Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»




1. Многие барышни пушкинской поры вели дневники и альбомы, в которые их поклонники, друзья записывали стихи, делали рисунки. Представьте, каким мог быть альбом Лизы Муромской: опишите или представьте в тетради несколько его страниц.

 

 

 

 


2. Что общего у Алексея и у Лизы? Докажите свою точку зрения примерами из текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Представьте, что о маскараде, затеянном Лизой, узнали бы соседи. Письменно расскажите, какое впечатление это бы на них произвело? Почему? Как бы отнесся к поступку дочери Муромский? Какова была бы реакция Алексея, если бы ему рассказали о похожем случае: барышня переоделась крестьянкой, чтобы познакомиться с соседским барином?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

4. Понаблюдайте и запишите в тетрадь, кто, кого и зачем обманывает в повести. Подберите языковые изобразительно-выразительные средства для характеристики этих обманов: какие они, что или о чем напоминают? _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Запишите, какие особенности композиции повести вы заметили? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Как бы вы охарактеризовали эту повесть Пушкина: какая она? Изобразите цветом ее атмосферу.

 

                            А.С.Пушкин. «Дубровский».

1. Какие качества лежат в основе характера Троекурова? Обоснуйте свое мнение примерами из текста.

Качество характера                     Примеры
     
     
     
     

2. Есть ли у Троекурова положительные качества? Если есть, то напишите, какие. Обоснуйте свою точку зрения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Напишите, какие качества одинаково присущи и Троекурову, и Дубровскому-отцу. Свое мнение обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Проследите, как разворачиваются «военные действия» между Троекуровым и Дубровским, и запишите результаты своих наблюдений. Составьте список участников, расположив их в порядке их втягивания в конфликт. Письменно объясните, почему это происходит.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Запишите, какие особенности экспозиции романа вы заметили, и объясните, с какой целью автор именно так строит роман.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Проследите, как разгорается пожар в Кистеневке, и запишите результаты своих наблюдений. Сколько пожаров показал читателю Пушкин? Что стало причиной каждого? Свое мнение обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Перечитайте в главах VII и IX рассказ о появившихся разбойниках. В главе VII найдите авторские характеристики разбойников, их предводителя и их поступков, выпишите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Напишите, что поразило вас в этих характеристиках.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Проследите, как и почему меняется отношения Маши к Дефоржу, и запишите результаты своих наблюдений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Опишите словесно или нарисуйте иллюстрацию к эпизоду «Свидание в беседке».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10.Сравните поместья князя Верейского и Троекурова. Как ландшафты характеризуют своих хозяев?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. О чем говорят читателю изменения на лице Дубровского после предложения Маше: «Дубровский затрепетал, бледное лицо его покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего»? Запишите свои размышления.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

12. Подберите и запишите сравнения или эпитеты для характеристики увиденного в лагере разбойников. Похожи ли разбойники на настоящих злодеев? Письменно обоснуйте свое мнение.

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

 

1.Составьте цитатный план поэмы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подчеркните главные события.

2. Сравните описание пира в поэме Лермонтова и в былине «Ставр Годинович»:

У ласкова князя Владимира
Было столование —
Почестной  пир,
На многих князьев и бояров,
На всю поленицу удалую[7],
На всю на дружину храбрую.
Он всех поит, всех чествует,
Сам по гридне[8] похаживат,
Белыми руками помахиват,
Могучими плечами поворачиват;
Сам говорит таковы слова:
— И кто меня, князя, есть славнее,
И кто меня, князя, есть вышее,
И кто меня, князя, есть богачее? —
Больший за меньшего хоронится,
От большего, от меньшего ответу нет.
Из того из места из середнего
Выступал удалый, добрый молодец,
На те на ноженьки на резвые,
На те сапожки зелен сафьян[9],
На те каблучки на серебряны,
На те гвоздочки золочены,
По имени Ставер, сын Годинович...

 

Докажите текстом, что в образе князя Владимира, как и в образе Ивана Грозного есть две стороны: жестокость и щедрость, суровость и веселость, способность сменить гнев на милость, и наоборот.

 

  одна сторона другая сторона
Князь Владимир в былине    
Иван Грозный  у Лермонтова      

 

 

3. Выпишите из текста поэмы сравнения, характеризующие главных героев.

В скобках пометьте, кто сравнивает. Подумайте, почему это важно.

 

Алена Дмитревна __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

купец Калашников __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Кирибеевич____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Правильно ли истолковано значение слов, встречающихся в лермонтовской «Песне»? Исправьте  ошибки (там, где это необходимо):

Кручиниться – взбираться на кручи;

фата – “большой шёлковый плат, коим женщины покрывают голову и часть стана” (В.И. Даль);
сваха – та, кто идёт сватать невесту по поручению жениха или родителей его;
простоволосая – женщина с некрашеными волосами;
перевенчана – повенчана несколько раз;
трапеза – пища, еда;
супротив – напротив;
аргамак – огнестрельное оружие;
отороченный – боязливый, тот, которого “оторопь берёт”;
вечерня – вечеринка у подруги;
сажень – существо, испачкавшееся в саже с головы до ног, русское название Золушки;
тороватый – “великодушный, щедрый” (В.И. Даль).

 

5. Письменно сопоставьте описания смерти Андрия в повести «Тарас Бульба» и смерти Кирибеевича. Самостоятельно прокомментируйте эти эпизоды и сделайте вывод.

Андрий:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Кирибеевич:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подумайте, чем похожи судьбы этих героев. А чем похожи сами герои?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Песня о Кострюке (Мастрюке) — одна из популярнейших исторических песен XVI века. В ней есть отголоски действительных событий времени царствования Ивана Грозного, но в целом сюжет вымышленный. Мастрюк предстает как удалой боец; он ищет себе поединщика, чтобы «потешить» царя и царицу и вместе с тем своей победой унизить москвичей, «Москву загонять».

