые вы испытали за вчерашний день. По горизонтальной оси – время (в часах), когда вы пережили то или иное чувство, по вертикальной – интенсивность этого чувства.

 

восторг

блаженство

счастье

веселье

радость

удовольствие

воодушевление

        интерес

    оживление 

 безразличие  8.00 10.00 12.00 14.00 16.00 18.00 20.00 22.00 24.00

скука

растерянность

огорчение

грусть

подавленность

печаль

уныние

горе

отчаяние

 

5. Представьте, что вы пишете автобиографическую повесть в стиле Л.Н. Толстого. Расскажите о событиях одного своего дня, анализируя свои чувства. Используйте вышеприведенные фразеологизмы и названия эмоций (можно образовывать от них наречия, глаголы, прилагательные: радость – радостно – радовался – радостный).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Постройте такую «кардиограмму» для утренних эмоций Николеньки Иртенева (I глава «Карл Иваныч»). На вертикальную шкалу нанесите обозначения его чувств. На горизонтальную – события во внешнем мире (действия Карла Иваныча и его собственные), которые возбуждают эти чувства. (См. задание № 1 к этому разделу).

 


_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

безразличие   

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

 

 

7. В чем Николенька Иртенев похож на других детей, а в чем проявляется его индивидуальность? Покажите это на примерах из повести.

СХОДСТВО:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТЛИЧИЕ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Сравните фрагменты текста повести в первой и в окончательной редакции.

1) Первая редакция:

 Какая счастливая пора детство! Как не любить  и не лелеять воспоминаний о ней?

Окончательная редакция: Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?    Прочитайте выразительно первый и второй вариант. Что изменил автор?__________________________________________________________________ Что приобрел текст благодаря этому изменению?_________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Первая редакция:

Кажется, очень было бы хорошо, но последний стих не нравился.   Были стихи, совершенно без размера; но я не останавливался на них; последний же еще сильнее поразил меня – мне казалось выражение «как родную мать» и слишком нежным и глупым; в душе же я чувствовал, что хотя я бабушку готов был любить и уважал более всех в нашем семействе, но сказать «как родную мать» значило сказать ложь, лесть и подлость и доказать этим как мало я люблю свою точно родную мать.Окончательная редакция:    Кажется, было бы очень недурно, но последний стих как-то странно оскорблял мой слух. Были стихи совершенно без размера, но я не останавливался на них; последний же еще сильнее и неприятнее поразил меня. Я сел на кровать и задумался... "Зачем я написал: как родную мать? ее ведь здесь нет, так не нужно было и поминать ее; правда, я бабушку люблю, уважаю, но все она не то... зачем я написал это, зачем я солгал? Положим, это стихи, да все-таки не нужно было". Что изменил автор?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________Что интереснее читать?______________________________________________ Где о своих переживаниях рассказывает маленький Николенька, а где – взрослый человек?__________________________________________________________________ *Сделайте вывод о том, для чего писатель включает в произведение внутренний монолог героя.  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Прочитайте главу X из повести «Детство» и ответьте на вопросы.

 

Глава X. ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК БЫЛ МОЙ ОТЕЦ?

 

 Он был человек прошлого века и  имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой. Две главные страсти его в жизни были  карты и женщины; он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов и имел связи с бесчисленным числом женщин всех сословий.

Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении - пришепетывание, и большая, во всю голову, лысина: вот наружность моего отца, с тех пор как я его запомню, - наружность, с которою он умел не только прослыть и быть человеком a bonnes fortunes[2], но нравиться всем без исключения - людям всех сословий и состояний, в особенности же тем, которым хотел нравиться.

Он умел взять верх в отношениях со всяким. Не быв никогда человеком очень большого света, он всегда водился с людьми этого круга, и так, что был уважаем. Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света. Он был оригинален, но не всегда, а употреблял оригинальность как средство, заменяющее в иных случаях светскость или богатство. Ничто на свете не могло возбудить в нем чувства удивления: в каком бы он ни был блестящем положении, казалось, он для него был рожден. Он так хорошо умел скрывать от других и удалять от себя известную всем  темную, наполненную мелкими досадами и огорчениями сторону жизни, что нельзя было не завидовать ему. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и умел пользоваться ими. Конек его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а он навсегда остался отставным поручиком гвардии. Он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному; но зато он одевался оригинально и изящно. Всегда очень широкое и легкое платье, прекрасное белье, большие отвороченные манжеты и воротнички... Впрочем, все шло к его большому росту, сильному сложению, лысой голове и спокойным, самоуверенным движениям. Он был чувствителен и даже слезлив.  Часто, читая вслух, когда он доходил до патетического места, голос его начинал дрожать, слезы показывались, и он с досадой оставлял книгу. Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепьяно, романсы приятеля своего А...[3], цыганские песни и некоторые мотивы из опер; но ученой музыки не любил и, не обращая внимания на общее мнение, откровенно говорил, что сонаты Бетховена нагоняют на него сон и скуку и что он не знает лучше ничего, как "Не будите меня, молоду", как ее певала Семенова[4], и "Не одна", как певала цыганка Танюша. Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика. И то только он считал хорошим, что называла хорошим публика. Бог знает, были ли у него какие-нибудь нравственные убеждения? Жизнь его была так полна увлечениями всякого рода, что ему некогда было составлять себе их, да он и был так счастлив в жизни, что не видел в том необходимости.

В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, - но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно. Он говорил очень увлекательно, и эта способность, мне кажется, усиливала гибкость его правил: он в состоянии был тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.

 

 Отметьте отрывок, где дан портрет отца Николеньки. Выпишите детали, которые в нем привлекают. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 А какие – отталкивают?

__________________________________________________________________

Как относился отец мальчика к людям?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Любили ли его окружающие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Удалось ли ему сделать карьеру? __________________________________________________________________

Что отец Николеньки любил в жизни? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего он жил? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Подкрепите свой ответ примерами из текста, сравнивая приведенную главу с главами «Maman» и «Детство». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. В тетради для сочинений напишите сочинение на тему «Что за человек мой отец (дед, дядя)». За основу возьмите план рассказа Николеньки Иртенева:

· Внешность

· Наиболее замечательные черты характера

· Увлечения

· Поведение, отношения с людьми

· Нравственные убеждения, принципы

· Запомнившиеся мне поступки.

 


М. Горький. «Детство»

1. Перечитайте описание внешности героев: бабушки, матери, деда (в 1-й главе); тетки Натальи и Цыганка (во 2-й гл.); часовых дел мастера (в 10-й гл.); зеленой старухи, учителя и попа (в 12-й гл.). С помощью каких литературных приемов автору удается живо описать портреты героев? Выпишите наиболее интересные сравнения и эпитеты.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. В повести говорится, что бабушка «разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево …». Докажите, что уже в детстве сложилось представление Алёши о том, что в жизни главное. Напишите об этом рассуждение «Разноцветное кружево жизни».Для этого перечитайте самые яркие эпизоды детства Алеши Пешкова и отметьте фрагменты, в которых автор описал впечатления ребёнка – мысли, переживания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Почему бабушкина «бескорыстная любовь к миру» обогатила Алешу, «насытив крепкой силой для трудной жизни»? Для ответа на вопрос вспомните историю жизни Акулины Ивановны, её поведение в сложные моменты жизни – на пожаре, в случае жизненных неудач в семье, а также в минуты отдыха и общения с внуком. Вспомните отношение бабушки к другим людям, к Богу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 4. В тетради для сочинений напишите выборочный пересказ с элементами рассуждения «Бабушка Акулина Ивановна». Нет необходимости подробно пересказывать всё, что вспомнили. Можно доказательно и глубоко раскрыть тему, опираясь только на те эпизоды, которые вам особенно понравились.

 

5. Выпишите из 12-й главы наставления Алеше деда Каширина. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как вы их понимаете? Прокомментируйте одно из них.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ф.Искандер. «Чик и Пушкин»

1. Составьте развернутый план рассказа. Какие пункты вы пометите римскими цифрами, а какие - арабскими?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   

 2.Поразмышляйте, как влияют на Чика встречаемые им люди. Напишите, чему он может научиться у каждого.

У учительницы Александры Ивановны - __________________________________________________________________у Севы - ___________________________________________________________

У Евгения Дмитриевича - ____________________________________________

У Жоры Куркулия -_________________________________________________

У своего сумасшедшего дяди - _______________________________________

 

1. Подумайте, почему здесь помещены именно эти отрывки из рассказа. Что их объединяет?

 

1) И чем больше Чик слушал, тем сильнее ему нравился Савельич. Вот чудило! И как он предан своему барчуку, и как бесстрашно готов защищать его. Прямо как наседка цыпленка! Чика уже учили, что холопство - это плохо. И он с этим был согласен. Но хотя Савельич по должности был холоп и его преданность барину надо было презирать, Чик не только не чувствовал этого презрения, он просто обожал его. Сам готов каждую минуту умереть за своего барчука, а сам ворчит, ворчит, ворчит. И то ему не так и это ему не так. Как будто он барин. Он барин своей преданности. Вот таких преданных ворчунов Чик обожал больше всех на свете. 2) После нескольких репетиций Чик вдруг почувствовал, что роль Балды ему смертельно надоела. Честно говоря, Чику и раньше эта сказка не очень нравилась. Но он об этом подзабыл. А сейчас она и вовсе потускнела в его глазах. Чтобы оправдать перед самим собой свою плохую игру, Чик стал замечать все больше и больше недостатков в образе самого Балды. Так, Чика раздражал грубый и наивный обман, когда Балда вместо того, чтобы тащить кобылу, сел на нее верхом и поехал. Казалось, каждый дурак, тем более бес, хотя он и бесенок, мог догадаться об этом. А то, что бесенку пришлось подлезать под кобылу, Чик находил подлым и жестоким. Да и вообще мирные черти, вынужденные платить людям ничем не заслуженный оброк, почему-то были Чику приятней самоуверенного Балды. 3)  Читая стихи, Чик с удивлением чувствовал, что они оживают и оживают. Так, бывало, неохота есть, а начнешь - и неожиданно еда вкуснеет и вкуснеет. И вдруг, когда он дошел до места, где змея, выползшая из черепа коня, обвилась вокруг Олега, "и вскрикнул внезапно ужаленный князь", что-то пронзило его с незнакомой силой. Это была поэзия, о существовании которой у Чика были самые смутные представления. В этой строчке замечательно, что не уточняется, отчего вскрикнул князь. Конечно, отчасти он вскрикнул и от боли, но и от страшной догадки: от судьбы никуда не уйдешь. И Чик как бы одновременно с Олегом догадался об этом. И его пронзило. И дальше уже до конца стихотворения хлынул поток чего-то горестного и прекрасного, может быть, постижения непостижимого смысла жизни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните слова, передающие чувства Чика при чтении Пушкина, его «открытия». Запишите их в данную ниже таблицу (в последнюю ячейку).

 

2. Напишите небольшое сочинение «Я и Пушкин». Возможны два варианта.

· «Я и Пушкин». Когда вы впервые встретились с пушкинским произведением (произведениями)? Кто для вас его открыл? Как вы восприняли его сначала? Что произвело на вас самое сильное впечатление? Что было непонятно? Как вы связали прочитанное с событиями своей жизни (с окружающими людьми)? Какой урок извлекли? Что думаете об этом произведении сейчас?

 

· «Пушкин и я» («Моя любимая пушкинская сказка (поэма, повесть)») Воспользуйтесь вспомогательным планом-таблицей. В последнюю ячейку выпишите цитаты из рассказа Искандера, добавьте свои собственные формулировки.

 

  Вступление Среди пушкинских произведений мне особенно запомнилось… Больше других произведений я люблю… Ни одна сказка так не увлекла меня (не захватила), как…
История Впервые я ее прочитал (мне ее прочитали)… Как сейчас представляю… слышу (мамин голос)… Помню, как…  «В классе было тихо-тихо…»
О чем сказка? (сжатый пересказ, 2-3 предложения) В этой сказке изображается… В ней рассказывается (говорится) о … Пушкин (поэт) описывает…
  Какие чувства вызывают герои? Меня удивило (обрадовало, огорчило), что… Я (и сейчас) восхищаюсь (этим героем), потому что. Сочувствие (чувство восхищения, негодования, недоумения) вызывает… С симпатией я отношусь к … Мы смеемся вместе с автором над…
  Какой эпизод, сцена особенно запомнились? Особенно взволновал (удивил) меня эпизод (момент), когда… Меня тронуло Особенно трогательна картина (сцена)… Я с интересом (с тревогой) следил за… Я огорчался, когда…
  В чем идея сказки? А.С.Пушкин напоминает нам о… Идея сказки проста:… Произведение заставляет задуматься о… Сказка учит…
  Мои «открытия» «И чем больше я слушал, тем сильнее мне нравился…» _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ ______________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте отрывок из сатирической повести Ф.Искандера «Созвездие Козлотура» и ответьте на вопросы.

 

Я вышел на открытое место и увидел белое кладбище, озаренное белой луной.

Холодея от страха, я вспомнил, что когда-то проходил мимо него, но тогда это было днем и оно не произвело на меня никакого впечатления.

Кладбище напоминало карликовый городок, с железными оградами, зелеными
холмиками могил, игрушечными дворцами, скамеечками, деревянными и железными
крышами. Казалось, люди, после смерти сильно уменьшившись и поэтому став
злее и опаснее, продолжают жить тихой, недоброй жизнью.

Я старался как можно тише пройти мимо могил, но палка моя глухо и страшно стучала о землю. Я ее взял под мышку, стало совсем тихо и еще страшней. Вдруг я заметил крышку гроба, прислоненную к могильной ограде рядом с еще не огороженной свежей могилой.

Я почувствовал, как по спине подымается к затылку тонкая струйка
ледяного холода, как эта струйка подошла к голове и, больно сжав на затылке
кожу, приподняла волосы. Я продолжал идти, все время глядя на эту крышку, красновато поблескивающую в лунном свете.

Я был уверен, что покойник вышел из своей могилы, прислонил крышку гроба к ограде и теперь ходит где-нибудь поблизости или, может быть, притаился за крышкой и ждет, чтобы я отвернулся или побежал.

Поэтому я шел, не шевелясь и не убыстряя шагов, чувствуя, что главное - не сводить глаз с крышки гроба. Вдруг я ощутил, что проваливаюсь в какую-то яму.

Я успел увидеть полоснувшую небо луну и шлепнулся на что-то шерстистое, белое, рванувшееся из-под меня в сторону. Я упал на землю и лежал с закрытыми глазами, дожидаясь своей участи. Я чувствовал, что он или, вернее, оно где-то рядом и теперь я полностью в его власти.

Оно медлило и медлило, страх сделался невыносимым, и я, собрав силы, распахнул глаза, как будто включил свет.

Сначала я никого не увидел, а потом в темноте заметил что-то белеющее,
качающееся. Я чувствовал, что оно внимательно следит за мной. Особенно страшно было, что оно качалось.

Не знаю, сколько времени прошло. Я стал различать какой-то очень знакомый, обнадеживающий, почти домашний запах. Оно, все еще покачиваясь, белело в углу. Но ужас, длящийся
без конца, перестает быть ужасом.

Я долго вглядывался в него. Расплывающееся белое пятно принимало знакомые очертания, в какое-то мгновенье я понял, что призрак превратился в козла, и разглядел в темноте бородку и рога. Я давно знал, что дьявол принимает вид козла, и немного успокоился, потому что это было ясно. Я только не знал, что он при этом может пахнуть козлом.

Я осторожно протянул ладонь к его морде. Оно тронуло губами, тепло дохнуло на нее, понюхало и фыркнуло по-козлиному, упрямо мотнув головой.

Я окончательно убедился, что он никакой не дьявол, просто попал в беду, как и я.

Я сел с ним рядом на землю, обнял его за шею и стал греться, прижимаясь к его теплому животу.

Было все так же тихо, только свет луны сделался прозрачней, а звездочка передвинулась на край полоски неба. Стало еще прохладней.

Вдруг я услышал приближающийся топот коня, сердце бешено забилось.

Я замер от волнения, топот прошел почти над самой головой, и тогда я вскочил и закричал:

- Эй! Эй! Я здесь!

Лошадь остановилась. Раздался нерешительный мужской голос:

- Кто там?

Я рванулся навстречу голосу и закричал:

- Это я! Мальчик!

Некоторое время человек молчал, потом я услышал:

- Что за мальчик?

 Голос мужчины был твердым и недоверчивым. Он боялся ловушки.

- Я мальчик, я из города, - сказал я, стараясь говорить не покойницким, а живым голосом, отчего он сделался странным и противным.

- Зачем туда залез? - жестко спросил голос. Человек все еще боялся ловушки.

- Я упал, я шел к дяде Мексуту, - быстро сказал я, боясь, что он не дослушает меня и проедет.

Я услышал, как он слез с коня и закинул уздечку за могильную ограду. Потом шаги его приблизились, но он все же остановился, не доходя до ямы.

- Держи! - услышал я, и веревка, прошуршав в воздухе, соскользнула в яму.

Я взялся за нее, но тут же вспомнил про козла. Он молча и одиноко стоял в углу. Недолго думая, я обернул веревку округ его шеи, быстро затянул два узла и крикнул:

- Тяните!

Веревка натянулась, козел замотал головой и встал на дыбы. Как только его рогатая голова, озаренная лунным светом, появилась над ямой, мужчина заорал, как мне показалось, козлиным голосом, бросил веревку и побежал. Козел рухнул возле меня, а я закричал от боли, потому что, падая, он отдавил копытом мне ногу. Я заплакал от боли, огорчения и усталости. Я ругал себя, что не сказал ему про козла, а потом вспомнил о его лошади и решил, что так или иначе он за нею придет.

Минут через десять я уловил шаги крадущегося человека. Я знал, что он хочет отвязать лошадь и удрать.

- Это был козел, - сказал я громко и спокойно.

Молчание.

- Дядя, это был козел,-- повторил я, стараясь не менять голоса.

Я почувствовал, что он остановился и слушает.

Сразу же я ему рассказал, зачем иду к дяде Мексуту. Я почувствовал, как трудно оправдываться, очутившись в могильной яме.

В конце концов он подошел к ней и осторожно наклонился.

Я выкинул конец веревки, за которую был привязан козел. Он взялся за нее и потянул вверх. Козел глупо упирался, но он, слегка подтянув его, схватил за рог и с яростным отвращением вытянул из ямы. Все-таки эта история ему не нравилась.

Он молча посмотрел на меня и, вдруг неожиданно улыбнувшись, потрепал по голове:

- Здорово ты меня напугал со своим козлом. Думал, человека тащу, а тут рогатый вылезает...

 

Какой момент является кульминацией рассказа? Если их насколько, назовите все.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выпишите из текста слова, словосочетания, предложения, которыми рассказчик передает свои чувства. Подчеркните среди них образные выражения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем комизм ситуации? На каком несоответствии (противоречии) основан комический эффект этого рассказа?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой из видов комического здесь представлен?

__________________________________________________________________

Что надо изменить в этом рассказе, чтобы он стал не смешным, а страшным?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Виды комического

1. Подберите понятие к каждому определению:

________________ - один из основных видов комического, в котором заключена  жизнерадостность; доброжелательное подшучивание.

_________________- один из основных видов комического, в котором гневно осмеиваются пороки человека или общества, изображенные автором

________________ - замаскированная, завуалированная насмешка, один из основных видов комического.

________________ - едкая и злая издевательская насмешка, выражающая очень сильное возмущение.

________________ - изображение людей или явлений в абсурдном, фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.

 

2. Приведите примеры из произведений писателей, где встречаются известные вам виды комического.

 

Автор Произведение Вид комического Над кем (над чем) смеется автор
И.А.Крылов      

М.Е.Салтыков-Щедрин

 

     
     

А.П.Чехов

     
     
М.М. Зощенко        
Ф.Искандер          

 

3. Определите, о каком смехе (о каком виде комического) идет речь в стихотворении В.С.Шефнера:


Над собой умей смеяться

В грохоте и в тишине,

Без друзей и декораций,

Сам с собой наедине.

Не над кем-то, не над чем-то,

Не над чьей-нибудь судьбой,

Не над глупой кинолентой -

Смейся над самим собой.

 

Среди сутолоки модной

И в походе боевом,

На корме, идущей ко дну

Шлюпки в море штормовом -

 

Смейся, презирая беды, -

То ли будет впереди!

Не царя - шута в себе ты

Над собою учреди.

 

И в одном лишь будь уверен:

Ты ничуть не хуже всех.

Если сам собой осмеян,

То ничей не страшен смех.


_________________________________________________________________

 

Важно ли для вас обладать данным качеством? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Вспомните или сочините смешной рассказ из своей жизни. Подумайте, какое несоответствие (противоречие) лежит в основе комической ситуации. Как его можно усилить? Может быть, что-то до поры до времени утаить от читателя? Напишите рассказ так, чтобы было смешно. Не забудьте, что в нем должны быть экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка. Озаглавьте свой рассказ.



Автор – повествователь – рассказчик

1. Вспомните, что различает автора, повествователя и рассказчика (см. учебник, первая часть, с. ). Назовите писателя, опишите повествователя и рассказчика (там, где он есть) в изученных произведениях.

Название Писатель (автор) Повествователь Рассказчик
Старуха Изергиль        
Станционный смотритель      
Бирюк        
Детство        
Детство        
Чик и Пушкин        

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1. Озаглавьте каждую из 4-х частей повести. Разделите части на эпизоды, составьте план каждой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему Феврония поставила условием выздоровления князя женитьбу на ней?

· хотела стать княгиней

· предвидела будущую судьбу

· давно была влюблена в князя

· выскажите свое мнение ________________________________

 

3. С помощью каких тропов создает Ермолай Еразм образы князя Петра и княгини Февронии?  Выпишите примеры

эпитетов_________________________________________________

сравнений__________________________________________________

метафор___________________________________________________

 

4. Распределите правильно по столбцам таблицы признаки сказки и признаки жития в «Повести о Петре и Февронии».

Ø Прославление героев в финале.

Ø Одно из действующих лиц – злой крылатый змей.

Ø Добро побеждает зло.

Ø Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Божьим».

Ø Есть загадки, хитроумные задания-испытания.

Ø Изображены идеальные образы благочестивых людей.

Ø Есть постоянные эпитеты.

Ø Героиня творит чудеса - исцеление больных.

Ø Есть волшебные вещи.

Ø Чудеса после смерти героев.

Ø Сказочный зачин.

 

Признаки сказки Черты жития
   
   
   
   
   
   

 

5. Прочитайте русскую народную сказку и сопоставьте ее с «Повестью о Петре и Февронии».

Семилетка

    Жили-были два брата: богатый и бедный. Бедный-то овдовел, от жены осталась дочка на седьмом году, потому и прозвали ее Семилеткой. Выросла она. И вот дядя подарил ей плохонькую телушку. Семилетка поила, кормила — выходила ее, и получилась из телушки славная корова; принесла она ей теленка - с золотыми копытцами. Пришли к Семилетке в гости дочери богатого дяди, увидали теленка, пошли и сказали отцу. Богатому захотелось отобрать теленка, а бедный-то не отдает. Спорили, спорили, пришли к воеводе, просят разобрать их дело. Богатый говорит: "Я дарил племяннице только телушку, а не приплод!" А бедный говорит: "Телушка моя, так и приплод мой!" Как тут решить дело? Воевода и говорит им: "Вот отгадайте три загадки! Кто отгадает, того и теленок! Сперва отгадайте: что всего быстрее?"

Пошли мужики домой. Бедный думает: "Что тут сказать?" И говорит Семилетке: "Дочка, дочка! Воевода-то велел отгадать: что на свете всего быстрее? Что я ему скажу?" — "Не тужи, батюшка! Молись да ложись спать!" Лег он спать. Утром будит его Семилетка: "Вставай, вставай, батюшка! Пора идти к воеводе. Ступай да скажи, что всего быстрее на свете мысль!" Встал мужик, отправился к воеводе; пришел и брат. Вышел к ним воевода и спрашивает: "Ну, скажите, что всего быстрее?" Богатый выскочил вперед, говорит: "У меня есть конь — такой быстрый, что никто его не обгонит: он всего быстрее!" Воевода засмеялся и говорит бедному: "А ты что скажешь?" — "Мысль всего быстрее на свете!" Воевода удивился и спрашивает: "Кто тебя этому научил?" — "Дочь Семилетка!" — "Ну, хорошо! Отгадайте теперь, что на свете всего жирнее?"

