Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика основных принципов социальной педагогики.




Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Принципы социальной педагогики как практики подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объектный фактор – это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность. Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я.А. Коменским в его главном сочинении "Великая дидактика". Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в человеческом обществе. Французский философ Ж.-Ж. Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить сообразно природе. Он писал, что природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Он придавал большое значение воспитанию самой природой. По его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци создавший учреждения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И.Г. Песталоцци, это согласие с природой. А. Дистервег утверждал, что принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества.

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К.Д. Ушинский в своем главном психолого-педагогическом сочинении "Человек как предмет воспитания" писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и вооружиться также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л.Н. Толстой. Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра.

Социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

- учет возрастных особенностей детей;

- учет половых особенностей детей;

- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;

- опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

- развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Сущность принципа заключается в том, что СПД ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus – человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н.И. Бердяев, B.C. Соловьев, В.И. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Т. Мора, Ф. Рабле, М. Монтеня и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Пример Я. Корчака.

Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающегося педагога, как В.А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни называется "Сердце отдаю детям"; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш.А. Амонашвили "Гуманная педагогика", "Педагогическая симфония".

Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом. Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности. Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности СПД.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Аналогичное явление можно наблюдать в актерской игре. Казалось бы, что это одно и то

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности СПД социального педагога. Чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию. Принцип диктует необходимость учитывать профессиональную подготовленность и накопленный опыт профессиональной деятельности социального работника.

Средовый фактор — это фактор, обусловливающий влияние среды на объект и субъект социально-педагогической деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики социального педагога, либо ее ослабляет. Социальная педагогика рекомендует использовать позитивное влияние средовых факторов на процесс социально-педагогической деятельности либо нейтрализовать или существенно снизить их негативное влияние. Наиболее важными принципами при этом являются: культуросообразность, социальная обусловленность, средовая обусловленность.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности. Принцип культуросообразности был сформулирован Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Человек — продукт своего времени и его культуры.

Основные требования принципа:

приобщать ребенка с самого раннего детства к национальной (народной) культуре; использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.); начинать социальное воспитание с родного языка, активно включая народные песни, сказания, литературу и искусство. Культуры и языки других народов изучать на фоне родного языка и культуры; активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К.Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начинать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, культуры. В произведениях К.Д. Ушинского, а также других наших соотечественников (М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского) эта идея осмысляется как идея народности. Под народностью К.Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при:

организации СПД (любая деятельность осуществляется на определенном фоне);

социально-педагогической экспертизе работы учреждения;

социально-педагогической оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (на пример, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа).

Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным из них, неизбежно ведет к снижению или непрогнозированности результатов социально-педагогической деятельности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 565.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...