Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цели,принципы ,задачи образования детей в раннем детстве




Объектом педагогики раннего возраста являетсяобразование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.

Цели, принципы, задачи и содержание образованияопределяются государственной политикой. Государственная политика в образовании отражается в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах министерств образования, и др. В практическую деятельность она претворяется как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями.

Основными документами, отражающими государственную политику в сфере образования на современном этапе, являются: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011), Концепция дошкольного образования (2000) и др.

Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка.

В соответствии с этим цель дошкольного образования - охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей

Задачи образования детей раннего возраста:

- обеспечение эмоционального благополучия детей;

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

- создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;

- поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.

Содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по пяти направлениям,в которых происходит развитие ребенка:

n физическое,

n социально-нравственное и личностное,

n познавательное,

n речевое,

n эстетическое развитие воспитанника.

Реализация личностно-ориентированной модели образования требует соблюдения следующих принципов:

Принцип развития - означает ориентацию образования на специфику психологического возраста ребенка

Принцип самоценности детского возраста. С позиций гуманистической педагогики детство рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь

Принцип единства воспитания и обученияпредполагает, что воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями реализуются цели обучения. А обучение будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут реализовываться цели воспитания.

Принцип интеграции содержания образования предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности — предметно-практической, игровой, музыкальной, театрализованной, конструктивной и др.

Принцип индивидуализации образования основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, однако при этом каждый ребенок уникален и индивидуален

Принцип вариативности образования обеспечивается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов образования.

29. Особенности физ.и псих.развития детей в ранн.детстве.Взаимод-е педагога с детьми. Пед работа с детьми в период адаптации к ДУ.

1) Интенс. темп физ.и псих. разв-я р-ка(увел.рост, вес, овлад. движ, овлад. речью, мышлен, вним, пам.2).специфика мышлен-я(носит конкрет. х-р, з-ча взросл. объясн, толков, чтобы усв понятия.3)склонность к подраж.- основн. м-д воспит. явл. пример(в игре) 4)повыш. эмоц-сть, впечат-ть(перед сном нельзя шумн.игры) 5) пластич-сть НС (синзетивность) 6) склонность к повторен.сказок (отвлеч.на шумы) 7) запомин-е носит механ. х-р (разъяс-ть смысл того что запомн) 8) хруп-сть, ранимость организма(подвержен., заболев.)

Раннее детство – от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития. Еще одной отличительной особенно-сти развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи. Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. sensus - чувства) человек узнает о свойствах, качествах окружающего его мира.

Важным приобретением раннего возраста является овладение ребенком речью. Через гуканье, гуление, лепет малыш приходит к первым осмысленным словам. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача

 

Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психическою развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др

Первый год жизни условно делится на следующие Этапы:

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденности - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю мес. до I года

С первых дней жизни у детей необходимо воспитывать положительное отношение ко всем режимным процессам. Естественной и наиболее правильной едой для младенца является грудное молоко матери. Важно, чтобы ребенок ел в спокойном состоянии, с аппетитом. съедал всю порцию. В это время ребенок должен находиться в полусидячем положении. В 6-7 мес. нужно учить пить детей из чашки фруктовые соки, кефир, чай. Как только малыш научится сидеть, его нужно кормить за столом. Необходимо правильно организовать сон ребенка. Постель должна быть ровной и твердой. Дневной сен ребенка в любую пору года целесообразно проводить на свежем воздухе. Неспокойным детям можно давать пустышку, однако, когда ребенок загнет, пустышку нужно вынимать изо рта. Когда ребенок спит, взрослые разговаривают вполголоса, свет не должен падать ему на лицо, радио и телевизор нужно выключить. С 8 мес. ребенка приучают к горшку. Он должен быть удобным. Целесообразно исполь зовать специальный стульчик. Высаживают ребенка на горшок только в те моменты, когда у него есть потребность. Не следует долго держать ребенка на горшке, это может вызвать отрицательное отношение к высаживанию.

