Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 1 страница




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

А.А. Болтенков

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Часть 1.

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

 

1
БАРНАУЛ РИО АГАУ 2014


УДК 658.512:62-5(072)

 

Рецензенты:

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства НОЧУ ВО БФ «Московская академия предпринимательства» при правительстве г. Москвы, О.И. Эргардт;

к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита эко- номического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», М.Г. Кудинова.

 

 

Болтенков А.А.Проектирование и управление производствен- ными процессами. Часть 1. Основы функционирования производст- венных систем: Учебно-методическое пособие к практическим заня- тиям. – Барнаул: РИО АГАУ, 2014. – 136 с.

 

 

В методическом издании изложены основные общие, теоретиче- ские и методические положения по темам изучаемого курса. В нем содержатся требования по выполнению самостоятельной и практиче- ской части работы. Учебно-методическое пособие способствует фор- мированию у студентов умения проводить самостоятельный поиск материала, освоения навыков практического решения задач связан- ных с проектированием и управлением производственных процессов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов оч-

ной и заочной форм обучения направления подготовки «Агроинже- нерия» при проведении практических занятий для самостоятельного качественного освоения программы курса.

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией инженерно- го факультета ФГБОУ ВПО «АГАУ» (протокол № 3 от 21.10.2014 г.).

 

© Болтенков А.А. 2014

© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2014

© РИО АГАУ, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 6
2. ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИ- ТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 14
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ 21
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИ- ЯТИЙ 41
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРО- ЦЕССОВ 59
6. ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРО- ИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОСТРАНСТВЕ 79
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРО- ЦЕССОВ ВО ВРЕМЕНИ 94
8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗ- ВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 136




ВВЕДЕНИЕ

С первых шагов становления человеческого общества проблема обеспечения человека всем необходимым для жизни выходит на пер- вое место и становится основной, глобальной проблемой всех времен и народов. Для того чтобы жить, человек должен постоянно потреб- лять, ему нужны пища, одежда, обувь, жилье и многое другое. Един- ственный источник, откуда все это можно взять, - окружающая среда, поэтому постоянно человек приспосабливал все, что его окружало, к своим потребностям. Этот процесс взаимодействия человека с приро- дой стал основой формирования современных экономических систем. Основой существования и развития каждой страны является функционирующая                                 производственно-экономическая система. Уро- вень ее развития является отражением эффективности, обществу не- безразлично, с какими затратами достигнут результат производства. Повышение эффективности производства должно осуществляться на основе научно-технического прогресса, совершенствования системы управления, организации труда и производства, повышения качества продукции, улучшения использования производственных фондов и капитальных вложений, осуществления строжайшего режима эконо- мии и повышения качества работы во всех звеньях производства. Именно эти условия определяют необходимость использования в производственных системах актуальных и перспективных достиже- ний научно-технического прогресса, как на этапе создания, так и на

этапе их функционирования.

Исходя из этого, дисциплина «Проектирование и управление производственными процессами» изучает, обобщает и разрабатывает методы рационального проектирования производственных процессов и способы наиболее полного использования производственных ре- сурсов предприятия, определяет пути повышения эффективности производства, улучшения всех экономических показателей работы предприятия. Для обеспечения эффективного проектирования и управления производственными процессами в инженерной сфере предлагается к изучению вопросы организации производства, рас- крывающие внутреннее содержание производственных систем, пра-


вила их функционирования, а также вопросы управления производст- венными системами позволяющие понять механизмы воздействия на управляемые объекты с целью достижения необходимых изменений в производственной системе и методы оценки эффективности соответ- ствующих изменений.

Настоящее методическое указание составлено в соответствии с программой курса дисциплины «Проектирование и управление про- изводственными процессами» и предназначено для углубленного изучения лекционного материала, оказания помощи студентам при самостоятельной работе над предметом и может служить руково- дством для проведения практических занятий. В нем изложены ос- новные теоретические и методические положения по темам, связан- ным с основами функционирования производственных систем, рас- сматривающие вопросы исторического развития производственных систем, механизма формирования экономических и правовых форм предприятий и их объединений, основных принципов создания, функционирования и развития производственных систем и правил формирования производственной структуры. Также изучаются во- просы раскрывающие понятие временной структуры производствен- ных процессов и определения основных характеристик производст- венных процессов и анализа эффективности их взаимодействия.

Использование данных методических указаний позволит повы- сить способность к анализу технологических процессов как объекта контроля и управления, обеспечит готовность к участию в проекти- ровании технологических процессов производства хранения и пере- работки сельскохозяйственной продукции, технического обслужива- ния и ремонта сельскохозяйственной техники на основе современных методов проектирования и управления производственными процес- сами.


1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Цель работы: Улучшение в понимании сущности организации производства, ее функций, законов, закономерностей и особенности функционирования сельскохозяйственных предприятий.

 

Современный подход к проектированию производственных процессов рассматривает любое предприятие как систему. Общепри- знано определение системы как целого, созданного из частей и эле- ментов для целенаправленной деятельности. Для любой системы ха- рактерны такие свойства:

− система стремится к самосохранению;

− система имеет потребность в управлении;

− в системе формируется сложная зависимость от свойств вхо- дящих в нее элементов и подсистем.

Возникновение той или иной экономической (производствен- ной) системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию или услуги, способные удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению спроса населения.

Производственная система может рассматриваться на уровне предприятия в целом, отдельного цеха, участка, рабочего места. На всех этих уровнях в состав производственной системы включаются:

− пространственные ресурсы (размеры и характер производст- венных площадей, территории предприятия, коммуникаций, возмож- ность расширения и др.);

− организационные ресурсы (типы, методы организации произ- водственных процессов, производственные программы, технологии производства);

− кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его к профессио- нальному росту, потребность производственной системы, основы функционирования);

− экономические ресурсы (элементы, механизм взаимодействия, показатели, методики расчета);

− технико-технологические ресурсы (степень прогрессивности и гибкости технологических процессов, возможности технического со-


вершенствования, наличие инновационных разработок по новым ви- дам продукции, способы оценки эффективности);

− управленческие ресурсы (гибкость и адаптивность управляю- щей системы, качество принятия управленческих решений, эффек- тивность воздействия);

− информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверности, насыщенности, ценности информации).

В результате взаимодействия всех компонентов, входящих в производственную систему, формируются новые свойства системы в целом называемых синергетическими свойствами. В основе взаимо- действия компонентов лежат процессы проектирования организации, обеспечивающие функционирование системы в целом. Термин «ор- ганизация» предполагает внутреннюю упорядоченность частей цело- го как средство достижения желаемого результата.

В производственной системе выделяются две стороны: произво- дительные силы и производственные отношения, образующие в сво- ем единстве способ производства данного общества.

Производительные силы - это силы и средства, участвующие в общественном производстве. Важнейшими составляющими частями (элементами) производительных сил являются люди и средства про- изводства. Главный элемент производительных сил - люди, трудя- щиеся. Они приводят в движение средства производства, создают орудия и предметы труда, совершенствуют их. Средства производст- ва включают орудия труда и предметы труда. Орудия труда - это ма- шины, аппараты, инструменты, с помощью которых человек воздей- ствует на вещество природы, на предмет труда. Предмет труда - объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего получается готовый продукт. Это сырье, основные и вспомо- гательные материалы, топливо, полуфабрикаты.

Человек - личный фактор производства, орудия и предметы тру- да - вещественные факторы. Для того чтобы все факторы производст- ва могли функционировать в едином производственном процессе, их необходимо объединить.

Организация производства выполняет свою первую, системооб- разующую функцию, соединяя личные и вещественные факторы про- изводства в единый производственный процесс.

Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они раз-


виваются под влиянием производительных сил, но и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя рост производст- ва, технический прогресс.

Производственные отношения образуют сложную систему, включающую производственно-технические и социально- экономические отношения.

Производственно-технические отношения выступают как отно- шения по поводу совместного труда участников процесса производ- ства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участ- ков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.

Вторая функция организации производства - установление ме- жду отдельными исполнителями и производственными подразделе- ниями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятель- ность людей, участвующих в едином процессе производства.

Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Со- циально-экономические отношения являются важным элементом соз- дания единства экономических интересов общества, коллектива и от- дельных работников в достижении наивысшей эффективности произ- водства.

Организация производства реализует при этом свою третью функцию - создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы.

Наконец, можно выделить и четвертую функцию, которая при- звана решать задачи создания условий для повышения уровня трудо- вой жизни работников, постоянного профессионального и социально- культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ре- сурсов предприятия.

Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении необходимых связей и согла- сованных действий участников производственного процесса, созда- нии организационных условий для реализации экономических инте- ресов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.


Вопросы организации производства касаются определенного круга объектов изучения: состав элементов образующих производст- венную систему функционирования производства; систему законов, закономерностей и принципов организации производства; системную концепцию организации производства; формы и методы организации производства; развитие организации производства; теорию и методы определения экономической эффективности организации производ- ства; формы и методы реализации научных разработок в производст- ве. Часть этих проблем мы рассмотрим в данной работе.

Объектом изучения являются коммерческие производственные организации, характеризующиеся комплексом следующих признаков:

1. создаются с целью устойчивого долговременного получения прибыли за счет удовлетворения общественных потребностей путем производства материальных и нематериальных благ, вы- полнения работ, оказания услуг;

2. владеют и управляют одним или несколькими предприятиями имущественными комплексами, реализующими одну или не- сколько стадий процесса производства материальных и немате- риальных благ;

3. самостоятельно определяют направления производственной деятельности, объемы производства, направления и уровень кооперации, используемые для производства ресурсы, цены на производимую продукцию и рынки сбыта;

4. осуществляют установленные законодательством платежи в фе- деральный, республиканский и местный бюджеты, во внебюд- жетные фонды;

5. самостоятельно планируют и обеспечивают развитие производ- ства.

Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или развития явлений, изучаемых конкретной наукой. За- кон характеризует внутреннюю устойчивую связь и существенную взаимообусловленность каких-либо явлений объективной действи- тельности. Закономерностью обычно называют устойчивую причин- но-следственную повторяемость и последовательность в явлениях. Закономерности отвечают и соответствуют законам. Под принципом понимают исходные положения (правила), на основе которых осуще- ствляется построение, функционирование и развитие производствен- ного процесса, определяемые законами и закономерностями.


Предметом изучения является установление законов и законо- мерностей влияющей на создание, функционирование и развитие производственной системы, для внедрения эффективных организаци- онных форм, методов и условий.

Организации производства на предприятиях присущи опреде- ленные закономерности. В числе наиболее важных закономерностей следует назвать соответствие организации производства ее целям. Эта закономерность предопределяет методические подходы к форми- рованию организации производства с учетом требований наиболее полного использования ресурсов, которые отражают основные цели организации. Достижение намеченных целей обеспечивается решени- ем соответствующих этим целям организационных задач. Характер таких задач весьма разнообразен и определяется особенностями объ- екта организации. Так, например: создание необходимых пропорций в производственной мощности участка; установление рационального баланса рабочих мест и исполнителей; согласование времени выпол- нения операций на всех рабочих местах; распределение трудовых функций между рабочими; формирование оперативных планов и вы- дача заданий рабочим; создание стимулов к труду; организация тех- нического обслуживания рабочих мест и т. п.

Также для понимания сущности организации производства рас- сматриваются и другие закономерности: соответствие форм и мето- дов организации производства характеристикам его материально- технического базиса; соответствие организации производства кон- кретным производственно-техническим условиям и экономическим требованиям производства; комплексность организации; непрерывное улучшение организации производства; соответствии форм и методов организации производства требованиям повышения содержательно- сти труда рабочих, расширения их трудовых функций, обеспечения привлекательности труда; взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации производства и др.

Организация производства имеет ряд существенных особенно- стей в различных отраслях производства. Например, в сельском хо- зяйстве одной из особенностей является тесное переплетение эконо- мических законов с биологическими законами и естественными про- цессами развития живых организмов. Главной особенностью в ин- женерной сфере является территориальная рассредоточенность про- изводства и его сезонных характер значительно увеличивающий по-


требность сельскохозяйственных предприятий в технике и основных средствах производства.

Наряду с закономерностями в организации сельскохозяйствен- ного производства необходимо широкое использование организаци- онных принципов. Наука и практика выявили следующие основные законы организации сельскохозяйственного производства:

· обеспечение экономической эффективности производства - дос- тижение высокой прибыли и рентабельности;

· децентрализация управления - самоуправление;

· материальная заинтересованность и ответственность работни- ков;

· плановость организации производства или планомерность;

· сбалансированность факторов производства или пропорцио- нальность;

· комплексность и интеграция;

· динамичность. Дополнительно можно отметить:

· закон гармонии или динамического равновесия

· расширенное воспроизводство;

· экономия живого и прошлого труда;

· закон предельной полезности интенсификации производства;

· экономические соревнования или конкуренция;

· учет и соблюдение права собственности;

· оптимальности.

Инженерно-техническая сфера деятельности в основном затра- гивает инженерную профессию. Инженер на сельскохозяйственном предприятии является проводником научно-технического прогресса, выполняет работу по технической подготовке производства, изыски- вает пути совершенствования техники и технологии, обеспечивает на научной основе организацию производства и труда, разрабатывает решения по управлению работой членов производственного коллек- тива. Поэтому среди многих качеств, которыми должен обладать ин- женер, первостепенное значение имеют компетентность и инициа- тивность.

 

Задание 1.1 Тест «Предприятие, условия его функционирова- ния».

Укажите правильный ответ(ы).


Правильным может быть как один, так и несколько ответов.

1. Предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками:

а) наличие обособленного имущества;

б) отвечает по обязательствам всем своим имуществом; в) не имеет права быть истцом в суде;

г) самостоятельно выступает в хозяйственном обороте от сво- его имени.

2. Среди приведенных положений определите те, которые не характеризуют цели деятельности коммерческой организа- ции:

а) прибыль;

б) психологическая устойчивость в коллективе; в) рыночная доля;

г) создание благоприятного морального климата; д) внедрение современных технологий;

е) создание новых рабочих мест.

3. В условиях рынка основными принципами деятельности предприятия являются:

а) демократический централизм; б) финансовая устойчивость;

в) справедливость; г) экономичность; д) прибыльность; е) обособленность.

4. К факторам, влияющим на производственно-техническую систему предприятия, можно отнести:

а) степень экологичности производственной среды; б) потери рабочего времени;

в) развитие маркетинговых служб;

г) уровень механизации и автоматизации; д) степень безопасности труда.

5. К факторам, влияющим на социальную систему предпри- ятия, можно отнести:

а) фондовооруженность труда работника;

б) коэффициент сменности работы технологического оборудо-


вания;


 

в) уровень специализации производства; г) степень безопасности труда;


д) заработную плату работников по категориям.

 

Вопросы для самопроверки

1.Причины, масштабы и классификация возможных изменений в производственной системе.

2.Понятия, объект и предмет дисциплины «Проектирования и управ- ления производственными процессами».

3.Какие вопросы решает дисциплина «Проектирование и управление производственными процессами».

4.Раскройте понятия организация, производство и предприятие на конкретных примерах.

5.Покажите значимость каждого элемента производственной системы и влияние его на конечный результат производства.

6.Какие функций реализуются при организации производства, назо- вите их.

7.Сопоставьте уровень руководителя для исполнения функций орга- низации производства.

8.Приведите примеры и характерные признаки организаций не отно- сящиеся к объекту изучения в разделе организация производства.

9.Покажите на примерах как проявляют себя действие законов и за- кономерностей в производстве.

10.Какое количество закономерностей можно отнести к организации производства на предприятии, охарактеризуйте наиболее важные закономерности для инженерно-технической сферы деятельности и почему.

11.Назовите особенности сельскохозяйственного производства и по- чему в сельском хозяйстве, экономические законы тесно перепле- тены с биологическими.

12. Какие законы организации сельскохозяйственного производства в наибольшей степени касаются инженерно-технической сферы дея- тельности.

13.Почему компетентность и инициативность имеют первостепенное значение для инженера, работающего на сельскохозяйственном предприятии. Раскройте понятие эффективность инженерного тру- да.

14.Назовите главную производственную задачу, решаемую при изу- чении дисциплины «Проектирования и управления производствен- ными процессами».


2. ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Цель работы: Изучить основные этапы исторического развития производственных систем и видных деятелей истории, заложивших для этого фундамент. Разобраться в многообразии предприятий пере- рабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

 

Основные этапы развития организации промышленного производства в России

В России идеи школы научного управления и административной (классической) школы получили развитие применительно к условиям становления системы государственной (общественной) собственно- сти и централизованного государственного планирования.

