Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ 1 страницаСтр 1 из 11Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ А.А. Болтенков ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ Часть 1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ Учебно-методическое пособие к практическим занятиям
УДК 658.512:62-5(072)
Рецензенты: к.э.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента, маркетинга, торгового дела и предпринимательства НОЧУ ВО БФ «Московская академия предпринимательства» при правительстве г. Москвы, О.И. Эргардт; к.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита эко- номического факультета ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет», М.Г. Кудинова.
Болтенков А.А.Проектирование и управление производствен- ными процессами. Часть 1. Основы функционирования производст- венных систем: Учебно-методическое пособие к практическим заня- тиям. – Барнаул: РИО АГАУ, 2014. – 136 с.
В методическом издании изложены основные общие, теоретиче- ские и методические положения по темам изучаемого курса. В нем содержатся требования по выполнению самостоятельной и практиче- ской части работы. Учебно-методическое пособие способствует фор- мированию у студентов умения проводить самостоятельный поиск материала, освоения навыков практического решения задач связан- ных с проектированием и управлением производственных процессов. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов оч- ной и заочной форм обучения направления подготовки «Агроинже- нерия» при проведении практических занятий для самостоятельного качественного освоения программы курса.
Рекомендовано к изданию методической комиссией инженерно- го факультета ФГБОУ ВПО «АГАУ» (протокол № 3 от 21.10.2014 г.).
© Болтенков А.А. 2014 © ФГБОУ ВПО АГАУ, 2014 © РИО АГАУ, 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ С первых шагов становления человеческого общества проблема обеспечения человека всем необходимым для жизни выходит на пер- вое место и становится основной, глобальной проблемой всех времен и народов. Для того чтобы жить, человек должен постоянно потреб- лять, ему нужны пища, одежда, обувь, жилье и многое другое. Един- ственный источник, откуда все это можно взять, - окружающая среда, поэтому постоянно человек приспосабливал все, что его окружало, к своим потребностям. Этот процесс взаимодействия человека с приро- дой стал основой формирования современных экономических систем. Основой существования и развития каждой страны является функционирующая производственно-экономическая система. Уро- вень ее развития является отражением эффективности, обществу не- безразлично, с какими затратами достигнут результат производства. Повышение эффективности производства должно осуществляться на основе научно-технического прогресса, совершенствования системы управления, организации труда и производства, повышения качества продукции, улучшения использования производственных фондов и капитальных вложений, осуществления строжайшего режима эконо- мии и повышения качества работы во всех звеньях производства. Именно эти условия определяют необходимость использования в производственных системах актуальных и перспективных достиже- ний научно-технического прогресса, как на этапе создания, так и на этапе их функционирования. Исходя из этого, дисциплина «Проектирование и управление производственными процессами» изучает, обобщает и разрабатывает методы рационального проектирования производственных процессов и способы наиболее полного использования производственных ре- сурсов предприятия, определяет пути повышения эффективности производства, улучшения всех экономических показателей работы предприятия. Для обеспечения эффективного проектирования и управления производственными процессами в инженерной сфере предлагается к изучению вопросы организации производства, рас- крывающие внутреннее содержание производственных систем, пра- вила их функционирования, а также вопросы управления производст- венными системами позволяющие понять механизмы воздействия на управляемые объекты с целью достижения необходимых изменений в производственной системе и методы оценки эффективности соответ- ствующих изменений. Настоящее методическое указание составлено в соответствии с программой курса дисциплины «Проектирование и управление про- изводственными процессами» и предназначено для углубленного изучения лекционного материала, оказания помощи студентам при самостоятельной работе над предметом и может служить руково- дством для проведения практических занятий. В нем изложены ос- новные теоретические и методические положения по темам, связан- ным с основами функционирования производственных систем, рас- сматривающие вопросы исторического развития производственных систем, механизма формирования экономических и правовых форм предприятий и их объединений, основных принципов создания, функционирования и развития производственных систем и правил формирования производственной структуры. Также изучаются во- просы раскрывающие понятие временной структуры производствен- ных процессов и определения основных характеристик производст- венных процессов и анализа эффективности их взаимодействия. Использование данных методических указаний позволит повы- сить способность к анализу технологических процессов как объекта контроля и управления, обеспечит готовность к участию в проекти- ровании технологических процессов производства хранения и пере- работки сельскохозяйственной продукции, технического обслужива- ния и ремонта сельскохозяйственной техники на основе современных методов проектирования и управления производственными процес- сами. 1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ Цель работы: Улучшение в понимании сущности организации производства, ее функций, законов, закономерностей и особенности функционирования сельскохозяйственных предприятий.
Современный подход к проектированию производственных процессов рассматривает любое предприятие как систему. Общепри- знано определение системы как целого, созданного из частей и эле- ментов для целенаправленной деятельности. Для любой системы ха- рактерны такие свойства: − система стремится к самосохранению; − система имеет потребность в управлении; − в системе формируется сложная зависимость от свойств вхо- дящих в нее элементов и подсистем. Возникновение той или иной экономической (производствен- ной) системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию или услуги, способные удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению спроса населения. Производственная система может рассматриваться на уровне предприятия в целом, отдельного цеха, участка, рабочего места. На всех этих уровнях в состав производственной системы включаются: − пространственные ресурсы (размеры и характер производст- венных площадей, территории предприятия, коммуникаций, возмож- ность расширения и др.); − организационные ресурсы (типы, методы организации произ- водственных процессов, производственные программы, технологии производства); − кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его к профессио- нальному росту, потребность производственной системы, основы функционирования); − экономические ресурсы (элементы, механизм взаимодействия, показатели, методики расчета); − технико-технологические ресурсы (степень прогрессивности и гибкости технологических процессов, возможности технического со- вершенствования, наличие инновационных разработок по новым ви- дам продукции, способы оценки эффективности); − управленческие ресурсы (гибкость и адаптивность управляю- щей системы, качество принятия управленческих решений, эффек- тивность воздействия); − информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверности, насыщенности, ценности информации). В результате взаимодействия всех компонентов, входящих в производственную систему, формируются новые свойства системы в целом называемых синергетическими свойствами. В основе взаимо- действия компонентов лежат процессы проектирования организации, обеспечивающие функционирование системы в целом. Термин «ор- ганизация» предполагает внутреннюю упорядоченность частей цело- го как средство достижения желаемого результата. В производственной системе выделяются две стороны: произво- дительные силы и производственные отношения, образующие в сво- ем единстве способ производства данного общества. Производительные силы - это силы и средства, участвующие в общественном производстве. Важнейшими составляющими частями (элементами) производительных сил являются люди и средства про- изводства. Главный элемент производительных сил - люди, трудя- щиеся. Они приводят в движение средства производства, создают орудия и предметы труда, совершенствуют их. Средства производст- ва включают орудия труда и предметы труда. Орудия труда - это ма- шины, аппараты, инструменты, с помощью которых человек воздей- ствует на вещество природы, на предмет труда. Предмет труда - объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего получается готовый продукт. Это сырье, основные и вспомо- гательные материалы, топливо, полуфабрикаты. Человек - личный фактор производства, орудия и предметы тру- да - вещественные факторы. Для того чтобы все факторы производст- ва могли функционировать в едином производственном процессе, их необходимо объединить. Организация производства выполняет свою первую, системооб- разующую функцию, соединяя личные и вещественные факторы про- изводства в единый производственный процесс. Производственные отношения - это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они раз- виваются под влиянием производительных сил, но и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя рост производст- ва, технический прогресс. Производственные отношения образуют сложную систему, включающую производственно-технические и социально- экономические отношения. Производственно-технические отношения выступают как отно- шения по поводу совместного труда участников процесса производ- ства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участ- ков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей. Вторая функция организации производства - установление ме- жду отдельными исполнителями и производственными подразделе- ниями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятель- ность людей, участвующих в едином процессе производства. Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Со- циально-экономические отношения являются важным элементом соз- дания единства экономических интересов общества, коллектива и от- дельных работников в достижении наивысшей эффективности произ- водства. Организация производства реализует при этом свою третью функцию - создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы. Наконец, можно выделить и четвертую функцию, которая при- звана решать задачи создания условий для повышения уровня трудо- вой жизни работников, постоянного профессионального и социально- культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ре- сурсов предприятия. Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении необходимых связей и согла- сованных действий участников производственного процесса, созда- нии организационных условий для реализации экономических инте- ресов и социальных потребностей работников на производственном предприятии. Вопросы организации производства касаются определенного круга объектов изучения: состав элементов образующих производст- венную систему функционирования производства; систему законов, закономерностей и принципов организации производства; системную концепцию организации производства; формы и методы организации производства; развитие организации производства; теорию и методы определения экономической эффективности организации производ- ства; формы и методы реализации научных разработок в производст- ве. Часть этих проблем мы рассмотрим в данной работе. Объектом изучения являются коммерческие производственные организации, характеризующиеся комплексом следующих признаков: 1. создаются с целью устойчивого долговременного получения прибыли за счет удовлетворения общественных потребностей путем производства материальных и нематериальных благ, вы- полнения работ, оказания услуг; 2. владеют и управляют одним или несколькими предприятиями имущественными комплексами, реализующими одну или не- сколько стадий процесса производства материальных и немате- риальных благ; 3. самостоятельно определяют направления производственной деятельности, объемы производства, направления и уровень кооперации, используемые для производства ресурсы, цены на производимую продукцию и рынки сбыта; 4. осуществляют установленные законодательством платежи в фе- деральный, республиканский и местный бюджеты, во внебюд- жетные фонды; 5. самостоятельно планируют и обеспечивают развитие производ- ства. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или развития явлений, изучаемых конкретной наукой. За- кон характеризует внутреннюю устойчивую связь и существенную взаимообусловленность каких-либо явлений объективной действи- тельности. Закономерностью обычно называют устойчивую причин- но-следственную повторяемость и последовательность в явлениях. Закономерности отвечают и соответствуют законам. Под принципом понимают исходные положения (правила), на основе которых осуще- ствляется построение, функционирование и развитие производствен- ного процесса, определяемые законами и закономерностями. Предметом изучения является установление законов и законо- мерностей влияющей на создание, функционирование и развитие производственной системы, для внедрения эффективных организаци- онных форм, методов и условий. Организации производства на предприятиях присущи опреде- ленные закономерности. В числе наиболее важных закономерностей следует назвать соответствие организации производства ее целям. Эта закономерность предопределяет методические подходы к форми- рованию организации производства с учетом требований наиболее полного использования ресурсов, которые отражают основные цели организации. Достижение намеченных целей обеспечивается решени- ем соответствующих этим целям организационных задач. Характер таких задач весьма разнообразен и определяется особенностями объ- екта организации. Так, например: создание необходимых пропорций в производственной мощности участка; установление рационального баланса рабочих мест и исполнителей; согласование времени выпол- нения операций на всех рабочих местах; распределение трудовых функций между рабочими; формирование оперативных планов и вы- дача заданий рабочим; создание стимулов к труду; организация тех- нического обслуживания рабочих мест и т. п. Также для понимания сущности организации производства рас- сматриваются и другие закономерности: соответствие форм и мето- дов организации производства характеристикам его материально- технического базиса; соответствие организации производства кон- кретным производственно-техническим условиям и экономическим требованиям производства; комплексность организации; непрерывное улучшение организации производства; соответствии форм и методов организации производства требованиям повышения содержательно- сти труда рабочих, расширения их трудовых функций, обеспечения привлекательности труда; взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации производства и др. Организация производства имеет ряд существенных особенно- стей в различных отраслях производства. Например, в сельском хо- зяйстве одной из особенностей является тесное переплетение эконо- мических законов с биологическими законами и естественными про- цессами развития живых организмов. Главной особенностью в ин- женерной сфере является территориальная рассредоточенность про- изводства и его сезонных характер значительно увеличивающий по- требность сельскохозяйственных предприятий в технике и основных средствах производства. Наряду с закономерностями в организации сельскохозяйствен- ного производства необходимо широкое использование организаци- онных принципов. Наука и практика выявили следующие основные законы организации сельскохозяйственного производства: · обеспечение экономической эффективности производства - дос- тижение высокой прибыли и рентабельности; · децентрализация управления - самоуправление; · материальная заинтересованность и ответственность работни- ков; · плановость организации производства или планомерность; · сбалансированность факторов производства или пропорцио- нальность; · комплексность и интеграция; · динамичность. Дополнительно можно отметить: · закон гармонии или динамического равновесия · расширенное воспроизводство; · экономия живого и прошлого труда; · закон предельной полезности интенсификации производства; · экономические соревнования или конкуренция; · учет и соблюдение права собственности; · оптимальности. Инженерно-техническая сфера деятельности в основном затра- гивает инженерную профессию. Инженер на сельскохозяйственном предприятии является проводником научно-технического прогресса, выполняет работу по технической подготовке производства, изыски- вает пути совершенствования техники и технологии, обеспечивает на научной основе организацию производства и труда, разрабатывает решения по управлению работой членов производственного коллек- тива. Поэтому среди многих качеств, которыми должен обладать ин- женер, первостепенное значение имеют компетентность и инициа- тивность.
Задание 1.1 Тест «Предприятие, условия его функционирова- ния». Укажите правильный ответ(ы). Правильным может быть как один, так и несколько ответов. 1. Предприятие как юридическое лицо обладает следующими признаками: а) наличие обособленного имущества; б) отвечает по обязательствам всем своим имуществом; в) не имеет права быть истцом в суде; г) самостоятельно выступает в хозяйственном обороте от сво- его имени. 2. Среди приведенных положений определите те, которые не характеризуют цели деятельности коммерческой организа- ции: а) прибыль; б) психологическая устойчивость в коллективе; в) рыночная доля; г) создание благоприятного морального климата; д) внедрение современных технологий; е) создание новых рабочих мест. 3. В условиях рынка основными принципами деятельности предприятия являются: а) демократический централизм; б) финансовая устойчивость; в) справедливость; г) экономичность; д) прибыльность; е) обособленность. 4. К факторам, влияющим на производственно-техническую систему предприятия, можно отнести: а) степень экологичности производственной среды; б) потери рабочего времени; в) развитие маркетинговых служб; г) уровень механизации и автоматизации; д) степень безопасности труда. 5. К факторам, влияющим на социальную систему предпри- ятия, можно отнести: а) фондовооруженность труда работника; б) коэффициент сменности работы технологического оборудо- вания;
в) уровень специализации производства; г) степень безопасности труда; д) заработную плату работников по категориям.
Вопросы для самопроверки 1.Причины, масштабы и классификация возможных изменений в производственной системе. 2.Понятия, объект и предмет дисциплины «Проектирования и управ- ления производственными процессами». 3.Какие вопросы решает дисциплина «Проектирование и управление производственными процессами». 4.Раскройте понятия организация, производство и предприятие на конкретных примерах. 5.Покажите значимость каждого элемента производственной системы и влияние его на конечный результат производства. 6.Какие функций реализуются при организации производства, назо- вите их. 7.Сопоставьте уровень руководителя для исполнения функций орга- низации производства. 8.Приведите примеры и характерные признаки организаций не отно- сящиеся к объекту изучения в разделе организация производства. 9.Покажите на примерах как проявляют себя действие законов и за- кономерностей в производстве. 10.Какое количество закономерностей можно отнести к организации производства на предприятии, охарактеризуйте наиболее важные закономерности для инженерно-технической сферы деятельности и почему. 11.Назовите особенности сельскохозяйственного производства и по- чему в сельском хозяйстве, экономические законы тесно перепле- тены с биологическими. 12. Какие законы организации сельскохозяйственного производства в наибольшей степени касаются инженерно-технической сферы дея- тельности. 13.Почему компетентность и инициативность имеют первостепенное значение для инженера, работающего на сельскохозяйственном предприятии. Раскройте понятие эффективность инженерного тру- да. 14.Назовите главную производственную задачу, решаемую при изу- чении дисциплины «Проектирования и управления производствен- ными процессами». 2. ПРОИЗВОДСТВО И ПРЕДПРИЯТИЕ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ Цель работы: Изучить основные этапы исторического развития производственных систем и видных деятелей истории, заложивших для этого фундамент. Разобраться в многообразии предприятий пере- рабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Основные этапы развития организации промышленного производства в России В России идеи школы научного управления и административной (классической) школы получили развитие применительно к условиям становления системы государственной (общественной) собственно- сти и централизованного государственного планирования. Этапы развития науки «Организация производства на промыш- ленном предприятии» на отечественных предприятиях представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1 Основные этапы развития организации промышленного производства в России
Продолжение табл. 2.1
Российские ученые А.А. Богданов, А.К. Гастев и др. внесли большой вклад в развитие теории организации труда и производства. Российский философ, экономист, математик, врач, человек эн- циклопедической образованности Александр Александрович Богда- нов (1873-1941) в брошюре «Между человеком и машиной», отмечая новаторские и прогрессивные установки Ф. Тейлора, предлагал уде- лять большое внимание проблематике, связанной со здоровьем рабо- чего и его культурным развитием во взаимосвязи с повышением про- изводительности труда. Основная деятельности его была направлена на создание и разработку нового направления в науке управления – тектологии, всеобщей организационной науки. Эта наука мыслилась ученым как межотраслевая, применимая в равной степени ко всем сферам жизни. Перед ней ставилась «задача триединой организации»: вещей, людей и идей. Эта наука должна была систематизировать ог- ромный организационный опыт человечества и вооружить руководи- телей знанием организационных законов. Богданов сделал попытку сформулировать основные понятия и методы организационной науки. Анализируя сущность организации, он высказал идею о необходимости системного подхода к ее изуче- нию. Роль организации, по его мнению, в данном случае сводится к выстраиванию векторов активности в нужном направлении и преодо- лению возникающего при этом организационного сопротивления. Организованное целое оказывается больше суммы его частей. Богданов впервые сформулировал основные принципы систем- ного подхода и сущность законов организации. Большой вклад в развитие организационной науки внес Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) – автор более 200 работ по пробле- мам управления производством и научной организации труда. В 1921 г. он основал и возглавил Центральный институт труда. Гастев был лично знаком с Ф. Тейлором и Г.Фордом, находился с ним в перепис- ке. Сосредоточившись на проблеме повышения производительно- сти труда, Гастев уже в начале 1920-х годов высказал идею о необхо- димости социализации трудового процесса, усиление мотивации тру- да и т.д. Эта идея получила название «трудовая установка» и имела широкое распространение, как в СССР, так и за рубежом. Она во многом предвосхищала открытия и рекомендации, которые через де- сятилетия будут сформулированы в рамках неоклассической школы человеческих отношений. Основные положения: 1) предварительный анализ объекта, членение его на элементар- ные составляющие; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 580. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |