Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Современные направления исследований в дошкольной педагогике.




Понятийный аппарат дошкольной педагогики. Методологические основы, объект, предмет, цель и задачи дошкольной педагогики. Значение и уникальность дошкольного возраста.

Д.п. – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления их в школу; является частью возрастной педагогики; имеет свой предмет, свое содержание, так как направлена на особый объект воздействия – ребенка дошкольного возраста.

Понятийный аппарат: Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося. Обучение- целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаний, умений и навыков, развитию их творческих способностей. Формирование – процесс становления личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воздействия и собственной активности ребенка. Развитие – процесс и результат психического, физического и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных качеств.

Методологические основы: - Аксиологический подход (Определение совокупности приобретенных ценностей в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Применительно к развитию дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, психосексуальной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда), - Системный (Педагогическая система (ДОО) рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методов и форм организации педагогического процесса, материальной базы (средств), - Деятельностный(Определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом), - Личностный (самоценность дошкольного детства, развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка.), - Культурологический(Учет условий места и времени, в которых родился и живет человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностных ориентаций народа.), - Синергетический (Рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитанники, педагоги, родители) как субъектов саморазвивающейся подсистемы), - Компетентностный.

Цель:Изучить процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.

Объектомпедагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных учреждениях).

Предмет дошкольной педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста в условиях воспитания, обучения и образования.

Задачи: 1. Определение теоретических основ содержания, методов и форм воспитания и обучения детей в УДО с учетом достижений смежных наук. 2.Изучение и обобщение передового опыта работы УДО. 3. Разработка содержания, форм и методов взаимодействия педагогов УДО с семьями воспитанников. 4. Определение эффективных форм сотрудничества педагогов УДО и начальной школы. 5 Разработка новых концепций и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - и от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода

 

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого и современностей о значении воспитания в ранние годы жизни. Источники развития дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670).Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными. Он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться. Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для детства школой воспитания является материнская забота.Жан-Жак Руссо (1712—1778). Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания. Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Большое значение для развития педагогики раннего возраста играли идеи М.Монтессори (1870-1952). Она была сторонницей свободного воспитания, в основе ее системы лежало представление о том, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказалась видеть сущность воспитания в формирующем воздействии на ребенка, противопоставляя ему проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Франциск Скорина.ВБеларуси идеи первоначального воспитания в раннем возрасте нашли отражение в его трудах Малая подорожная книжица 1522, Апостол 1525, в работах Е.Полоцкой. Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870).К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Владимир Федорович Одоевский (1803-1869). Был организатором и руководителем первых детских приютов в России. Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего возраста. Этот путь – приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны, прежде всего, укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения. Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933).Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. Следуя идее народности воспитания К. Д. Ушинского, Симоновичи стремились

действовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей системы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. потребовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной модели воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея воспитания, направленного на развитие индивидуальности, самобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллективизма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

В Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предлагающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей.

 

Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук. Связь дошкольной педагогики с другими науками. Современные направления исследований в дошкольной педагогике.

Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:

- общая педагогика,- история педагогики,- этнопедагогика,- социальная педагогика, - сравнительная педагогика,- дефектология,- семейная педагогика,- коррекционная педагогика,- пренатальная педагогика,- методики дошкольного образования,- лечебная педагогика,

с науками естественнонаучного цикла:- философия,- социология,- анатомия,- физиология,- гигиена,

с психологическими науками:- детская психология,- педагогическая психология,- социальная психология,- дифференциальная психология,

с другими науками:- математические и технические науки,- гуманитарных наук,- науки об искусстве.

Дошкольная педагогика развивалась в тесной взаимосвязи с другими науками, особая связь с двумя – это философия и психология. Педагогика образовывалась от философии. Став самостоятельной она не порывает связи с ней. Философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении цели воспитания, законов развития природы и общества. Педагогика непосредственно связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика, способствующими решению таких проблем нравственного, эстетического воспитания.

Данные социологии – еще одной области философских знаний о состоянии современного общества – необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах воспитания и образования.

Нац. Ин-т образования МО РБ лабораторией дошкольного образования (Л.С.Ходонович) проведены исследования: разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

Электронные образовательные ресурсы в виде мультимедийных презентаций, комплексы дидактических игр по обр. обл. Ребенок и природа, Развитие речи…, Искусство.

Учебно-наглядные и УМК Ребенок и общество – разработаны.

Апробация пособий по англ., нем. и франц. яз. Для обучения детей от3 до7 лет (Смолер, Касперович).

Экспериментальная работа: апробация модели формирования доверительных отношений с родителями (Тарантай); апробация модели педагогического сопровождения игровой деятельности, апробация моделей организации образовательного процесса на платной основе (Никашина) и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...