Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА1. Теоретико-методологические основы дифференциальной психологии




СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА

1.Предмет и задачидифференциальной психологии (ДП). Междисциплинарные связи дифференциальной психологии.

2.Исторические этапы ДП и психофизиологии. Дифференциально-психологическая феноменология: групповые, типологические и индивидуальные различия.

3. Методологические подходы в дифференциально-психологических исследованиях.

4. Методы дифференциально-психологических исследований.

Литература.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии ", Воронеж: НПО "МОДЕК", 1996. - 384 с.

Анастази, Анна. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении/Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001. — 752 с. (Серия «Кафедра психологии»).

Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий СПб.: Питер, 2004 - 701 с. (Серия "Мастера психологии").

 

Крепелин[1] , Э.Введение в психиатрическую клинику. / Эмиль Крепелин. - М.: Медицина, 2004. - 495 с.

 

Лазурский[2] , А. Ф. К учению о психической активности. Программа исследования личности. — СПб.: Алетейя, 2001.

Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций - М.: Смысл, 1999. — 532 с.

 

Нартова-Бочавер[3] С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. - СПб.: 2000. - 129 с.

Машков В.Н.Дифференциальная психология человека"/ В.Н.Машков В.Н.- СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы Уч. пос. - М.: Наука, 1998. - 335 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987 - 240 с.

Ассанович М.А. Пограничные состояния - Все для студента. Курс лекций. Гродно: ГрГМУ, 2008. 73 с.

Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.; под ред. И. С. Енюкова. — М.: Финансы и статистика, 1989. — 215 с.

Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, Princeton Univ. Press, 1997.

1.Дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающий индивидуальные различия как между индивидами (пол, конституция, возраст) так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку (пол, гендер, нация, возраст, менталитет, культурно-эстетические предпочтения), а также факторы креативная или индивидуальности, создающие условия формации такого интегрального образования, как личность,

Дифференциальная психология (далее ДП) систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, количественно и качественно оценивает различия индивидуальности и личности в разных сферах деятельности и общения. Дифференциальная психология имеет задачи[4] :

Изучение факторов вариабельности признаков дифференциации;

Исследование внутренних источников вариабельностиизменённых групповых признаков;

Выделение индивидуальных и личностных различий с объяснением их происхождения;

Нахождение связей между индивидуальными и личностными факторами человека с выявлением типологии индивидов.

 

2[5] .История дифференциальной психологии насчитывает три периода:

— донаучный (астрология, гороскопы, хиромантия и др.);

— период развития в рамках философии (Платон, Аристотель, Гиппократ, Дидро, Гельвеций, Х. Уарте и др.) и первых психологических экспериментальных исследований (Крепелин, Кеттелл, Гальтон, Бине и др.);Эмиль Вильгельм Магнус Георг Крепелин[6] (Kraepelin; 1856—1926) — немецкий психиатр, основоположник современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний.

— период развития дифференциальной[7] психологии как само- стоятельной психологической дисциплины (после выхода в1911 г. в свет работы В. Штерна «Дифференциальная психология и ее методологические основы»).

Среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие данной дисциплины, можно назвать зарубежных психологов:Э. Кречмар, У.Шелдон, В. Штерн, А. Анастази, Г. Айзенк, Д. Кеттелл, К. Леонгард, Соломон Аш, Филип Зимбардо, Стэнли Милграм, Леон Фестингер,Стэнли Шехте, а также отечественных исследователей: А. Ф. Лазурский, В.С.Мерлин, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, А.В. Либин, Зимбардо, Милгрэйм и др.

Финский врач-психиатр, психоаналитик (IPA) и почетный профессор университета КуопиоВейкко Алексис Тэхкэ[8] (Veikko Tahka, 1923 - 2012, Эспо, Финляндия) в монографии 1996 года «Психика и ее лечение: психоаналитический подход» = «Mind and its treatment» (1993)дает описание общей психоаналитической теории развития человеческой психики в приложении к психоаналитическому лечению пациентов, представляющих психотический, пограничный и невротический уровни психопатологии.

3. Методология Д.Психологически предвосхищая «Неделимое (individual) само-присутствие актов субъекта, представленного себе в мгновении живого настоящего голоса как главного противоречия системы» (Ж. Деррида), Штерн изобретает в 1897 году вариатор тона[9] , что позволило существенно расширить возможности дифференциального изучения звукового восприятия человека. В области дифференциальной психологии известна его «Монографии к душевному развитию ребёнка[10] » (2 тома, 1928—1931), в которой проанализированы наблюденияза собственными детьми — в свете уже существующих теорий о психическом развитии ребёнка. Особое внимание уделялось речевому развитию; полученные данные легли в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.Штерн выяснил, что скорость развития и интеллект ребёнка существенно влияют на его отношения с другими детьми через правильно выбранную интонацию[11] (голос). Как тут не вспомнить расхожую фразу в наших культурно и психологически не здоровых семьях: "Твой тон меня просто бесит". Это и есть предмет дифференциальной психологии. Кроме того, он исследовал детские фантазии и степень правдоподобия (фальши) свидетельских показаний ребёнка при расследованиях и на суде.

В психологическом исследовании Штерн занимал методологическую позицию персонализм[12] а. Параллельно с эволюционной теорией Пьера Тейяра де Шардена, Штерн придерживался методологии эволюционной конвергенции (от лат. convergo — «сближаю»). По Т. Шардену, помимо самоконцентрации ноосферы (ср. концепт акад. Вернадского), решающим этапом её развития является присоединение (convergo)[13] к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа: "Все, что поднимается, соединяется[14] ". Персонализм, каки спиритуализм, — метафизическое учение, признающее основанием[15] бытия Дух какличность[16] ; основоположники Рене Декарт и Готфрид Вильгельм Лейбниц, а сам термин «персонализм» ввёл в XIX веке немецкий философ-интуитивист Густав Тейхмюллер[17] . В XX веке группой французских философов-экзистенциалистов во главе с Эммануэлем Мунье[18] , неотомистами Жаком Маритеном[19] и Этьеном Жильсоном[20] , а также немецким антрпологом Максом Шелером, социально-этическое учение персонализма рассматривается в контексте личности как высшей духовной ценностюи. И это, несомненно, предмет дифференциальной психологии на основании индивидуации метафизических категорий: бытие, вещь, единое, особое, истина, красота, добро.

Методология персонализма, которой придерживался В. Штерн включает в себя конвергенцию и экселенцию[21] (от лат. por excelencia - по превосходству, в высшей степени) харизмы личности. В общем сказать, всякая другая из известных нам методологий, отталкивается от разделения и снижения личностной ауры вплоть до концентрации исследователя на материальных субстратах индивида - пол, возраст, конституция, нейродинамика, либо его индивидуальных чертах - диспозиции, склонности, задатки, типизация. С точки зрения А.Ф. Лазурского и С.Л. Франка (1912) отношение личности к тем или иным объектам среды рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная особенностями данной личности. Такие реакции, адресованные объектам, описываются авторами также через понятия «интерес», «склонность». Все отношения человека разделяются ими на 15 видов: отношение к вещам; к природе и животным; к отдельным людям; к социальной группе; к противоположному полу; к семье; к государству; к труду; к материальной обеспеченности; к собственности; к праву и нормам поведения; к нравственности; к мировоззрению и религии; к науке; к искусству; к самому себе.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин).Основные принципы системного подхода:

Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

4.Методы ДП. От звукового восприятия человека у Штерна до теории струнвсе методы дифференциальной психологии[22] , по мнению В. Штерна, носят косвенный характер и фиксируют лишь проявление выраженных в разной степени свойств НС.Для ДП характерны:

1. Общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, психодиагностика ).

2. Собственно психологические методы — интроспективные (самонаблюдение, самооценка), психофизиологические (методика кожно-гальванических реакций, электроэнцефалографический метод, методика дихотомического прослушивания и др.), социально- психологические (беседа, интервью, анкетирование, социометрия), возрастно-психологические («поперечные» и «продольные» срезы), тестирование, анализ продуктов деятельности.

В Павловских лабораториях было положено начало разработке экспериментальных методик исследования СНС.Современные подходы к исследованию СНС базируются на двух методических приемах: сопоставление физиологических и психологических параметров; изучение изменений физиологических функций во время психической деятельности.

Среди всего многообразия методов ДП следует выделитьметод условного рефлекса использовался преимущественно при изучении поведения животных. В целом открывал широкие возможности (но не всегда отвечал критериям валидности[23] — не всегда измеряли то свойство, для определения которого они были предназначены и монометричности — не всегда имели проекцию на одно свойство НС. Кроме всего прочего, создавалась возможность создания методик аналогичного типа, но для человека);использование химических веществ при выработке УР: кафеина, брома, ядов и т.п.

С позиций деятельностного[24] подхода Б. М. Теплов предложил обширную группу сенсорных и двигательных методик исследованияб физиологические основы индивидуальных различий. Его ученики Д. Небылицын, Русалов, Белов, Я. Стрэляу и др. весьма успешно разрабатывали методики исследования темперамента и способностей в рамках названного подхода. Одним из первым, кто попытался использовать метод условного рефлекса на человеке был А.Г. Иванов-Смоленский (автор концепции четырех типов замыкательной деятельности). Он изобрел двигательную методику с «речевым подкреплением», но без предварительной инструкции (слабая и неадекватгая для исследования общих свойств НС). Испытуемый сам выбирал «нажимать» или «не нажимать» и действовать соответствующим образом.

Для решения задач дифференциальной психологии, кроме общих путей и способов добывания фактов (наблюдение, эксперимент, психодиагностика) применяются следующие методы и методики:

Метод сравнительного[25] наблюдения «жизненных проявлений» животных и человека; анамнестический или монографический метод, который базируется на самонаблюдении (самоотчет, опросники, тесты и т.п.)

Индукционная методика(1937-1941) — изменение яркости (повышение/понижение) побочных зрительных стимулов на фоне тест-объекта и соответственно повышение или снижение зрительной чувствительности.

Другая методика, фотохимическая — выработка фотохимических рефлексов на звук.

Третья методика — вариант корректурной пробы, стимульный материал прелъявляется не в таблицах, а через проектор с произвольным варьированием.

Четвертая методика — сравнение словесного описания и узнавания предъявляемых стимулов.

Теплов в частности допускал возможность аналитического (основной путь) и синтетического подходов.

 

Аналитический путь — от свойств НС к типам (Павловский подход). Синтетически[26] й путь — от типов к свойствам [27] (Кречмер, Шелдон, Лазурский, Мясищев).В дальнейшем оба подхода будут сливаться.

При этом следует помнить, что аналитический подход в исследованиях индивидуальных особенностей порождал огромное количество различных линейных зависимостей между мозговыми процессами и психическими, которые было трудно систематизировать.

 

Поэтому возникла необходимость в исследовании целостной индивидуальности, которая раскрывается в единстве свойств организма, индивида и личности в деятельности и общении[28] .

Психофизиологический уровень исследования целостной индивидуальности вполне адекватен, но слабо изучен в рамках интегративных механизмов.

Целостность предлагается изучать через системообразующий фактор - от лат. factor - делающий, производящий] - движущая сила, причина какого-л. явления или процесса, определяющая его сущность, главное направление; существенное обстоятельство в каком-л. процессе[29] .

Обоснованы методы исследования человека. Среди них основное внимание уделено эксперименту:

произвольные (краткий опрос человека — анамнеза[30] или наблюдение за больным) ;

непроизвольные экспериментальные методики (лабораторный эксперимент).

При всей условности данного деления непроизвольные методики имеют следующие преимущества: дают возможность освободиться от маскирующего эффекта ранее образованных связей; изучение свойств НС идет при наименьшем влиянии 2-ой сигнальной системы; дают возможность выделить отдельные свойства НС.

Не экспериментальный метод рассматривается как вспомогательный (наблюдение, беседа, биографический метод).

Поиск методик у Теплова был разделен как бы на несколько этапов: разведывательный, аналитический, синтетический — это и есть периодизация исследовательских программ в ДП.

Устанавливались оперативные правила физиологического исследования

А именно:

1) показатель, должен адекватно отражать СНС человека (использование методик, которые обладают модальной специфичностью);

2) обязательно сопоставление показателей.

Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ[31] ) — для исследования силы и баланса, разработан Голубевой и использовался Небылицыным — звукоизолированная камера, положение лежа в темноте, серебрянные биполярные электроды диаметром 10 мм с височно-затылочным отведением (18 экспериментальных показателей): по амплитудным и частотным показателям является общим для всей коры ГМ; при депрессии альфа ритма. ЭЭГ недостатки использования: отсутсвие ритма у части испытуемых (15-20%) и невозможность выработки условных ЭЭГ рефлексов на световое подкрепление.

 

вегетативные[32] методики: кожно — гальваническая реакция (КГР) — биоэлектрическая реакция, регистрируемая с поверхности кожи. Синонимы: психогалъванический рефлекс, электрическая активность кожи (ЭАК). КГР — разработана в лаборатории Мерлина[33] и использовалась для исследования силы НС по отношению к возбуждению; методика сосудистых рефлексов — плетизмографияplethysmos наполнение, увеличение + graphō писать, изображать) метод исследования сосудистого тонуса и кровотока в сосудах мелкого калибра, основанный на графической регистрации пульсовых и более медленных колебаний объема какой-либо части тела, связанных с динамикой кровенаполнения сосудов. Как особый метод выделяют так называемую общую плетизмографию, или плетизмографию всего тела, применяемую для исследования функций внешнего дыхания и минутного объема кровообращения. (Рождественская) — для исследования баланса НС.

 

Генеалогический метод[34] — метод исследования семей, родословных, который использовался Ф.Гальтоном. Посылкой для использования метода является следующее: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Таким образом, изучая степень проявления определенного признака у родственников, можно определить, является ли данный признак наследуемым.

Метод приемных детей. Метод состоит в том, что в исследование включают 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных и3) биологических родителей. Поскольку с каждым из биологических родителей дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики, то возможно определение относительной роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

 

Близнецовый метод[35] . Начало методу близнецов положила статья Ф.Гальтона, вышедшая в 1876 г. — «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания». Но начало реальных исследований в данном направлении приходится на начало 20-го столетия. Существует несколько разновидностей данного метода.

а) метод контрольных групп. Метод основан на изучении двух существующих типов близнецовых пар: монозиготных (МЗ), образованных из одной яйце- клетки и одного спермия и имеющих практически полностью со- впадающий хромосомный набор, и дизиготных (ДЗ), хромосомный набор которых совпадает лишь на 50%. ДЗ и МЗ пары помещаются в идентичную среду. Сопоставление внутрипарного сходства у та- ких моно- и дизиготных близнецов покажет роль наследственности и среды в возникновении индивидуальных различий.

б) метод разлученной близнецовой пары. Методоснованнаизучениивнутрипарногосходстваразлученных в раннем возрасте волею судьбы моно- и дизиготных близнецов. Всего в научной литературе описано около 130 таких пар. Обнаружено, что разлученные МЗ близнецы обнаруживают большее внут- рипарное сходство, нежели разлученные ДЗ. Описания некоторых парразлученных близнецов иногда поражают идентичностью их привычек и предпочтений.

в) метод близнецовой пары. Метод заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко представляющей собой замкнутую систему, в силу чего близнецы образуют так называемую «со- вокупную» личность.

г) метод контрольного близнеца. Подбираются особо похожие монозиготные пары (идеально идентичные экспериментальная и контрольная группы), а затем в каждой паре одного близнеца подвергают воздействию, а другого нет. Измеряя различия в признаках, на которые было направлено воздействие, у двух близнецов, оценивают эффективность воздействия.

Психогенетические методы изучения природы индивидуальных различий: метод приёмных детей.

 

Номотетический[36] подход (nomos - закономерность) отражает среднестатистические закономерности; интересуется общими для многих людей тенденциями в формировании индивидуальных различий. Описывает человека с точки зрения его сходства с другими людьми.

 

Идиографический[37] подход (idios - являющийся чьей-то собственностью, принадлежащий кому-то) — отражает уникальность (сингулярность[38] ) каждого человека, описывает неповторимое сочетание психологических характеристик конкретного человека.

Развитие дифференциальной психологии шло в тесной связи со статистикой. Бельгийский статистик А. Кетле[39] обнаружил закономерность, названную нормальным (частотным) распределением[40] - частота встречаемости показателя (например, роста) тем больше, чем ближе его значение к среднему[41] . Так, люди среднего роста составляют большинство, а людей с очень высоким и очень низким ростом сравнительно мало.

Для оценки индивидуальных различий стали использовать статистические показатели нормального распределения: средняя величина, дисперсия, стандартное отклонение. Средняя величина - сумма всех индивидуальных значений испытуемых, деленная на количество испытуемых. Дисперсия - сумма квадратов отклонения индивидуальных значений от среднего, деленная на количество испытуемых. Стандартное отклонение - квадратный корень из дисперсии.

Стандартное отклонение используют, чтобы понять какое место оценка данного испытуемого занимает среди оценок других людей, велико ли ее отклонение от оценок средней величины. Эти три статистики лежат в основе всех последующих.

Представления Кетле о закономерностях индивидуальных различий были развиты Пирсоном и Фишером. Они создали корреляционный анализ - метод, оценивающий соотношение между различными характеристиками. Первоначально был призван оценивать степень сходства родителей и детей (Гальтон). Коэффициент корреляции свидетельствует о том, в какой мере изменчивость одной из рассматриваемых характеристик сопровождается изменчивостью другой[42] .

Дальнейшее развитие дифференциальной психологииосуществляется с применением методов из родственных областей знаний, одной из которых является психогенетика (греч psycho - душа и genos - род, происхождение) - область знания на пересечении генетики и психологии предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, выяснение роли генотипа и среды в их формировании.

Психогенетика использует методы современной генетики Наиболее информативным является метод близнецов (близнецовый), что позволяет максимально сравнить действия среды и наследственности.  Большинство работ в психогенетике посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций.

В западной литературе чаще используется термин «генетика поведения" (behavior genetics[43] ), охватывающий исследования поведения животных и человека

Истоки психогенетики коренятся в работе Ф. Гальтона ("Наследственный гений",1875) как началах генеалогического метода, где впервые исследованы причины более частого появления одаренных детей в некоторых семьях, чем в среднем в популяции[44] . В статье «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» описано использование метода близнецов, хотя четкое научное обоснование этот метод получил после того, как в 1924 г немецкий ученый X.Сименс[45] предложил исследовать не только монозиготных (однояйцевых), но и дизиготных (двуяйцовых) близнецов и разработал надежные способы диагностики количественных признаков,.

Дальнейшая история психогенетики тесно связана с успехами психологической диагностики и вариационной статистики. В последние годы психогенетические исследования все больше опираются на данные современной молекулярной генетики, психофизиологии, психологии развития.  В России психогенетика интенсивно развивалась в 20-30-е годы XX века в Петрограде (Бюро по евгенике, которая занималась подавляющая но семейными исследованиями) и Москве (Медико-генетический институт, который использовал метод близнецов) Эти исследования, возглавляемые российскими генетиками Ю. Филиппченко, М. Кольцовым и психологомА. Р. Лурией, были подвергнуты непризнанию, ввиду осуждения генетики и евгеники "лженауками".

Предмет исследования в психогенетике - соотношение и взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека - когнитивных процессов, темперамента, двигательных функций.

В послевоенное время интенсивно формируются две новые отрасли пснхогенетики: генетическая психофизиология (исследует наследственные и средовые детерминанты, изучает биоэлектрическую активность мозга) и генетика индивидуального развития (рассматривает влияние возрастной динамики генотипичных и средовых соотношений на психические функции, роль наследственности и среды в обеспечении возрастной наследственности и стабильности.

 

Исследование усыновленных детей[46] позволяет четко развести влияние генетических и средовых факторов. Для этого производится сопоставление детей и их биологических родственников, а также детей и их усыновителей. Если дети были усыновлены в первые дни жизни, то с их биологическими родителями они имеют только общие гены. Напротив, с усыновителями дети не имеют генетического сходства, зато есть общие средовые условия. В этом случае более высокая корреляция детей с биологическими родителями свидетельствует о большем влиянии генетических факторов, и напротив, большая корреляция с приемными - о большем влиянии среды.

Многие исследователи считают, что этот метод не будет играть существенной роли в будущих генетических работах потому, что в ряде стран тайна усыновления охраняется законом. В этом случае проведение исследования приемных детей не представляется возможным. В тех же странах, где факт усыновления не принято скрывать от детей (например, в США) постепенно меняется практика усыновления: распространение получают такие варианты усыновления, при которых биологические родители ребенка, отдавая его в другую семью, не прекращают контакты с ним и принимают участие в его воспитании. Но в этом случае невозможно развести генетические и средовые влияния на формирование личности ребенка.

В 1942 году К. Макнемар обнаружил и подтвердил статистически, что у девочек развитые эстетические вкусы, речь, тонкая координация, а у мальчиков - лучшие математические и механические способности Женщины адаптивней, лучше поддаются воспитанию, у них выше уровень социальной желательности, зато мужчины сообразительны, изобретательны.  Все новые виды профессий сначала осваивают мужчины, потом - женщины Женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а у мужчин, которые выполняют монотонную работу, возможны нервно-психические расстройства.Биологическая пол и психологический составляющая связанные неоднозначно: мужчина может иметь женский характер, а женщина - вести себя по-мужски Чтобы человек принял, осознала свой пол и научилась использ пользовать ее ресурсы, необходима полоролевой социализация - усвоение в онтогенезе связанных с полом ролей, ценностей, форм поведения и деятельности.

Структурными компонентами полоролевой социализации, по мнению исследователей, являются: половая идентификация (зачисление себя к определенному полу), половое маркировки (распознавание пола других), полоролевой е представление (представление о присущих пола качества и поведение), полоролевые ценности и преимущества (усвоения и принятия присущих пола форм поведения), половые роли (усвоение социокультурных атрибутов - гендера), полоролевой ориентация (направленность на усвоение характерных пола ролей, ценностей, форм поведения и т.д.), полоролевой поведение (реализация половых ролей в всех формах жизнедеятельности. Маскулинность и феминность влияют на формирование личности как филогенетически обусловленные свойства психики и как социокультурные образования, заложенные в онтогенезе[47] . Половая идентичность - аспект полового сознания, который описывает субъективное переживание человеком себя как представителя пола Социальным выражением половой идентичности половая роль - система средовых стандартов, нормативов, ожиданий, какой должен быть ребенок (человек), чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину) Поскольку идентичность - явление сложное, можно выделить такие его аспекты:

- адаптационная (социальная) половая идентичность описывает, как личность сопоставляет свое поведение с поведением других мужчин и женщин;

- целевая концепция Я как набор индивидуальных установок супругов о том, какими они должны быть;

- персональная идентичность, которая заключается в личностном сопоставлении себя с другими людьми;

- эго-идентичность, то есть глубокое психологическое ядро ??того, что личность как представитель собственного пола означает для самой себя.

- Андрогиния (греч androgynos - двуполый) - многомерная интеграция проявлений эмоционально-экспрессивного (женского) и инструментального (мужского) стилей деятельности свобода телесных экспрессий, отсутствие жесткого диктата половых ролей эмансипация обоих полов

 

Сандра Бем[48] на основании "Шкалы Кинси"типологизирует полоролевые различия:

- маскулинные мужчины (нечувствительны, энергичные, честолюбивые);

- маскулинные женщины (наделены сильной волей, склонны соперничать с мужчинами и претендовать на их место в профессии, социуме, сексе);

- феминные мужчины (чувствительные, ценят человеческие отношения и достижения духа, нередко принадлежат к миру искусства);

- феминные женщины (архаичный тип абсолютно терпеливой женщины, охотно соглашается быть "фоном"в жизни близких людей, характеризуются выдержкой, верностью и отсутствием эгоизма);

- андрогинные мужчины (сочетают в себе производительность и чувствительность, нередко выбирая гуманные профессии врача, педагога и т.п.);

- андрогинные женщины (способны решать вполне "мужские"задачи, используя женские средства (гибкость, коммуникабельность);

- недифференцированные мужчины и женщины.

Следовательно, пол - многогранное биологическое, психическое и социокультурное образование, которое пронизывает все уровни интегральной индивидуальности.Предметом дифференциально-психологичного го анализа прежде е межполовые различия, обусловленные не культурными факторами, а индивидных равном.

Требуется отметить, что многочисленные исследования близнецов показывают, что:

— корреляция[49] между результатами тестов на умственное развитие монозиготных близнецов очень высока, у разнояйцевых — значительно ниже;

— в области специальных способностей и личностных черт кор- реляции между близнецами слабее, хотя и здесь монозиготные проявляют большее сходство, чем дизиготные;

— в отношении многих психологических качеств различия внутри пар дизиготных близнецов не превышают различия внутри пар монозиготных близнецов. Но существенные различия проявляются чаще всего среди дизиготных;

— в отношении шизофрении[50] процент соответствия между моно- зиготными, дизиготными и братьями с сестрами таков, что показывает наличие наследственной предрасположенности к данному заболеванию. Здесь весьма интересным может быть известный в истории психогенетики случай четырех монозиготных близнецов (четверни Джениян); все четверо близнецов, хоть и в разные сроки, заболели шизофренией.

Математические методы[51] .Использование методов статистического анализа явилось од- ной из предпосылок выделения ДП в полноценную науку. Следует отметить, что и здесь одним из первопроходцев был известный англичанин Ф.Гальтон, который стал применять данный метод для доказательства своей теории наследуемости гениальности.

