Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь. Инновационные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.




В РБ разработана модель оздоровительно-развивающего физического воспитания, направленная на улучшение здоровья, физического и двигательного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данная модель включает: концепцию, программу, технологию физкультурно-оздоровительной работы в ду, а также программно-методическое обеспечение по подготовке и повышению квалификации кадров.

Авторы разработки: Шишкина В.А., Дедулевич М.Н.

В.Н.Шебеко – проблемы формирования личности средствами физ.культуры, восп-ия моторно одарённых детей.

Н.Н.Ермак – вопросы теории и методики физ. восп-я.

Ю.Боковец – воспитание правильной осанки

Одной из главных черт обновления национального дошкольного образования в Беларуси является создание инновационных педагогических технологий белорусскими учёными. За последние годы дошкольное образование республики пополнились защищёнными в науке и апробированными на практике инновационными педагогическими технологиями.

Обеспечить качество образовательного процесса по физической культуре помогают технологии:

Ларисы Дмитриевны Глазыриной «Повышение физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей»

Валентины Николаевны Шебеко «Формирование творческой активности ребёнка средствами физической культуры»

Согласно инновационным позициям, присущим технологиям белорусских авторов, за воспитанником сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибок, выбор деятельности, свободу и самовыражение.

Главные черты инновационных технологий белорусских ученых, это:

приобщение дошкольников к культуре своего общества, менталитета белорусского народа, двойная адресованность (на ребенка и взрослого). Ребенок и взрослый рассматриваются как единый участник педагогического процесса.

Например, идея «мягкого» управления процессом обучения в технологии Ларисы Дмитриевны Глазыриной непосредственно связана с идущими в обществе, а точнее в его социокультурных сферах, процессами демократизации и гуманизации. Содержание технологии опирается на основополагающие принципы, разработанные автором:

- принцип синкретивности(от греч. synkretismos – соединение, объединение).В процессе физического образования и воспитания дошкольника необходимо создать такие условия, в которых его физическое и духовные возможности раскроются во всей полноте.

- принцип фасцинации (от анг. facination – очарованье)Важным фактором в физическом совершенствовании дошкольников является развитие у них интереса к процессу движений и двигательных действий. Ребенка нужно очаровать предметам. Очаровать окружающей действительностью. Дети должны очаровываться друг другом.

- принцип «подсознательной ферментации» (или размышления) ориентирован на организацию труда самого руководителя по физическому воспитанию. Это последовательный поиск собственных путей, обдумывание возможностей, а также почти автоматическое принятие именно таких решений, которые будут вести к успеху в организации двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста и тем самым к обогащению личного опыта педагога

Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основные компоненты здорового образа жизни детей в учреждении дошкольного образования: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки,

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение

различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)

• Формирование понятия "не вреди себе сам"

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается

позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

Условия формирования здорового образа жизни у детей: создание здоровье сберегающей физкультурно-оздоровительной среды, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, коррекционная работа с детьми, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

Одним из основных условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников являются физкультурные занятия в дошкольном образовательном учреждении.

Физкультурные занятия - основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду.

Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Таким образом, физкультурные занятия способствуют передаче дошкольникам общественно-исторического опыта и культуры выполнения движений, выработанной человечеством. Групповой способ выполнения физических упражнений успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности .

Характеристика игровой деятельности. Разные подходы к классификации игр. Своеобразие каждого вида игр, их сходство и различие. Характеристика сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сущность режиссерской игры, ее значение, педагогические условия.

Особенности конструктивно-строительных игр, условия развития, методика руководства в разных возрастных группах детского сада. Значение театрализованных игр, их виды, педагогическое руководство.

Дидактическая игра, ее структура, характеристика компонентов. Виды дидактических игр, особенности руководства в разных возрастных группах. Современные исследования игровой деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 204.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...