Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3 ЭЛЕКТРОННОЕ (ДИСТАНЦИОННОЕ) ОБУЧЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ




Цель: получить представление о развитии системы дистанционного обучения в Казахстане.

Учебные задачи: 1) выделить основные направления развития дистанционного образования в РК; 2) определить модель дистанционного обучения в Вашем вузе.

За последнее десятилетие присоединение вузов Казахстана к инновационному процессу реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ) становится массовым явлением, свидетельствующим о качественных изменениях в подходах к решению задач реформирования системы образования.

Первенство во внедрении дистанционной образовательной технологии в Республике Казахстан по праву принадлежит Казахстанско-Российскому Университету (КРУ), образовательная деятельность которого с самого момента основания вуза (1998-1999 г.г.) связана с использованием информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ). Открытие Казахстанско-Российского университета, осуществившего первый опыт внедрения и адаптации дистанционного обучения, стало одним из ярких проявлений образовательной политики нового, суверенного Казахстана.

ИСОТ предназначена для осуществления оперативного взаимодействия с учебными центрами (филиалами), передачи информационных ресурсов к ним, автоматизации администрирования, учета, хранения данных и актуализации учебных продуктов и материалов и позволяет усовершенствовать систему высокоскоростного доступа разветвленных учебных центров к информационным ресурсам.

Через спутниковую систему и каскады региональных серверов студенты могут пользоваться библиотечными ресурсами и информационными базами. На сегодняшний день библиотечно-информационный фонд в цифровом формате составляет 220 тысяч наименований основной и дополнительной литературы.

В настоящее время в Казахстанско-Российском университете ведется монтаж оборудования для Дидактической Спутниковой Сети (ДСС) «Платон», представляющей собой глобальную корпоративную сеть университета, в которой компьютерные сети филиалов объединены с помощью двухсторонней спутниковой связи. Уникальная спутниковая система «Платон», реализованная на технологии VSAT, функционирует следующим образом: в головном вузе устанавливается центральная наземная станция (ЦНС). Все учебные центры (филиалы) оборудуются компактными компьютерными терминалами VSAT и приемно-передающими анте­нами. Терминалы VSAT обеспечивают хранение информации, а антенны - двухстороннюю спутниковую связь. По сравнению с передачей информации через Интернет система «Платон» обеспечивает качественную передачу звука и изображения, что необходимо для осуществления видеоконференцсвязи, гарантирует безопасность передачи данных и в итоге оказывается экономически оздать целостную модель системы индивидуального учебного планирования. В среднем каждые 5 дней проводится электронный контроль усвоения знаний, который играет важную роль в технологии. Он осуществляется в форме мониторинга - контроля, включенного в образовательный процесс. Контролируются все учебные занятия, в частности, по обучающим компьютерным программам проводится тестирование либо фиксируется достигнутый в течение занятия результат. После того как с положительным результатом аттестованы все учебные занятия, входящие в нормокомплект данного модуля, проводится тестирование по всему модулю в целом. Для учета результатов тестирования студентов и для сопровождения учебного процесса разработана информационная система «Луч», в которой на каждого студента заводится электронное досье. В досье вносятся все оценки, получаемые студентом, результаты тестирования всех уровней, экзаменаций, коллективных тренингов, курсовых работ, практик и так далее. Фиксируются все приказы по переводу студентов с курса на курс, по изменению его академического статуса, по финансовым отношениям студента с университетом и другое. Накопленная за годы обучения академическая история студента дает основания для выдачи ему академических справок и документов об образовании. Информационная система «Луч» контролирует также кадровую работу с преподавателями, методическим и административным персоналом и другие виды деятельности университета.

Примером казахстанского вуза, использующим дистанционные образовательные технологии при подготовке специалистов технического профиля, является Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева (ВКГТУ).

Модель реализации в ВКГТУ инновационного проекта «Е-университет» была продемонстрирована на IV Международном форуме (2006 г.) «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ» в г. Алматы.

В настоящее время в ВКГТУ реализованы и функционируют следующие подсистемы модели «Е-Университет»:

Подсистема управления процессами:

1. управление вузом: электронный документооборот; доступ к мировым информационным ресурсам;

2. управление учебным процессом: разработка учебных планов; планирование нагрузки;

3. управление учебно-методическими ресурсами: каталог учебно-методических ресурсов; авторизованный доступ к полнотекстовым ресурсам; электронная библиотека;

4. управление научно-производственной деятельностью: банк научных тем и идей; оценка научной деятельности ППС;

5. менеджмент качества: мониторинг учебного процесса; электронное тестирование; рейтинговая система оценки преподавателей.

Подсистема управления образовательными программами:

· довузовское образование: «Жас талап-KZ» - углубленная подготовка старшеклассников по математике, физике, химии и информатике; «Виртуальная академия» - подготовка интеллектуальной элиты молодых людей на базе Технопарка «Алтай»; творческие и научные олимпиады для школьников;

· вузовское образование: внедрение дистанционных технологий в учебный процесс студентов-заочников; компьютерное тестирование по всем дисциплинам для всех форм обучения; электронные аудитории - оснащение учебных аудиторий электронными дидактическими средствами;

· послевузовское образование: преподавание в сети интернет – подготовка тьюторов из числа преподавателей; новые технологии - производству - образовательные программы для повышения квалификации специалистов производства; повышение квалификации учителей английского языка сельских школ.

Подсистема технического обеспечения:

1. корпоративная сеть;

2. парк персональных компьютеров, периферийных устройств и коммуникационных средств;

3. серверный узел всемирной сети;

4. снабжение оборудованием, расходными материалами.
Подсистема программного обеспечения:

5. автоматизированная система оценки научно-образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава;

6. экспертная система «Построение индивидуальной траектории обучения»;

7. система автоматизации документооборота вуза;

8. система кадрового делопроизводства;

9. экспертная система пригодности тестового материала;

10. организация и управление учебным процессом - S-Portal;

11. система планирования и контроля Dales of Knowledges.
Подсистема дистанционного обучения:

12. управление образовательным порталом;

13. разработка дидактических средств ДО;

14. информационно-техническая поддержка процессов ДО;

15. подготовка разработчиков курсов и тьюторов и т.д.

Опыт эксплуатации образовательного портала ВКГТУ показал, что субъекты традиционной структуры воспринимают информатизацию процессов управления как естественное усовершенствование методов работы, а не как повод для создания новой структуры.

В настоящее время в ВКГТУ автоматизированы документооборот, планирование учебного процесса, контроль знаний – то есть все то, что входит в состав признаков дистанционного образования, но фактически используется во всех формах образования.

В Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Д. Серикбаева на Виртуальный институт, организованный в 2003 году, возложены стратегические задачи внедрения дистанционного обучения и координации соответствующих процессов.

Таким образом, значительная часть задач организации ДО распределяется между традиционными структурными звеньями: деканатами, кафедрами, обеспечивающими подразделениями. Однако для концентрации усилий всего коллектива необходима иерархическая или матричная структура, выполняющая главным образом следующие функции:

· координация процессов ДО;

· организация разработки электронных учебно-методических материалов;

· организация доставки учебных ресурсов через портал ДО и другие коммуникационные средства;

· обслуживание и поддержка пользователей системы;

· мониторинг (контроль и наблюдение);

· формирование и каталогизация ресурсов

Кроме Виртуального института, вопросами организации и развития ДО в ВКГТУ занимаются:

· институт послевузовского образования и новых образовательных технологий с подчиненной ему лабораторией мультимедиа;

· информационно-технический центр;

· учебно-вычислительный центр;

· учебно-консультационные пункты в городах Риддере и Зыряновске.

Ценный опыт по реализации дистанционного обучения при подготовке специалистов технического профиля накоплен в Карагандинском государственном техническом университете (КарГТУ). Министерство образования и науки РК создало Республиканский центр дистанционного обучения, который обеспечивает поддержку дистанционных технологий обучения в КарГТУ с использованием автоматизированной информационной системы дистанционного обучения (АИС ДО) и обучающего портала КарГТУ. В КарГТУ постоянно наращивается контент обучающих средств, в том числе мультимедийных электронных обучающих средств (МЭОС), организована опытная апробация и экспертиза МЭОС в соответствии с принятой в КарГТУ методикой их создания. Создана технологическая линия по разработке МЭОС.

Лабораторией дистанционных технологий обучения разработана и постоянно модернизируется АИС ДО, используемая для кейсовой формы обучения. Комплекс АИС ДО создан на основе базы данных, реализованной на СУБД Microsoft SQL Server 2000. Клиентская часть системы АИС ДО организована в виде набора программных модулей, разработанных в среде Delphi.

Программное обеспечение АИС ДО состоит из:

· редакторов базы данных;

· программы генерации вариантов;

· программы выдачи материала студентам;

· программы получения решений студентов.

Редакторы базы данных можно подразделить на следующие направления:

· редактирование контингента;

· редактирование дисциплин;

· редактирование учебных планов.

АИС ДО позволяет постоянно вести корректировку данных о студентах (списки студентов, выполнение учебных планов).

В данной системе методическое обеспечение сосредоточено на работе с учебными планами и выдаче отчетности по обучению.

В КарГТУ создан информационно-образовательный web-сайт на трех языках как региональный центр дистанционно-технического образования (РЦДТО) для обучения студентов через удаленные терминалы. Организация ДО заключается в том, что студент РЦДТО изучает теоретический материал, представленный на сайте как информационный массив, выполняет практические задания в электронном виде и передает в РЦДТО. В случае затруднения в выполнении практических заданий студент может обратиться к тьюторам, ответственным за конкретные дисциплины. Студенты дистанционной формы обучения получают пакет электронных обучающих средств на семестр по электронной почте. Каждый тьютор имеет выделенный электронный адрес на почтовом сервере КарГТУ. Кроме этого, на портале РЦДТО проводятся консультации и обсуждения в режиме он-лайн. Результаты выполнения студентами практических заданий проверяются ответственными преподавателями.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева является крупным региональным вузом Казахстана. Это обстоятельство ставит перед ним особые задачи по внедрению дистанционного обучения с целью повышения качества предос­тавления образовательных услуг и эффективности виртуального обучения. На протяжении нескольких последних лет в вузе функционирует интерфейсная надстройка над информационно-образовательной средой вуза - образовательный портал СКГУ.

Образовательный портал разбит на ряд кластеров информационных систем:

· информационно-образовательные системы для студентов (система тестирования «WebTest», система ДО «Прометей», «Электронная библиотека», «Расписание учебных занятий». ИУС «Аудиторный фонд», рубрика FAQ - часто задаваемые вопросы);

· информационно-аналитические для АУП, сотрудников и ППС (ИУС «Электронный ректорат», система мониторинга использования мультимедийных технологий (мультимедийных аудиторий, мультимедийных лингафонных классов и мультимедийных комплексов), журнал самостоятельной работы студентов, система определения рейтинга сайтов факультетов и кафедр, статистика посещения ресурсов образовательного портала);

· программные продукты, реализующие обратную связь (система «Web- анкетирование», журнал отзывов и предложений, студенческий форум, интранет-чат, система интранет-голосования).

Образовательный портал СКГУ был создан в 2004. За один день ресурсами портала пользуются около двух с половиной тысяч посетителей. Основными категориями пользователей портала являются: студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, ученые и исследователи, сотрудники подразделений вуза, администрация, школьники, абитуриенты и их родители. Основными категориями наиболее востребованных ресурсов являются методические страницы преподавателей, система тестирования и студенческий форум.

В рамках образовательного портала в целях оптимизации анкетирования сотрудников и обучающихся размещена система Web-анкетирования, позволяющая проводить опрос в удаленном режиме. Отличительной особенностью системы является возможность выбора категории респондентов - персональный (из централизованной базы СКГУ), анонимный, анонимный в пределах указанного кластера (например, учебной группы или специальности).

За последние четыре года в СКГУ произведен значительный объем работ по созданию информационного комплекса автоматизации управления образовательным процессом – «Электронного ректората». Базой для реализации «Электронного ректората» явилась коммуникационная инфраструктура университета, которая реально может позволить решить задачу создания единого информационного пространства университета, объединяющего все его информационные ресурсы и обладающего простыми и эффективными механизмами обеспечения доступа к этим ресурсам. «Электронный ректорат» обеспечивает информационную поддержку и автоматизацию основных функций по оперативному мониторингу образовательных ресурсов и управлению образовательными процессами на уровне ректората, проректоров, деканатов, заведующих кафедрами, служб и отделов, обеспечивающих обслуживание учебного процесса.

Большая работа по внедрению дистанционного обучения проводится Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза. Университет совместно с компанией Tamos Development Ltd. разработал оригинальный программный продукт для автоматизации процессов обучения при кредитной системе, интегрированной с системой дистанционного обучения. Система управления обучением «Электронный университет» разработана в полном соответствии с государственными общеобразовательными стандартами, а также с государственным стандартом СТ РК 34.016-2004 «Технические и программные средства дистанционного обучения. Общие технические требования», а также утвержденными Министерством образования и науки «Правилами организации обучения по дистанционной форме организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное про­фессиональное образование Республики Казахстан». В системе управления обучением «Электронный университет» для каждого преподавателя предусмотрен локальный портал с возможностью разработки учебного контента, занесения в систему тестов и заданий для студентов. Локальный портал дает возможность каждому преподавателю проводить консультации со студентами, принимать контрольные задания, тесты в режиме реального времени и асинхронно с группами студентов. Он имеет возможность публикации новостей и объявлений.

Каждый студент также имеет индивидуальную страничку в образовательном портале с возможностью доступа к учебному контенту, прохождения промежуточного, рубежного и итогового контроля посредством тестирования, выполнения лабораторных и практических заданий. В соответствии с концепцией кредитного обучения в системе управления обучением «Электронный университет» каждый студент сам формирует свою индивидуальную траекторию обучения на основе выбора элективных дисциплин. Имеет возможность получать консультации в режиме реального времени и асинхронно, знакомиться с новостями и объявлениями.

Связывающим звеном между студентом и преподавателем является тьютор-менеджер, который автоматически формирует учебные группы и рабочие учебные планы в соответствии с кредитной системой обучения. Тьютор ведет журнал успеваемости для всех форм обучения, составляет академический календарь занятий.

За счет внедрения системы управления обучением «Электронный университет» руководство вуза имеет возможность оперативно получать для анализа необходимые интегрированные статистические данные по сотрудникам, студентам и преподавателям вуза и осуществлять эффективный контроль за качеством обучения и контроля успеваемости при всех формах обучения.

Казахский университет международных отношений и мировых языком им. Абылай Хана – один из экспериментальных вузов в изучении условий и внедрении системы дистанционного обучения в Казахстанском образовании. Дистанционное обучение планируется проводить в магистратуре по специализации «Менеджмент международного туристического бизнеса» совместно с ведущими профессорами Европейских университетов - Школы – Университета Туризма им. Филиппе Морено в Бельгии и Свободном университете Брюсселя Бельгии.

В КарГУ им. Букетова разработан долгосрочный план развития, одним из заключительных этапов которого является создание дистанционной системы обучения, основанной на Интернет-технологиях. Первым этапом плана организации дистанционного обучения было подключение университета в 1996 году к сети Интернет, что имело своей целью предоставить возможность всем сотрудникам КарГУ доступ к большинству сервисов Интернет, включая прежде всего услуги электронной почты. В октябре 1999 года КарГУ установил собственный Web-сервер, представивший университет во всемирном информационном пространстве.

КазНТУ им.Сатпаева реализует дистанционное обучение с применением Интернет-технологий. Студент самостоятельно планирует изучение учебных материалов на основе графика учебного процесса и календарного плана дисциплин. Каждому обучающемуся выделяется почтовый ящик на сервере Lotus Learning Space :почтовый адрес и доступ. Для обучения работе в системе Lotus Learning Space предусматривается вводная лекция, проводимая после зачисления обучающегося. Изучение каждого модуля осуществляется в системе ДО «Lotus Learning Space» и сопровождается промежуточным тестирование не более трех раз. В процессе обучения каждый студент получает различного рода консультации: по выполнению курсовых проектов и других контрольных мероприятий. Зачет или экзамен может быть сдан в виде тестирования, устного экзамена, проводимого в режиме он-лайн, в виде письменного экзамена. Сдача государственных экзаменов проводится традиционными формами. Дипломное проектирование и защита выпускных работ проводится в соответствии с положениями, утвержденными для студентов дневного и заочного отделений. В процессе создания национальной модели образования нужно пользоваться логикой развития многих образовательных систем мира, пришедших к высокотехнологичным альтернативным вариантам систем высшего образования.

Помимо охарактеризованных вузов дистанционное обучение реализуется в Казахском институте менеджмента, экономики и прогнозирования, Казахском государственном экономическом университете им. Т. Рыскулова, Институте экономики и связи, Евразийском национальном университете им.Л.Н. Гумилева и др. Также развивается сеть частных вузов, работающих по технологиям ДО. К ним относится Современный гуманитарный университет, имеющий филиалы в 6 городах Казахстана, а также филиалы Санкт-Петербургского университета, Московского юридического института и др.

Актуальность создания и функционирования системы дистанционно образования для Казахстана очевидна, так как она отвечает государственной политике РК, направленной на сохранение и развитие единого образовательного пространства СНГ, интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

Подтверждением этого является решение Министерства образования и науки РК (приказ № 404 от 26 апреля 2000 года) о проведении на базе Российско-Казахстанского Современного Гуманитарного Университета эксперимента в области дистанционного образования.

Рассматривая в качестве стратегической цели дистанционного образования обеспечение гражданам Казахстана права получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности, мы считаем, что дистанционное образование поможет Казахстану находиться в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

Краткий обзор и анализ внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане показывает, что в зависимости от направления подготовки специалистов (технических, естественно-научных и гуманитарных) вузы по-разному адаптируют дистанционные образовательные технологий под свои нужды. Этот факт обнадеживает, так как в процессе внедрения и эксплуатации дистанционного обучения нарабатывается ценный опыт.

 

1. Материалы республиканского обучающего семинара по проблемам внедрения дистанционного обучения в высших учебных заведениях. –Астана, 2006

2. Материалы республиканского семинара по проблемам дистанционных технологий обучения. – Шымкент, 2009

 

Тема 4 КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОННОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

 

Цель: сформировать концептуальное представление о качестве дистанционного обучения

Учебные задачи: 1) знать определение качества дистанционного образования; 2) соотнести определение качества с требованиями СМК в современном вузе.

Под дистанционным обучением понимается учебный процесс, в котором все учебные занятия или их часть осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Термин «образование» понимается в двух смыслах. В первом смысле это совокупность знаний и связанных с ними навыков и умений, необходимых для практической деятельности. Чаще под образованием понимается область деятельности. Применительно к дистанционному образованию используют второй вариант трактовки термина «образование». С этой точки зрения дистанционное образование - это образовательная система, включающая в себя кадровый состав администрации, техничнских специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебный материал и программные продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответстсвующие одному или нескольким видам дистанционного обучения) – и все вместе объединено организационно, методически и технически с целью реализации дистанционного обучения.

Качество дистанционного образования основано на понимании качества образования как качества образовательной системы, то есть совокупность свойств системы, обусловливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением. Соответственно этому качество дистанционного образования — совокупность свойств образовательной системы, обеспечивающих получение обучаемыми знаний, навыков и умений, соответствующих совершенно определенным требованиям, в частности, при полномасштабном внедрении дистанционного образования - это требования государственных общеобязательных стандартов высшего профессионального образования. В результате при первой формулировке понятия «Образование» непосредственный контроль качества образования - это контроль знаний, умений учащихся, а оценка показателей организации обеспечения и проведения учебного процесса — это вспомогательные процедуры. При второй формулировке главным в контроле качества образования становится контроль показателей организации обеспечения и проведения учебного процесса. Основными положениями модели качества ДО становятся положения стандартов серии ИСО 9001. Качество дистанционного образования как система знаний и умений должно отвечать одним и тем же требованиям, что и очная форма обучения. Однако оценка качества по показателям организации процесса обучения будет зависеть от применяемой технологии. Контроль и оценка качества входит в менеджмент качества как составная часть. Под системой управления качеством понимается документы, методики и процедуры, используемые для обеспечения необходимого уровня качества. Показатель качества - атрибут или их группа, характеризующая качество дистанционного образования. Показатели качества можно классифицировать по ряду признаков. Согласно концепции информатизации образования качество образования может быть охарактеризовано с помощью таких групп показателей, как:

- показатели качества содержания образования;

- показатели качества технологий обучения;

- показатели качества результатов образования.

Этой триаде групп соответствуют оценка таких аспектов и свойств обеспечения и организации дистанционного обучения, как:

- учебные планы и программы;

- база учебных материалов (контент);

- техническое обеспечение дистанционного обучения;

- методики и технологии проведения учебных занятий в системе ДО, включая тестирование (процедуры промежуточного и итогового контроля, использование результатов анкетирования обучаемых);

- возможности производственной подсистемы;

- кадровое обеспечение;

- организационное обеспечение.

 

Таблица 2 Показатели качества дистанционного образования

 

Группа Показатели качества
Учебные планы и программы - соответствие учебных планов соответствующим стандартам профессионального образования - наличие учебных программ, их соответствие стандартам профессионального образования, современному состоянию предметной области и дидактическим требованиям
База учебных материалов - соответствие содержания учебных пособий и учебников утвержденной учебной программе - соответствие объема учебных материалов установленным нормам; - соответствие содержания учебника его форме; - полнота состава учебника; - современность учебного материала; - принятый в учебнике способ самотестирования обучающихся.
Техническое обеспечение ДО - достаточность компьютерного оснащения учебных классов, степень их соответствия требованиям для систем ДО, предъявляемым к ПК; - пропускная способность передачи данных.
Методики и технологии проведения учебных занятий в системе ДО - степень доступности преподавателей; - удобство формы общения «преподаватель-студент» и «студент-студент»; - объективность и полнота экспертизы знаний обучаемых при проведении контрольных мероприятий (экзаменационных и зачетных сессий, защит проектов); - обеспеченность цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми аппаратными и программными средствами.
Возможности производственной подсистемы -характеристики инструментальных средств для разработки электронных (сетевых) учебников и учебных пособий; - наличие и производительность оборудования для производства твердых копий, видеокурсов, компакт-дисков.
Кадровое обеспечение - процентное соотношение преподавателей с учеными степенями доктора или кандидата наук и без степени; - наличие научных или методических публикаций у преподавателей, авторство в курсах ДО, рекомендованных к тиражированию.
Организационное обеспечение -наличие автоматизированной системы управления документами (именуемой электронным деканатом); - наличие системы управления качеством обучения. Система управления качество в соответствии со стандартами ИСО 9001:2000 является документальной системой, включающей описание политики учебного заведения в области обеспечения качества, различные документы по регламентации обязанностей и полномочий лиц, связанных с обеспечением качества, требований к используемым ресурсам ДО и к показателям качества учебных материалов и процедур учебного процесса, планы действий по обеспечению этих требований и т.д.

 

Источники:

 

Трайнев В.А., Трайнев О.В. Параметрические модели в экспертных методах оценки при принятии решений. М., 2003.-234

 

Тема 5ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цель:сформировать понятие «открытое образование»

Учебные задачи:1) усвоить признаки открытости образовательного процесса; 2) понимать соотношение открытого и дистанционного образования.

 

Научное осмысление протекающих образовательных процессов и необходимость их повсеместного введения неразрывно связаны с понятием открытого общества и открытого образования.

Открытость как педагогическое понятие появляется в ХІХ веке, восходит к идеям К. Поппера о построении открытого общества, к середине ХХ века прочно входит в понятийный аппарат педагогической науки. Наиболее полно идеи открытости разработаны в трудах западногерманских ученых. Проблеме открытости посвятили свои работы П. Бернайс, Э. Бойл, Дж. Броновский, Д. Кемпбелл, Д. Ленцен, Р. Нелес, Й. Рамзегер, Н. Решер, Ю. Фримен, К. Хазе, Я. Хинтикка, Э.И. Юргенс и др.

В начале 70-х гг. ХХ в. появляются и начинают распространяться модели открытого обучения, причем на самых разных уровнях образовательных систем. В связи с этим формируются два подхода по отношению к термину «открытость в образовании».

С позиций первого подхода, открытость рассматривается в непосредственной связи с какой-либо концепцией. При этом анализируются и обосновываются те или иные признаки открытости.

Второй подход характеризуется более высоким уровнем теоретического обобщения и направлен на осмысление сущностных характеристик, присущих всем «открытым» педагогическим моделям.

Попытки систематизации параметров открытости предприняты немецкими исследователями Г. Брюгельманом, А.К. Вагнером и Р. Нелес.

По мнению А.К. Вагнера открытым образовательный процесс можно считать, если в нем присутствуют следующие составляющие:

1. открытость организационной формы (степень влияния обучающегося на организацию образовательного процесса);

2. открытость сферы содержания (правила отбора содержания);

3. открытость в когнитивной сфере (насколько жестко определен процесс познания, насколько авторитарно построен процесс);

4. открытость в социоэмоциональной сфере (насколько демократичны отношения между обучающимися и обучаемыми).

В открытом образовательном процессе на первый план выходит даже не сам субъект, а именно та субъективная реальность, носителем которой он является. Релевантной является защита субъективного мнения отдельного обучающегося как необходимой составляющей. В этой связи важен вывод о том, что современное дистанционное образование необходимо понимать именно как открытое образование.

Открытое образование не тождественно дистанционному обучению. Открытое образование может быть и очным, заочным, дистанционным. Дистанционное не обязательно организуется по принципам открытого образования.

 

1. Теория и практика дистанционного обучения / Под редакцией д.п.н. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия»,2004.-416 с.

 

Тема 6



КРИТЕРИИ ВЫБОРА










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...