Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новые подходы в работе современных музеев




Один из крупнейших специалистов в области музейного маркетинга Великобритании С. Раньярд считает, что «образование и просве­щение, может быть, и являются одной из главных целей работы музеев, но мало кто из посетителей станет добровольно посещать какие-то учебные циклы, если только у них не будет для этого какого-нибудь очень серьезного стимула». Главное для музеев - «стать более привлекательным местом для посещения и убедить людей, чтобы они приходили».

По мнению Р. Майлза, заместителя директора Музея естествознания Лондона, «самый простой способ увеличить ау­диторию музея - это сделать так, чтобы «редкие» посетители (самая многочисленная группа, не отличающаяся изысканностью вкуса) начали приходить повторно». Анализ музейной аудитории, проведенный в английских музеях, показал, что эта группа посетителей высоко ценит комфортные условия; под от­дыхом обычно подразумевает релаксацию и приходит в музеи, как правило, в связи с модными выставками. Таким образом, привлечь их в музеи может открытие новых кратковременных выставок, презентация на короткий срок необычных экспонатов из фондов, проведение концертов, конкурсов или соревнований, объявление временной скидки на входной билет, предоставление купона на покупку в музейном магазине со скидкой.

Особую роль в связи с этим приобретают программы прове­дения досуга, но только в том случае, если уровень этого досуга соответствует самым высоким стандартам. Речь идет о развитии рекреационной функции музеев, организации музейных праздни­ков, исследовательских проектов, творческих мастерских, обу­чающих курсов и т.п. Английские музеи широко используют та­кие виды приятного семейного досуга, как бесплатные воскрес­ные экскурсии, «традиционный воскресный чай в музее», фортепьянные и органные концерты в экспозиции, семейные мастерские живописные, гончарные и пр. Исследования показали, что больше всего музейные посетители любят участвовать в работе семинаров-мастерских, присутствовать при демонстрациях. При этом они сами отмечают, что новейшим информационным технологиям (все более модным и в отечественных экспозициях) предпочитают общение со специалистами и волонтерами по поводу музейных экспонатов[33]. Особо отметим роль музейных смотрителей. Во многих зарубежных музеях они рассматриваются не только как охранники, но и как индивиду­альные партнеры для диалога с посетителями. В общении с ними посетитель как бы «обретает голос», получает ощущение ком­фортности, теряет неуверенность в своих знаниях. В музеях США волонтеры проходят специальную подготовку именно как возможные собеседники музейных посетителей.

Стоимость участия в досуговых программах, как правило, не­велика. Например, Музей истории Лондона предлагает вечерние мастерские для взрослых, билет на которые «равен стоимости одного бокала вина», т.е. 1 фунт.

Важнейшей функцией музейной педагогики, осознанной му­зейными специалистами за рубежом, является создание индиви­дуальных маршрутов вхождения в музейную культуру,позво­ляющих каждому посетителю преодолеть «порог музея», найти в нем свою собственную нишу. Музейная педагогика превратилась во многих музеях Европы, и особенно СИТА, в своеобразную форму культурно-предпринимательской деятельности, способной даже приносить доход. Крупнейшие национальные музеи Лондо­на зарабатывают до 50 % своего общего бюджета. [34]

Стремясь увеличить свою аудиторию, зарубежные музеи пре­доставляют посетителям гибкие скидки при покупке входных би­летов. Так, например, пришедшая в музей английская семья (до 4-х детей) имеет возможность приобрести «семейный билет» за 8 Фунтов, в то время как полный взрослый билет стоит 3,5 ф., а Детский - 1,75 ф. Несложные вычисления показывают, что большая семья экономит на таком билете 6 ф. «Годовая входная карточка» также дает большие льготы и стоит соответственно для взрослого, ребенка и семьи - 6,3 и 13 фунтов. Наличие такой карточки безусловно побуждает купившего ее посетить музей более, раза в год (имея в виду стоимость обыкновенного входного, сэкономив на «лишнем» посещении[35].

Интересным изобретением зарубежных музеев являются так называемые «музейные паспорта». Такой документ, полученный вместе с входным билетом в один из музеев города или даже це­лого туристического региона на определенный промежуток вре­мени, подразумевает, что его владелец, посетив другие, обозна­ченные в паспорте музейные собрания, последнее посещение получит бесплатно. Для туристов ценность таких паспортов оче­видна - они не только экономически выгодны, но информацион­но насыщены: с их помощью можно найти другие находящиеся неподалеку музеи и выставки. Свыше 30 городов и регионов Германии уже используют такие «музейные паспорта».

Значительные скидки предоставляются и для членов музейных клубов и «друзей музея»: 10% скидки на покупки в музейном магазине, посещение музейных образовательных программ, кон­цертов, мастерских, на пользование музейной парковкой в вос­кресные дни и т.п. Став членом таких клубов, в Англии можно получить право на приглашения на специальные мероприятия музеев - многодневные парусные походы, игры в крокет с му­зейными сотрудниками, рождественские торжества в музее и пр.

Сотрудники зарубежных музеев заботятся и об информиро­ванностисвоих посетителей.Практически каждый музей имеет путеводители, сопроводительные печатные материалы к музей­ным выставкам и пр. Согласно точке зрения немецких специали­стов, накопивших большой опыт в области музейной педагогики, ее задачей является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителя с музейным предметом. Это означает, что каждому пришедшему в музей посетителю нужно предоста­вить возможность осваивать музейную информацию в соответст­вии с его возрастом, образованием, просто желанием или при­вычками - предварительно до прихода в музей (с помощью му­зейных каталогов, журналов или материалов научных конферен­ций); самостоятельно в музее (с помощью путеводителей, ин­формационных листков, «рабочих тетрадей»); вместе с музейным педагогом (в форме экскурсии, лекции, научного семинара, со­вместных творческих акций, предполагающих игру, театрализа­цию, диалог) или без него и т.д.

При составлении программ работы с различными категория­ми посетителей зарубежные музеи учитывают не только возраст, уровень образования, но и множество других факторов: мотивацию музейного посещения, психофизическое состояние, религиозную принадлежность, имущественное состояние, отнесение его к тому или иному социальному слою и т.д. Так, Гамбургская кар­тинная галерея, Шпренгель - музеум в Ганновере уже в течение ряда лет практикуют проведение богослужений перед находящи­мися в экспозиции алтарями, собирающих неизменно большие аудитории верующих[36].

Борясь за новых посетителей, немецкие музейные педагоги организуют передвижные экспозиции на промышленных пред­приятиях, в рабочих столовых. Например, перед юбилейной вы­ставкой Ф. Леже для рабочих фирмы была про­ведена выставка постеров с репродукциями этого французского художника, важнейшей темой произведений которого являлся труд. Сотрудники Музейно-педагогической службы Берлина ор­ганизовали во время выставки на предприятии и творческий кон­курс на лучшую инсталляцию на тему произведений Леже

Современные музеи Германии проводят большую работу по социализации, культурной и национальной идентификации не­давних иностранцев - турков, выходцев из южной и восточной Европы, поволжских и казахских немцев, составляющих значи­тельную часть населения немецких городов (например, в Эсслингене, при общем количестве населения 92000 чел., 17000, т.е. 19,1%, составляют иностранцы). Специальные языко­вые программы (в сотрудничестве с Институтом немецкого языка им. Гете), выставочные и образовательные проекты для ино­странцев способствуют, с одной стороны, сохранению их нацио­нальной идентичности и знакомству немцев с носителями новых культур, а с другой — облегчению их вхождения в немецкое об­щество, познанию немецкой культуры и истории. Примером та­кой работы с иностранцами могут служить выставочные проекты музейно-педагогической службы Берлина «Пруссия» и  «Жить - где-нибудь» городского музея Эсслингена «Новая родина», «Встреча с неизвестным» и др.[37] Привлечь в музей людей, которые в силу своего образования, общего уровня культуры никогда его не посещали, тем более не просто. Но и такие задачи решают службы музейного маркетинга. Визитной карточкой каждого музея, по мнению зарубежных, коллег, должно быть отношение к тому, кто даже еще не вошел, а только отворил двери музея. Зарубежные музеи уделяют огром­ное внимание приветливости и вежливости своих сотрудников, научного и технического персонала, наличию справочно-информационных служб при входе в экспозиции. Не без основания счи­тается, что музей так же, как и театр, начинается с вешалки, нор­мально оборудованных туалетных комнат, с музейного кафе или магазина. Приведем несколько примеров. Находящиеся в музеях Великобритании кафе и рестораны обслуживают не только посе­тителей самого музея, но и служащих расположенных неподалеку офисов. Цены в них, как правило, умеренны. Музеи предлагают «посетителям обеденного времени» (которые, быть может, сами никогда и не интересовались бы музейными ценностями) «быстрые экскурсии после обеда» по вновь открытым выставкам и экспозициям.

Разнообразен ассортимент музейных магазинов. Здесь можно приобрести открытки, каталоги, плакаты, майки и пуловеры с изображением музейных предметов, копии с них, рекламно-информационные материалы, как недорогие, выполненные ре­принтным способом, так и книги, отвечающие самому высокому полиграфическому стандарту, и т.д. В магазинах при музеях Ве­ликобритании предусмотрен свой фирменный упаковочный ма­териал, предоставляется возможность оплаты купленных товаров кредитными карточками, заказа и доставки покупок почтой, ски­док на покупки наиболее дорогостоящих вещей и предоставление их покупателям права на годовую бесплатную входную карту в музей. Финансовые выгоды от таких магазинов очевидны: на­пример, музейный магазин Лондонского музея транспорта при­носит ему ежегодный доход в 340 000 фунтов.

Таким образом, зарубежные музеи огромное внимание уде­ляют тому, чтобы у человека появилось желание войти в музей, чтобы ему там было комфортно и удобно. Не слу­чайно в зарубежной музееведческой литературе с начала 1980-х годов прочно утвердился термин «забота о посетителях».По мнению немецких музейных педагогов, если раньше в их дея­тельности «центральное место занимали мероприятия с педаго­гическим уклоном, то теперь основной акцент переместился: се­годня речь идет об улучшении музейного обслуживания в самом широком смысле этого слова». Зарубежную музейную политику последних лет можно охарактеризовать как изменение подхода, ориентированного на предмет, на подход, ориентиро­ванный на человека. Специалисты отмечают, что музейных посе­тителей нужно воспринимать такими, какие они есть, и избегать пагубного стремления работать на аудиторию, которая бы соот­ветствовала нашим желаемым ожиданиям, но при этом отсутст­вовала среди реальных посетителей. «Чтобы процесс общения состоялся, мы должны хорошо знать свою аудиторию и говорить с ней на языке, специально предназначенном для того, чтобы удовлетворять ее потребностям».

Исследование, проведенное Берлинским институтом музееве­дения, показало, что музеи далеко не всех стран соответствуют требованиям современного маркетинга. Лучше всего дело обсто­ит в Великобритании. Успехам музейного маркетинга немало способствует введение в последнее время большинством музеев Великобритании перспективного планирования,которое позволя­ет им, по отзывам музейных специалистов, «стать настоящими хозяевами своей судьбы, а не просто оставаться жертвой обстоя­тельств». Оно касается не только финансовых планов музеев. Глубокое исследование текущей ситуации, проводимое руководством музея каждые 3 года, способствует определению главной стратегической цели и задач для ее реализации, касаю­щихся всех видов музейной деятельности - приобретения и про­дажи экспонатов, их хранения, обновления экспозиций, оборудо­вания стоянок для автомобилей, туалетов для инвалидов, музей­ного магазина или просветительских программ.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие направления деятельности охватывает ИКОМ?

2. Охарактеризуйте структуру ИКОМ. Составьте краткое резюме любого номера бюллетеня ИКОМ.

3. С какими проблемами сталкиваются современные музеи западных стран?

4. Как можно охарактеризовать политику западных музеев в отношении посетителей? Что предпринимают музеи для привлечения посетителя?

5.Подготовьте краткое сообщение о современном развитии любого зарубежного музея. Для выполнения задания необходимо обратиться к периодическому изданию « MUSEUM».

Литература:

1. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. М., 1986. (Музейное дело и охрана памятников: Обзор информ.// ГБЛ НИО Информкультура. Вып. 1.

2. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.

3. «Здравствуй, музей!» Международный музейно-педагогический семинар. Тезисы. СПб, 1994.

4. Луис Питер. Театрализация музея.//ИКОМ России. Информационный бюллетень. 1994, № 3.

5. Музееведение. Музеи мира. М.,1991. (Сб. науч.тр. НИИ культуры).

6. Музеи и новые учебные программы в системе среднего образования в Англии \\ Экспресс-информация. Вып.5. М., 1988.

7. Museum Education. History, Theory and Practice. Reston, Virginia, 1989.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 827.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...