Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правильно сформулированные цели в рабочей программе курса — показатель как ее качества, так и качества самого курса.




Структура и содержание.Преподаватели часто недоумевают - зачем в рабочей программе структура курса? Не достаточно ли одного содержания?

В традиционных рабочих программах структура курса, как правило, отсутствовала или была представлена в виде перечня блоков, которые один к одному соответствовали основным разделам курса.

Под структурой мы будем понимать графическую форму представления содержания курса в виде взаимосвязанных модулей (блоков, разделов, тем) в соответствии с принятой автором логикой организации, построения курса.

В общем случае модуль курса включает в себя обязательные теоретическую и практическую части, перечни знаний, умений и навыков, которые должны быть получены обучающимися в результате работы над модулем, тесты и контрольные работы для входного и выходного контроля, индивидуальные задания на определение «выживаемости» знаний (отсроченный контроль).

Применительно к учебному курсу структура имеет двойственный характер: с одной стороны, она определяет внутреннее логическое построение материала курса в соответствии с современным научным знанием в данной предметной области, с другой - зависит от личной позиции автора учебного курса, от его внутреннего видения взаимосвязи и взаимозависимости материала учебного курса. Эти два характеризующих структуру положения могут соотноситься друг с другом следующим образом: приоритетное влияние на структуру курса оказывает или классическое, устоявшееся, традиционное структурирование материала курса, или авторское, оригинальное видение внутренней организации материала. Так обычно структурируют курс преподаватели, предметом исследования которых является их собственная педагогическая деятельность и деятельность обучающихся. В ходе структуризации материала курса преподаватель глубже осознает логику организации материала, которой он придерживается в курсе, фиксирует ее и получает возможность построить иную (часто не в единственном варианте) структуру курса. Последнее бывает необходимо при резком сокращении времени, отводимого на изучение курса. Стремление «все сказать» за более короткий срок, как правило, приводит к неудаче: от курса остаются одни заголовки. Переструктурирование курса, как правило, необходимо, если изменился адресат курса.

Нам приходилось оказывать помощь преподавателям в структурировании учебного материала по различным проектируемым курсам, которые представляли на начальном этапе набор очень большого количества тем (иногда в больших курсах до пятидесяти). Если рабочая программа ориентирована прежде всего на обучающегося, то курс для него, представленный в таком виде, кажется необозримым. Это, конечно, не способствует самостоятельной работе над ним.

Сравним между собой различные подходы к построению структур курса. В табл. 8 представлена сравнительная характеристика продуктивных и непродуктивных приемов разработки структуры курса в рамках рабочей программы курса.

 

 

В общем случае структура курса зависит от принципов организации материала курса. В табл. 9 дана характеристика основных принципов структуризации курса.

Некоторые замечания и советы по построению структуры:

• трудно переоценить значимость для изучения курса представления материала в виде структуры. Это кратчайший путь к формированию устойчивого представления о курсе как о целостной, целенаправленной системе знаний в определенной предметной области;

• полезно, представив структуру курса, «распределить» пронумерованные предварительно цели помодулям, блокам, темам и проверить, насколько равномерно распределились цели по модулям и блокам, не перегружен какой-либо из модулей, не остались ли «лишние» цели (структуру в этом случае необходимо менять);

• структура курса на различных уровнях может строиться в соответствии с различными принципами структуризации. Построение структуры курса рационально начать с проблемно-задачного принципа. Тогда верхний уровень иерархии структуры курса определяет основную проблему (проблемы) и соответственно задачи (как конкретизацию решения проблемы) в курсе. На нижних уровнях иерархии структуры курса эффективны системно-морфологический, организационно-функциональный или технологический принципы. Выбор принципа структуризации зависит от особенностей материала курса и индивидуальных предпочтений автора курса;

• структура курса должна отражать целевую направленность курса, его знаниевую и деятельностную основы. Культура представления знаниевой основы в настоящее время традиционно высока, чего нельзя сказать о представлении деятельностной основы курса. Признаком включения в структуру курса информации о его деятельностной основе может служить название модулей курса. Например, вместо фразы «Методы расчета характеристик» (знаниевая основа) в модуле фиксируется «Выбор методов расчета» (исходя из оценки точности, или области использования, или типа объекта и его составляющих);

• обозримость структуры курса обеспечивается за счет представления в ней только важных, основополагающих частей курса (подчеркнем еще раз — выделенных в соответствии с целями курса);

• тематическое, предметное, целевое многообразие курсов не оставляет возможности представить единую для всех курсов структуру, да в этом и нет необходимости. Задача еще более усложняется, если учитывать предпочтения автора при выстраивании курса. Самостоятельный анализ структур конкретных учебных курсов, как показывает опыт, является отправной точкой для построения структуры данного курса;

• в ходе работы над структурой курса преподаватель начинает осознавать свои личные предпочтения в его построении, видеть иные подходы к структуризации материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...