Сравните фрагменты исторической песни «Мастрюк Темрюкович» (из сборника Кирши Данилова) с «Песней про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова.

 


Он здравствует, царь-государь,
У себя в каменно́й Москве,
Во полатах белокаменных.
В возлюбленной крестовой[10] своей
Пир навеселе повел,
Столы на радостех.
И все ли князи-бо́яра,
Могучие богатыри
И гости званыя,
Пять сот донских казаков
Пьют-едят, потешаются,
Зелено вино кушают,
Белу лебедь рушают,
А един не пьет да не ест
Царской гость дорогой,

Мастрюк Темрюкович,
Молодой черкашенин.
И зачем хлеба-соли не ест,
Зелена вина не кушает,
Белу лебедь не рушает?
У себя на уме держит:
Изошел он семь городов,
Поборол он семьдесят борцов
И по себе борца не нашел.
И только он думает,
Ему вера поборотися есть
У царя в каменной Москве,
Хочет царя потешити
Со царицею благоверною
Марьею Темрюковною…

 

Середь Урья Поволжскова[11],
Слободы Александровы, —
Два братца родимые
По базару похаживают…
«Мы борцы в Москве похваленые.
Молодцы поученые, славные!»
           

Злата труба протрубела
Во полате белокаменной,
Говорил тут царь-государь,
Царь Иван Васильевич:
«Ты, Никита Романович[12],
Веди борцов на двор,
На дворец государевой,
Борцов ученыех,
Молодцов похваленыех,
И в том им приказ отдавай,
Кто бы Мастрюка поборол,
Царскова шурина,
Платья бы с плеч снял
Да нагова с круга спустил,
А нагова, как мать родила,
А и мать на свет пустила».
Выбежал тут Мастрюк
На крылечка красное,
Кричит во всю голову,
Чтобы слышел царь-государь:
«А свет ты, вольной царь,
Царь Иван Васильевич!
Что у тебя в Москве

За похвальные молодцы,
Поученые, славные?
На ладонь их посажу,
Другой рукою роздавлю!».

 

С борцами сходится
Мастрюк Темрюкович,
 Борьба ево ученая,
Борьба черкасская,
Колесом он бороться пошел.
А и малой выступается
Мишка Борисович,
Смотрит царь-государь,
Что кому будет божья помочь,
И смотрят их борьбу князи-бо́яра
И могучие богатыри,
Пять сот донских казаков.
А и Мишка Борисович
С носка бросил о землю
Он царскова шурина,
Похвалил ево царь-государь:
«Исполать тебе, молодцу,
Что чиста борешься!».
А и Мишка к стороне пошел, —
Ему полно боротися.
А Потанька бороться пошел,
Костылем попирается,
Сам вперед подвигается,
К Мастрюку приближается.
Смотрит царь-государь,
Что кому будет божья помочь.
Потанька справился,
За плеча сграбился,
Согнет корчагою,
Воздымал выше головы своей,
Опустил о сыру землю:
Мастрюк без памети лежит,
Не слыхал, как платья сняли.
Был Мастрюк во всем,
Стал Мастрюк ни в чем,
О карачках под крылец ползет.
Как бы бела лебедушка

По заре она прокликала,
Говорила царица царю,
Марья Темрюковна:
«Свет ты, вольной царь
Иван Васильевич!
Такова у тебя честь добра́
До любимова шурина?
А детина наругается,
Что детина деревенской,
Почто он платья снимает?».
Говорил тут царь-государь:
«Гой еси ты, царица во Москве,
Да ты, Марья Темрюковна!
А не то у меня честь во Москве,
Что татары-те борются,
То-то честь в Москве,
Что русак тешится!
Хотя бы ему голову сломил,
Да любил бы я, пожаловал
Двух братцов родимыех,

Двух удалых Борисовичев».

 


 

Какие события, описанные в  этой народной песне, схожи с событиями лермонтовской поэмы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Что у Лермонтова происходит по-другому?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Каких героев народной песни и лермонтовской поэмы можно назвать похожими и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кого из героев и как оценивает народная песня? Кого и как оценивают гусляры в лермонтовской поэме? В каждом из текстов найдите слова, в которых заключено авторское отношение.

 

Отношение к братьям Борисовичам Отношение к купцу Калашникову
   

 

 

Отношение к  Мастрюку Отношение к Кирибеевичу  
   

 

Какие художественные приемы устного народного творчества использовал Лермонтов?

 

Художественный прием Пример из народной Песни о Мастрюке Пример из Лермонтовской поэмы
Композиционные повторы      
Постоянные эпитеты      
Повторяющиеся обороты, «присказки»    
Сравнения и параллелизмы    
Гиперболы      
Анафоры[13]      

 

7.Сравните завещание Разина в народной «Песне о Степане Разине» и финальные строки «Песни про купца Калашникова».

Схороните меня, братцы, между трех дорог:

Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской;
В головах моих поставьте животворный крест,
Во ногах моих положьте саблю вострую.
Буде старый человек пойдет — помолится…
Буде млад человек пойдет – в гусли наиграется…

                  (Песня, сложенная, по преданию, самим Степаном Разиным в 1671 году)

 

Найдите и выпишите похожие обороты, словосочетания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. На основании статьи в учебнике и заданий № 2, 6, 7 сделайте выводы о том, что такое стилизация у Лермонтова. Как поэт воспроизводит народную эпическую поэзию? Можно ли говорить, что это простое заимствование?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 474.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...