Этапы развития науки «Организация производства на промыш- ленном предприятии» на отечественных предприятиях представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Основные этапы развития организации промышленного производства в России

Наимено- вание этапа Содержание этапа
1 2
Этап 1 1861 - 1894 Развитие крупного машинного производства. Концен- трация производства. Формирование отраслей про- мышленности. Налаживание кооперирования между промышленными предприятиями.
  Этап 2 1895 - 1917 Достижение высокого уровня концентрации производ- ства. Создание крупных объединений, синдикатов, кар- телей. Углубление внутриотраслевой и внутрипроиз- водственной специализации. Образование первых НИИ и КБ.
Этап 3 1917 - 1920 Рабочий контроль над производством и потреблением продуктов и товаров. Образование ВСНХ (Высший Со- вет Народного Хозяйства). Государственный план хо- зяйственного строительства.

Продолжение табл. 2.1

1 2
Этап 4 1921 - 1927 Изучались и разрабатывались методы научной органи- зации труда и управления. Разрабатывалась структура производственного процесса и его стадий. Создание на предприятиях отделов рационализации производства.
Этап 5 1928 - 1940 Обобщение опыта стахановского движения. Составле- ние техпромфинплана, становление хозрасчета. Повы- шение ритмичности работы предприятия.
Этап 6 1941 - 1945 Перевод производства на поточный метод. Типизация технологических процессов. Разработка календарно– плановых нормативов.
  Этап 7 1946 - 1964 Совершенствование форм специализации производства и производственной структуры предприятий и цехов, систем и методов планирования и оперативного управ- ления производством. Создание первых производствен- ных объединений.
Этап 8 1965 - 1988 Развитие комплексной механизации и автоматизации производства. Применение имитационного моделирова- ния организации производственных систем.
  Этап 9 1989 – наши дни Упразднение отраслевых министерств. Упрощение вер- тикальной структуры промышленности. Приватизация государственных предприятий, разнообразие организа- ционно-правовых форм. Диверсификация и конверсия производства. Совершенствование организации произ- водства на предприятиях

 

Российские ученые А.А. Богданов, А.К. Гастев и др. внесли большой вклад в развитие теории организации труда и производства.

Российский философ, экономист, математик, врач, человек эн- циклопедической образованности Александр Александрович Богда- нов (1873-1941) в брошюре «Между человеком и машиной», отмечая новаторские и прогрессивные установки Ф. Тейлора, предлагал уде- лять большое внимание проблематике, связанной со здоровьем рабо- чего и его культурным развитием во взаимосвязи с повышением про- изводительности труда. Основная деятельности его была направлена на создание и разработку нового направления в науке управления – тектологии, всеобщей организационной науки. Эта наука мыслилась ученым как межотраслевая, применимая в равной степени ко всем


сферам жизни. Перед ней ставилась «задача триединой организации»: вещей, людей и идей. Эта наука должна была систематизировать ог- ромный организационный опыт человечества и вооружить руководи- телей знанием организационных законов.

Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изуче- нию. Роль организации, по его мнению, в данном случае сводится к выстраиванию векторов активности в нужном направлении и преодо- лению возникающего при этом организационного сопротивления. Организованное целое оказывается больше суммы его частей.

Богданов впервые сформулировал основные принципы систем- ного подхода и сущность законов организации.

Большой вклад в развитие организационной науки внес Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) – автор более 200 работ по пробле- мам управления производством и научной организации труда. В 1921 г. он основал и возглавил Центральный институт труда. Гастев был лично знаком с Ф. Тейлором и Г.Фордом, находился с ним в перепис- ке.

Сосредоточившись на проблеме повышения производительно- сти труда, Гастев уже в начале 1920-х годов высказал идею о необхо- димости социализации трудового процесса, усиление мотивации тру- да и т.д. Эта идея получила название «трудовая установка» и имела широкое распространение, как в СССР, так и за рубежом. Она во многом предвосхищала открытия и рекомендации, которые через де- сятилетия будут сформулированы в рамках неоклассической школы человеческих отношений.

Основные положения:

1) предварительный анализ объекта, членение его на элементар- ные составляющие;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 501.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...