Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дать определение понятию «контроль учебных достижений». Назвать и описать виды контроля. Определить функции контроля.




 

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – это составная часть процесса обучения, которая обозначает выявление, измерение и оценивание знаний, умений учащихся. Выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий (поурочный и тематический), периодический и итоговый.

Основой для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения

Предварительный позволяет определить исходный уровень знаний и умений учащихся. На основе данных предварительного контроля, который проводится в начале учебного года, учитель вносит корректировку в календарно – тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях, намечает пути исправленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Данный контроль может быть индивидуальным и групповым. При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, не формального механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль делится на текущий поурочный и текущий тематический.

Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль обычно проводится несколько раз в четверть. Примером периодического контроля могут служить обязательные контрольные работы.

Периодический контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Его проведение предусматривается в календарно - тематических планах работы учителей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения. Итоговый контроль осуществляется при выставлении отметки за четверть, год, на переводных семестровых и государственных экзаменах, при защите курсовых работ.

Контроль выполняет следующие функции:

· контролирующую,

· обучающую,

· воспитывающую,

· развивающую,

· мотивационную,

· диагностирующую

· прогнозирующую.

Наиболее важной и специфической является контролирующая функция.

 

 

Дать определение понятию «метод контроля». Объяснить назначение методов контроля учебных достижений. Охарактеризовать методы устного контроля знаний.

Методы контроля – способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учащимися учебного материала и овладение умениями и навыками.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учителем и учеником, на основе которой устанавливается, как ученики воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом надо учитывать, что указанные методы могут использоваться во всех видах контроля.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний и умений. При устном опросе устанавливается непосредственная связь между учителем и учеником, в процессе которой учитель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный (уплотненный) опрос.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы учителя с классом. Его преимущество в том, что к активной умственной работе можно привлечь всех учеников класса. Для этого вопросы должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными, поставленными в такой последовательности, чтобы ответы учащихся могли раскрыть содержание раздела, темы. При помощи фронтального опроса учитель имеет возможность проверить выполнение учащимися домашнего задания, определить готовность класса к изучению нового учебного материала, который только что был объяснен на занятиях.

Индивидуальный опрос представляет собой основательный, связный ответ учащегося на поставленный вопрос. Поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся. Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед учащимися вопросы, которые требуют развернутого ответа. Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее пройденный материал. Вопросы всегда задают всему классу и после небольшой паузы, необходимой для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают конкретного ученика. Чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всего класса целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся.

Поэтому опытные учителя в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный (уплотненный) опрос. При комбинированном опросе совмещаются устные ответы с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Это позволяет при одних и тех же затратах времени проконтролировать работу большего количества учеников.

 

 

15. Перечислить требования, предъявляемые к контролю учебных достижений. Объяснить отличие понятий «оценка» и «отметка». Охарактеризовать уровни оценки учебной деятельности.

 

Контроль знаний, умений и навыков учащихся – это составная часть процесса обучения, которая обозначает выявление, измерение и оценивание знаний, умений учащихся.

К контролю предъявляются следующие требования:

1) индивидуальный характер контроля;

2) систематичность и регулярность;

3) разнообразие форм проведения контроля;

4) всесторонность;

5) объективность;

6) дифференцированный подход;

7) единство требований учителей при осуществлении контроля;

8) этичность;

9) гласность.

Контроль включает в себя оценивание как процесс проверки. Оценка является результатом проверки и проявляется в оценочных суждениях. Оценка – это качественный показатель работы учащихся. Отметка – количественный показатель работы учащихся, выраженный в баллах.

В Республике Беларусь принята 10-бальная система оценки учебных достижений учащихся. Можно выделить следующие уровни оценки учебной деятельности:

1) низкий (1-2 балла) – действия на узнавание, распознавание понятий;

2) удовлетворительный (3-4 балла) – воспроизведение нового материала на уровне памяти;

3) средний (5-6 баллов) – осознанное воспроизведение, описание и анализ учебного материала;

4) достаточный (7-8 баллов) – применение знаний в знакомой ситуации по образцу;

5) высокий (9-10 баллов) – применение знаний и умений в незнакомой ситуации.

 

 

Дать определение воспитанию как педагогическому процессу. Объяснить отличие понятий «воспитание в широком» и «воспитание в узком» смысле слова. Определить особенности процесса воспитания.

Воспитание - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности личности по овладению социальным общественным опытом: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитание в широком смысле означает овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями. В этом случае воспитание включает в себя обучение и воспитание в узком смысле.

Воспитание в узком смысле означает формирование социальных, нравственных и эстетических отношений.

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон - обучения и воспитания в узком смысле – носит условный характер . В реальной педагогической деятельности они тесно связаны между собой , проникают один в другой. В этой неразрывной связи обучения и воспитания проявляется важная закономерность: нельзя осуществлять деятельность воспитание без хорошо организованного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

1. Процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность воспитательного процесса обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

2. Процесс воспитания - многофакторный процесс. Становление личности происходит под влиянием разнообразных факторов, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды. Воспитывает все: люди, вещи, явления - но прежде всего учителя и родители.

3. Воспитательный процесс - процесс динамический, т.е. подвижный, изменчивый.

4. Это процесс длительный, долговременный, по существу непрерывный .

5. Процесс воспитания - комплексный процесс. Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненных идее целостности формирования личности.

6. Воспитательному процессу характерна вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях, одними и теми же действиями могут быть достигнуты различные результаты .

7. Процесс воспитания имеет двусторонний характер .

8. Воспитательному процессу характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воздействия .

9. Процесс воспитания - противоречивый процесс.

В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателя и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...