Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекции 17. Музыкальные и театральные фестивали за рубежом




Музыкальные фестивали - смотры лучших достижений театрального и музыкального искусства. В Европе фестивали получили распространение в Швейцарии (конец 18 в.). Первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, посвященными определенным событиям. Фестивали обычно являются соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров. В Англии и Австрии (2-я пол. 18 в.) на фестивалях исполнялись преимущественно оратории (в Англии - произв. Г. Генделя). С начала 19 в. Фестивали (в т. ч. спец. певческие празднества - хоровые фестивали) получили широкое распространение в других европейских странах, особенно в Германии. Они организовывались музыкальными обществами, учреждениями, отд. городами, провинциями, округами. В их программы наряду с ораториально-хоровыми входили симфонические, концертно-инструментальные, оперные и др. произв. С 1876 в Байрейте проводится музыкально-театральный фестиваль, посвященный операм Р. Вагнера. Ряд фестивалей, проведенных в Зальцбурге в 1870-1910, был посвящен В. Моцарту. На фестивале в Мюнхене исполнялись оперы В. Моцарта и Р. Вагнера (с 1901), а также Г. Генделя, X. Глюка, К. Вебера, Р. Штрауса, X. Пфицнера (с 1919).

В США фестивали организуются с сер. 19 в.; впервые были проведены Обществом Генделя и Гайдна в Бостоне (1857) и Вустере (1858). Среди американских музыкально-театральных фестивалей - оперные фестивали в Равиния - Парк (Чикаго, 1911-31).

В 20 в. число фестивалей  возросло и они часто приобретают международный характер. Фестивали включают разнообразные, смешанные программы. Проводятся международные фестивали современной музыки ("Варшавская осень" - с 1956, в Загребе - с 1961, в Лос-Анжелосе - с 1961 и др.), а также фестивали по отдельным современным музыкальным жанрам (Фестиваль эстрадной песни в Польше - с 1961 и др.). Интернациональное общество новой музыки (осн. 1922, Зальцбург) с 1923 организует фестивали музыки крупнейших современных композиторов в разных европейских городах. Проводит музыкальные празднества и Постоянный совет интернационального сотрудничества композиторов (осн. 1934, Висбаден, президиум в Лондоне). Среди крупнейших современных зарубежных Фестивалей, включающих в программы музыку и музыкально-театральные произведения, - Залъцбургские фестивали (с 1917), Берлинские (с 1930), Страсбурские (с 1932), "Флорентийский музыкальный май» (с 1933), Люцернские (с 1939), "Пражская весна" (с 1946), Эдинбургские фестивали (с 1947).

Музыкальные фестивали - это серия представлений, которые проводятся вне обычного концертного сезона  и часто, но не всегда организуются вокруг какой-то темы или идеи.

Музыкальные фестивали чаще всего проводятся в летний период на открытых пространствах. Среди наиболее известных фестивалей,  проводимых сегодня на специальную тематику- Bayreuth Festival, который посвящен Вагнеру и оперные Munich and Glyndebourne Festivals the Darmstadt modern music festival; the Warsaw Autumn Days; England's Aldeburgh Festival, основанный Беджамином Бриттеном и посвящен современной музыке , the Mostly Mozart festival в New York City; и the Newport Jazz Festival (New York City). The Salzburg Festival начинался как фестиваль Моцарта, сегодня на нем играют и других композиторовl. Схожие представления проходят в New York City (Lincoln Center's Mostly Mozart Festival), Aspen, Colo, Aspen Music Festival), Edinburgh, Spoleto , and Bergen (Norway). The Berkshire Festival в Tanglewood, около Lenox, Массачусес, представляет бостонский симфонический оркестр. Идея музыкальных фестивалей охватила весь мир. В Осаке начался фестиваль музыки и драмы с 1958. Фестивали рок музыки часто сменяют друг друга. Среди наиболее известных: the Monterey Pop Festival (1967) and Woodstock (1969).

Spoleto Festival, называют фестивалем двух миров, ежегодный летний фестиваль в Spoleto, Italy. Основан был композитором Gain-Carlo Menotti и дирижером Thomas Shippers,  проходит с 1958 г. Он привлекает людей различных жанров искусства.

 Один из наиболее известных во всем мире музыкальных фестивалей, имеющий статус конкурса - это Евровидение.

Евровидение (конкурс песни «Евровидение») — ежегодный телевизионный конкурс, в котором участвуют по одному представителю от каждой из стран-членов Европейского вещательного союза. Конкурс транслируется по телевидению и радио на территории всей Европы и в некоторых странах других частей света, а также в Интернете. Название конкурса происходит от названия сети распространения телепрограмм Евровидение, принадлежащей     Европейскому вещательному союзу. Поскольку это событие вызывает наибольший интерес среди всех программ, распространяемых Евровидением, конкурс песни чаще называют просто «Евровидение». Конкурс проводится следующим образом: различными способами каждая страна, участвующая в конкурсе, выбирает исполнителя и песню. Каждая песня из каждой страны исполняет один раз и в живом голосе (музыка может быть записана на фонограмму). После того, как все песни исполнены, зрители в течение 10 минут голосуют за ту песню, которая понравилась им больше всех. Зрители не могут голосовать за песню, представляющую их страну.

Все голоса подсчитываются и суммируются по странам (то есть все голоса зрителей в Ирландии отдельно, зрителей во Франции отдельно и т. д.).

Каждая страна по спутниковой связи передаёт свои результаты. Лучшие 10 песен по результатам голосования в каждой стране получают баллы: за первое место 12 баллов, за второе — 10 баллов, с третьего по десятое — от 8 до 1 балла по нисходящей. Победителем признаётся страна, чья песня набрала наибольшее число очков. Победившая страна получает право в следующем году принимать конкурс у себя. Программу смотрят (могут посмотреть) в общей сложности более 1 миллиарда зрителей. Любая страна-участник Европейского вещательного союза (даже за пределами Европы) может принять участние в конкурсе. Из таких стран в конкурсе принимали участие лишь Израиль и Морокко. Всего в конкурсе в разное время принимали участие 44 страны. Музыкальная тема, звучащая перед и после трансляций конкурса песни Евровидения (и других трансляций Евровидения) — это прелюдия к постановке Te Deum Марка-Антуана Шарпентье.

Голосование проводится с помощью текстовых сообщений (SMS) или телефонных звонков в 37 странах (на 2006 год). Песня, получившая наибольшее число голосов в каждой стране, получает 12 очков, вторая песня получает 10 очков, третья — 8 очков, а с четвёртой по десятую получают 7—1 очко соответственно. В последних конкурсах каждая страна зачитывала 10 победителей голосования и их очки, начиная с одного очка и заканчивая 12-ю. В 2006 году, возможно, для сохранения времени, страны, получившие 1-7 очков, были просто показаны на экране, зачитывались лишь те страны, которым присудили 8, 10 и 12 очков. Страна не может голосовать за себя. В случае технического сбоя в каждой стране есть жюри, которое решает, кому сколько очков присудить (в 2006 BBC было объявлено голосование по составу резервного жюри в Великобритании). Критика такого голосования сводится к тому, что соседние страны часто голосуют друг за друга, не считаясь с тем, какие песни были действительно лучшими. Скандинавские и прибалтийские страны часто голосуют друг за друга, как и балканские страны.

Принимающие конкурс страны не испытывают финансовые затруднения, поскольку большую часть расходов берёт на себя сам Европейский вещательный союз. Однако большинство расходов на проведение конкурса покрывается спонсорами и взносами от других участвующих стран. Конкурс 2004 года был самым дорогим из всех, его бюджет составил 15 миллионов евро. Конкурс представляется уникальным способом показать свою страну как туристскую достопримечательность. К примеру, летом 2005 года Украина отменила обычные визовые требования для туристов в связи с проведением у себя конкурса.

Развлекательное шоу, обеспечиваемое принимающей стороной в перерыве между выступлением и подсчётом голосов обычно используется для начала успешной карьеры. В 1994 году мир впервые увидел «Riverdance» — шоу ирландского танца. В 1998 начался успех Hothouse Flowers. Датская группа «Аква» дала прощальный номер в перерыве в 2001 году непосредственно перед своим распадом.

Театральные фестивали.

Театральные фестивали вносят свой вклад в развитие международных, культурных связей и европейской интеграции. В Германии этой цели подчинены такие фестивали, как:

· «Театры мира» в Берлине.

· «Боннер биеннале» в Бонне.

· «Горизонты» в Берлине представляют собой встречу европейской и неевропейской культур.

Также следует сказать и об обмене отдельными постановками с театрами других стран, и о сотрудничестве с иностранными актерами, певцами, танцорами, директорами театров, дирижерами, режиссерами, оформителями и другими работниками театров: «Театер ан дер Рур» В Мюльхайме.

Рядом с известными режиссерами – Юргеном Флиммом, Петером Цадском, Клаусом Пейманом, Петером Штайном – сегодня растет молодое поколение режиссеров, привлекающих внимание свежими идеями и оригинальными инсценировками – Мартин Кушей, Саша Вальц, Томас Остермайер, Тиза Брункен.

Помимо уже названных, крупными театральными фестивалями Германии также являются:

· Берлинский театральный фестиваль (май), на котором показываются лучшие немецкоязычные постановки.

· Рурский фестиваль искусств в Реклинхаузене (май), представляющий классические и современные постановки.

· «Евро-сцена» в Лейпциге.

· «Кессингенское лето»

· Фестиваль искусств им. Кальдерона в Бамберге.

· «Хорнбергские стральбы».

Самым крупным фестивалем в мире является Авиньонский театральный фестиваль во Франции. Он самый старый из существующих – в 1947 году основан Жаном Виларом.

Театральный фестиваль в Авиньоне - это не просто один из крупнейших театральных сборов, это "прижизненная легенда". Здесь нет конкурса между спектаклями; все делается для широкой публики. С середины 70-х фестиваль делится на "in" и "off": первый - это официальная подборка спектаклей (их приглашают), второй - тысячи уличных представлений (труппы приезжают сами, на свой риск). Именно off-фестиваль считается главной составляющей авиньонской атмосферы - такого театрального безумия нет больше нигде.

 Архитектурная доминанта города и одновременно главная сцена фестиваля - Папский дворец, тот самый, что был построен в начале XIV века, когда Филипп IV заставил папу Климента V перенести сюда из Рима свою резиденцию. Фестиваль же отсчитывает свою историю с 1947, когда актеру и режиссеру Жану Вилару предложили сыграть в Папском дворце спектакль «Убийство в Соборе» по Т.-С. Элиоту, признанное французской критикой лучшей постановкой предшествующего сезона. Вилар, не захотевший переносить камерный спектакль на большую площадку, ответил встречной инициативой: поставить в Папском дворце три спектакля - Шекспира «Ричард II», П. Кловеля «Полуденная терраса» и М. Кловеля «Таби и Сара» - и объявить все мероприятие Неделей искусства. Затея оказалась не только амбициозной, но и своевременной: послевоенная Франция нуждалась, очевидно, совсем не в том театре, о котором Вилар писал, что он "перестал быть местом действия и стал прихожей философа". Виларовским «idee-fix» был театр для народа, публики, толпы - в противовес театру, в котором слишком много рефлексии. Место действия Недели искусства - Парадный двор Папского дворца, - конечно, сообщало этому демократическому порыву дополнительный пафос и красоту. Так впервые руины дворца были трансформированы в театральную сцену. Сам Вилар любил говорить, что "Авиньонский фестиваль - это идея поэта" (в 1947 поэт Рене Шар организовал выставку с участием Пикассо, Миро, Брака, Матисса; именно Шар предложил Вилару сыграть в Папском дворце).

 Это вообще была счастливейшая находка Вилара: театр на открытом воздухе, в котором соединятся архитектура, история и современность. Груз истории, правда, несколько тяготил основателя фестиваля, зато нимало не смущал зрителей, привлеченных в Авиньон в том числе и магией места. Еще бы - автор "Истории французской революции" Мишле не жалел эпитетов для Папского дворца: "Содом легатов, Гоморра кардиналов, дворец-чудовище, раскинувший по склонам холма свои порочные башни, место сладострастия и пыток" и т.д.

Гвоздем первых авиньонских сезонов был "Ричард II'' Шекспира, следующим триумфом стал "Сид" Корнеля и, несмотря на описанную театроведами "обнаженную сценическую условность" виларовских постановок, естественный исторический антураж в них был, конечно, кстати.

Зрителями первой Недели искусства были по большей части местные жители, на следующий год к событию уже присматривалась столичная пресса, а в 1951 г. исполнение роли Сила в Авиньоне в момент прославило молодого Жерара Филипа. Виларовская идея децентрализации актуальна, кстати, во Франции до сих пор и во многом определяет культурную политику: например, большинство звезд современного танца показывают свои премьеры в Париже, но весь год работают в провинции.

Второе знаменитое детище Жана Вилара - созданный в 1951 г. Национальный Народный Театр- было экспансией в столицу отработанной в Авиньоне театральной модели, а сам Авиньон стал, по сути, фестивалем TNP и пребывал в этом качестве больше 17 лет, занимаясь последовательным утверждением все тех же любимых виларовских идей. Вилар придумал летние центры, предлагающие публике недорогое жилье, питание в общественных столовых и коллективные обсуждения спектаклей.

Последующие 17 лет Вилар руководил, вдохновлял и выводил фестиваль в жизнь; он привлек тех, с кем работал в кино и в Национальном народном театре (TNP): Жерара Филипа, Жанну Моро, Сильвию Монфор, Марию Казарес. Вилар с самого начала собирал актеров, достойных исторических подмостков дворца (чего стоит один "Сид" Корнеля в исполнении Ж.Филипа при свете луны на подобной сцене!).

После Вилара, в 70-е, фестиваль перешел в руки его "наследников" по TNP; именно в то время здесь начинают демонстрировать свои спектакли Ариана Мнушкина и Питер Брук.

Демократичность виларовской театральной республики сочеталась, впрочем, с ее сугубо национальным характером и принципиальной монополией драматического искусства, не нарушавшейся 20 лет. Первые балетные спектакли были допущены в Папский дворец только к концу 60-х, когда Вилар пригласил в Авиньон Мориса Бежара. Танец позволил естественным образом разомкнуть и национальные границы: после Бежара Авиньон увидел Майю Плисецкую, Национальный балет Кубы, "Танцтеатр" Пины Бауш и труппу Мерса Каннингема. На иностранных языках здесь, однако, заговорили гораздо позже. Но зато сразу на русском - в конце 70-х в Папском дворце сыграли "Историю лошади" в постановке Товстоногова.

В 1980-м руководителем фестиваля становится Бернар Фэвр Д’Арсье, который находился на посту директора фестиваля на протяжении 13 лет. Это вторая после Вилара фигура в истории фестиваля: именно он выровнял существовавший перекос в пользу национальных трупп, сделав форум открытым для зарубежных театров (в том числе провел в 1997 "Русский сезон"). Его проект "Теорема", призванный открывать новые имена восточноевропейского театра, вызвал настоящий ажиотаж в театральной среде. В числе его заслуг и находка в прямом смысле на улице таланта Бартабаса, который ныне руководит конным театром "Зингаро". Наконец, именно Д’Арсье в первые же годы своего председательствования добился того, чтобы финансируемый когда-то муниципалитетом фестиваль перешел под патронаж государственного уровня.

 Современный Авиньон- это престижная основная программа из нескольких десятков спектаклей и безбрежный "офф", уличный театр нон-стоп, обклеивающий своими афишами весь город. Плакатов постановок, включенных в официальную часть, здесь не найти - фестиваль до сих пор соблюдает эту виларовскую заповедь: участие в основной программе - лучшая реклама, билеты скупают заранее, а добровольные участники уличных представлений вольны рекламировать себя как угодно. У офф-программы есть своя дирекция, но деятельность театральных энтузиастов, приезжающих в Авиньон, по большей части стихийна. Они собираются на фестиваль не только из чистой любви к искусству, но и в надежде на внимание продюсеров и журналистов: отзыв в печати, говорят, ценится участниками "офф" необычайно.

 Офф-программа ведет отсчет с 1969 г., когда Авиньон оправлялся от политических потрясений предыдущего сезона: левые радикалы, отменившие в 1968-м все кино в Каннах, изрядно нашумели и на авиньонских улицах, но фестиваль все же не сорвали. Впрочем, карнавальный "офф" разумно предпочел политике ярмарку, стал одновременно стихийным театральным рынком и туристским аттракционом: иные посетители летнего Авиньона приезжают сюда не столько ради спектаклей как таковых, сколько ради атмосферы, невозможной в мегаполисах.

Основная программа Авиньона собирает театральный бомонд. Здесь представляют зарубежные постановки и международные проекты, осуществленные в копродукции с фестивалем, а также парижские спектакли, которые выйдут в столице только осенью: Авиьон вообще определяет очертания следующего французского сезона. Правда, всю вторую половину 90-х нынешний авиньонский директор Бернар Фэвр д'Арсье старался зазывать на фестиваль как можно больше иностранцев и даже придумал "национальные сезоны", представлявшие индийский, русский, а затем восточноазиатский и латиноамериканский театр. Но сейчас в официальной программе по-прежнему доминирует французская продукция.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите наиболее известные музыкальные фестивали в западной Европе.

2. Перечислите наиболее известные театральные фестивали.

3. В чем особенность и значимость Авиньонского театрального фестиваля?

4. Выделите отличие официального и неофициального Эдинбургского театрального фестиваля. Познакомьтесь с драматургией авторов представляемых на «фридже», в чем особенность представляемых пьес?

5. Подготовьте выступление на тему «фестиваль в Вудстоке», «фестиваль в Монтерее», «Победители Евровидения».

6. Прочитайте статью на английском языке о Евровидении в Приложении к лекции.

Литература:

1. Энциклопедия. Кино. Музыка. Театр, « Аванта+», М., – 1998.

2. Britain in close-up. - London, 2001.

3. Great Britain Civilization . - London, 2000.

4. Woodstock. The All history, 1999.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...