Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимодействие массового и индивидуального сознания.
Сознание - это способность человека апеллировать образами соц.взаимодействия, действовать с предметами, природными и культурными связями, отделенными от контактов с людьми и актов деятельности и рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров на свое поведение. Общественное сознание – объективно интегративный феномен, вбирающий в себя прошедший испытание временем и практикой многовековой человеческий опыт, знания и ценности, определяющие формирование и развитие индивидуального сознания. Общественное сознание вмещает в себя индивидуальное, массовое и другое сознание. Массовое сознание— это тип общественного сознания; связан с деятельностью массовых общностей и отражает различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей. Основные установки массового сознания – набор эмоциональных образных суждений , других конкретно-практических моделей поведения. Массовое сознание появилось на рубеже 18, 19 веков, когда в индустриальном обществе появилась революция. Массовое сознание актуальная форма общественного сознания, формируется сперва в соответствии с законами и принципами массового сознания. До этого было понятие «толпы». Развивались массовые формы проведения досуга (митинги, демонстрации). М. с. тяготеет к психологии, оперирует архетипами и образами мифологического сознания. Массовое сознание апеллирует архетипами (греч: arche- начало, typos-форма, образец), т.е. по Юнгу это содержание коллективного бессознательного, являющиеся формами организующие психологический опыт индивида (первичный, врожденный опыт, моменты повторяющихся жизненных ситуаций). Массовое сознание включает в себя понятие «массы». Разные ученые определяют данное понятие следующим образом: Ледерер, Арент- это толпа, общество безразличий, однообразное и бесцельное, характеризующееся отчуждением и недостатком интеграции. Блумер- недифференцированное множество, гетерогенная аудитория СМК. Ортега-и-Гассет- это суждения некомпетентных. Ницше- масса, как чернь, стадо. Хайдеггер- противопоставление элитарной личности. Ленин-совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных. Гробовский- архаические образования, берущие начало в первобытном обществе, когда индивидуум не обладает собственными помыслами и волей и растворяется в обществе. Шарков (массовое сознание) -это шаблонное диперсонифицированное сознание, рядовых граждан развитого индустриального общества, формируемого под воздействием СМИ и стереотипов масс массовой культуры; Теория Массового сознания включает: 1). Конкретные ситуативные программы действий; 2). Обыденные, житейские установки и рецепты, которые суммируют бытовой и профессиональный опыт; 3). Исследование картины мира в целом. Индивидуальное сознание - это прежде всего - возраст, пол, физические данные, нравы. Взаимодействие массового и индивидуального сознания: 1. Массовое сознание определяет индивидуальное. Когда, например, человек, находится на собрании, он есть в толпе, но тем не менее, он есть личность, с определенным возрастом, телосложением и полом. И индивидуальное сознание закладывается с рождения, человек имеет свои мысли опыт, а когда попадает в толпу, то теряются тормозящие моменты, и его сознание становится массовым. 2. Массовое сознание противопоставляется элитарно личностному. Общественное и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии.
Билет №7 Схема и сущность коммуникативного процесса Коммуникационный процесс – информационно-смысловое взаимодействие Схема: (линейная) Источник информации – Передатчик – Канал – Приемник – Адресат
+ обратная связь Основное свойство МАССОВОЙ коммуникации – безобратная связь. То есть в самом процессе коммуникации обратной связи нет, а уже после нее можно увидеть как результат коммуникации (реакция общества на информацию)
На каждом этапе возникают шумы в процессе коммуникации ( они могут быть физическими и психологическими Источник создает информацию. Передатчик эту информацию кодирует. В передатчике и канале – содержательные шумы, в канале (то, что передают информацию – СМИ) – субъективные шумы. На этапе приемника (там, где получаешь информацию) – технические шумы. Адресат – психологические шумы ( информация воспринимается в зависимости от индивидуальных, личностных характеристик человека) Нелинейные коммуникации (Бахтин):
Массовое сознание: субъективный подход Массовое сознание – наиболее актуальная форма современного общественного сознания. Является определяющей моделью соц-го сознания. В общественном сознании масс формируется современная модель соц-го познания со своими особыми законами, особой структурой. Массовое сознание – шаблонное, деперсонифицированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры (Яковлев, Кириллов) В исследовании массового сознания выделяют два подхода: субъективный и объективный Субъективный подход – соотношение массового и личного сознания рассматривается в контексте онтологического подхода. Тенденция субъективизации находит причины появления массового сознания, вообще массы в особенностях самого человеческого сознания. Массовое сознание зарождается в сознании самого человека. Ницше «проблема черни и толпы»: Проблема толпы – соотношение духовного и звериного, героического и утилитарного. Антитеза массе – образ сверхчеловека. Главное его отличие – это свобода от стадного чувства и стадных инстинктов. Общество должно существовать как фундамент для избранных существ, призванных для выполнения высших задач.
Билет №8 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 318. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |