Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребенка. Различные стили семейного воспитания. Соврем.исследован. по проблемам семейного воспит.
Структура семьи определяется количеством поколений, количеством и полом детей, наличием обоих родителей. По количеству поколений: двухпоколенная семья: дети + родители (Положительные аспекты такой семьи:- молодые семьи привыкают к большей самостоятельности, ответственности;- меньше конфликтов «отцов и детей»; Недостатки такой семьи:- теряются семейные связи, традиции;- у старшего поколения нет возможности тесного общения со своими внуками, участия в их заботе и воспитании) Многопоколенная семья (родители + дети + прародители)( если семья дружная, то имеется разностороннее общение, взаимовлияние;- лучше обеспечен быт;- более целесообразное распределение пед. сил -: отсутствие последовательности и единства требований к ребенку со стороны членов семьи;- разнобой в методах воспитания (родители обычно более требовательны, прародители больше прощают, разрешают) По наличию обоих родителей - полная и неполная Неполная семья (нет одного из родителей) -: трудность в воспитании детей заключается в недостатке общения, отсутствии правильной психологической атмосферы. При воспитании в такой семье мать не должна изнеживать ребенка, а, наоборот, подчеркивать в мальчике мужские черты, систематически обеспечивать общение с родственниками мужского пола. Важно усилить влияние каждого члена семьи на ребенка, чтобы компенсировать отсутствие члена семьи. По количеству детей в семье Однодетная семья. В большинстве случаев ребенок в центре семьи, ему перепадает больше материальных и эмоциональных благ. Но ребенок чаще находится на позиции опекаемого, делает все вполсилы. Единственный ребенок не имеет возможности близко общаться с другими детьми, у него часто развивается завышенная самооценка и самомнение, могут проявиться эгоистические черты. В семье с несколькими детьми детям приходится делить между собой заботу и внимание родителей. Это компенсируется особыми эмоциональными связями в общем детском мире. Старшие и младшие выступают по отношению к друг другу в качестве обучающих и обучаемых. -: дети могут соперничать между собой, младшие не хотят донашивать вещи старших, старшие не хотят нянчить младших.
Педагогам учреждений дошкольного образования необходимо знать тип семьи для того, чтобы дифференцированно работать с ней. . Типы семей по признаку благополучия: - благополучные семьи; - семьи «группы риска»; - неблагополучные семьи; - асоциальные семьи. Стили сем.восп-я. Стиль сближения (естеств. восп-е) подраз-ет полную вовлеченность и актив.участие родителей в повседн. жизни ребенка. Многие родители начин.практиковать этот стиль восп-я, когда ребенок еще находится в утробе матери: поют ему песни, читают книги вслух, слушают музыку и «разговаривают» с еще не родившимся ребенком на самые серьезные темы. Авторитетный стиль – самый дисциплиниров. стиль восп-я. Авторитет. родители берут на себя отв-сть за своих детей, их повед-е и действия, пока дети не достигнут эмоцион. зрелости. Авторит. родителей некот. считают слишком строгими, но на самом деле авторитет. тип вос-я поощряет позитив. повед-е, т.к. они применяют умеренную полностью обоснов.дисциплину. Либеральный стиль -родители стремятся дать своим детям все самое лучшее, пытаются во всем им угодить. Родители этого типа готовы уступать требов. ребенка с ранних лет и с готовностью потакают любым его причудам и прихотям, не предъявляя к нему практич. никаких треб-й. Гл.фигурой в отнош-х «родители - ребенок» явл. ребенок, а не родители. Индифферентный стиль восп-я. Родители не приним. участия в жизни ребенка, не интерес-ся его потребностями. Дети в таких семьях, как правило, растут одинокими и замкнутыми, или же агрессив. и неуправл. В Законе Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в Концепции образования и воспитания в Беларуси и Концепции воспитания в национальной школе Беларуси большое внимание уделяется семье и семейному воспитания. Для реализации функций и возможностей семьи необходимо создать благоприятные условия: 1) содействие со стороны государства и общества повышению статуса семьи как ячейки общества и первой школы ребенка; 2) усиление ответственности родителей за воспитание детей и охрану здоровья; 3) организация соответствующей подготовки молодежи к семейной жизни и воспитанию детей; 4) разработка рекомендаций по семейному воспитанию и развитие детей с целью его благоприятного вхождения в дошкольное учреждение и школу; 5) подготовка специалистов по семейному воспитанию и обучению; б) издание журналов, пособий по проблемам семейного воспитания. На современном этапе выделяются важные направления в семейном воспитании детей: 1) получение детьми качественного образования. 2) Гуманное внутрисемейное распределение домашних обязанностей и функций. 3) Систематическое просвещение и обучение детей всех возрастов основам семейной жизни. 4) Обеспечение всех семей информацией с целью предупреждения в них насилия, а также правонарушений, злоупотреблений наркотиками и т.д., оказание помощи семьям, потерпевшим от чернобыльской катастрофы; осуществление медико-педагогической реабилитации родителей и детей. 5) Сохранение и передача детям культурных ценностей человечества и своего народа, народных традиций семейного воспитания. 6) Систематическое просвещение и обучение родителей, которое должно содействовать: - защите детей на всех возрастных ступенях, особенно при переходе их от детства к взрослой жизни, выработке и развитию у детей и молодежи общечеловеческих воспитания в этот период, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Характер общений существенно влияет на количество и разнообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать. Развитие речи связано с развитием мышления. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное, и развивается оно на основе действий с предметами. Многое приходит в опыт ребенка через пробы и ошибки, через конкретные действия. В раннем возрасте развиваются (начинают развиваться) и другие психические процессы - память, внимание. Они обеспечивают ребенку познание мира, в который он пришел. К середине второго года жизни малыш способен делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и действиями, между явлениями. Конечно, помогает ребенку в его развитии взрослый, который показывает, подсказывает, действует вместе с малышом. Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия. Эти потребности удовлетворяет взрослый. Социальное развитие в раннем возрасте также идет быстрыми шагами. В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, способствуют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах деятельности ребенок уже в этом возрасте усваивает моральные нормы. От организации поведения и деятельности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет. Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и познания, способствуя проявлению инициативы и самостоятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающего мира; у него закладываются все те качества, которые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взрослого – трехлетний возраст.
медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания, медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» (1959 г.). В результате создано – ясли-сад для детей от 2 мес. до 7 лет, разработана соответствующая прорамма. В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания. Эти противоречия сводились к следующему: - детский сад стал главным социальным институтом - создание «закрытой» модели детского сада заведомо способствовало возникновению отчуждения между родителями и педагогами; -жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно- дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы). В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.) указано, что дошкольное образование является первым уровнем основного образования, направленным на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Система дошкольного образования включает в себя: участников образовательного процесса; образовательную программу; учреждения дошкольного образования органы государственного управления |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |