Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие источников трудового права, их краткая характеристика.




Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юри-дическом смысле).

Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Под ним понимается деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативных правовых актов. Правотворчество как особая форма или вид деятельности государст-ва может состоять не только в установлении новых нормативных правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших, т.к. если нормативные пра-вовые акты повседневно на практике не подтверждают свою полезность и эффективность, перестают отвечать потребностям общества, они подлежат изменению или отмене.

Источники трудового права следует отличать от актов применения норм трудового права – трудового договора, решений по трудовым спорам.

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям:

– степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»);

– системе трудового права и института;

– органам, принявшим нормативно-правовой акт;

– форме акта;

– сфере действия нормативно-правового акта;

– степени обобщенности.

По степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»), выделяют:

Основными источниками трудового права являются:

– Конституция Республики Беларусь;

– законы, среди которых главенствующее место занимает Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также декреты и указы Президента Респуб-лики Беларусь;

– постановления Совета Министров Республики Беларусь;

– постановления Министерства труда и социальной защиты Респуб-лики Беларусь;

– коллективные договоры и соглашения, иные локальные норматив-ные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством.

Источники трудового права различают по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства:

– нормативные правовые акты (в соответствии с Законом РБ «О нор-мативных правовых актах Республики Беларусь», ст. 1, 2);

– локальные нормативные правовые акты, действие которых ограни-чено рамками одной или нескольких организаций (коллективные догово-ры, соглашения – ст. 358, 361 ТК, правила внутреннего трудового распо-рядка – ст. 194 ТК).

·законы:

– конституционные; – обычные; – кодифицированные – юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт, содержащий нормы различных институтов права;

– некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права;

·подзаконные акты:
– локальные нормативные правовые акты, которые принимаются нанимателем или собственником в соответствии со своей компетенцией со-вместно, по согласованию или с участием профсоюзов (иных представи-тельных органов работников). Наниматели устанавливают правила пове-дения в рамках коллективных договоров, соглашений (ч. 2, 3, 4 ст. 7 ТК). Собственники на основании законодательства утверждают уставы;

·иные соглашения по отдельным вопросам между нанимателем и
собственником, нанимателем и профсоюзами, между субъектами хозяйст-
вования.

По степени обобщенности: – кодифицированные; – комплексные; – текущие.

 




Международные нормы о труде и их значение.

Международные договоры Республики Беларусь с зарубежными го-сударствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными государственными органами. После официального при-знания, ратификации и одобрения они в установленном порядке приобре-тают обязательную силу на всей территории республики.

Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплен прин-цип приоритета международно-правовых норм перед нормами националь-ного законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах. Эта новая для правовой системы Республики Беларусь ситуация предполагает знание и умение применять международно-правовые нормы белорусскими судами, органами государственной власти и управления.

Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Ор-ганизации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ); прежде всего, это конвенции и рекомендации МОТ.

Второе – с совместной нормотворческой практикой двух или не-скольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или ре-гиональном урегулировании конкретных вопросов.

Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки белорусского трудового права и трудового права как учебной дисциплины.

Одним из главных источников международно-правового регулиро-вания труда являются акты, принятые МОТ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...