Пошли мужики домой. Бедный приходит и говорит Семилетке: "Воевода нам загадал: что на свете всего жирнее? Как тут отгадать?" — "Ну, батюшка, не тужи: утро вечера мудренее. Молись да ложись спать". Старик лег спать. Утром Семилетка и будит его: "Вставай, батюшка! Пора к воеводе идти. Спросит он тебя: "Что всего жирнее?" — скажи, что земля всего жирнее, потому что производит всякие плоды!" Встал отец, пришел к воеводе; пришел и богатый. Вышел воевода и спрашивает: "Ну, что? Придумали, что всего жирнее?" Богатый выскочил вперед и говорит: "У меня есть боров, да такой жирный, что жирнее его нет ничего! Он всего жирнее!" Воевода засмеялся и спрашивает бедного: "Ну, а ты что скажешь?" — "Земля всего жирнее, потому что она производит всякие плоды!" Воевода удивился и спрашивает: "Кто это тебя научил?" — "Дочь, — говорит, — Семилетка!" — "Ну, хорошо! Теперь отгадайте: что на свете всего милее?"

Пошли мужики домой. Пришел бедный и говорит Семилетке: "Так и так воевода загадал. Что теперь делать?" — "Ну, тятенька, не тужи: утро вечера мудренее. Молись да ложись спать". Утром будит она его и говорит: "Вставай, тятенька! Пора идти к воеводе... Станет он тебя спрашивать, скажи, что всего милее человеку сон: во сне всякое горе забывается!" Встал отец, пошел к воеводе; пришел и богатый. Вышел воевода, говорит: "Ну, скажите: что всего на свете милее?" Богатый — вперед и кричит: "Жена на свете всего милее!" Воевода засмеялся и спрашивает бедного: "А ты что скажешь?" — "Сон на свете для человека всего милее: во сне всякое горе забывается!" Воевода удивился и спрашивает его: "Кто тебе это сказал?" — "Дочь Семилетка".

Воевода пошел в свои комнаты, вынес решето с яйцами и говорит: "Ступай отнеси своей дочери это решето с яйцами, пусть она из них к утру выпарит цыплят!" Пришел бедный домой — плачет, говорит Семилетке, что так и так воевода сказал. "Ну, батюшка, не тужи! Молись да ложись спать: утро вечера мудренее!" На другой день будит она отца: "Батюшка, батюшка! Вставай: пора к воеводе идти. Да вот возьми отнеси ему немного зерен проса, скажи ему, что цыплята сейчас будут готовы, да надо их кормить белояровым пшеном, так вот чтоб он зерна посеял и чтоб через полчаса пшено поспело и чтоб он его ко мне тотчас прислал". Встал старик, пошел к воеводе. Вышел воевода и спрашивает: "Ну что, принес цыплят?" — "Да дочь-то говорит, что через полчаса цыплята будут, но надо их кормить белояровым пшеном; так вот, она прислала несколько зерен, чтоб вы посеяли и чтоб через полчаса все было готово". — "Да разве можно, чтоб зерно в полчаса выросло и созрело?" — "А разве можно, чтоб цыплята выпарились за одну ночь?" Нечего делать воеводе: перехитрила его Семилетка.

Вот дал он бедному пряжи и говорит: "Пусть твоя дочь к утру соткет полотно и сошьет мне рубашку!" Отец запечалился, пошел сказать обо всем Семилетке. "Ну, батюшка, не тужи. Молись да ложись спать — утро вечера мудренее!" Отец лег и заснул. Утром будит его Семилетка: "Вставай, батюшка! Пора к воеводе идти... Ступай к нему, отнеси льняного семени и скажи, что рубашка готова, да нечем прострочить воротник: пусть он это семя посеет, и чтоб оно выросло, и чтоб через полчаса ко мне прислал!" Отец пошел и сказал все воеводе. Воевода и говорит: "Как же это можно, чтоб через полчаса лен вырос и из него напрясть нитки?" — "Так как же можно в одну ночь соткать полотно и сшить рубашку?" Опять перехитрила воеводу!

Вот он и говорит старику: "Ступай скажи своей дочери, чтоб она ко мне пришла ни пешком, ни на лошади, ни на санях, ни на телеге, ни нага, ни одета и чтоб принесла ни подарок, ни отдарок!" Приходит отец домой, рассказал все дочери. На другой день Семилетка сняла с себя одежду, обвернулась мережой[5], взяла голубя и отправилась к воеводе на лыжах. Пришла к воеводе и подает ему голубя. Голубь тотчас вырвался у него и улетел. И тут перехитрила она воеводу, а сама ему очень понравилась. Он и говорит: "Я завтра приеду к вам".

На другое утро приезжает воевода к дому Семилетки. А у них ни кола, ни двора — только сани да телега стоят. Воевода и смотрит, куда ему привязать лошадь? Подходит к окну и спрашивает Семилетку: "Где бы мне привязать лошадь?" — "Привяжи между летом и зимой!" Воевода думал, думал — едва мог догадаться, что между летом и зимой — значит между санями и телегой. Вошел воевода в избу и стал сватать за себя Семилетку, но с условием, чтоб она не вмешивалась в его воеводские дела; если же не сдержит обещания, так он ее с тем, что всего больше ей нравится в доме, отправит снова к отцу.

Вот обвенчались они, живут да поживают. Много ли, мало ли прошло времени, только один мужик просит у другого лошадь съездить в поле за репой. Тот дал лошадь, мужик поехал, а приехал поздно вечером. Поэтому не повел лошадь к хозяину, а привязал к своей телеге. Встает утром, видит: под телегой жеребенок. Говорит: "Жеребенок мой — он под телегой; видно, репа либо телега ожеребилась", а тот, чья лошадь, говорит: "Жеребенок мой!" Спорили, спорили, пошли к воеводе судиться. Воевода и рассудил: "Жеребенок найден под телегой, так, значит, он того, чья телега!" Услыхала это Семилетка, не удержалась и сказала, что он неправильно судит.

Воевода рассердился, потребовал разводной. И после обеда надо было Семилетке уезжать к отцу. А воевода за обедом сытно поел, выпил винца, лег отдохнуть и заснул. Тогда она велела его сонного положить в карету и уехала вместе с ним к отцу. Там уж воевода проснулся и спрашивает: "Кто меня сюда перевез?" — "Я тебя перевезла, — говорит Семилетка. — У нас было условие, чтобы я взяла из дома то, что мне всего более нравится, я и взяла тебя!"

Воевода удивился ее мудрости и помирился с ней. Возвратились они домой и стали жить да поживать.

 

Какие черты этой сказки повторяются в «Повести о Петре и Февронии»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Какими качествами обладают героини народных сказок?

__________________________________________________________________

 

В чем сходство и отличие Февронии от героинь сказок - «премудрых дев»?

СХОДСТВО:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТЛИЧИЕ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Представьте себе, что Феврония вам загадала «мудрые загадки». Как бы вы ответили ей? Можно дать по нескольку ответов на каждую.

 

v Четыре брата бегут,

друг друга не догонят. ______________________________________________

v Я оставляю тонкий след,

но жить он может много лет__________________________________________

v В воде родится,

а  воды боится. ____________________________________________________

v Сам видишь, а никому показать не можешь. Что же это?__________________

v Тебе дано, а другие пользуются. Что это? ______________________________

v Когда дурак бывает умён? ___________________________________________

v На какой вопрос нельзя ответить «ДА»? _______________________________

v А на какой нельзя ответить «НЕТ»?___________________________________

v Что можно увидеть с закрытыми глазами? _____________________________

v Этим нельзя управлять, это нельзя потратить, это нельзя увидеть,

а можно только ощутить. Что это? ____________________________________

 

Придумайте свою загадку для Февронии. ______________________________

_________________________________________________________________

 

8. Проанализируйте отрывок из «Повести о Петре и Февронии».

 

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно, и были они милостивыми ко всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но от Бога богатели. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемники. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

 

Как Петр и Феврония исполняют заветы Владимира Мономаха? Покажите это, сопоставив «Поучение Владимира Мономаха» и приведенный отрывок.

 


         завет Мономаха   поведение Петра и Февронии      ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Докажите, что этот фрагмент принадлежит к жанру жития и несет характерные черты духовной литературы. Назовите эти черты (устойчивые фигуры речи[6], особенности лексики, синтаксиса) и выпишите примеры из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. В тетради для сочинений напишите сочинение-рассуждение на тему «Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития?»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 433.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...