Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»
1. Многие барышни пушкинской поры вели дневники и альбомы, в которые их поклонники, друзья записывали стихи, делали рисунки. Представьте, каким мог быть альбом Лизы Муромской: опишите или представьте в тетради несколько его страниц.
2. Что общего у Алексея и у Лизы? Докажите свою точку зрения примерами из текста. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Представьте, что о маскараде, затеянном Лизой, узнали бы соседи. Письменно расскажите, какое впечатление это бы на них произвело? Почему? Как бы отнесся к поступку дочери Муромский? Какова была бы реакция Алексея, если бы ему рассказали о похожем случае: барышня переоделась крестьянкой, чтобы познакомиться с соседским барином? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Понаблюдайте и запишите в тетрадь, кто, кого и зачем обманывает в повести. Подберите языковые изобразительно-выразительные средства для характеристики этих обманов: какие они, что или о чем напоминают? _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите, какие особенности композиции повести вы заметили? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как бы вы охарактеризовали эту повесть Пушкина: какая она? Изобразите цветом ее атмосферу.
А.С.Пушкин. «Дубровский». 1. Какие качества лежат в основе характера Троекурова? Обоснуйте свое мнение примерами из текста.
2. Есть ли у Троекурова положительные качества? Если есть, то напишите, какие. Обоснуйте свою точку зрения. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Напишите, какие качества одинаково присущи и Троекурову, и Дубровскому-отцу. Свое мнение обоснуйте. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Проследите, как разворачиваются «военные действия» между Троекуровым и Дубровским, и запишите результаты своих наблюдений. Составьте список участников, расположив их в порядке их втягивания в конфликт. Письменно объясните, почему это происходит. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите, какие особенности экспозиции романа вы заметили, и объясните, с какой целью автор именно так строит роман. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Проследите, как разгорается пожар в Кистеневке, и запишите результаты своих наблюдений. Сколько пожаров показал читателю Пушкин? Что стало причиной каждого? Свое мнение обоснуйте. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Перечитайте в главах VII и IX рассказ о появившихся разбойниках. В главе VII найдите авторские характеристики разбойников, их предводителя и их поступков, выпишите их. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите, что поразило вас в этих характеристиках. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Проследите, как и почему меняется отношения Маши к Дефоржу, и запишите результаты своих наблюдений. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Опишите словесно или нарисуйте иллюстрацию к эпизоду «Свидание в беседке». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Сравните поместья князя Верейского и Троекурова. Как ландшафты характеризуют своих хозяев? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. О чем говорят читателю изменения на лице Дубровского после предложения Маше: «Дубровский затрепетал, бледное лицо его покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего»? Запишите свои размышления. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Подберите и запишите сравнения или эпитеты для характеристики увиденного в лагере разбойников. Похожи ли разбойники на настоящих злодеев? Письменно обоснуйте свое мнение. _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
1.Составьте цитатный план поэмы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подчеркните главные события. 2. Сравните описание пира в поэме Лермонтова и в былине «Ставр Годинович»:
3. Выпишите из текста поэмы сравнения, характеризующие главных героев. В скобках пометьте, кто сравнивает. Подумайте, почему это важно.
Алена Дмитревна __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ купец Калашников __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________Кирибеевич____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Правильно ли истолковано значение слов, встречающихся в лермонтовской «Песне»? Исправьте ошибки (там, где это необходимо): Кручиниться – взбираться на кручи; фата – “большой шёлковый плат, коим женщины покрывают голову и часть стана” (В.И. Даль);
5. Письменно сопоставьте описания смерти Андрия в повести «Тарас Бульба» и смерти Кирибеевича. Самостоятельно прокомментируйте эти эпизоды и сделайте вывод. Андрий:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кирибеевич:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, чем похожи судьбы этих героев. А чем похожи сами герои? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Песня о Кострюке (Мастрюке) — одна из популярнейших исторических песен XVI века. В ней есть отголоски действительных событий времени царствования Ивана Грозного, но в целом сюжет вымышленный. Мастрюк предстает как удалой боец; он ищет себе поединщика, чтобы «потешить» царя и царицу и вместе с тем своей победой унизить москвичей, «Москву загонять». Сравните фрагменты исторической песни «Мастрюк Темрюкович» (из сборника Кирши Данилова) с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова.
Он здравствует, царь-государь, Мастрюк Темрюкович,
Середь Урья Поволжскова[11], Злата труба протрубела За похвальные молодцы,
С борцами сходится По заре она прокликала, Двух удалых Борисовичев».
Какие события, описанные в этой народной песне, схожи с событиями лермонтовской поэмы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что у Лермонтова происходит по-другому? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каких героев народной песни и лермонтовской поэмы можно назвать похожими и почему? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кого из героев и как оценивает народная песня? Кого и как оценивают гусляры в лермонтовской поэме? В каждом из текстов найдите слова, в которых заключено авторское отношение.
Какие художественные приемы устного народного творчества использовал Лермонтов?
7.Сравните завещание Разина в народной «Песне о Степане Разине» и финальные строки «Песни про купца Калашникова». Схороните меня, братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; (Песня, сложенная, по преданию, самим Степаном Разиным в 1671 году)
Найдите и выпишите похожие обороты, словосочетания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. На основании статьи в учебнике и заданий № 2, 6, 7 сделайте выводы о том, что такое стилизация у Лермонтова. Как поэт воспроизводит народную эпическую поэзию? Можно ли говорить, что это простое заимствование? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 474. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |