Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимодействие массового и индивидуального сознания.




Сознание - это способность человека апеллировать образами соц.взаимодействия, действовать с предметами, природными и культурными связями, отделенными от контактов с людьми и актов деятельности и рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров на свое поведение.

Общественное сознание – объективно интегративный феномен, вбирающий в себя прошедший испытание временем и практикой многовековой человеческий опыт, знания и ценности, определяющие формирование и развитие индивидуального сознания. Общественное сознание вмещает в себя индивидуальное, массовое и другое сознание.

Массовое сознание— это тип общественного сознания; связан с деятельностью массовых общностей и отражает различные стороны жизни общества, вызывающие интерес массовых общностей.

Основные установки массового сознания – набор эмоциональных образных суждений , других конкретно-практических моделей поведения.                                                                                        

Массовое сознание появилось на рубеже 18, 19 веков, когда в индустриальном обществе появилась революция. Массовое сознание актуальная форма общественного сознания, формируется сперва в соответствии с законами и принципами массового сознания. До этого было понятие «толпы». Развивались массовые формы проведения досуга (митинги, демонстрации). М. с. тяготеет к психологии, оперирует архетипами и образами мифологического сознания. Массовое сознание апеллирует архетипами (греч: arche- начало, typos-форма, образец), т.е. по Юнгу это содержание коллективного бессознательного, являющиеся формами организующие психологический опыт индивида (первичный, врожденный опыт, моменты повторяющихся жизненных ситуаций).

Массовое сознание включает в себя понятие «массы». Разные ученые определяют данное понятие следующим образом:

Ледерер, Арент- это толпа, общество безразличий, однообразное и бесцельное, характеризующееся отчуждением и недостатком интеграции.

Блумер- недифференцированное множество, гетерогенная аудитория СМК.

Ортега-и-Гассет- это суждения некомпетентных.

Ницше- масса, как чернь, стадо.

Хайдеггер- противопоставление элитарной личности.

Ленин-совокупность трудящихся наименее организованных и просвещенных.

Гробовский- архаические образования, берущие начало в первобытном обществе, когда индивидуум не обладает собственными помыслами и волей и растворяется в обществе.

Шарков (массовое сознание) -это шаблонное диперсонифицированное сознание, рядовых граждан развитого индустриального общества, формируемого под воздействием СМИ и стереотипов масс массовой культуры;

Теория Массового сознания включает:

1). Конкретные ситуативные программы действий;

2). Обыденные, житейские установки и рецепты, которые суммируют бытовой и профессиональный опыт;

3). Исследование картины мира в целом.

Индивидуальное сознание - это прежде всего - возраст, пол, физические данные, нравы.

Взаимодействие массового и индивидуального сознания:

1. Массовое сознание определяет индивидуальное. Когда, например, человек, находится на собрании, он есть в толпе, но тем не менее, он есть личность, с определенным возрастом, телосложением и полом. И индивидуальное сознание закладывается с рождения, человек имеет свои мысли опыт, а когда попадает в толпу, то теряются тормозящие моменты, и его сознание становится массовым.

2. Массовое сознание противопоставляется элитарно личностному.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии.

 

Билет №7

Схема и сущность коммуникативного процесса

Коммуникационный процесс – информационно-смысловое взаимодействие

Схема: (линейная)

Источник информации – Передатчик – Канал – Приемник – Адресат

 

                                          + обратная связь

Основное свойство МАССОВОЙ коммуникации – безобратная связь. То есть в самом процессе коммуникации обратной связи нет, а уже после нее можно увидеть как результат коммуникации (реакция общества на информацию)

 

На каждом этапе возникают шумы в процессе коммуникации ( они могут быть физическими и психологическими

Источник создает информацию. Передатчик эту информацию кодирует. В передатчике и канале – содержательные шумы, в канале (то, что передают информацию – СМИ) – субъективные шумы. На этапе приемника (там, где получаешь информацию) – технические шумы. Адресат – психологические шумы ( информация воспринимается в зависимости от индивидуальных, личностных характеристик человека)

Нелинейные коммуникации (Бахтин):

 

Массовое сознание: субъективный подход

Массовое сознание – наиболее актуальная форма современного общественного сознания. Является определяющей моделью соц-го сознания. В общественном сознании масс формируется современная модель соц-го познания со своими особыми законами, особой структурой.

Массовое сознание – шаблонное, деперсонифицированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры (Яковлев, Кириллов)

В исследовании массового сознания выделяют два подхода: субъективный и объективный

Субъективный подход – соотношение массового и личного сознания рассматривается в контексте онтологического подхода. Тенденция субъективизации находит причины появления массового сознания, вообще массы в особенностях самого человеческого сознания. Массовое сознание зарождается в сознании самого человека.

Ницше «проблема черни и толпы»:

Проблема толпы – соотношение духовного и звериного, героического и утилитарного.

Антитеза массе – образ сверхчеловека. Главное его отличие – это свобода от стадного чувства и стадных инстинктов.

Общество должно существовать как фундамент для избранных существ, призванных для выполнения высших задач.

 

Билет №8










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...