Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Новые подходы в работе современных музеев
Один из крупнейших специалистов в области музейного маркетинга Великобритании С. Раньярд считает, что «образование и просвещение, может быть, и являются одной из главных целей работы музеев, но мало кто из посетителей станет добровольно посещать какие-то учебные циклы, если только у них не будет для этого какого-нибудь очень серьезного стимула». Главное для музеев - «стать более привлекательным местом для посещения и убедить людей, чтобы они приходили». По мнению Р. Майлза, заместителя директора Музея естествознания Лондона, «самый простой способ увеличить аудиторию музея - это сделать так, чтобы «редкие» посетители (самая многочисленная группа, не отличающаяся изысканностью вкуса) начали приходить повторно». Анализ музейной аудитории, проведенный в английских музеях, показал, что эта группа посетителей высоко ценит комфортные условия; под отдыхом обычно подразумевает релаксацию и приходит в музеи, как правило, в связи с модными выставками. Таким образом, привлечь их в музеи может открытие новых кратковременных выставок, презентация на короткий срок необычных экспонатов из фондов, проведение концертов, конкурсов или соревнований, объявление временной скидки на входной билет, предоставление купона на покупку в музейном магазине со скидкой. Особую роль в связи с этим приобретают программы проведения досуга, но только в том случае, если уровень этого досуга соответствует самым высоким стандартам. Речь идет о развитии рекреационной функции музеев, организации музейных праздников, исследовательских проектов, творческих мастерских, обучающих курсов и т.п. Английские музеи широко используют такие виды приятного семейного досуга, как бесплатные воскресные экскурсии, «традиционный воскресный чай в музее», фортепьянные и органные концерты в экспозиции, семейные мастерские живописные, гончарные и пр. Исследования показали, что больше всего музейные посетители любят участвовать в работе семинаров-мастерских, присутствовать при демонстрациях. При этом они сами отмечают, что новейшим информационным технологиям (все более модным и в отечественных экспозициях) предпочитают общение со специалистами и волонтерами по поводу музейных экспонатов[33]. Особо отметим роль музейных смотрителей. Во многих зарубежных музеях они рассматриваются не только как охранники, но и как индивидуальные партнеры для диалога с посетителями. В общении с ними посетитель как бы «обретает голос», получает ощущение комфортности, теряет неуверенность в своих знаниях. В музеях США волонтеры проходят специальную подготовку именно как возможные собеседники музейных посетителей. Стоимость участия в досуговых программах, как правило, невелика. Например, Музей истории Лондона предлагает вечерние мастерские для взрослых, билет на которые «равен стоимости одного бокала вина», т.е. 1 фунт. Важнейшей функцией музейной педагогики, осознанной музейными специалистами за рубежом, является создание индивидуальных маршрутов вхождения в музейную культуру,позволяющих каждому посетителю преодолеть «порог музея», найти в нем свою собственную нишу. Музейная педагогика превратилась во многих музеях Европы, и особенно СИТА, в своеобразную форму культурно-предпринимательской деятельности, способной даже приносить доход. Крупнейшие национальные музеи Лондона зарабатывают до 50 % своего общего бюджета. [34] Стремясь увеличить свою аудиторию, зарубежные музеи предоставляют посетителям гибкие скидки при покупке входных билетов. Так, например, пришедшая в музей английская семья (до 4-х детей) имеет возможность приобрести «семейный билет» за 8 Фунтов, в то время как полный взрослый билет стоит 3,5 ф., а Детский - 1,75 ф. Несложные вычисления показывают, что большая семья экономит на таком билете 6 ф. «Годовая входная карточка» также дает большие льготы и стоит соответственно для взрослого, ребенка и семьи - 6,3 и 13 фунтов. Наличие такой карточки безусловно побуждает купившего ее посетить музей более, раза в год (имея в виду стоимость обыкновенного входного, сэкономив на «лишнем» посещении[35]. Интересным изобретением зарубежных музеев являются так называемые «музейные паспорта». Такой документ, полученный вместе с входным билетом в один из музеев города или даже целого туристического региона на определенный промежуток времени, подразумевает, что его владелец, посетив другие, обозначенные в паспорте музейные собрания, последнее посещение получит бесплатно. Для туристов ценность таких паспортов очевидна - они не только экономически выгодны, но информационно насыщены: с их помощью можно найти другие находящиеся неподалеку музеи и выставки. Свыше 30 городов и регионов Германии уже используют такие «музейные паспорта». Значительные скидки предоставляются и для членов музейных клубов и «друзей музея»: 10% скидки на покупки в музейном магазине, посещение музейных образовательных программ, концертов, мастерских, на пользование музейной парковкой в воскресные дни и т.п. Став членом таких клубов, в Англии можно получить право на приглашения на специальные мероприятия музеев - многодневные парусные походы, игры в крокет с музейными сотрудниками, рождественские торжества в музее и пр. Сотрудники зарубежных музеев заботятся и об информированностисвоих посетителей.Практически каждый музей имеет путеводители, сопроводительные печатные материалы к музейным выставкам и пр. Согласно точке зрения немецких специалистов, накопивших большой опыт в области музейной педагогики, ее задачей является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителя с музейным предметом. Это означает, что каждому пришедшему в музей посетителю нужно предоставить возможность осваивать музейную информацию в соответствии с его возрастом, образованием, просто желанием или привычками - предварительно до прихода в музей (с помощью музейных каталогов, журналов или материалов научных конференций); самостоятельно в музее (с помощью путеводителей, информационных листков, «рабочих тетрадей»); вместе с музейным педагогом (в форме экскурсии, лекции, научного семинара, совместных творческих акций, предполагающих игру, театрализацию, диалог) или без него и т.д. При составлении программ работы с различными категориями посетителей зарубежные музеи учитывают не только возраст, уровень образования, но и множество других факторов: мотивацию музейного посещения, психофизическое состояние, религиозную принадлежность, имущественное состояние, отнесение его к тому или иному социальному слою и т.д. Так, Гамбургская картинная галерея, Шпренгель - музеум в Ганновере уже в течение ряда лет практикуют проведение богослужений перед находящимися в экспозиции алтарями, собирающих неизменно большие аудитории верующих[36]. Борясь за новых посетителей, немецкие музейные педагоги организуют передвижные экспозиции на промышленных предприятиях, в рабочих столовых. Например, перед юбилейной выставкой Ф. Леже для рабочих фирмы была проведена выставка постеров с репродукциями этого французского художника, важнейшей темой произведений которого являлся труд. Сотрудники Музейно-педагогической службы Берлина организовали во время выставки на предприятии и творческий конкурс на лучшую инсталляцию на тему произведений Леже Современные музеи Германии проводят большую работу по социализации, культурной и национальной идентификации недавних иностранцев - турков, выходцев из южной и восточной Европы, поволжских и казахских немцев, составляющих значительную часть населения немецких городов (например, в Эсслингене, при общем количестве населения 92000 чел., 17000, т.е. 19,1%, составляют иностранцы). Специальные языковые программы (в сотрудничестве с Институтом немецкого языка им. Гете), выставочные и образовательные проекты для иностранцев способствуют, с одной стороны, сохранению их национальной идентичности и знакомству немцев с носителями новых культур, а с другой — облегчению их вхождения в немецкое общество, познанию немецкой культуры и истории. Примером такой работы с иностранцами могут служить выставочные проекты музейно-педагогической службы Берлина «Пруссия» и «Жить - где-нибудь» городского музея Эсслингена «Новая родина», «Встреча с неизвестным» и др.[37] Привлечь в музей людей, которые в силу своего образования, общего уровня культуры никогда его не посещали, тем более не просто. Но и такие задачи решают службы музейного маркетинга. Визитной карточкой каждого музея, по мнению зарубежных, коллег, должно быть отношение к тому, кто даже еще не вошел, а только отворил двери музея. Зарубежные музеи уделяют огромное внимание приветливости и вежливости своих сотрудников, научного и технического персонала, наличию справочно-информационных служб при входе в экспозиции. Не без основания считается, что музей так же, как и театр, начинается с вешалки, нормально оборудованных туалетных комнат, с музейного кафе или магазина. Приведем несколько примеров. Находящиеся в музеях Великобритании кафе и рестораны обслуживают не только посетителей самого музея, но и служащих расположенных неподалеку офисов. Цены в них, как правило, умеренны. Музеи предлагают «посетителям обеденного времени» (которые, быть может, сами никогда и не интересовались бы музейными ценностями) «быстрые экскурсии после обеда» по вновь открытым выставкам и экспозициям. Разнообразен ассортимент музейных магазинов. Здесь можно приобрести открытки, каталоги, плакаты, майки и пуловеры с изображением музейных предметов, копии с них, рекламно-информационные материалы, как недорогие, выполненные репринтным способом, так и книги, отвечающие самому высокому полиграфическому стандарту, и т.д. В магазинах при музеях Великобритании предусмотрен свой фирменный упаковочный материал, предоставляется возможность оплаты купленных товаров кредитными карточками, заказа и доставки покупок почтой, скидок на покупки наиболее дорогостоящих вещей и предоставление их покупателям права на годовую бесплатную входную карту в музей. Финансовые выгоды от таких магазинов очевидны: например, музейный магазин Лондонского музея транспорта приносит ему ежегодный доход в 340 000 фунтов. Таким образом, зарубежные музеи огромное внимание уделяют тому, чтобы у человека появилось желание войти в музей, чтобы ему там было комфортно и удобно. Не случайно в зарубежной музееведческой литературе с начала 1980-х годов прочно утвердился термин «забота о посетителях».По мнению немецких музейных педагогов, если раньше в их деятельности «центральное место занимали мероприятия с педагогическим уклоном, то теперь основной акцент переместился: сегодня речь идет об улучшении музейного обслуживания в самом широком смысле этого слова». Зарубежную музейную политику последних лет можно охарактеризовать как изменение подхода, ориентированного на предмет, на подход, ориентированный на человека. Специалисты отмечают, что музейных посетителей нужно воспринимать такими, какие они есть, и избегать пагубного стремления работать на аудиторию, которая бы соответствовала нашим желаемым ожиданиям, но при этом отсутствовала среди реальных посетителей. «Чтобы процесс общения состоялся, мы должны хорошо знать свою аудиторию и говорить с ней на языке, специально предназначенном для того, чтобы удовлетворять ее потребностям». Исследование, проведенное Берлинским институтом музееведения, показало, что музеи далеко не всех стран соответствуют требованиям современного маркетинга. Лучше всего дело обстоит в Великобритании. Успехам музейного маркетинга немало способствует введение в последнее время большинством музеев Великобритании перспективного планирования,которое позволяет им, по отзывам музейных специалистов, «стать настоящими хозяевами своей судьбы, а не просто оставаться жертвой обстоятельств». Оно касается не только финансовых планов музеев. Глубокое исследование текущей ситуации, проводимое руководством музея каждые 3 года, способствует определению главной стратегической цели и задач для ее реализации, касающихся всех видов музейной деятельности - приобретения и продажи экспонатов, их хранения, обновления экспозиций, оборудования стоянок для автомобилей, туалетов для инвалидов, музейного магазина или просветительских программ. Вопросы для самопроверки: 1. Какие направления деятельности охватывает ИКОМ? 2. Охарактеризуйте структуру ИКОМ. Составьте краткое резюме любого номера бюллетеня ИКОМ. 3. С какими проблемами сталкиваются современные музеи западных стран? 4. Как можно охарактеризовать политику западных музеев в отношении посетителей? Что предпринимают музеи для привлечения посетителя? 5.Подготовьте краткое сообщение о современном развитии любого зарубежного музея. Для выполнения задания необходимо обратиться к периодическому изданию « MUSEUM». Литература: 1. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. М., 1986. (Музейное дело и охрана памятников: Обзор информ.// ГБЛ НИО Информкультура. Вып. 1. 2. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001. 3. «Здравствуй, музей!» Международный музейно-педагогический семинар. Тезисы. СПб, 1994. 4. Луис Питер. Театрализация музея.//ИКОМ России. Информационный бюллетень. 1994, № 3. 5. Музееведение. Музеи мира. М.,1991. (Сб. науч.тр. НИИ культуры). 6. Музеи и новые учебные программы в системе среднего образования в Англии \\ Экспресс-информация. Вып.5. М., 1988. 7. Museum Education. History, Theory and Practice. Reston, Virginia, 1989.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 827. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |