Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 16. Кинофестивали Западной Европы и США.




Многие фильмы становятся известными благодаря многочисленным кинофестивалям.

Среди наиболее известных выделим:

Венецианский кинофестиваль - один из старейших международных кинофестивалей в Европе, проводится с 1932 года, в сентябре, на острове Лидо. В конкурсе участвуют полнометражные художественные фильмы, не демонстрировавшиеся за пределами страны производителя и не участвовавшие в других фестивалях. Принимаются 70, 35 и 16 мм фильмокопии, субтитрированные на итальянский язык. Лучшему фильму фестиваля вручается приз «Золотой Лев», также присуждаются серебряный и спецпремии, награды за лучшие режиссерские и актерские работы. Остальным членам группы (с 1987 года) вручаются «Золотые Озеллы». Кроме того, премируются лучшие первые и вторые работы молодых кинематографистов, вручается приз жюри и награда за лучшее творческо-профессиональное сотрудничество. Наибольшим количеством призов за время существования фестиваля отмечены работы Лукино Висконти – пять премий (одна главная). Неоднократно получали награды Луи Маль, Жан-Люк Годар, Роберт Флаэрти и Элиа Казан.

Каннский кинофестиваль.Первый Каннский кинофестиваль открылся 1-го сентября 1939-го года - этот месяц был выбран организаторами в надежде привлечь дополнительный поток туристов, продлив тем самым курортный сезон на лишние 2 недели. Однако этому не суждено было случиться в тот год - практически сразу после открытия фестиваля Франция объявила о своём решении выступить на стороне Великобритании, объявившей войну Германии.

Повторный старт был взят фестивалем только после окончания войны - 20-го сентября 1946-го года. Луи Люмьер, являвшийся одним из основателей кинофестиваля (тогда ему было уже 82 года) взял на себя обязанности президента жюри. В 47-ом году фестиваль был взят под крыло Национальным центром кинематографии, который занимался отбором конкурсных лент из разных стран. Однако на практике фильмы отбирались не самим фестивалем, а непосредственно странами, их присылающими. В 50-х время проведения фестиваля было перенесено с сентября на апрель - в частности, такое решение было принято из-за того, что осенью поток туристов оказался меньше ожидаемого. Однако главной причиной было то, что Каннский кинофестиваль проходил позднее других фестивалей (Берлинского и Венецианского), и в результате лишался возможности устраивать премьеры многих фильмов. Перенос фестиваля на весну способствовал привлечению величайших кинематографистов со всех стран мира.

В 1954-ом случилось два события, изменивших облик фестиваля. Парижский ювелир Сюзанн Лазон выдвинул идею того, что облик фестивальных наград должен иметь ассоциации с пальмой, являющейся символом города. Известный французский режиссёр Жан Кокто, друживший с Лазоном, сделал набросок и уже на следующий год Гран-при фестиваля был переименован в «Золотую Пальмовую ветвь». Вторым событием стала локальная сексуальная революция, произошедшая в Канне. Во время одной из фотосессий, французская старлетка Симона Сильва решила оголиться перед камерой, положив начало традиции эротических фотосессий, которые ежегодно устраивают девушки на каннских пляжах для фотографов со всего мира. В 1972-ом году был изменён принцип отбора конкурсных лент - если ранее их выбирали сами страны-участники, то с этого момента ленты стали отбираться непосредственно руководством фестиваля, что стало обычной практикой для фестивалей такого уровня. Дважды обладателями «Золотой Пальмовой ветви» Каннского фестиваля являются четверо режиссеров - Фрэнсис Форд Коппола (США), Билле Аугуст (Дания), Эмир Кустурица (Югославия) и Шохей Имамура (Япония).

 Берлинский кинофестиваль. Ежегодный международный кинофестиваль, проводится с 1951 года в Германии. В конкурсной программе участвуют художественные полнометражные и короткометражные фильмы, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других фестивалях. Основные призы «Золотой Медведь», «Серебряный Медведь», присуждаются также особые и спецпризы («Приз за художественный вклад», «Премия жюри» и др.), а также вручаются награды лучшим режиссеру, актрисе, актеру. Также в рамках Берлинского фестиваля работает фестиваль «Панорама», европейский кинорынок художественных фильмов, международный видеофестиваль, фестиваль фильмов для детей. С 1971 года проходит «Форум нового кино», основу которого составляют авангардные и некоммерческие фильмы. В Берлине, в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех», жанр которых определяется как «прогрессивная драма». Фильмы Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, Романа Полански и режиссеров французской «новой волны» Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо и Клода Шаброля имели большой успех на Берлинском кинофестивале.

 Премия «Оскар». «Оскар» - это главная кинематографическая награда США. В выборе победителей принимают участие члены Академии американского кинематографа. Академия состоит из 1321 актера/актрис, 460 продюсеров, 404 сценаристов, 354 режиссеров и 1567 различных технических специалистов. Премия присуждается с 1929 года. «Оскар» представляет собой статуэтку высотой 32,5 см, покрытую десятикаратным золотом. Свое имя приобрела в 1931 году, когда Маргарет Херрик, библиотекарь Академии киноискусства и наук, заявила, что приз напоминает ей ее дядюшку Оскара.

К концу 1920-х кинематограф в США стал значительным и, главное, стабильно растущим бизнесом. В год выходило несколько сотен кинолент, поэтому возникла потребность в отборе лучших из них. Так была создана премия "Оскар" организацией под названием Американская Академия Киноискусства.

Этому предшествовало заседание представителей только что созданной Американской киноакадемии. На повестке дня стоял вопрос: как поощрять заслуги в развитии американского кино? Сошлись на том, что необходимо отмечать лучших. Арт-директор компании "Метро Голден Майер" предложил вручать отличившимся фигурку рыцаря, попирающего ногами кинопленку. Идея пришлась собравшимся по душе. Честь создания символа американского кино была оказана лос-анджелесскому скульптору Джорджу Стэнли.

Первая церемония вручения премий Американской Академии Киноискусства состоялась в "Голливуд Рузвельт Отеле" в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Гостями банкета стали 250 человек, мероприятие обошлось каждому в 10 долларов. Ведущими церемонии были Дуглас Фербенкс и Уильям С.Де Милль. На соискание награды были выдвинуты кинокартины, вышедшие на экраны в 1927–1928. Из нескольких номинантов (от трех до пяти) был назван один. Лучшим фильмом стали «Крылья» Уильяма Уэллмана. Почетные призы получили «Цирк» Чарли Чаплина и первый звуковой фильм «Певец джаза». Постепенно, по ходу развития кинематографа, добавлялись новые номинации (монтаж, визуальные эффекты, звуковые эффекты) и убирались старые (ассистент режиссера, постановка танцевальных сцен). В том виде, в каком она существует в настоящее время, золотая статуэтка была вручена на первой же церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939. Чтобы попасть в число кинокартин, имеющих право претендовать на «Оскар», фильм должен идти хотя бы в одном кинотеатре Лос-Анджелеса Шрайн или Дороти Чэндлер в течение 7 дней, но не позднее 31 декабря каждого года (обычно до Дня Благодарения или Рождества).

10 января списки фильмов, получивших право вступить в борьбу за Оскар и разбитых по номинациям, на которые они могут претендовать, рассылаются членам Академии (всего около 6000 человек, возглавляемых избираемым президентом Академии). Они должны указать не более пяти фильмов в каждой номинации и отослать обратно не позднее 29 января. В середине февраля, исходя из этих списков, объявляются номинации на «Оскар» и создаются т.н. «финальные списки». В этих списках члены Академии отмечают по одному фильму в каждой номинации. И, по результатам списков, в конце марта на торжественной церемонии вручения «Оскаров», объявляются победители.

Голосование по всем категориям, кроме главной («лучший фильм»), происходит среди членов американской киноакадемии в соответствии с их кинопрофессией: то есть актеры выбираются актерами, операторы - операторами и т. п. А вот за «лучшую картину» года должны голосовать все члены Академии, которые в последнее время в основном знакомятся с претендентами по рассылаемым на дом видеокассетам. Возглавляет американскую киноакадемию избираемый на 4 года президент - среди избранников были продюсеры.

Правила отбора кинокартин на соискание премии Американской Академии Киноискусства в номинации "лучший фильм на иностранном языке" следующие. Не позднее ноября страна, желающая участвовать в соискании "Оскара", должна представить не более одного фильма организационному комитету Академии Киноискусства. Из общего числа представленных фильмов члены Академии выберут сначала пять номинантов, а затем – победителя. Первой кинокартиной, удостоенной "Оскара" в этой номинации, была лента «Похитители велосипедов» режиссера Витторио Де Сики в 1950 (Италия). Советские и российские фильмы получали "Оскар" четыре раза: “Война и мир” Сергея Бондарчука (1968), “Дерсу Узала” Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии), “Москва слезам не верит” Владимира Меньшова (1980) и “Утомленные солнцем” Никиты Михалкова (1994).

Получение «Оскаров» за роли второго плана сделали Кевина Спэйси (Подозрительные лица) и Джека Леммона (Мистер Робертс) звездами первой величины. Для фильма получение «Оскара», как правило, приносит значительные прибыли. Так, например, после того как Влюбленный Шекспир завоевал «Оскара» его кассовые сборы возросли еще на 100 млн. долларов.

Члены киноакадемии очевидно при присуждении «Оскаров» делают предпочтение масштабным эпическим кинокартинам – «Унесенные ветром» (1939), «Вокруг света за 80 дней» (1956), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Последний император» (1987), «Ганди» (1982). Только три фильма удостаивались «большой четверки» «Оскаров» (за лучшую картину, лучшую мужскую роль, лучшую женскую роль, лучшую режиссуру) – «Это случилось однажды ночью» (1934), «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1991).

«Бен-Гур» (1959) и «Титаник» (1997) получили больше всех «Оскаров» - 11. Десять «Оскаров» получила «Вестсайдская история» (1961). Девять – «Жижи» (1958), «Последний император» (1987), «Английский пациент» (1996).

Из актеров больше всего «Оскаров» получила Кэтрин Хепберн (4 как «лучшая актриса»), Уолтер Бреннан (3 за «роли второго плана»), Ингрид Бергман (2 как «лучшая актриса», 1 - «актриса второга плана»), Джек Николсон (2 - «лучший актер», 1 - «актер второг плана»).

Из режиссеров 4 раза награждался «Оскаром» Джон Форд. По 3 раза Фрэнк Капра, Уильям Уайлер.

Премия Гильдии киноактеров (SAG) вручается с 1961 года. Гильдия киноактеров состоит в настоящий момент из 98000 членов. До 1995 года присуждались только призы за заслуги перед кинематографом. И только затем стали вручаться награды по пяти номинациям – лучшему актеру, лучшей актрисе, лучшему актеру второго плана, лучшей актрисе второго плана и фильму за весь актерский состав. Церемония награждения проходит в Лос-Анджелесе. Вместе с наградами за киноработы вручаются также призы за роли в телефильмах и телесериалах.

«Премия Нью-йоркских кинокритиков» начинает свою историю с 1935.

В 1941 году критики признали фильмом года картину «Гражданин Кейн». Это было сделано, несмотря на то, что очень многие влиятельные персоны в США были против этого, так как видели злую сатиру на себя. К слову, киноакадемики так и не отважились дать этому фильму «Оскар». А теперь по прошествии 60 лет этот фильм признан лучшим за всю историю кинематографа. Решение о присуждении премии принимают 34 журналиста, работающих в известных газетах и журналах. Выбор кинокритиков довольно часто отличается от «Оскара». Только в 27 случаях из 68 решения нью-йоркских кинокритиков совпало с мнением киноакадемиков. Такие видные режиссеры, которые так и не получили «Оскар» как Альфред Хичкок, Ингмар Бергман, Стэнли Кубрик, Пол Мазурски, Мартин Скорсезе неоднократно удостаивались «Премии Нью-йоркских кинокритиков». Больше всего премии получили фильмы «Теленовости» и «Вдали от рая» (по пять). «Энни Холл» (1977), «Шепоты и крик» (1972), «Человек на все времена» (1966), «Честь семьи Прицци» (1985) и «Молчание ягнят» (1991) - по четыре премии. Джек Николсон награждался 7 раз, Вуди Аллен – 5 раз. Роберт Де Ниро, Джон Форд, Сисси Спейсек и Фред Зиннеманн - по 4 раза.

 Ведущие кинопремии мира выполняют важную роль в организации и кинопроката - называя и выделяя лучших - они определенным образом формируют круг зрительских предпочтений, кинопрокат и сборы денежных средств. Немаловажно и то, что каждая премия – это огромное шоу, имеющие свои каноны, правила поведения, ожидаемые скандалы, определенный стиль общения. Каждая кинопремия, а в особенности крупные - всегда шоу, привлекающие журналистов и интерес публики.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите самые крупные кинопремии. Кратко остановитесь на специфике каждой премии.

2. В чем отличие европейских кинопремий и премий США?

3. Подготовьте сообщение на тему «Призеры последнего кинофестиваля в Берлине, Венеции, Каннах», «Призы кинопремии «Оскар» за текущий год».

4. Посмотрите один из недавно номинированных фильмов европейского фестиваля, американских премий. Подготовьте рецензию на данный фильм

5. Посмотрите фильм – призер европейских фестивалей за 50-90-е годы. Составьте рецензию. Проанализируйте кинокритику на данный фильм. В чем ваше мнение совпадает, в чем отличается от мнения кинокритиков.

Литература:

1. Искусство кино, № 1-10, 1995.

2. Энциклопедия. Кино. Музыка. Театр, « Аванта+», М.- 1998.

3. Contemporary America, N-Y, 2003. 

4. Contemporary Europe , London, 2002.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...