Второй год жизни характеризуется Тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности.Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения - это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятны ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание Сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни.. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается. неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых.. Игра носит процессуальный характер. Необходимо создание предметно-игровой среды. Важен также комплексный метод руководства играми детей: I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей; 2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей; 3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей); 4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Адаптация детей к дошкольному учреждению.Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для реб-каДУ, несо-мненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и нов. отношениями. А-я включ. шир-й спектр индивид-ых реакций, характер кот-х зависит от психофизиол-ких и личностных особен-ей реб-ка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошк-м учр-и. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения реб-ом сада - контакт род-й и восп-й, умение и желание взаимно сотрудничать. Стоит за несколько дней до поступ-я в ДУпознакомить с ним реб-ка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстр-ть, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Это "первое свидание" непременно должно быть окрашено теплым, участливым вниманием к новичку, уверенностью в его положит-ных качествах, умениях и знаниях и в том, что он со всеми новыми заботами непременно справится и будет чувствовать себя в саду как дома. В некоторых ДУразрешают маме поначалу присутств-ть вместе с реб-м. Иногда мал-у разрешают прих-ть в д.сад со своей любим. игр-й. Приспособление к д. саду может осложниться из-за таких (по мнению взрослых!) мелочей, как отсутствие любим. игр-ки, с которой привык играть и засыпать реб-к, отсутствие "своего" места за столом и т.д.Род-ям необход-о проявл. живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, зад-ям, кот. он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в ад-и.Однако не надо слишком назойливо рассп-ать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из ДС- он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Реб-к может соск. и по родителям - поэтому маме не следует, приведя его домой, сразу же брос-ся к выполн-ю дом. дел. Надо позв-ть мал. посидеть на коленях у взр-го.Наиболее распростр-й источник напряжения в период а-и - это публичность, присутствие большого кол-ва чуж. людей вокруг. Поэтому хор, если после дня в ДСреб-к имеет возм-ть уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и т.д. Рекоменд-ся побольше играть с мал-м в подв-е эмоцион-е игры. Если не разрядить напряжение, кот. возникает у реб-ка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств. Наблюдая за мал-м, взрослый почувствует, какие именно занятия после ДСпомогают ему рассл-ся, сбросить напряжение: прогулка с мамой, общение с дом. жив-ми или активные игры во дворе. Обычно период А-и заканч-ся к концу 1-го мес. Показателем хорошей А-и будет следующее поведение реб-а: малыш гов-т род-ям: "Ну пока" и срывается в гр-у, потому что там его ждут приятели и интер-ые зан-я, а веч-м идет с охотой домой.

 

30. Организация развивающей предметной среды. Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитем детей.

Необходимо создавать все условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория учреждения дошкольного образования, создается красивый ландшафт. Все элементы интерьера должны быть со вкусом оформлены, следует избегать мрачных тонов, учитывать особенности детского восприятия.Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей.Оборудование туалетной комнаты должно быть приспособлено к нуждам маленьких детей и удобно для воспитателя.

В групповом помещении могут быть организованы следующие зоны для:

• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

• развития движений;

• сюжетных игр;

• игр со строительным материалом;

• игр с машинками;

• изобразительной деятельности;

• музыкальных занятий;

• чтения и рассматривания иллюстраций;

• игр с песком и водой;

• отдыха (уголок уединения);

• уголка природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).

Предметная среда должна быть:

§ динамичной;

§ развивающей;

§ безопасной.

Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми

Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. Оно должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на несколько лет.

Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно;

включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.

Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом, дает возможность конструктивно взаимодействовать с коллегами и родителями.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным, систематическим. Для большей эффективности необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений:

Ø карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей;

Ø тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные воспитателем в ходе ежедневных наблюдений за неделю или месяц.

Поскольку структурированное наблюдение должно начинаться с первого дня поступления ребенка в детское учреждение, целесообразно в первую очередь использовать карту наблюдения в период адаптации.

По окончании периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим временным интервалом, например, раз в месяц. Это зависит от состояния и поведения ребенка.

Результатом наблюдений должна стать конкретизация целей педагогической работы с малышом, их реализация, последующая фиксация изменений в соответствующей сфере его развития.

 

 31. Диагностика развития детей в образовательном процессе.

 Показатели представляют собой перечень достижений ребенка, необходимых для его дальнейшего развития, и являются обобщенными социально значимыми ожиданиями развития ребенка, нормами развития детей, ориентирами в деятельности взрослых (педагогических работников, законных представителей воспитанников), направленных на достижение установленной образовательной цели. Показатели развития воспитанников представлены в образовательных стандартах дошкольного образования, утвержденных и введенных в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь.В соответствии с нормативными правовыми актами, для получения информации об эффективности образовательного процесса, а также о динамике развития детей, их достижениях в результате освоения содержания учебной программы дошкольного образования может проводиться психологическая и педагогическая диагностика. Образовательная работа по учебной программе дошкольного образования нацелена как на усвоение содержания учебной программы дошкольного образования, так и на овладение детьми специфическими для каждого возрастного периода видами деятельности, обобщению разнообразного опыта деятельности и формированию способности применять этот опыт в разных, в том числе новых условиях. Это, в свою очередь, формирует у ребенка качества и умения, которые он использует в своей жизни для решения разнообразных задач своей деятельности. В этой связи успешность освоения ребенком программных требований должна оцениваться в процессе реальной жизнедеятельности детей. Основные задачи УД связаны с образовательной работой и созданием условий для детского развития. Поэтому диагностика, являясь важным элементом работы, не должна без особых на то причин отнимать много времени ни у педагогов, ни у детей. Результаты педагогической диагностики достижений детей в результате освоения содержания учебной программы дошкольного образования могут использоваться для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; оптимизации работы с группой детей. Оценку и анализ достижений детьми результатов освоения содержания учебной программы дошкольного образования осуществляют воспитатели, музыкальные руководители, руководители физического воспитания с применением низкоформализованных методов: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, игровые и педагогические ситуации, портфолио ребенка. Высокоформализованные методы оценки используются специалистами: педагогами психологами, дефектологами. Диагностика проводится по разработанным листам оценки, соответствующим возрастным периодам. В начале учебного года педагоги обязательно знакомят родителей с положениями учебной программы дошкольного образования и системой оценки ее освоения. Процедура оценки предполагает двухуровневый подход. Оценка первого уровня осуществляется воспитателями непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки, разработанным в полном соответствии с показателями, представленными в учебной программе дошкольного образования. Оценки по физическому и эстетическому (музыкальная деятельность) развитию детей могут давать руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах заполняют медицинские работники. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения воспитатель может уточнить в беседе с родителями. Диагностика проводится по листам оценки, соответствующим возрастной группе, которую посещает ребенок. Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения содержания учебной программы дошкольного образования, и проведение специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится оценка «недостаточный уровень». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми содержания учебной программы дошкольного образования. Если по каким то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации содержания учебной программы дошкольного образования. Если по каким то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень), процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводится педагогом психологом. По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.

Организация совместной работы педагогов и семьи.

Задачи психолого-педагогической поддержки семей и повышения компетентности родителей: 1. Оказывать родителям (законным представителям) дифференцированную психолого педагогическую помощь в семейном воспитании детей от двух месяцев до начала их школьной жизни, в том числе, по вопросам инклюзивного образования (в случае его организации). 2. Способствовать повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей. 3. Вовлекать родителей и других членов семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность учреждений дошкольного образования. 4. Поддерживать образовательные инициативы родителей в сфере дошкольного образования детей раннего возраста. Содержание взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Педагогический коллектив реализует задачи психолого педагогической поддержки семей на основе доверия, диалога, миролюбивого партнерства, уважения систем ценностей и взглядов родителей, признания огромного значения кровного родства в жизни своих воспитанников. С этой целью педагоги учитывают в общении с родителями демографические, экономические, экологические, этнокультурные и прочие условия жизни семей воспитанников; анализируют данные о составе семей, их экономической разнородности, традиции семейных отношений, учитывают социальную ситуацию в целом, в условиях которой развиваются дети и формируются их ценности. С целью создания партнерских отношений и укрепления доверия с семьями воспитанников педагоги используют язык открытой коммуникации (активное слушание, безоценочные высказывания, уместный комплимент, улыбка и т.п.). Особенно это важно в эмоционально напряженных ситуациях общения с родителями, в случаях разногласий в решении проблем, затруднений и отклонений в развитии ребенка, в общении с родителями детей, имеющих особенности психофизического развития. Педагоги предоставляют родителям возможность быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении, успешности его развития. Они делятся с членами семьи своими наблюдениями за ребенком и наиболее яркими впечатлениями дня, обращают внимание родителей прежде всего на успехи ребенка, проявление его индивидуальности, инициативы, предпочтений в разных видах деятельности, умение общаться со сверстниками и пр. Для этого педагоги активно используют различные формы и методы сотрудничества с семьями, в том числе, интерактивные. Например, вовлекают родителей в детскую деятельность, просмотры и обсуждение видеофрагментов (фотопрезентаций) о жизни детей в учреждении дошкольного образования и семье, игровое взаимодействие с детьми. Педагоги создают условия для обогащения родительского опыта игрового партнерства в образовательном процессе, проявления исследовательской позиции в познании ребенка и осознания своих способов установления контакта и взаимодействия с ним по мере его взросления. Это собственно и становится основой выстраивания развивающих отношений с ним. Педагоги оказывают поддержку родителям в период адаптации детей к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников; знакомят родителей с эффективными способами поддержки малыша в благополучном протекании адаптации; рекомендуют родителям популярную литературу по актуальным вопросам семейного воспитания, информируют о семейных консультациях, обучающих программах и иных формах психолого педагогической поддержки. Педагогический коллектив осуществляет профилактику и предупреждение эмоционального неблагополучия детей в семье из за возникновения разного рода деструкций в детско родительских отношениях, поддерживает право каждого ребенка на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия. С этой целью педагоги пропагандируют ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей. В данной работе педагоги принимают во внимание традиции всенародных праздников и даты семейного календаря (региональные, республиканские, международные). Педагоги знакомят родителей (законных представителей) с учебной программой дошкольного образования, по которой воспитывают, обучают и развивают детей в учреждении дошкольного образования. Педагогический коллектив создает условия для участия родителей в управлении учреждением дошкольного образования, заботится об открытости информационного пространства в интересах детей и родителей. Тематика бесед, интернет-сайтов и форумов, детско- родительских__проектов, информационных буклетов и выставок для родителей.

Современные программы восп.детей раннего возраста.

Переход к личностно-оринтированной педагогике, основанной на признании самоценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности ребенка с учетом индивидуальных темпов развития, вызывает необходимость создания программ нового поколения. В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности)

Программа «Радуга»- Доронова В.В, Гербова Т.И-первой комплексной программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Программа «Детство» -Бабаева Т.И.-представляет собой комплексную образовательную программу, построенную на принципах гуманистической педагогики и нетрадиционной для отечественной психологии периодизации развития детей. В ней выделяются три основные ступени дошкольного детства — младшего, среднего и старшего. Третий год жизни включен в младший дошкольный возраст, который охватывает период от 2 до 4

Программа «Истоки» Парамонава Т.И, Алиева А.Н.. — это комплексная региональная программа, ее целью является разностороннее, полноценное развитие ребенка от рождения до 7 лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Программа «Кроха» Григорьева галина Григорьевна— это программа воспитания и развития детей до 3 лет в условиях семьи, она представляет собой модель развивающего обучения детей раннего возраста, охватывая все периоды развития ребенка от рождения до 3 лет, включая подготовку матери к рождению малыша и адаптацию детей к поступлению в ясли.

 Программа «Сообществоо»— это методическое руководство по работе с детьми от рождения до 3 лет созданное в результате совместной работы по внедрению в России методов воспитания и обучения, ориентированных на ребенка, институтом Открытое Общество, фондом Сороса и Центром международных детских программ. Ее целью является формирование у детей умения критически мыслить, делать выбор, ставить и решать проблемы, заботиться о людях и окружающей среде, развивать творческие способности.

Программа «Гармония»— главная идея которой — целостное развитие личности ребенка 2—5 лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Основной принцип здесь — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задач л различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную).

 Программа «Малыш»-Васютина татьяна викторовна-Петрова В.А. нацелена на развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни в разных видах музыкальной деятельности. Основу ее составляют произведения классического репертуара; разработан ряд новых музыкальных игр

Программа «Юный эколог» Николаева С.Н.- направлена на формирование начал экологической культуры у детей, начиная с 2 лет.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...