Обычно используют следующие приемы статистического анализа.[52]

 

Дисперсионный анализ[53] — позволяет определить меру индивидуального варьирования показателей. Зачастую именно дисперсионный анализ дает основную психологическую информацию. Так, представим себе, что в двух студенческих группах средний балл, полученный на экзамене по общей психологии, составляет 4 балла. Но в первой группе были и тройки, и двойки, и пятерки, а вторая группа активно списывала и в результате все ее участники получили по 4. Абсолютный среднегрупповой результат одинаков для обеих групп — 4 балла, но за ним стоит совершенно различный психологический смысл.

 

Индуктивная статистика[54] . Основная задача индуктивной статистики — определять, насколько статистически значимы различия между выборками.Для этого определяют разность между средними значениями двух распределений показателей, отклонения от среднего значения и с помощью специальных критериев и формул производят расчеты. Так, к примеру, если мы имеем группу испытуемых, на которую было оказано воздействие, то с помощью индуктивной статистики можно определить, имеется ли статистически значимое различие в показателях, которые демонстрируют испытуемые до и после воздействия.

 

Корреляционный анализ[55] . Устанавливает, во-первых, наличие связи, зависимости между изучаемыми переменными (например, между ростом и весом ребенка, между уровнем интеллекта и школь- ной успеваемостью, между временем, затраченным на подготовку к экзамену, и полученной оценкой). Во-вторых, показывает, сопро- вождается ли увеличение одного показателя возрастанием (поло- жительная корреляция) или уменьшением (отрицательная) друго- го. Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого. Коэффициент корреляции — это величина, которая может варьироваться в пределах от +1 до –1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1,

 

Факторный[56] анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных; фактор – это условие антецедента, первоначальная причина, прецедент; независимая переменная.Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.Главными целями факторного анализа являются:

1) сокращение числа переменных (редукция данных по зависимым и независимым переменным);

2) определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных в структуре личности. При полной отрицательной — шкале минус 1— переменная имеет зависимый характер. В случае, если коэффициент корреляции находится около 0, обе переменные не зависимы друг от друга. Для того, чтобы можно было делать выводы о степени выраженности корреляции, пользуются специальными формулами и расчетными таблицами.

3) Прямое отношение к характеристикефакторного анализа имеет конструктная валидность[57] , которая позволяет строго статистически проанализировать структуру связей показателей исследуемого теста с другими известными и латентными факторами, выявить общие и специфические для группы сопоставляемых тестов факторы, степень их представленности в результатах, т. е. определить факторный состав и факторные нагрузки результата теста. Исключительная важность такой процедуры является основанием для выделения ее в особый вид конструктной валидности – факторную валидность, то есть внутренняю согласованность, отражающую то, насколько определенные пункты (задания, вопросы), составляющие материал теста, подчинены основному направлению целостного исследования, ориентированы сочетанием конструктной, внутренней, операцианальной, внешней валидностей со здравым смыслом исследования. Напомним, что валидность как обоснованность психологической информации, означающая отсутствие в ней теоретических ошибок, возникающих в связи с неверными исходными методологическими и методическими посылками в ходе подготовки и проведения исследования, сочетается с другими психодиагностическими показателями: это надёжность, однозначность, точность осуществления коррелирования ответов и заданий с общим результатом теста и структурой личности.

 

4) Дискриминантный анализ[58] используется для принятия решения того, какие переменные различают (дискриминируют) две или более возникающие совокупности (группы).При помощи дискриминантного анализа проверялась теорему смены ценностей, сформулированную американским политологомРональдом Инглгартом[59] . Например, в своём исследовании "Культурный прорыв. Изменение ценностей в западном мире" (см. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change.-Princeton Univ. Press, 1997.) Рональд Инглехарт (RonaldInglehart) приводит тезис о том, что в более зрелых возрастных группах значимо большее количество человек высказались в пользу материальных, в том числе, религиозных ценностей[60] (см. Лит.). Среди младших поколений, согласно Инглехарту, растёт доля постматериалистов. Склонность опрошенных к постматериалистическим, собственно, современным духовным ценностям зависит от их образования и профессиональной квалификации.[61] Чем выше образование и профессиональная квалификация, тем выше склонность к постматериалистическим ценностям[62] , значительная доля которых приходится на социально-экономический статус отц[63] а либо его эгре́гор (от др.-греч. ἐγρήγορος «бодрствующий») — в новых (нетрадиционных) религиозных движениях — душа вещи, ангел, «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями людей и обретающий самостоятельное бытие. Согласно мнению Инглехарта, чем выше статус отца, тем значительней доля постматериалистов[64] . Рональд Инглхарт на основе концепции Абрахама Маслоу разделяет «материалистические» (физиологические) и «постматериалистические» ценности, преобладание которых в том или ином обществе отражает стадию его общего экономического и социального развития. Данные типы ценностных ориентаций имеют различное происхождение, сформулированное им в виде «гипотезы недостаточности» и «гипотезы социализации». В то же время, в классификации Инглхарта постматериалистические ценности практически распадаются на две группы - социальные и ценности самоактуализации, обусловленные соответственно направленностью на «возвышение и присоединение[65] » либо саморазвитие. Развивая это положение, А.П. Вардомацкий дополняет концепцию Р. Инглхарта «гипотезой идеализации». Однако такая точка зрения, предполагающая, существование трех основных типов ценностных ориентаций, не нашла отражения в экспериментальных исследованиях. Критика со стороны российских психологов данного подхода содержит, во-первых, обличение в  ограничении заданного респондентам списка, отражающего только сферу политических ценностей. Во-вторых, такой метод основан на предпосылке о «значительном временном лаге» между диагностируемыми сегодня ценностями и определяющими их социально-экономическими условиями, отнесенными в далекое прошлое, в так называемые «формативные годы». Наконец, в-третьих, определенные ограничения накладывает сама двухполюсная модель ценностных ориентаций, восходящая к противопоставлению высших или низших потребностей в теории А. Маслоу.     

 

РЕЗЮМЕ[66] : Дифференциальная психология — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

История дифференциальной психологии насчитывает три периода:

— донаучный (астрология, хиромантия и др.);

— период развития в рамках философии (Аристотель, Гиппократ, Дидро, Гельвеций, Х. Уарте и др.) и первых психологических экспериментальных исследований (Крепелин, Кеттелл, Гальтон, Бине, Симон и др.);

— период развития дифференциальной психологии как само- стоятельной психологической дисциплины (после выхода в1911 г. в свет работы В. Штерна «Дифференциальная психология и ее методологические основы»).

Среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие данной дисциплины, можно назвать зарубежных психологов В. Штерна, А. Анастази, Г. Айзенка, Д. Кеттелла, К. Леонгарда, а также отечественных исследователей А. Ф. Лазурского, В. С. Мерлина, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. М. Русалова, А. В. Либина, Зимбардо, Милгрэйм и др.

Среди методов дифференциальной психологии, помимо обще- психологических, выделяют генеалогический метод, близнецовый и его многочисленные разновидности, метод приемных детей. Широко используются в дифференциальной психологии математические методы с факторным и дискриминационным анализом.

 

ВОПРОСЫ:

 

1. Какие основные этапы своего развития прошла дифференциальная психология (далее ДП)?

2. Перечислите, что изучает дифференциальная психология в каждой области своего предмета (индивидуальных, групповых и типологических различий)?

3. Характеризуйте методологические направления в ДП.

4. Назовите основные методы исследования в ДП.

5. Что и Кто такое/ая личность.

6. Дискуссируйте понятие "целостная индивидуальность".

7. Перечислите и кратко характеризуйте методы дифференциальной психологии.

 

 

ТЕМА 2. Индивидуальность[67] как предмет дифференциально-психологических исследований

1.Организм, индивид, личность и индивидуальность: анализ понятий с позиции дифференциальной психологии (Б.Г. Ананьев);

2.Структура индивидуальности:В.С. Мерлин, Кречмер, Шелдон, Э.А.Голубева, М.С.Егорова, И.В. Равич-Щербо, М.К.Кабардов,Т.М.Марютина).

3.Понятие ценности, нормы и патологии индивидуальных различий в психологии. Пограничные состояния личности. Диапазон вариативности психологических особенностей человека.

4.Специальная теория индивидуальности В.М. Русалова.

Литература.

Мерлин В.С. «Очерк интегрального исследования индивидуальности». — М.: Просвещение, 1986. — 254 с.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности :избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. — М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. — 544 с. ISBN 5-89502-403-3.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. — Москва-Воронеж. 1996.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.

Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – М.: Прометей, 1994.

Егорова, М.С . Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. –. М.: «Планета, 1997.

Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В.М.Русалов. – М.: Наука, 1979.

Ломбразо, Ч. Гениальность и помешательство. – М.: Изд-во ТПО ТАМП, 1990. – 252 с.

Хокинг С. Мир в ореховой скорлупке / Пер. с англ. А. Г. Сергеева. — СПб.: «Амфора», 2007. — 218 с.

Кернберг, Отто. Тяжелые личностные расстройства = Severe personality disorders. — М.: Класс, 2000. — 464 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). — 2000 экз. — ISBN 5-86375-024-3, ISBN 0-300-05349-5.

Мак-Вильямс, Нэнси. Уровни развития организации личности // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7.

 

 

1[68] .Индивидуальность как то, что "отстаивают", в отличие от личности, которою "становятся" (А. Г. Асмолов) кем - настоятелем или urgentem или urgence[69] , по немецки Dringlichkeit, а по греч. Ο επείγων χαρακτήρας - эпигоном. В положительном значении этого слова, epigonos иои "рожденный после" - последователь героя, лишенный его творческой силы, но пользующийся его примером в качестве подражания для для достижения жизненной цели. Это как святые угодники на греческих иконах - все похожи на своего Господа.

Место и роль индивидуальности в антропологической системе Б. Г. Ананьева: индивид - пол, возраст, конституция, нейродинамические особенности организма; субъект деятельности - мышление, воля, эффекты, апперцепция; личность - темперамент, характер, способности, направленность; индивидуальность - индивидуальная история, индивидуальные задатки, индивидуальный опыт и продуктивность. Индивидуальность – своеобразие и неповторимость личности; проявляется в образе и чертах характера, интересах и склонностях (disposition), способностяхи свойствах интеллекта, стиле деятельности и речевом поведении.

индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека);

иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному илиинтегральная индивидуальность[70] ).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

"Интегра́льная индивидуа́льность"— подход к изучению природы темперамента, согласно которому индивидуальность понимается как сложный, междисциплинарный объект исследования, не сводящийся к сумме своих частей. Теория интегральной индивидуальности впервые введена Вольфом СоломоновичемМерлиным[71] . Теория известна и признана не только в российской психологии, но и в зарубежной академической психологии. Подход Мерлина схож с позициями школы Теплова — Небылицына, однако эти две школы не являются оппозиционными, а дополняют друг друга. Отличием концепции Мерлина является то, что внимание сосредоточено не на индивидуальных измерениях темперамента, а на комплексах его свойств. В своём подходе Мерлин пользовался структурированной методикой наблюдения и схемой исследования личности М. Я. Басова и естественного эксперимента А.Ф. Лазурского с использованием эмоционально насыщенных рассказов о проблемных социальных отношениях людей, которые наряду с основным вопросом к рассказу выступали как стимульный материал для осмысливания и развернутых оценок детьми. Строго говоря, термин "интегральная индивидуальность", требует деконструкции, ввиду дифференциального характера индивидуальности, что, несомненно, находит противоречиев самом определении или contradiction in adjective. Интегральной генерализованной на этот счёт характеристикой может считаться только личность.

 

2[72] . Интегральная - лучше сказать интегративная - индивидуальность. Как и Ананьев, Мерлин рассматривал структуру индивидуальности[73] в контексте интегрального уровня развития индивида через субъекта деятельности и личность, выделяя в структуре индивидуальности такие образования и качества как индивидуальная история, индивидуальные задатки, индивидуальный опыт и профессиональную продуктивность, а также индивидуальный стиль деятельности. Мерлин различал следующие уровни интегральной индивидуальности: общесоматический, нейродинамический, индивидуально-типологический, психодинамический, биохимический.
[74]

Общесоматические[75] , например, анатомо-морфологические (Кречмер, Шелдон); Представителей конституционального подхода к темпераменту связывало убеждение в том, что тип темперамента и даже недуги индивида обусловлены характеристиками его тела. Так, французский врач К. Сто выделил четыре типа телосложения (дыхательный, пищеварительный, мышечный, мозговой), каждый из которых наиболее чувствителен к воздействию одного из четырех видов внешней среды (воздух, пища, физическая и социальная среда), что и отражается на поведенческих реакциях индивида.Э. Кречмер и У.Шелдон предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Первый из них выделил по этому критерию три основных типа телосложения и поставил им в соответствие три основных типа темперамента.

 

Астеник[76] («цилиндрическая» форма тела, худой, узкоплечий, плоскогрудый, длинноногий, с отставанием веса тела от его длины) имеет шизотимический тип темперамента (живет сам в себе, скрытен, человек-тайна, дихотомичен, может испытывать страдание за народ и одновременно быть абсолютно недоброжелательным к человеку, внешне робок, упрям, не любит различного рода изменений, подобен дому с простым фасадом и закрытыми ставнями, но в полумраке которого шумит празднество). Склонен к шизофрении, значит шизотимик.
[77]

Атлетик[78] (широкоплечий, с развитой мускулатурой, среднего или высокого роста, уверенная посадка головы, узкие бедра, широкие плечи) имеет иксотимический тип темперамента (самоуверенный, деятельный, либо слабо впечатлительный, сдержанный, спокойный). Склонен к эпилепсии - эпилептик[79] .

 

Пикник[80] («бочкообразная» форма, склонность торса к ожирению, плотная фигура, лицо круглое с мягкими чертами, круглая голова сидит на короткой шее, часто коренастая фигура) имеет циклотимический тип темперамента (коммуникабелен, легко идет на контакт с другими, добродушен и правдив). Склонен к маниакально-депрессивному психозу - цикл[81] оид.

Шизотимический и циклотимический типы темперамента имеют свои подтипы, личностные особенности, проявляющиеся в поведенческой сфере.

Подход Э. Кречмера достиг вершины своей популярности в 30-х годах прошлого столетия и хотя не получил достаточного экспериментального подтверждения, до сих пор находит своих сторонников. По мнению И. Павлова, стратегическая ошибка автора заключалась в его попытке разделить всех здоровых людей на шизоидов и циклоидов.

У. Шелдон, продолжая исследования Э. Кречмера, обратил внимание не столько на внешние пропорции телосложения, сколько на отдельные его компоненты. Он увязал различия темпераментных свойств с соотношением различных компонентов организма, развивающихся из трех слоев его эмбриональной [82] клеточной структуры:

- эктодермы[83] (внешнего слоя, из которого образуются нервная система, органы чувствительности и др.);

- мезодермы[84] (среднего слоя, служащего материалом для формирования мышц и костей);

- эндодермы[85] (внутреннего слоя, развивающегося в пищеварительный тракт и внутренние органы).

Преимущество в развитии одного из этих слоев приводит к трем базовым вариантам телосложения человека:

- эндоморфному[86] (тяжелые, плохо развитые мышцы и кости);

- мезоморфному[87] (сильные, хорошо развитие мышцы и кости);

- эктоморфному[88] (тонкие, легкие кости и мышцы).

От того, какой эмбриональный компонент является ведущим у индивида, зависит тип его темперамента. Так, преобладание эндоморфного компонента приводит к висцеротоническому[89] типу (расслабленность, общительность, приветливость, спокойствие, терпимость, любитель поесть). Преобладание мезоморфного - к соматоническому[90] (энергичность, уверенность, спортивность, предприимчивость, решительность, стремление к власти, склонность к риску, шумливость), эктоморфиого - к церебротоническому[91] типу (застенчивость, сдержанность, тревожность, скованность, скрытность, социофобия[92] ).

Клаус Конрад (не путать с Ко́нрадом Ло́ренцом — выдающимся австрийским зоопсихологом, основоположником этологии, автором термина "импринтинг") развил конституционально-генетический подход[93] , согласно которому тип телосложения и, следовательно, тип темперамента обусловлены преобладанием в организме индивида специфических генов. Для описания типа телосложения предложены два параметра: а) полнота и рост, б) пропорции тела.

Изменения пропорций тела (соотношения размеров головы и тела, длины рук и тела и др.) соответствуют изменению телосложения от пикноморфа до лептоморфа, а изменение полноты и роста индивида -изменению телосложения от гипоплазии до гиперплазии. Характеристики лептоморфии[94] аналогичны шизотимии (по Э. Кречмеру), пикноморфии[95] - циклотимии, гипоплазии[96] - астении, гиперплазии[97] - атлетии.

Измеряя параметры пропорций тела, полноты и роста, находят точку на сетке типов телосложения и, следовательно, темпераментные свойства.

Конституциональный подход не мог удовлетворить требования повседневной психологической практики, ибо классифицировал людей по типам темперамента с низкой достоверностью и без должного психологического обоснования связи между характеристиками телосложения и типом темперамента. Дело в том, что распределение людей по «чистым» типам телосложения, выделенным авторами, таково, что они составляют лишь небольшую долю от общей численности населения. Большинство же людей попадают в разряд «смешанного» телосложения, для которого трудно дать четкое описание темперамента. Именно эта часть людей становится причиной низкой достоверности конституционального подхода.

 

Нейродинамически[98] й уровень ( свойства нервной системы), динамический стереотип, по И. П. Павлову, сильный уравновешенный, подвижный, слабый. Нейродинамические свойства человека включаются в структуру индивидных характеристик человека, их основу составляют основные свойства нервной системы, то есть её природные врожденные особенности, влияющие на формирование индивидуальных черт поведения и некоторых индивидуальных различий характера человека. В данном случае речь идет о степени выраженности, особенностях протекания процессов возбуждения и торможения, то есть о типологических особенностях нервной системы.

Отсюда вопрос о существовании индивидуально-типологических свойств нервной системы[99] впервые в физиологии был поставлен Павловым. Им были открыты такие свойства нервной системы, как сила, подвижность нервных процессов и их уравновешенность, то есть баланс возбуждения и торможения.

Сила нервной системы определялась Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Впоследствии была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности, то есть индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов, и, наоборот, для слабой нервной системы характерной является высокая чувствительность.

Подвижность нервной системы — это свойство понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот). Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность.

 

Лабильность[100] нервной системы (понятие разработано Б. Тепловым и Д.Небылицыным)— быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов. Чем большую частоту способна воспроизвести та или иная система в своем реагировании, тем выше ее лабильность.

Типологические свойства нервной системы являются основой формирования темперамента, способностей человека, влияют на развитие ряда личностных черт (например, волевых), их необходимо учитывать в профессиональном отборе и профориентации.Индивидуальный стиль[101] профессиональной деятельности (Мерлин, Климов) и стиль руководства: авторитарный, демократический, либеральный (К. Левин), стиль отношения: пассивно-положительный, активно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный (Я. Л. Коломинский)

 

Психодинамический[102] уровень (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства). Постепенно среди ученых крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные[103] и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В. Вундтом (W. Wundt, 1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту.Придерживаясь такого взгляда, В. Вундт и, впоследствии, его ученик Э. Титченер выделилитакие биполярные свойства темперамента как силу и скорость изменения, затем стабильность и нестабильность эмоций, подчеркивая тем самым значение динамической и энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции (динамика) в сочетании с энергетической нестабильностью (нейротизм, по Г. Айзенку) образуют холерический темперамент, умеренные эмоциональные реакций в сочетании с их стабильностью - сангвинистишческий темперамент. Слабые эмоциональные реакции в сочетании с энергетической стабильностью - флегматический темперамент. Слабые эмоциональные реакции в сочетании с энергетической нестабильностью - меланхолический темперамент.

На силу и энергетику эмоциональных реакций влияют:

 психические свойства личности, например, направленностьили(Richtungdispositionen) личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением;

социально-психологические (например, социальные роли)

социально-исторический контекст ("Психология народов"Вундта) филогенез.

Анализируя свойства личности, прежде всего, необходимо выделить ее социальные характеристики. Человек рождается индивидом, личностью он становится в результате социализации, усвоения общественного опыта.

Помимо общей конституции в психодинамическом уровне выделены два класса частных: морфологические и функциональные. Морфологические конституции представлены хромосомной и телесной; функциональные — биохимической, физиологической, нейродинамической. Наиболее изучены в психологии соотношения между телесной, физиологической, нейродинамической структурами и психическими особенностями человека.

Результаты лабораторных исследований Яна Стрэляу[104] показали, что темперамент составляет психодинамическую структуру индивидуальности, особенно в области обучения и профессиональной деятельности. Взяв в качестве точки отсчета представление о темпераменте как о продукте биологической эволюции, а о личности - как о плоде социоисторических предпосылок. Ян Стреляу вместе с коллегами провел ряд исследований, которые продемонстрировали взаимозависимость между этими двумя явлениями.. Смысл регулирующей теории темперамент[105] а (RTT) заключается в том, что темперамент играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой. Особенное внимание в этой теории уделяется двум основным свойствам, определяющим энергетику поведения личности, а именно, реактивностии активности.

Мерлин различал также,биохимический уровень интегральной индивидуальности.
[106]

В современных исследованиях конституциональная структура телосложения рассматривается как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.Метаболи́ческий синдро́м (МС) и его синонимы: метаболический синдром X, синдром Reaven, синдромы к инсулину - увеличение массы висцерального жира, снижение чувствительности периферических тканей к инсулину и гиперинсулинемия, которые нарушают углеводный, липидный, пуриновый обмен, а также артериальная гипертензия.Пурин (с англ. pure - чистый) - бесцветные кристаллы мочи, играющие важную роль в химии природных соединений (пуриновые основания ДНК и РНК; кофермент NAD; алкалоиды, кофеин, теофиллин и теобромин; токсины, сакситоксин и родственные соединения; мочевая кислота) и, благодаря этому, в фармацевтике.Инсулинорезистентность[107] (устойчивость к инсулину) является физиологическим состоянием, при котором клетки не реагируют на обычные действия гормона инсулина. Организм вырабатывает инсулин, но клетки в организме приобретают устойчивость к инсулину и не могут использовать его эффективно, что приводит к гипергликемии и сахарному диабету.Нарушение пуринового обмена сопровождается и нарушением жирового (липидного) обмена. Поэтому у многих больных увеличивается масса тела, прогрессирует атеросклероз аорты и коронарных артерий, развивается ишемическая болезнь сердца, стойко повышается артериальное давление. К наиболее важным нарушениям пуринового обмена относятся избыточное образование и накопление мочевой кислоты, например при подагре. В основе последнего лежит наследственная недостаточность фермента гипоксантинфосфатидилтрансферазы, вследствие чего свободные пурины не используются повторно, а окисляются в мочевую кислоту. Подагре нередко сопутствуют сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, значительные изменения происходят и в почках. Приступы подагры провоцирует прием алкоголя, переохлаждение, физическое и психическое перенапряжение, начинаются обычно ночью сильнейшей болью.

У детей с синдромом Леши-Наихана[108] отмечаются воспалительные и дистрофические изменения. обусловленные отложением в тканях кристаллов мочевой кислоты: заболевание характеризуется задержкой умственного и физического развития.

 

3[109] .Понятие ценности, нормы и патологии индивидуальных различий в психологии. Пограничные состояния личности. Диапазон вариативности психологических особенностей человека.

Важным методологическим положением, выдвинутым А.Ф. Лазурским, и его учеником В.Мясищевым, является представление о динамичности отношений. Отношения не являются раз и навсегда данными, абсолютными. Они подвержены изменениям, развиваются как в онто -, филогенезе, так и в актуальном существовании. Так, с психофизиологической позиции исследуется пограничное состояние[110] или пограничный синдром, пограничный уровень (англ. borderline state) — относительно слабый уровень выраженности нейро-психического расстройства, не доходящий до уровня выраженной патологии. Понятие в значительной степени совпадает с понятием «Пограничное расстройство личности», присутствующим в МКБ-10 и DSM-IV.В отечественной традиции психофизиологических исследований к пограничным относят состояния, начиная с психического здоровья, и заканчивая выраженной патологией (М.А.Асанович).

В психоаналитической традиции термин "Пограничные состояния личности"уже, и подразумевает под собой уровень развития организации личности более «нарушенный», чем невротический, но менее «нарушенный», чем психотический. В этом значении термин «пограничное состояние» был введен в 1953 году Робертом Найтом (Robert Knight).В психоаналитическом подходе принято считать, что для пограничного состояния характерен ряд признаков, по которым его можно диагностировать:

«Тестирование реальности[111] » — человек в пограничном состоянии (в отличие от человека в состоянии психоза) способен понимать реальность: опираться на здравый смысл, опыт, учитывать мнение других людей и проводить границу между объективным и субъективным.

 

Интенсивный контрперенос[112] — у терапевта возникают сильные эмоциональные реакции на пограничного клиента. Даже если это позитивно окрашенные реакции, они могут сильно выбивать терапевта из колеи.

Примитивные защитные механизмы — в отличие от людей с нарушениями невротического уровня, люди в пограничных состояниях склонны использовать примитивные психологические защиты, такие как отрицание, расщепление Эго, Всемогущий контроль, экстрасенсорные парапсихологические опыты и другие[113] .Всемогущий контроль — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Экстрасенсорное восприятие (экстрасенсорика) (от лат. extra «сверх», «вне»; sensus «чувство») формы восприятия, использующее неизвестные (или кажущиеся таковыми) органы чувств и/или мало изученные механизмы восприятия (интуиция, медитация).

Терапия. Круг расстройств пограничного уровня очень широк. Люди с нарушениями такого уровня нуждаются в специальной психологической помощи. Так, например, считается, что психологического консультирования недостаточно для работы с такими проблемами. Не рекомендуется классический психоанализ, т.к. уровень тревожности таких людей довольно высок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 672.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...