Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КАЧЕСТВЕННОГО КОНТЕНТА ЭЛЕКТРОННОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБУЧЕНИЯ




Цель:Приобретение опыта самоанализа качества проектируемого учебного курса

Учебные задачи: 1) научиться правильно формулировать разноуровневые цели курса; 2) научиться системному проектированию курса.3) научиться системному анализу взаимного соответствия компонентов курса.

Преподаватель, всерьез и по-настоящему проектируя свой курс в соответствии с современными требованиями (личности, общества и государства), делает существенный рывок в своем развитии: уходит от сложив­шихся стереотипов, становится более свободным, знающим себе и своему труду цену, иногда начинает заниматься исследованиями в области теории и методики преподавания..

Определить роль -это значит зафиксировать те позиции, требования, за которые «отвечает» ваша дисциплина. Хорошо сделать это в терминах «иметь представление», «знать и уметь», «иметь опыт».... Это поможет определить характер курсов (лекционный или имеющий практическую направленность), устранить дублирование.

Какая бы ни была рабочая программа, она должна иметь обязательные структурные элементы, которые отражены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Инвариантная структура рабочей программы курса

 

Обозначения:

1. ТС – требования государственного стандарта по направлению или специальности.

2. ПЦ – принципы построения курса. Цели.

3. СС – структура курса и содержание.

4. СДО – структура деятельности обучаемых.

5. КМ – контролирующие материалы (принципы и примеры).

6. ДИ – другая информация (литература, список рефератов и т.д.).

Данная структура программы предполагает, что программа предоставлена в распоряжение обучающегося и служит основой для планирования им самостоятельной работы, что особенно важно для дистанционного обучения.

ТС – требования стандарта. Это выписка из стандарта, то есть та его часть, которая относится к данной дисциплине. Этой части может и не быть в программе, так как вполне можно обратиться к самому стандарту. Но это не очень удобно для того, кто знакомится с программой и тем более для студента, у которого стандарта под рукой нет. Студент должен быть уверен, что ему предлагают именно то, что предполагает стандарт. Если программа составлена не в соответствии с ГОСО (например, шире и глубже), то в принципах ее построения это должно быть отражено.

ПЦ – принципы и цели. Принципы построения курса формулируются в пояснительной записке к программе. В нее входят: требования стандарта, принципы и цели. Сформулировать принципы- это значит описать ваш курс, чтобы у выбирающих его (лучше всего представить себе, что вы рекламируете его) создалось правильное представление о нем. Принципы построения курса – это его своеобразная реклама.

Цели формулируются так, чтобы имелась возможность проверить их достижение (лучше использовать термины «иметь представление», «знать и уметь», «иметь опыт»).

«Иметь представление» – это означает быть знакомым, узнавать, ориентироваться;

«Знать» - можно законы, правила, алгоритмы, свойства и т.д. (в «целях» это можно уточнить);

«Уметь» – можно формулировать, рассчитывать, высказывать гипотезы, классифицировать и т.д. (в «целях» необходимо уточнить, что именно);

«Владеть»- означает еще более высокий уровень усвоения учебного материала.

СС – структура и содержание курса. Содержание выбирается в соответствии с целью. Структура курса – это описание различных модулей, ориентация на их связь и последовательность. Структурная схема курса позволяет обучающемуся усматривать некоторую логику в изучении предмета, ориентироваться на основное в курсе, а не воспринимать его как некоторый набор отдельных тем, вопросов, законов и правил. У преподавателя, конечно, обязательно есть такая структура в голове, но она должна быть и у обучающегося. Опыт работы показывает, что многие курсы не структурированы, представляют из себя огромное количество тем, следующих одна за другой.

СДО – структура деятельности обучаемого. Слушатель курсов повышения квалификации должен четко знать не только перечень тем и вопросов, которые будут излагаться на лекциях, но и содержание своей деятельности по изучению предмета. Содержание этой деятельности, должно соответствовать сформулированным целям. Деятельность определяется целями курса. Значимость всех видов деятельности при рейтинговой оценке может оцениваться в баллах.

КМ – контролирующие материалы. Хорошо, если обучающийся в самом начале курса уже информирован ( в общих чертах), чему он должен научиться и (приблизительно) как это будет проверяться. Для этого в рабочей программе нужно привести вариант контрольного задания (или хотя бы его фрагмент), а также вариант задания для входного контроля, составленный на основе представлений преподавателя о том, чем должен овладеть слушатель, чтобы успешно справиться с предлагаемым курсом. Это будет способствовать связи отдельных дисциплин в циклы и использования в будущем обобщенных контрольных заданий.

ДИ – дополнительная информация о рекомендуемой литературе (обязательной и дополнительной), конкурсах, рефератах, традиционных конференциях, в которых может участвовать слушатель.

Таким образом, в программе, обеспечивающей методическую поддержку вашего курса, отражается наиболее значимая проектировочная часть работы преподавателя, которая традиционно считается невидимой.

Когда программа составлена, можно проверить себя путем

Цели курса могут быть сформулированы на четырех уровнях, которые отличаются глубиной проработки материала курса. В рабочей программе курса уровни усвоения удобно определять глаголами — иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть).

Цели первого уровня можно представить в виде:

<иметь представление> + <о чем?>.

Далее перечислены возможные варианты первого уровня целей — иметь представление:

• о круге проблем, в ряду которых находятся проблемы вопросы данного курса;

• об обязательных для изучения модулях - и разделах, а также возможности выбора «своего пути»;

• о существующих подходах к рассмотрению проблем курс и соотношении с ними подхода, используемого в данном курсе;

• о современном состоянии научных дисциплин, являющихся основой для учебного курса, и перспективах их развития в будущем;

• об основных сферах применения получаемых знаний;

• о связи курса с другими дисциплинами (направления или специальности, образовательной области) и о его роли в подготовке обучающихся;

• о вопросах и проблемах, по каким-либо причинам не рассматриваемых в курсе, но имеющих важное значение для понимания проблематики курса в целом и т.д. 

Определяя цели первого уровня, можно использовать синонимы глагола «иметь представление»: быть знакомым, узнавать видеть взаимосвязь, ориентироваться и т.д. (этот список вы можете продолжить самостоятельно).

Цели второго уровня можно представить в виде: <знать> < что ?> и сформулировать как знать:

- объекты, предметы, цели, задачи, место курса среди друг] курсов направления или специальности;

- понятия, определения, термины (понятийный аппарат курса);

- даты, факты, события, явления (фактологический материал курса);

- признаки, параметры, характеристики, свойства изучаемых в курсе объектов;

- системы, их элементы (базовые объекты курса), связи между ними, внешнюю среду, процессы, функции и состояния систем;

- принципы, основы, теории, законы, правила, используемые в курсе для изучения объектов курса;

- методы, средства, приемы, алгоритмы, способы решения задач курса;

- модели, схемы, структуры, описывающие объекты курса и их деятельность;

- классификацию по различным критериям объектов курса, задач курса и способов их решения;

- оценки, границы, пределы, ошибки, ограничения изучаемых в курсе методов, моделей, теорий и т.д.

Цели третьего уровня «уметь» можно сформулировать в виде:

<деятельность, задаваемая глаголом> +

<предмет, на который направлена эта деятельность>

В табл. приводятся наиболее употребительные варианты формулировок целей третьего уровня.

Деятельность Предмет
Выбирать, выделять, отделять объекты курса из окружающей среды
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать данные, сведения, факты, результаты работы на языке символов (терминов, формул, образов), введенных и используемых в курсе__
Высказывать, формулировать, выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации (состояния, события), о путях (тенденциях) ее развития и последствиях

 

Планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса
Классифицировать, систематизировать, дифференцировать факты, явления, объекты, системы, методы, решения, задачи и т.д., самостоятельно формулируя основания для классификации

Цели четвертого уровня по форме могут быть представлены как цели третьего уровня, но при этом подчеркивается более вы­сокий уровень владения практическими навыками. В решении конкретных задач курса возможно объединение этих целей с целями третьего уровня.

Полезно выделить, осознать основные глаголы,которые используются Вами при формулировании целей.

Самое главное — сопоставить в дальнейшем цели с учебными контролирующими заданиями. Необходимо проверить, есть ли в формулировке заданий те глаголы, которые присутствуют в формулировке целей.

Предлагаемый список вариантов формулировок целей может быть и должен быть дополнен и конкретизирован применительно к данному курсу. Цели необходимо пронумеровать, чтобы удобнее было сопоставлять с ними виды деятельности, контрольные задания и т.д.

Цели курса определяют структуру и содержание всех компонентов курса (кроме требований) и объединяют их в «единое целое», что дает возможность обеспечить структурную, содержательную и методическую целостность учебного курса, выстроенного в соответствии с предлагаемой структурой рабочей программы курса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 166.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...