Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
1. Прочитайте фрагменты настоящего рыцарского романа Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (XII—XIII вв.).
Сравните прочитанное с отрывком из первой главы романа М. де Сервантеса «Дон Кихот»: В некоем селе Ламанчском, которого название у меня нет охоты припоминать, не так давно жил-был один из тех идальго, чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке. Олья[18] чаще с говядиной, нежели с бараниной, винегрет, почти всегда заменявший ему ужин, яичница с салом по субботам, чечевица по пятницам, голубь, в виде добавочного блюда, по воскресеньям — все это поглощало три четверти его доходов. Остальное тратилось на тонкого сукна полукафтанье, бархатные штаны и такие же туфли, что составляло праздничный его наряд, а в будни он щеголял в камзоле из дешевого, но весьма добротного сукна. При нем находилась ключница, коей перевалило за сорок, племянница, коей не исполнилось и двадцати, и слуга для домашних дел и полевых работ, умевший и лошадь седлать, и с садовыми ножницами обращаться. Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав, любитель вставать спозаранку и заядлый охотник... Как вы считаете, одинаково или по-разному относятся к своим героям Вольфрам фон Эшенбах и Сервантес? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните слова, «выдающие» чувства каждого автора к своему герою. Какими словами вы назовете эти чувства? Запишите их. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вспомните, что имя герою дается автором не случайно. Как благородно звучат имена в рыцарских романах: Амадис Галльский, Пальмерин Английский. А имя «Дон Кихот» в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с Клочка земли». Попробуйте предположить, с какой целью Сервантес придумал именно такого рыцаря. Напишите об этом. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Найдите в тексте главы IV слова, показывающие веру Дон Кихота в честность и порядочность людей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику образов Дон Кихота и Санчо Пансы.
СХОДСТВО: ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗЛИЧИЕ: _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитайте стихотворение поэта Серебряного века Д.С.Мережковского, который причислял Дон Кихота к «вечным спутникам» человечества. Дон Кихот
Шлем - надтреснутое блюдо, Щит - картонный, панцирь жалкий...
Санхо Панца едет рядом; В красной юбке, в пятнах дегтя, Страстно, с юношеским жаром "Люди добрые, ликуйте, - Будут все равны; друг друга Пойте, братья, гимн победный!
Из приходской школы дети Аплодируя, как зритель, И почтенный патер смотрит, Из окна глядит цирюльник, "Благороднейший из смертных, Он смешон; но сколько детской И любовь, и вера святы.
Есть ли в этом стихотворении конфликт? Докажите. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие две стороны мира контрастируют? Как поэт подчеркивает этот контраст? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как автор относится к Дон Кихоту? Докажите текстом. __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Чем отличается отношение к Дон Кихоту в этом стихотворении от предыдущего? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким представлен здесь оруженосец? Одинаково ли оба поэта изобразили Санчо Пансу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли здесь контраст или конфликт? В чем он? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Согласны ли вы с поэтессой в том, что Дон Кихот «не умер»? Существуют ли сейчас рыцари? Какой смысл современные люди вкладывают в слово «рыцарь»? Запишите свои размышления, подтвердите их примерами из жизни. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В.М. Гаршин. «Красный цветок» 1. Запишите, что у вас ассоциируется с красным цветом. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Прочитайте, что символизирует красный в истории культуры. Есть ли совпадения с вашими ассоциациями? КРАСНЫЙ — наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, страсть, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу для жизни, революцию, силу, анархию, мужество и смерть. Таким образом, значение простирается от полюса агрессии, разрушения и убийства до полюса любви, самоотдачи и жертвы. · Красный цвет был цветом суверенной власти в Римской империи, это же значение сохраняется в христианской символике. У римлян красный цвет ассоциировался с божественностью. Когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо красным в честь бога войны Марса, а ближайшую к Земле планету, имеющую красный цвет, они также назвали Марсом. · Однако красный — это и цвет жизни, поэтому первобытный человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью. · В странах Дальнего Востока красный всегда был цветом радости и богатства. Красные ворота в Китае обозначали дома чинов первой степени. · В русском языке красный и красивый являются однокоренными словами.
· На протяжении последних двух столетий красный цвет был цветом анархии. Красный флаг был поднят в Париже во время французской революции, чтобы объявить военное положение, а толпа просто присвоила этот флаг себе, чтобы продемонстрировать, что ее власть выше законной. · Красный флаг использовался коммунарами со времен Парижской коммуны 1871 г., в России в годы революций 1905—1907 и 1917 годов, а также в других странах, где коммунистические идеи нашли поддержку. Армию революции называли Красной армией.
(Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001).
Выберите и подчеркните те значения красного, которые, по-вашему, составляют образ красного цветка в рассказе Гаршина.
3. Выпишите из III главы, как себя характеризует безумец. Как вы поняли его слова? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопросы АНЧАР[19]
В пустыне чахлой и скупой, Анчар, как грозный часовой, Природа жаждущих степей Яд каплет сквозь его кору, К нему и птица не летит, И если туча оросит, С его ветвей, уж ядовит, Но человека человек Принес он смертную смолу Принес — и ослабел и лег А царь тем ядом напитал Анчар – «древо яда» - в стихотворении Пушкина становится символом. Что означает этот символ? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Можно ли сопоставить красный цветок и анчар? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое произведение - «Красный цветок» или «Анчар» - можно назвать продолжением другого и почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему зло побеждает в стихотворении? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему гибнет раб в пушкинском стихотворении и в чем причина смерти героя рассказа Гаршина? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Прочитайте текст. Озаглавьте его. ______________________________________________ Певцы были хороши. Одежды обильно изукрашены вышивкой, инструменты богато разузорены. Особенно выделялся старший из них: высокий осанистый старик с седыми волосами и спускающейся на грудь бородой. Дьякон Игнатий Смольнянин записал: «Певцы же стояху украшены чудно. Старейший бе красен яко снег белый». С названиями цветов в древнерусском языке вообще происходили странные вещи. Вот, например, «испил богатырь чару зелена вина». А почему «зелена»? Зелёного вина в те времена на Руси не существовало, это уже потом придумали всякие ядовито окрашенные напитки типа «Тархун». В «Слове о полку Игореве» описывается, как чёрные тучи с моря идут, а в них трепещут синие молнии. Никто в мире не видел синих молний, их просто нет. Учёные считают, что человек на заре истории не различал цвета. Потом в чёрно-белый мир ворвался красный цвет, цвет крови и огня – дело происходило ещё в каменном веке. Некоторые племена в Африке и сегодня различают только белый, чёрный и красный, остальные цвета неважны, их как бы нет – и названий для них нет. Красный цвет по-древнерусски назывался «червеный» (были такие насекомые – червецы, из них готовили красную краску). Потом, очень медленно, от белого «отпочковался» зелёный. Он обозначал всю светлую часть спектра – голубые, зелёные, светло-жёлтые цвета... «Зелено вино» русских былин – это не зелёное вино, а светлое вино. Потом от чёрного отделился синий. Причём он ещё долгие века обозначал не только синий цвет, но и степень блеска. «Синие молнии» из «Слова о полку Игореве» – не синие, а блестящие. В 1073 году радугу описывали так: «В радуге свойства суть – червеное и синее и зелёное и багряное». Багряным называли и тёмно-красный, и тёмно-синий, и тёмно-фиолетовый, то есть всё тёмное. Значит, в XII веке радуга для русича состояла из 3-4 цветов. В XIII веке радуга обогатилась жёлтым и голубым, хотя голубым называли и всё серое – по цвету оперения голубя. Слова «оранжевый» и «фиолетовый» пришли к нам в XVII веке (кстати, считается, что впервые отделил фиолетовый цвет от синего Исаак Ньютон, а до него радуга кончалась синим цветом). А что там с красно-белым певцом из книги XV века? Всё очень просто. Слово «белый» обозначало не только белый цвет, но и нечто светлое, сияющее, хорошее. А слово «красный» до XVI в. означало «красивый». То есть Игнатий Смольнянин хотел сказать, что певец был прекрасен, как белый снег – символ чистоты. (С. Лаврова) Значение (происхождение) какого цветового наименования вас удивило больше всего? _________________________________________________________________________
2. Прочитайте, что сказал о языке писателей В.В.Набоков. «До появления Гоголя и Пушкина русская литература была подслеповатой. Цвета как такового она не видела и лишь пользовалась истертыми комбинациями слепцов-существительных и по-собачьи преданных им эпитетов, которые Европа унаследовала от древних. Небо было голубым, заря алой, листва зеленой, глаза красавиц черными, тучи серыми и т.д. Только Гоголь (а за ним Лермонтов и Толстой) увидел желтый и лиловый цвета. То, что небо на восходе солнца может быть бледно-зеленым, снег в безоблачный день густо-синим, прозвучало бы бессмысленной ересью в ушах так называемого писателя-"классика", привыкшего к неизменной общепринятой цветовой гамме… Сомневаюсь, чтобы какой-нибудь писатель раньше замечал такое удивительное явление, как дрожащий узор света и тени на земле под деревьями или цветовые шалости солнца на листве. Мертвые, тусклые, «принятые краски» постепенно выделяют тонкие оттенки и создают новые чудеса изображения». *Проиллюстрируйте сказанное, выписав соответствующие цитаты из произведений каждого упомянутого писателя (по одному-два примера «чудес изображения»). Можно привлекать любые прочитанные вами произведения этих писателей, стихи и прозу. А.С.Пушкин: __________________________________________________ ________________________________________________________________ Н.В.Гоголь: _______________________________________________________ _________________________________________________________________ М.Ю.Лермонтов: __________________________________________________ _________________________________________________________________ Л.Н.Толстой: ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. У человеческих чувств тоже есть «цветовое выражение». Вспомните, как описывается в литературе внешнее проявление того или иного чувства, и подберите к каждому «цветовому» глаголу одно-два объясняющих слова.
Покраснеть от _______________________________________________ Порозоветь от ________________________________________________ Побагроветь от _______________________________________________ Побледнеть от________________________________________________ Побелеть от __________________________________________________ Позеленеть от ________________________________________________ Пожелтеть от _________________________________________________ Посинеть от __________________________________________________ Почернеть от _________________________________________________ Стать серым от ________________________________________________ Некоторые слова для справок: |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 445. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |