Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»




1. Прочитайте фрагменты настоящего рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (XII—XIII вв.).


Не в силу княжеского званья Людьми он обожаем был, А в силу скромности безмерной И прямоты нелицемерной, Той благородной чистоты, Не признающей суеты... Вот отчего вошли в преданья Его высокие деянья, Что были им совершены Далеко от родной страны. Он, окруженный громкой славой, Ей не кичился никогда, Душа его была тверда, Как ясен был рассудок здравый... ........................................................ За королеву наш герой Решил тотчас же встать горой, Сим доказать, что в мире есть И долг, и рыцарская честь. ....................................................... В нем Душа охвачена влеченьем К невероятным приключеньям. Там Свисают с каждого балкона Приезжих рыцарей знамена, И украшают их гербы Дома, заборы и столбы. Нет величавее картины!.. Грохочут гулко тамбурины, И отвечают флейты им Певучим голосом своим... Рыцарь Прекрасен он. Судите сами: Плащ оторочен соболями, Копье остро, а меч тяжел. Зеленый бархатный камзол Поверх сорочки белоснежной... Он в позе царственно-небрежной Сидит, откинувшись в седле. Таких красавцев на земле Доселе не было, пожалуй. Рубином рот пылает алый, Златые вьются волоса.

 

Сравните прочитанное с отрывком из первой главы романа М. де Сервантеса «Дон Кихот»:

В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Олья[18] чаще с говядиной, нежели с бараниной, винегрет, почти всегда заменявший ему ужин, яичница с салом по субботам, чечевица по пятницам, голубь, в виде добавочного блюда, по воскресеньям — все это поглощало три четверти его доходов. Остальное тратилось на тонкого сукна полукафтанье, бархатные штаны и такие же туфли, что составляло праздничный его наряд, а в будни он щеголял в камзоле из дешевого, но весьма добротного сукна. При нем находилась ключница, коей перевалило за сорок, племянница, коей не исполнилось и двадцати, и слуга для домашних дел и полевых работ, умевший и лошадь седлать, и с садовыми ножницами обращаться. Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник...

 Надобно знать, что вышеупомянутый идальго в часы досуга,  - а досуг длился у него чуть ли не весь год, - отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром и увлечением, что почти совсем забросил не только охоту, но даже свое хозяйство; и так далеко зашли его любознательность и его помешательство на этих книгах, что, дабы приобрести их, он продал несколько десятин пахотной земли и таким образом собрал у себя все романы, какие только ему удалось достать… Одним словом, идальго наш с головой ушел в чтение, и вот оттого, что он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок. Воображение его было поглощено всем тем, что он читал в книгах: чародейством, распрями, битвами и вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви, любовными похождениями, сердечными муками и разной невероятной чепухой, и до того прочно засела у него в голове мысль, будто все это нагромождение вздорных небылиц — истинная правда... И вот, когда он уже окончательно свихнулся, в голову ему пришла такая странная мысль, какая еще не приходила ни одному безумцу на свете, а именно: он почел благоразумным и даже необходимым как для собственной славы, так и для пользы отечества сделаться странствующим рыцарем, сесть на коня и, с оружием в руках отправившись на поиски приключений, начать заниматься тем же, чем, как это ему было известно из книг, все странствующие рыцари занимались, то есть искоренять всякого рода неправду и в борении со всевозможными случайностями и опасностями стяжать себе бессмертное имя и почет. Первым делом принялся он за чистку принадлежавших его предкам доспехов, некогда сваленных как попало в угол и покрывшихся ржавчиной и плесенью. Когда же он с крайним тщанием вычистил их и привел в исправность, то заметил, что недостает одной весьма важной вещи, а именно: вместо шлема с забралом он обнаружил обыкновенный шишак; но тут ему пришла на выручку его изобретательность: смастерив из картона полушлем, он прикрепил его к шишаку, и получилось нечто вроде закрытого шлема. Не скроем, однако ж, что когда он, намереваясь испытать его прочность и устойчивость, выхватил меч и нанес два удара, то первым же ударом в одно мгновение уничтожил труд целой недели; он сделал его заново, подложив внутрь железные пластинки, так что в конце концов остался доволен его прочностью и, найдя дальнейшие испытания излишними, признал его вполне годным к употреблению и решил, что это настоящий шлем с забралом удивительно тонкой работы. Вычистив же доспехи, сделав из шишака настоящий шлем, выбрав имя для своей лошаденки и окрестив самого себя, он пришел к заключению, что ему остается лишь найти даму, в которую он мог бы влюбиться, ибо странствующий рыцарь без любви - это все равно что дерево без плодов и листьев или же тело без души. - Если в наказание за мои грехи или же на мое счастье, - говорил он себе, - встретится мне где-нибудь один из тех великанов, с коими странствующие рыцари встречаются нередко, и я сокрушу его при первой же стычке, или разрублю пополам, или, наконец, одолев, заставлю просить пощады, то разве плохо иметь на сей случай даму, которой я мог бы послать его в дар, с тем чтобы он, войдя, пал пред моею кроткою госпожою на колени и покорно и смиренно молвил: "Сеньора! Я - великан Каракульямбр, правитель острова Малиндрнии, побежденный на поединке неоцененным рыцарем Дон Кихотом Ламанчским, который и велел мне явиться к вашей милости, дабы ваше величие располагало мной по своему благоусмотрению"? О, как ликовал наш добрый рыцарь, произнося эти слова, особливо же когда он нашел, кого назвать своею дамой! Должно заметить, что, сколько нам известно, в ближайшем селении жила весьма миловидная деревенская девушка, в которую он одно время был влюблен, хотя она, само собою разумеется, об этом не подозревала и не обращала на него никакого внимания. Звали ее Альдонсою Лоренсо, и вот она-то и показалась ему достойною титула владычицы его помыслов; и, выбирая для нее имя, которое не слишком резко отличалось бы от ее собственного и в то же время напоминало и приближалось бы к имени какой-нибудь принцессы или знатной сеньоры, положил он назвать ее Дульсинеей Тобосскою - ибо родом она была из Тобоссо, - именем, по его мнению, приятным для слуха, изысканным и глубокомысленным, как и все ранее придуманные им имена.

Как вы считаете, одинаково или по-разному относятся к своим героям Вольфрам фон Эшенбах и Сервантес?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подчеркните слова, «выдающие» чувства каждого автора к своему герою. Какими словами вы назовете эти чувства? Запишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вспомните, что имя герою дается автором не случайно. Как благородно звучат имена в рыцарских романах: Амадис Галльский, Пальмерин Английский. А имя «Дон Кихот» в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с Клочка земли». Попробуйте предположить, с какой целью Сервантес придумал именно такого рыцаря. Напишите об этом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1. Найдите в тексте главы IV слова, показывающие веру Дон Кихота в честность и порядочность людей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику образов Дон Кихота и Санчо Пансы.

 

СХОДСТВО: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

РАЗЛИЧИЕ: _____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Прочитайте стихотворение поэта Серебряного века Д.С.Мережковского, который причислял Дон Кихота к «вечным спутникам» человечества.

                                  Дон Кихот


 

Шлем - надтреснутое блюдо,

Щит - картонный, панцирь жалкий...
В стременах висят, качаясь,
Ноги тощие, как палки.


Для него хромая кляча -
Конь могучий Россинанта,
Эти мельничные крылья -
Руки мощного гиганта.


Видит он в таверне грязной
Роскошь царского чертога,
Слышит в дудке свинопаса
Звук серебряного рога.

Санхо Панца едет рядом;
Гордый вид его серьезен:
Как прилично копьеносцу,
Он величествен и грозен.

В красной юбке, в пятнах дегтя,
Там, над кучами навоза -
Эта царственная дама -
Дульцинея де Тобозо...

Страстно, с юношеским жаром
Он толпе крестьян голодных,
Вместо хлеба, рассыпает
Перлы мыслей благородных:

"Люди добрые, ликуйте, -
Наступает праздник вечный:
Мир не солнцем озарится,
А любовью бесконечной...

Будут все равны; друг друга
Перестанут ненавидеть;
Ни алькады, ни бароны
Не посмеют вас обидеть.

Пойте, братья, гимн победный!
Этот меч несет свободу,
Справедливость и возмездье
Угнетенному народу!"

 

Из  приходской школы дети
Выбегают, бросив книжки,
И хохочут, и кидают
Грязью в рыцаря мальчишки.

Аплодируя, как зритель,
Жирный лавочник смеется;
На крыльце своем трактирщик
Весь от хохота трясется.

И почтенный патер смотрит,
Изумлением объятый,
И громит безумье века
Он латинскою цитатой.

Из окна глядит цирюльник,
Он прервал свою работу,
И с восторгом машет бритвой,
И кричит он Дон Кихоту:

"Благороднейший  из смертных,
Я желаю вам успеха!.."
И не в силах кончить фразы,
Задыхается от смеха.
Он не чувствует, не видит
Ни насмешек, ни презренья:
Кроткий лик его так светел,
Очи - полны вдохновенья.

Он смешон; но сколько детской
Доброты в улыбке нежной,
И в лице простом и бледном
Столько веры безмятежной.

И любовь, и вера святы.
Этой верою согреты
Все великие безумцы,
Все пророки и поэты!


 

Есть ли в этом стихотворении конфликт? Докажите.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие две стороны мира контрастируют? Как поэт подчеркивает этот контраст?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как автор относится к Дон Кихоту? Докажите текстом.

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Прочитайте стихотворение Юлии Друниной.

 

Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
А ветряные мельницы скрипят,
У Санчо Пансы равнодушный взгляд, –
Ему-то совершенно не с руки
Большие, как медали, синяки,
И знает он, что испокон веков
На благородстве ловят чудаков,
Что прежде, чем кого-нибудь спасешь,
Разбойничий получишь в спину нож...
К тому ж спокойней дома, чем в седле.
Но рыцари остались на земле!
Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Он в новый собирается поход!
Кто говорит, что умер Дон Кихот?..

 

Чем отличается отношение к Дон Кихоту в этом стихотворении от предыдущего?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Каким представлен здесь оруженосец? Одинаково ли оба поэта изобразили Санчо Пансу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Есть ли здесь контраст или конфликт? В чем он?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Согласны ли вы с поэтессой в том, что Дон Кихот «не умер»? Существуют ли сейчас рыцари? Какой смысл современные люди вкладывают в слово «рыцарь»? Запишите свои размышления, подтвердите их примерами из жизни.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

                В.М. Гаршин. «Красный цветок»

1. Запишите, что у вас ассоциируется с красным цветом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте, что символизирует красный в истории культуры. Есть ли совпадения с вашими ассоциациями?

КРАСНЫЙ — наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, страсть, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу для жизни, революцию, силу, анархию, мужество и смерть. Таким образом, значение  простирается от полюса агрессии, разрушения и убийства до полюса любви, самоотдачи и жертвы.

· Красный цвет был цветом суверенной власти в Римской империи, это же значение сохраняется в христианской символике. У римлян красный цвет ассоциировался с божественностью. Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красным в честь бога войны Марса, а ближайшую к Земле планету, имеющую красный цвет, они также назвали Марсом.

· Однако красный — это и цвет жизни, поэтому первобытный человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью.     

· В странах Дальнего Востока красный всегда был цветом радости и богатства. Красные ворота в Китае обозначали дома чинов первой степени.

· В русском языке красный и красивый являются однокоренными словами.

  • В Ветхом Завете красный - это цвет греха, порока, разврата. В то же время, это цвет  карающей справедливости, Божьего суда.
  • Красный цвет — символический цвет мученических страданий христиан. На божественном языке символов красный является цветом Божественной любви. Концепция красного как цвета любви восходит к огню, несущему тепло.
  • Красный цвет также обозначает гнев, отсюда выражение "красная тряпка". Этот цвет символизирует опасность и повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала "стоп" (красный цвет светофора).
  • В то же время красный цвт обозначает “помощь” (пожарная охрана, красный крест)
  • Красный цвет также обозначает стыд и бесчестье.
  • Красными чернилами или кровью подписывают договор с дьяволом.

· На протяжении последних двух столетий красный цвет был цветом анархии. Красный флаг был поднят в Париже во время французской революции, чтобы объявить военное положение, а толпа просто присвоила этот флаг себе, чтобы продемонстрировать, что ее власть выше законной.

· Красный флаг использовался коммунарами со времен Парижской коммуны 1871 г., в России в годы революций 1905—1907 и 1917 годов, а также в других странах, где коммунистические идеи нашли поддержку. Армию революции называли Красной армией.

  • Среди переживаний, которые отражает красный цвет, можно выделить, с одной стороны, любовь, страсть, вдохновение, а, с другой стороны, агрессию, ненависть и опасность.

                                                                     (Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;   

Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001).

 

Выберите и подчеркните те значения красного, которые, по-вашему,  составляют образ красного цветка в рассказе Гаршина.

 

3. Выпишите из III главы, как себя характеризует безумец. Как вы поняли его слова?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопросы



АНЧАР[19]

 

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.




Анчар – «древо яда» - в стихотворении Пушкина становится символом. Что означает этот символ?

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 

Можно ли сопоставить красный цветок и анчар?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какое произведение  - «Красный цветок» или «Анчар» - можно назвать продолжением другого и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Почему зло побеждает в стихотворении?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Почему гибнет раб в пушкинском стихотворении и в чем причина смерти героя рассказа Гаршина?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цветовая картина мира

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

______________________________________________

Певцы были хороши. Одежды обильно изукрашены вышивкой, инструменты богато разузорены. Особенно выделялся старший из них: высокий осанистый старик с седыми волосами и спускающейся на грудь бородой. Дьякон Игнатий Смольнянин записал: «Певцы же стояху украшены чудно. Старейший бе красен яко снег белый».

С названиями цветов в древнерусском языке вообще происходили странные вещи. Вот, например, «испил богатырь чару зелена вина». А почему «зелена»? Зелёного вина в те времена на Руси не существовало, это уже потом придумали всякие ядовито окрашенные напитки типа «Тархун». В «Слове о полку Игореве» описывается, как чёрные тучи с моря идут, а в них трепещут синие молнии. Никто в мире не видел синих молний, их просто нет.

Учёные считают, что человек на заре истории не различал цвета. Потом в чёрно-белый мир ворвался красный цвет, цвет крови и огня – дело происходило ещё в каменном веке. Некоторые племена в Африке и сегодня различают только белый, чёрный и красный, остальные цвета неважны, их как бы нет – и названий для них нет. Красный цвет по-древнерусски назывался «червеный» (были такие насекомые – червецы, из них готовили красную краску).

Потом, очень медленно, от белого «отпочковался» зелёный. Он обозначал всю светлую часть спектра – голубые, зелёные, светло-жёлтые цвета... «Зелено вино» русских былин – это не зелёное вино, а светлое вино.

Потом от чёрного отделился синий. Причём он ещё долгие века обозначал не только синий цвет, но и степень блеска. «Синие молнии» из «Слова о полку Игореве» – не синие, а блестящие.

В 1073 году радугу описывали так: «В радуге свойства суть – червеное и синее и зелёное и багряное». Багряным называли и тёмно-красный, и тёмно-синий, и тёмно-фиолетовый, то есть всё тёмное. Значит, в XII веке радуга для русича состояла из 3-4 цветов.

В XIII веке радуга обогатилась жёлтым и голубым, хотя голубым называли и всё серое – по цвету оперения голубя. Слова «оранжевый» и «фиолетовый» пришли к нам в XVII веке (кстати, считается, что впервые отделил фиолетовый цвет от синего Исаак Ньютон, а до него радуга кончалась синим цветом).

А что там с красно-белым певцом из книги XV века? Всё очень просто. Слово «белый» обозначало не только белый цвет, но и нечто светлое, сияющее, хорошее. А слово «красный» до XVI в. означало «красивый». То есть Игнатий Смольнянин хотел сказать, что певец был прекрасен, как белый снег – символ чистоты.

                                                                                                                 (С. Лаврова)

Значение (происхождение) какого цветового наименования вас удивило больше всего?

_________________________________________________________________________

 

2. Прочитайте, что сказал о языке писателей В.В.Набоков.

«До появления Гоголя и Пушкина русская литература была подслеповатой. Цвета как такового она не видела и лишь пользовалась истертыми комбинациями слепцов-существительных и по-собачьи преданных им эпитетов, которые Европа унаследовала от древних. Небо было голубым, заря алой, листва зеленой, глаза красавиц черными, тучи серыми и т.д. Только Гоголь (а за ним Лермонтов и Толстой) увидел желтый и лиловый цвета. То, что небо на восходе солнца может быть бледно-зеленым, снег в безоблачный день густо-синим, прозвучало бы бессмысленной ересью в ушах так называемого писателя-"классика", привыкшего к неизменной общепринятой цветовой  гамме…  Сомневаюсь, чтобы какой-нибудь писатель раньше замечал такое удивительное явление, как дрожащий узор света и тени на земле под деревьями или цветовые шалости солнца на листве. Мертвые, тусклые, «принятые краски» постепенно выделяют тонкие оттенки и создают новые чудеса изображения».

*Проиллюстрируйте сказанное, выписав соответствующие цитаты из произведений каждого упомянутого писателя (по одному-два примера «чудес изображения»). Можно привлекать любые прочитанные вами произведения этих писателей, стихи и прозу.

А.С.Пушкин: __________________________________________________

________________________________________________________________

Н.В.Гоголь: _______________________________________________________

_________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов: __________________________________________________

_________________________________________________________________

Л.Н.Толстой: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. У человеческих чувств тоже есть «цветовое выражение». Вспомните, как описывается в литературе внешнее проявление того или иного чувства, и подберите к каждому «цветовому» глаголу одно-два объясняющих слова.

 









































































































Покраснеть от _______________________________________________

Порозоветь от ________________________________________________

Побагроветь от _______________________________________________

Побледнеть от________________________________________________

Побелеть от __________________________________________________

Позеленеть от ________________________________________________

Пожелтеть от _________________________________________________

Посинеть от __________________________________________________

Почернеть от _________________________________________________

Стать серым от ________________________________________________

Некоторые слова для справок:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...