Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-педагогическая работа с педагогически и социально неблагополучными семьями.
Социально-педагогическая работа – Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные , базовые потребности ребенка. К которым относятся: Физиологические потребности, в сне, отдыхе, питании); Потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищенность); Потребность в любви и уважении. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания. К данной категории семей относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи. в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.) Неблагополучие семьи волнует социального педагога так как в центре социального педагога находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав – права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни. Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня: профилактический, диагностический, реабилитационный. Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семье. Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Социальный педагог должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания. Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания, нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога. При добровольном обращении клиентов – оценка ситуации, в случае необходимости организация консультации психолога; При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Этапы диагностики: Сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Методологические принципы: Объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента); Этические принципы: Конфиденциальность; Степень открытости; Невмешательство в частную жизнь. На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: Наблюдение, Беседа, Анкета, Тесты. Широко используются в диагностике: А) шкальные методики. Для определения результата совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Б) Карточные методики –набор карт с определенным смысловым содержанием ( любовь, ненависть, развод, тоска). В) проективные методики- разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний ( агрессия, переживание) Г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений; Д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения). Е) анализ документации. Изучение документов- важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов; Ж) метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий: Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому. Методы, приемы консультирования: Беседа; Включенное наблюдение; Убеждение; Одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать. Метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации. Телефонное консультирование – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента. Групповой уровень реабилитационной работы. Группа- это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Методы групповой реабилитации: Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами. Лекция – передача информации лектором. Диспут- подготовленное обсуждение одного важного вопроса. Дискуссия - столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту. Собрание - плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем. Тренинг. Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно: Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства. Этап 2. Сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Нужно увидеть не только плохое, но и хорошее в семейной жизни; Этап 3. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семье для проживания и воспитания в ней ребенка. Этап 4. Диагностика семейного благополучия завершается беседой с ребенком. Этап 5. Первая встреча соц. педагога с семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям встречу в учреждении. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Лучше пригласить на беседу классного руководителя, психолога, ваша беседа будет более полной. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые мешают нормальному развитию ребенка. Часто они сами выросли в подобных условиях и склонны отрицать наличие проблемы. В результате первой встречи соц. педагог должен получить ответы на вопросы: 1. можно ли оставить ребенка в семье? 2. какие характеристики семьи внушают надежду на возможность ее изменения в лучшую сторону? 3. какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье и требуется их формировать в процессе реабилитационной работы? Этап 6. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечительства, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. Этап 7. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей. Этап 8. Посещение соц. педагогом семьи по месту ее проживания. Иногда совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Главное – убедить родителей, что визит имеет добрые намерения. (матрица определения обобщенного показатели соц. благополучия семьи как института воспитания. – Олиференко, 110). Этап 9. Направлен на поиск помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют ограниченный круг общения, но нужно рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении, которое могло бы способствовать изменению семьи; Этап 10. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет соц. педагогу сделать ряд выводов, для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Этап 11.Разрабатывается план совместных действий; Этап 12. Совместное выполнение плана. Оценка эффективности работы. Анализ эффективности работы необходимо проводить вместе с клиентами, т.к. разрешение кризисной ситуации необходимо прежде всего семье, именно члены семьи оценивают насколько помогли им специалисты. Критерии выявления эффективности: Соответствие поставленной задаче. Стабильность положительной динамики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 289. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |