Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие источников трудового права, их краткая характеристика.
Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном юри-дическом смысле). Источником права, в котором выражена воля законодателя, является правотворчество. Под ним понимается деятельность, результатом которой является установление в обществе действующих нормативных правовых актов. Правотворчество как особая форма или вид деятельности государст-ва может состоять не только в установлении новых нормативных правовых актов, но и в изменении и отмене устаревших, т.к. если нормативные пра-вовые акты повседневно на практике не подтверждают свою полезность и эффективность, перестают отвечать потребностям общества, они подлежат изменению или отмене. Источники трудового права следует отличать от актов применения норм трудового права – трудового договора, решений по трудовым спорам. Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям: – степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»); – системе трудового права и института; – органам, принявшим нормативно-правовой акт; – форме акта; – сфере действия нормативно-правового акта; – степени обобщенности. По степени важности и субординации, что определяет силу этих актов (ст. 10 Закона РБ «О нормативных правовых актах»), выделяют: Основными источниками трудового права являются: – Конституция Республики Беларусь; – законы, среди которых главенствующее место занимает Трудовой кодекс Республики Беларусь, а также декреты и указы Президента Респуб-лики Беларусь; – постановления Совета Министров Республики Беларусь; – постановления Министерства труда и социальной защиты Респуб-лики Беларусь; – коллективные договоры и соглашения, иные локальные норматив-ные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством. Источники трудового права различают по юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства: – нормативные правовые акты (в соответствии с Законом РБ «О нор-мативных правовых актах Республики Беларусь», ст. 1, 2); – локальные нормативные правовые акты, действие которых ограни-чено рамками одной или нескольких организаций (коллективные догово-ры, соглашения – ст. 358, 361 ТК, правила внутреннего трудового распо-рядка – ст. 194 ТК). ·законы: – конституционные; – обычные; – кодифицированные – юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт, содержащий нормы различных институтов права; – некодифицированные – текущие законы по отдельным институтам трудового права; ·подзаконные акты: ·иные соглашения по отдельным вопросам между нанимателем и По степени обобщенности: – кодифицированные; – комплексные; – текущие.
Международные нормы о труде и их значение. Международные договоры Республики Беларусь с зарубежными го-сударствами и международными организациями заключаются от ее имени уполномоченными государственными органами. После официального при-знания, ратификации и одобрения они в установленном порядке приобре-тают обязательную силу на всей территории республики. Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплен прин-цип приоритета международно-правовых норм перед нормами националь-ного законодательства. Аналогичный принцип фиксируется и в отраслевых законах. Эта новая для правовой системы Республики Беларусь ситуация предполагает знание и умение применять международно-правовые нормы белорусскими судами, органами государственной власти и управления. Первое направление связано с нормотворческой деятельностью Ор-ганизации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ); прежде всего, это конвенции и рекомендации МОТ. Второе – с совместной нормотворческой практикой двух или не-скольких конкретных государств, заинтересованных в обоюдном или ре-гиональном урегулировании конкретных вопросов. Таким образом, международно-правовое регулирование трудовых отношений становится одним из важнейших разделов науки белорусского трудового права и трудового права как учебной дисциплины. Одним из главных источников международно-правового регулиро-вания труда являются акты, принятые МОТ.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |