Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: ознакомиться с критериями выбора технологий дистанционного образования Учебные задачи:1) сформулировать критерии выбора информационных технологий для организации дистанционного обучения; 2) усвоить критерии оптимального выбора современных информационных технологий обучения. Новые информационные технологии, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными или движущимися изображениями – мультимедиа есть синтез трех стихий: информации цифрового характера, аналоговой информации визуального изображения и аналоговой звуковой информации - речь, музыка и др. Мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему запоминанию материала с включением подсознательных реакций обучаемого. Дидактические возможности мультимедиа – создание аудиоряда, видеоряда, текстовой информации. Содержание преподавательской деятельности с применением мультимедиа существенно отличается от традиционного. Деятельность по разработке курсов требует от преподавателя специальных навыков, приемов педагогической работы. Центр тяжести в обучении переносится на обучающегося, который активно строит свою индивидуальную учебную траекторию. Важная функция преподавателя - поддержать обучающегося, помочь успешно ориентироваться в огромном количестве учебной информации. Передача учебного материала требует гораздо более активных и интенсивных взаимодействий между преподавателем и студентом. Значительно усложняется сама технология проведения занятия. В связи с применением ММТ в образовательном процессе происходят существенные изменения в характере преподавательской деятельности, роли и функциях преподавателя в учебном процессе. Коммуникационные технологии развиваются быстрыми темпами, способствуя массовости в получении образования и повышения качества обучения. В образовании взрослых коммуникационные технологии помогают решать проблемы, связанные с вовлечением большого количества студентов в учебный процесс и необходимостью давать самую свежую информацию при повышении квалификации работников. Для выбора дистанционных образовательных технологий важны типы коммуникационных технологий и их характеристики. Коммуникационные технологии реализуются на базе видеотехники (кабельное и другие виды телевидения, видеозаписи, интерактивные видеодиски), аудиотехники и аудиографических средств (аудиокассеты, радио-, телефакс, покадровое, замедленное и сжатое видео) и компьютерной техники (электронная почта, компьютерные доски объявлений, телетекст, видеотекст). Интегрированные системы могут связывать видеодиски, компакт-диски (CD-ROM) и микрокомпьютеры с телекоммуникационными устройствами типа спутников, что позволяет обмениваться большими объемами информации и осуществлять интерактивную коммуникацию. Для оценки эффективности обучения с применением информационных технологий нужно найти ответ на вопрос, как лучше всего использовать технические средства для решения той или иной учебной задачи? Что важнее: какое техническое средство используется или как оно используется? Для ответа на этот вопрос нужно провести специальное исследование эффективности различных технических средств обучения, в том числе и коммуникационных технологий. Norenberg и Lunbland (1987) предложили выбирать технические средства на основе таких факторов, как цели обучения, стоимость, необходимый персонал, пользователи, предполагаемое использование, уровень интерактивности, юридические сложности, техническая совместимость. Обратимся к имеющемуся опыту. Оценка телелекций в Университете Виктория (Британская Колумбия) показала, что преподаватели давали слишком много материала, учащиеся не вступали во взаимодействие с преподавателями из-за неудачной организации телевещания, изложение материала оставалось в большей степени вербальным, а не визуальным. Опыт проведения телеконференций, накопленный в Отделе профессионального образования Университета Джорджии, позволил выдвинуть рекомендации: 1. Необходимо делать обучение интерактивным и добиваться активности учащихся, например, делать демонстрационные опыты, предлагаемые преподавателем. 2. Студенты должны заранее иметь учебные материалы и план занятия. 3. Необходимо учитывать, что телеконференции отличаются от традиционного обучения и не должны его имитировать. Компьютерная система конференций, установленная в Институте Педагогических исследований в Онтарио, позволяет учащимся подключаться к образовательным курсам взрослых через свои персональные компьютеры в любое время дня. Домашние задания, комментарии и дискуссии, запросы на библиотечные материалы могут высылаться в режиме реального времени. При этом были обнаружены сложности с доступом в систему, понятностью учебных заданий и копированием информации из сети на персональные компьютеры. Проблемы, связанные с применением коммуникационных технологий отражают сильные и слабые стороны этого процесса. Коммуникационные технологии облегчают доступ к образованию, что особенно важно для жителей отдаленных районов, где нет необходимых специалистов, и для учащихся сограниченными возможностями для передвижения. Открывается доступ к новым источникам информации, обучение индивидуализируется в зависимости от потребностей студентов, становится возможным на рабочем месте, что приводит к экономии времени и денег. С другой стороны, коммуникационные технологии могут привести учащихся к изоляции, ослабить контроль со стороны преподавателя, уменьшить разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений, превратить учащихся в пассивных потребителей чрезвычайно структурированных порций знания. Более высокая степень интерактивности современных технологий позволит преодолеть некоторые из перечисленных проблем. Существуют и другие многоаспектные проблемы, связанные с применением коммуникационных технологий, требующие ответов на такие вопросы, как: 1. существуют ли половые различия в области использования технологий? 2. кто имеет право контролировать доступ к информации и решать, какие типы обучения могут быть доступными? 3. как разрешить проблему конкуренции и появления курсов-двойников в разных странах? 4. все ли учащиеся смогут работать в форматах, задаваемых информационными технологиями? 5. останутся ли эффективными традиционные педагогические методы? 6. позволит ли дистанционная образовательная технология учащимся самим нести ответственность за свое обучение? 7. как особенности функционирования компьютерной техники и программного обеспечения влияют на выбор методов обучения? 8. как технологии меняют скорость обучения? 9. как они связаны с возрастом обучаемых и со структурой учебных планов? 10. как они меняют контекст обучения? 11. как они связаны с пространственной организацией обучения? 12. какие новые навыки и познавательные способности необходимы для их использования? 13. как различия в стилях и стратегиях обучения могут быть объединены в единую образовательную систему? Быстрое развитие информационных технологий в образовании порождает проблему выбора технологии для осуществления учебного процесса. В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в инновационном учебном процессе можно выделить следующие положения: · важна не сама по себе технология, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей; · более дорогостоящие и современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный процесс; · при выборе технологий нужно учитывать максимальное соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений; · наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход, при котором необходимо стремиться к эффекту их взаимодействия.
Тема 7 ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 148. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |