Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 14. Направления современного западного кинематографа
Кино на сегодняшний день — это мощная индустрия, создающая культуру, провоцирующая ее процессы. Фильмы принято делить на жанры. Существует авторское кино или иногда его называют бюджетное, малобюджетное, интеллектуальное — это фильмы, снятые либо непрофессиональными режиссерами, либо профессионалами, которые создают очень специфические фильмы, рассчитанные на очень экзальтированного зрителя. Есть, так называемые, фильмы интеллектуальные — это воистину шедевры мирового кино. Это те фильмы, которые будут лицом эпохи, фильмы, которые будут смотреть через столетия. В них главное — не новомодные технические новшества, которые, как правило, используются в массовом кино, чтобы привлечь внимание, а сюжет, текст, ситуации, выраженные в различных формах, имитирующие действительность, Они являются произведениями искусства, так как в них решаются проблемы человека с самим собой, человека и человека, человека в социальном мире, человека с жизнью и Богом. Эти фильмы — фильмы-удовольствия, фильмы-исполнения желаний, это фильмы-размышления, фильмы-мистерии Массовое кино — это кино, рассчитанное на массового зрителя, его проблемы, это, как правило, фантастические ситуации, социальные и экономические ситуации, а также любовные интриги. Сюжетные ходы в массовом кино привлекают либо глубокими эротическими переживаниями, либо экономическими, фантастическими, социальными катастрофами. В интеллектуальном кино, как правило, переживания реальны, ситуации реальны. Его цель — показать внутренний мир человека, создать ощущение близости с бытием. В массовом кино важное — зрелищность, мир фантастический, мир того, что не существует, но что так хочется, чтоб существовало. Массовое кино — это кино, в котором исполняются самые фантастические желания. Жанры современного кино Фантастика, триллер, боевик, фильм ужасов, комедия, мелодрама, и ушедшие ныне жанры, мюзикл и вестерн — вот перечень жанров массового кино. Эти жанры могут пересекаться между собой, в мелодраме могут быть элементы фильма ужасов, триллера или боевика. В триллере элементы фантастики, мелодрамы и т. д. Вестерн— это жанр, родившийся в Америке и повествующий о перипетиях с завоеванием и делением американских земель. Как это ни странно, в самых кассовых вестернах снимались русские актеры (Клинт Иствуд, Джон Вейн «Великолепная семерка» и др.). Главные темы вестернов: добыча золота, дележ земель, грабежи, словом, исторические повествования с элементами боевика, триллера и психологической драмы. Именно из вестерна возникли боевики и триллеры. Другим не менее популярным жанром американских фильмов был мюзикл. Это красивые истории о том, как неказистый, смешной человек (мужчина или женщина) становятся богатыми. Голливуд был назван «фабрикой грез» именно потому, что он внушил всему миру мечту, как ее теперь называют «американскую мечту», о том, что мир прекрасен. Человек в мюзикле никогда не мог быть побежденным, он всегда был в выигрыше, он всегда был на высоте, и в конце становился одним из финансовых магнатов, великим актером и т. д. Мюзиклы — это красивые истории, наполненные танцами, песнями. Самыми любимыми актерами мюзиклов были гениальные певцы и танцоры Фрэд Астер («Королевская свадьба», «Папа — длинные ноги») и Джин Келли (он выступал как танцовщик, певец и режиссер этих фильмов, за исключением последнего, где он был только режиссером — «Поющие под дождем», «В городе», «Хэлло, Долли» с Барбарой Стрейзанд и Луи Армстронгом), создавшие самых незаурядных героев мюзикла. Фантастика — это жанр, создающий фантастическую действительность. Как правило, сюжеты связаны с борьбой за власть между различными жителями планет, и всякий раз проповедуется идея супергероя. Сама по себе разработка сюжета с супергероем напоминает эпосы. «Годзилла», «Пятый элемент» (снятый Люком Бессоном, режиссером интеллектуального кино), «Матрица» и т.д. Фантастика сегодня имеет огромный успех, так как создает при помощи компьютерной графики ощущение реальности вымышленного мира. «Звездные войны» Стивена Спилберга поразили воображение людей до такой степени, что в Австралии зарегистрирована религиозная секта джидаинов — религия добра, названная в честь одного из главных героев фильма, напоминающая зороастризм. Фильм ужасов близок к фантастике, и если в фантастике действие заведомо разыгрывается в неведомом мире, то в фильме ужасов действие происходит в реальности, но сквозь нее просвечивает что-то мистическое, что пугает и уничтожает человека. Зритель хорошо знаком с целой серией фильмов о Фрэдди Крюгере, пришельце из параллельного мира, убивающего детей. Также хорошо знакомы и с сериями об акулах-убийцах («Челюсти» Спилберга) и т. д. Часто режиссеры, снимающие фантастику, снимают и фильмы ужасов, и наоборот. Это два близких жанра, так как и в том, и в другом возникает ощущение другой реальности. Эти два жанра так интересны современной публике потому, что реальность, которая окружает, с ее тяжелыми социальными проблемами вызывает естественное желание оказаться где-то в совершенно ином месте, с какими-то совершенно иными условиями. Также есть желание увидеть супергероя, который может решить самые сложные и неразрешимые проблемы. Боевик — это жанр, сюжет которого построен на борьбе за выживание или за власть, мужской жанр. Сюжеты также связаны с супергероем, который побеждает всех врагов и добывает необходимое. Сюжетные ходы боевика просты, главное в боевике — драка, стрельба, виртуозное владение оружием и т. д. Это тоже своего рода искусство, которое очень привлекает мужчин. Боевик — это тоже фантастическая реальность, так как создает ситуацию, незнакомую для обычного человека. В жизни обывателя нет финансовых махинаций, а если и есть, то их схема проста: схватил и убежал. В боевике все по-другому: схватил и подрался со всеми, кто захочет это отнять. Агрессия, которую обыватель в реальной жизни может вылить только на свою семью, так как на службе это чревато социальными неприятностями, требует выхода. Смотря боевик, можно пережить все, что угодно, увидеть, как она выражается в каких-то других формах, нежели в обыденной реальности. Это своего рода энтропия, психологический тренинг. Но часто бывает так, что этот тренинг превращается в методологию действия. Культовый фильм этого жанра — «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы. Триллер — это жанр, близкий к боевику, так как почти всегда в нем присутствуют сцены погонь, стрельбы и т. д. Триллер — это детективные приключения героев. Триллер кажется наиболее приближенным к действительности, так как его герои — это обычные люди, живущие где-то по соседству. Режиссерами триллера сознательно имитируется реальная ситуация, и возникает ощущение, что события происходят где-то рядом, герои — это соседи. Сложные перипетии, психологические проблемы, невыраженная агрессия — модельные ситуации триллеров. Триллер — это жанр, в котором в обыденную жизнь прорывается психологическая трагедия человека, связанная с его внутренними проблемами, невыраженной агрессией, особым мировосприятием и т. д. В этом жанре сегодня снимается множество фильмов. Это самый популярный жанр массового кино сегодня. Мелодрама — это сентиментальные, иногда претенциозные романтические истории о любви и т. д. Мир мелодрамы — это мир переживаний главной героини и героя, демонстрация чувств. Мелодрама становится максимально популярной в том случае, когда режиссеру удается вывернуть наизнанку души героев и их историю. Самой популярной мелодрамой была долгие года целая серия фильмов «Унесенные ветром», «Скарлетт» и т. д. Сегодня мелодрама перекочевала в сериалы. Все мексиканские, итальянские, испанские сериалы, — это продолжительные истории любви, с бесконечным числом интриг и поворотов в судьбах героев. Возможно, именно сериал стал той самой формой, который довел до своего универсума жанр мелодрамы, так как зрители могут изо дня в день наблюдать историю любви во всех подробностях так, как это происходит в реальной жизни. Комедия— это жанр, в котором зритель становится наблюдателем смешных, забавных историй о нелепом и неудачливом герое. Этот жанр пришел из немого кино. Великим актером, создавшим на экране образ смешного неудачника, нелепого до абсурда человека был Чарли Чаплин. Над его неудачами смеялся весь мир. Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Макс Линдер, братья Маркс — гениальные комики, начавшие работать в немом кино, сделавшие шаг в звуковое. В 50-х, 60-х и 70-х годах широко стали известны французские комедии с Фернанделем, Бурвилем и Луи де Фюнесом. В 80-х годах в моду входят фильмы Жана Мари Пуаре с Пьером Ришаром и Жераром Депардье, который начинал как комедийный актер. Это тонкие, психологические комедии, которые покорили весь мир, в отличие от «туповатых», как их называли, американских. «Черный юмор», грубые шутки на темы смерти и эротики — стали уделом американской комедии, которая стала популярной в 90-х годах. Непритязательность сюжетов, потребительское отношение к жизни, демонстрируют в американских комедиях деградировавшего человека, наслаждающегося животными страстями, желающего получать от жизни только удовольствия, покупаемые за деньги. Идеи шедевров интеллектуального кино, как правило, сложны по своей структуре и напоминают философские конструкции современности. В интеллектуальном кино отражается современная культура, человек в бытии и в мире, в нем очевиден смысл всей сложности жизни и самосознания человека. Это прежде всего фильмы Ларса фон Триера «Бегущая по волнам» и «Танцующая в темноте», в которых развивается история взаимоотношения человека и его персонажа в контексте культуры постмодерна. Разумеется, в интеллектуальном кино часто идеей выступает определенная эстетика или философия истории, как, например, в фильмах Акира Куросавы (самый известный «Семь самураев»), Пьера Паоло Пазолини, Микеланджело Антониони («Профессия: репортер»), Бернардо Бертолуччи («Последнее танго в Париже») или Питера Гринуэя («Книги Просперо»), Вима Вендерса «Небо над Берлином» (1 и 2) и другие.[38] Понятие «другое кино», часто употребляется в качестве «независимого кино»- для характеристики кинематографа, снятого по авторской идее, не претендующего изначально на массовую зрительскую аудиторию. Как уже говорилось, независимым может называться любое кино, снимаемое вне сложившейся системы кинопроизводства. Так что вообще термин «независимое кино» (а также «подпольное кино» и «экспериментальное кино») можно отнести к части кинематографа любой страны мира. Но всё-таки эпитет «независимое кино» уместнее употреблять в отношении американской киноиндустрии, поскольку именно в США так очевиден контраст между огромным и богатейшим голливудским кинематографом, ежемесячно издающим сверкающие блокбастеры, и маленьким, бедным, но от того не менее талантливым, независимым кино. И здесь важно не запутаться. Ведь формально к независимому кино можно отнести даже космические саги Джорджа Лукаса, поскольку они производятся на собственной студии Лукаса, и Лукас гордится тем, что в последний раз был в Голливуде в студенческие времена. Но всё-таки бюджет фильмов является тоже важным критерием при определении «независимости». И Лукас со своими «Звёздными войнами» под этот критерий не подходит. Настоящие «независимые» — это те, что смело экспериментируют и зачастую очень вольно обходятся с консервативными ценностями. Никакого ханжества, никаких предрассудков, никаких политических и религиозных табу — всё должно быть естественно, повседневно, или наоборот, полностью сюрреалистично и абсурдно. В отличие от голливудского кино, производимого возле шикарных калифорнийских пляжей, независимое кино Америки облюбовало себе «каменные джунгли» Нью-Йорка и других городов Восточного побережья США. Независимое кино началось тогда, когда в моду вошли фильмы Квентина Тарантино и братьев Коэнов. И, хотя точную дату зарождения независимого американского кино определить сложно, но всё же оно уходит корнями в 1940-е годы, когда начались эксперименты «мастера оккультизма» Кеннета Энгера и Майи Дерен. Также одним из самых значимых режиссёров так называемого киноавангарда 40-х и 50-х годов является Йонас Мекас. Из сегодняшних независимых режиссёров такие смелые эксперименты характерны в большей степени для Гаса Ван Сента. Чуть позже Роджер Корман снял дорожный триллер «Дикие ангелы», предвосхитивший бунтарскую волну в кино 1960-х. Одним из главных событий, повлиявших на развитие независимого кино, стал выход картины «Беспечный Ездок», которую спродюсировал Роджер Корман, а поставил актёр Дэнис Хоппер. После этой работы кинематографисты в США осознали одну вещь — зритель в кинотеатрах изменился. На студии AIP, из мастерских Роджер Корман вышли множество знаменитых сегодня режиссёров, таких как Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Джонатан Демме, Джеймс Кемерон и другие. Фрэнсис Форд Коппола — человек, который работал и учился у Роджер Корман, также повлиял на развитие американского независимого кино. Он и его единомышленники — среди них были такие кинематографисты как Джордж Лукас, Джон Милиус, Уолтер Мёрч — основали в Сан-Франциско студию American Zoetrope. Первой картиной этой студии стал фильм Джорджа Лукаса «THX 1138». Сегодня эта работа является не только примером хорошей и часто цитируемой кинофантастики, но также и этапным фильмом в развитии американского независимого кино. Фрэнсис Форд Коппола и его единомышленники увлекались работами европейских режиссёров, в частности работами, снятыми режиссёрами французской «новой волны». Именно их решительные киноэкперименты, призванные сломать старые принципы кинопроизводства, вдохновили Копполу. Ещё одной знаковой фигурой для независимого кино стал Сэмюэл Фуллер, создателя разножанровых киношедевров, повлиявших даже и на творчество Мартина Скорсезе в США, и творчество Вима Вендерса в Германии, и даже на работы Годара во Франции. Так что связи между европейскими и американскими независимыми режиссёрами намного теснее, чем можно подумать: например, без работ ученика Уорхола Пола Моррисси не могло быть «Догмы» Ларса фон Триера; а многие современные киноработы американских независимых финансируются французами. Независимое кино составляет лишь часть огромной киноиндустрии, многие видные режиссеры начинали именно с независимого кино, а затем прославились на широком экране Голливуда. Все представленные жанры кинематографа прошли долгий путь становления в кинематографе 20 века. Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите жанры современного кино. 2. Приведите пример фильмов, характеризующих вышеназванные жанры 3. Познакомьтесь с творчеством режиссеров « другого кино», составьте рецензию на просмотренный фильм. 4. Познакомьтесь с творчеством Ларса фон Триера и Вима Вендерса, дайте характеристику и выделите философско-художественную проблематику их фильмов («Танцующая в темноте», «Догвиль», «Небо над Берлином»). 5. Подготовьте доклад по темам «Авторское кино», «Великие режиссеры (на выбор), «Наиболее интересный, на ваш взгляд, фильм». 6. Прочитайте статью о современном американском кино в Приложении. Выскажите свое мнение. Выделите черты американского кино, новые тенденции в Голливудском кинематографе. Литература: 1. Contemporary America, N-Y, 2003 2. Contemporary Europe , London, 2002 3. Энциклопедия кино. В 4-х томах, М., 1979 4. Авенариус Г. Чарльз Спенсер Чаплин. М., 1959. 5. Антониони об Антониони. (Статьи. Интервью) М., 1986. 6. Божович В. Современные западные режиссёры. М., 1972.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |