Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация профилактической работы с поставщиками




Взаимодействие с поставщиками не должно ограничиваться только констатацией факта поставки некачественных материалов и предъявлением претензий. Ведь правильное отнесение суммы ущерба может повлиять в будущем на снижение брака, но не уменьшает уже свершившихся потерь. И для потребителя никакие, даже умело подсчитанные и обоснованные претензии, не компенсируют полностью понесенного им ущерба от несвоевременного или некачественного изготовления продукции из-за получения дефектных материалов. Самый страшный ущерб – это потеря престижа. Особенно болезненной становится потеря престижа при переходе к рыночным отношениям, тем более в условиях насыщения рынка. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что даже при хорошо отработанных имущественных отношениях, присущих капиталистическому производству, более результативной является профилактическая работа с поставщиками, то есть предотвращение брака, а не фиксация его последствий.

Особенно интересен в этом отношении японский опыт, заключающийся в следующем. Фирма сначала проводит тщательнейший анализ возможных поставщиков с целью выбора из них наиболее надежного с точки зрения стабильности качества; затем принимает меры к тому, чтобы у поставщика была организована современная система управления качеством, оказывая ему при необходимости любую помощь (консультации, командирование специалистов, разработка стандартов, внедрение статистического контроля...); и, наконец, оказывает техническую, финансовую помощь во внедрении технологии, гарантирующей стабильность качества. Крупные японские фирмы, такие, например, как “Тойота”, имеют десятки тысяч поставщиков, работающих только на эту фирму и по сути являющихся ее филиалами, но с полной финансовой самостоятельностью. Нас в этом опыте должно интересовать прежде всего техническое и организационное взаимодействие по повышению качества. Не противостояние, не конфронтация, а сотрудничество.

Даже в конфликтной ситуации, когда надо решать вопрос об использовании некачественной продукции, покупатель должен стремиться к нахождению решений, позволяющих уменьшить потери поставщика. Например, если речь идет об устранении дефектов, то можно взять эту работу на себя, вместо того чтобы заставлять заниматься этим поставщика. В некоторых случаях, как мы уже отмечали раньше, продукция ненадлежащего качества может быть использована при внесении определенных изменений в технологию. Такой настрой на сотрудничество позволяет уменьшить потери в данный момент и надеяться на ответное стремление поставщика пойти навстречу при решении любых вопросов. Какие это могут быть вопросы? Например, в нормативно-технической документации указан какой-то диапазон твердости материала, но для конкретных условий заказчика он является слишком широким. Сузить этот диапазон – значит уменьшить вероятность изготовления некачественной продукции потребителем или снизить его расходы. Но в то же время это сужение диапазона создает дополнительные трудности поставщику. Если поставщик настроен на сотрудничество, он согласится на сужение диапазона твердости, оговорив, естественно, доплаты, покрывающие его дополнительные расходы. При отсутствии такого настроя он может, ссылаясь на действующую НТД, отказаться, и заставить его практически невозможно. Поэтому главным направлением в обеспечении качества поставок должна быть совместная деятельность по повышению этого качества. В чем она должна заключаться?

Во-первых, необходимо оперативно информировать поставщика о появлении неблагоприятных тенденций, которые еще не привели к дефектам, но могут привести. Например, последние партии проката поставлялись с отклонениями, постоянно приближающимися к верхнему допуску. Не исключено при таком смещении от номинала появление брака. Сообщив поставщику об этой тенденции, можно помочь ему избежать выпуска бракованной продукции.

Во-вторых, при появлении новых требований, направлений в повышении качества продукции надо сообщить о них поставщику независимо от того, как скоро эти требования будут зафиксированы в НТД. Имея такую информацию, поставщик будет в состоянии подготовиться к выполнению новых требований.

В-третьих, необходимо оказывать поставщику помощь в проведении исследований, направленных на повышение качества продукции. Помощь может заключаться и в оформлении заказов на опытные партии продукции, и в тщательном анализе результатов применения этих опытных партий.

В-четвертых, необходимо вести разъяснительную работу на предприятии-поставщике (при постоянных связях) по поводу важности выполнения основных требований к качеству продукции. Осознание важности для потребителя тех или иных свойств продукции в значительной мере повышает ответственность изготовителей.

В-пятых, нужно периодически проверять на предприятии-изготовителе качество продукции, соблюдение технологии и функционирование системы качества.

Прекрасно зарекомендовала себя такая форма сотрудничества, как создание комплексных бригад из представителей поставщика и потребителя для разработки совместных мероприятий, в которые, кроме перечисленных видов работ, могут включаться технические и организационные мероприятия: обмен делегациями рабочих и инженерно-технических работников, заключение договора о соревновании бригад, участков, цехов и т.п.

Как уже отмечалось ранее, одним из важнейших направлений деятельности в обеспечении качества поставок является своевременная разработка будущих требований к качеству продукции с таким запасом времени, чтобы поставщик имел возможность подготовиться к их выполнению. Разработка будущих требований к качеству поставляемых материалов должна идти по трем направлениям исследований.

Первое направление – установление зависимости качества готовой продукции от качества поставок с целью ужесточения характеристик по сравнению с теми, которые допускаются действующей нормативно-технической документацией. Рассмотрим пример.

Машиностроительный завод получает кованые заготовки из легированной стали с определенным марочным химсоставом. По техническим условиям содержание углерода, хрома, никеля колеблется в заданном интервале. На заводе из этих поковок изготовляют цилиндрические изделия, которые затем подвергают закалке и после закалки шлифуют на станках-автоматах. Известно, что в зависимости от колебаний содержания углерода, хрома и никеля в пределах марочного состава при термообработке по-разному изменяется диаметр изделия и получаются разные значения твердости. В результате после шлифовки появляется большая разница в диаметрах изделий. Иногда эти колебания превышают допустимые значения, и изделия оказываются бракованными. Проведя корреляционный анализ и установив зависимость между содержанием названных элементов и изменением диаметра и твердости при термообработке, машиностроительный завод вправе обратиться к поставщику с предложением уменьшить интервал значений содержания названных элементов. При этом поставщику должен быть сообщен экономический эффект, ожидаемый машиностроительным заводом от ужесточения химсостава, и предполагаемая доплата к цене за заготовки повышенного качества. В таком случае поставщик имеет возможность оценить, какое повышение себестоимости, вызванное повышенными требованиями, окажется для него приемлемым, и приступит к поиску технологии. Если будет найдена технология, позволяющая в пределах допустимого повышения себестоимости обеспечить получение повышенного качества, значит, новые требования могут быть удовлетворены.

Постоянный и полный обмен информацией будет способствовать нахождению оптимальных с народнохозяйственной точки зрения решений.

Второе направление – поиск новых характеристик качества, более полно раскрывающих свойства изделия. Рассмотрим пример.

Завод изготовляет машины, работающие при температуре -400С, получает от разных потребителей информацию, что детали определенного типа выходят из строя. Поиски зависимости между свойствами заготовок, технологией их изготовления и случаями выхода из строя не дали результатов. Провели испытание деталей, создав условия нагружения и температурный режим близкий к реальному, и снова не получили никакой корреляции с характеристиками деталей. Тогда пришли к выводу, что применяемые характеристики не дают представления о хладноломкости. Стали проверять заготовки на ударную вязкость при температуре -400С и убедились, что этот показатель очень тесно коррелирует с поломками деталей при испытаниях. Приняли решение о необходимости дополнения техусловий на заготовку проведением испытаний на ударную вязкость.

Поиск новых характеристик требует более глубоких исследований. Если в первом направлении главным способом могли быть статистические методы исследований, то во втором направлении главное – проведение испытаний, приближающихся по условиям к реальной эксплуатации с применением методики планируемого эксперимента.

Третье направление – определение новых требований к поставляемым материалам как следствие новых требований, предъявляемых к собственной продукции. В этом случае, руководствуясь принципами комплексной стандартизации, следует добиться одновременного внесения изменений в нормативно-техническую документацию на свою продукцию и на материалы. Добиться этого можно только при условии совместного с самого начала рассмотрения этих изменений всеми заинтересованными сторонами. Очень результативным направлением является сопоставление свойств материалов, поставляемых разными поставщиками, с качеством продукции, получаемой из этих одноименных, но всегда несколько различных по исполнению материалов. В этом направлении тоже хорошо применимы статистические методы. Ознакомление поставщиков с результатами такого исследования, а иногда и привлечение их представителей к участию в исследованиях, также способствует повышению качества продукции.

 

В стандарте предприятия необходимо определить ответственность служб по каждому из этих направлений, обращая внимание на то, что постепенно центр тяжести в работе по обеспечению качества поставок должен перемещаться из сферы констатации факта некачественных поставок в сферу их предотвращения.

 

Открытые вопросы

1. Как должен осуществляться выбор поставщиков.

2. Чем следует руководствоваться при определении перечня продукции, подлежащем входному контролю.

3. Какими соображениями руководствуются при определении параметров, подлежащих входному контролю?

4. На основании каких соображений принимают решения о сплошном или выборном контроле?

5. Как следует определять численность персонала входного контроля.

6. Кто, как и в какие сроки должен устанавливать факт поставки продукции наилучшего качества.

7. Какие варианты дальнейшего применения продукции надлежащего качества существуют?

8. Рассказать об имущественной ответственности поставщика за ненадлежащее качество.

9. Что должен сделать Покупатель, чтобы возместить все свои потери?

10. Как должна быть организована профилактическая работа с поставщиками?

Закрытые вопросы

1. При выборе поставщиков используют следующие критерии:

а) самое высокое качество;

б) самая низкая цена;

в) приемный уровень качества;

г) самая высокая частота поставок.

 

2. При определении перечня материалов, подлежащих входному контролю учитывают:

а) стабильность качества в прошлом;

б) цену поставленных материалов;

в) влияние качества поставленных материалов на качество готовой продукции;

г) наличие системы качества у поставщика укажите неправильный ответ.

 

3. При определении параметров, подлежащих входному контролю руководствуются следующими соображениями:

а) влияние величины данного параметра на качество готовой продукции;

б) стабильность величины данного параметра по прошлому опыту;

       в) трудоемкость измерения параметра;

г) знанием технологии и системы контроля у поставщика укажите неправильный ответ.

 

4. Рассмотрите следующие суждения:

1. Если входной уровень дефектности высокий, то статистический контроль не имеет смысла.

2. Если входной уровень дефектности очень мал, то статистический контроль не имеет смысла.

а) первое верно, второе неверно;

б) первое неверно, второе верно;

в) оба верны;

г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание приведенных суждений.

 

5. Рассмотрите следующие суждения:

1. Если в договоре не предусмотрена процедура выборного контроля, то применять его при входном контроле бессмысленно.

 2. Если при входном контроле невозможно использовать статистические методы, то следует применять только сплошной контроль.

        а) первое верно, второе неверно;

        б) первое неверно, второе верно;

        в) оба верны;

 г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание приведенных суждений.

 

6. Рассмотрите следующие суждения:

1. Скрытыми называют недостатки, которые не были выявлены при наружном осмотре.

2. Если с момента получения продукции от иногороднего покупателя прошло более 20 дней, то при выявлении дефектов вызывать представителя поставщика наверняка бессмысленно.

         а) первое верно, второе неверно;

         б) первое неверно, второе верно;

         в) оба верны;

г) оба неверны.

Укажите правильное сочетание приведенных суждений.

 

7. Рассмотрите следующие суждения:

1. Окончательно забракованной продукцией ни в коем случае нельзя распоряжаться без поставщика.

 2. Если Покупатель может своими силами устранить дефекты, то он обязан это сделать при условии что ему будут возмещены все затраты.

       а) первое верно, второе неверно;

       б) первое неверно, второе верно;

       в) оба верны;

г) оба неверны.

        Укажите правильное сочетание приведенных суждений.

 

8. Рассмотрите следующие суждения:

1. Если скрытые недостатки выявлены после окончания гарантийного срока, но до истечения 2-х летнего срока то изготовитель обязан их устранять, и возместить ущерб связанный с отказом.

2. Если изделие, полученное от поставщика, эксплуатировалось, то Покупатель при отказе должен доказывать что он правильно его эксплуатировал.

       а) первое верно, второе неверно;

       б) первое неверно, второе верно;

       в) оба верны;

г) оба неверны.

       Укажите правильное сочетание приведенных суждений.

 

9. Машиностроительным предприятием 25 февраля текущего года получено 120 т. литой заготовки от поставщика, расположенного в том же городе. При механообработке заготовок, к которой завод приступил 15 марта, выявилось наличие пор, расположенных на расстоянии от 7 до 12 мм от поверхности. В технических условиях на заготовку указано, что поры на расстоянии менее 20мм от поверхности не допускает. Из 40 деталей, изготавливаемых из указанных заготовок, 16 были забракованы по порам. Вес одной заготовки 0,25 т. Впоследствии до конца месяца было забраковано еще 150 деталей, изготовленных из этих же заготовок, по тем же дефектам. Цена заготовки 250 руб. за тонну.

Затраты на механообработку одной детали до стадии, при которой вскрываются дефекты, составляют 180 руб. Соотношение между затратами на механообработку и прибылью, получаемой от продажи этой детали, составляет 1,2. Цена металлолома 130 руб. за тонну.

Определить состав и порядок действий представителей завода во взаимоотношениях с поставщиком.

Определить размер имущественной ответственности поставщика.

 

10. 29 марта текущего года при испытании готового специального станка на станкостроительном заводе имела место поломка шестерни привода перемещения суппорта. 30 марта после демонтажа и разборки редуктора специалисты установили, что причиной поломки шестерни было расслоение металла. Затем было установлено, что шестерня изготовлена из катанной круглой заготовки, полученной с иногороднего металлургического завода 25 декабря предшествующего года. Вес детали 180 кг. Вес заготовки, из которой изготавливается шестерня 300 кг. Цена заготовки 360 руб. за 1 т. Партия проката, из которой была изготовлена данная шестерня, была передана в цех 25 января сего года. В наличии от этой партии осталось 48,2 т. Цена металлолома 160 руб. за тонну.

В связи с исполнением сроков поставки специального станка завод уплатил штраф в размере 18 тыс. руб. Расходы на сборку, разборку и повторное испытание станка составили 900 руб. Расходы на изготовление шестерни 50 руб.

Определить состав и порядок действий заводских служб во взаимоотношениях с поставщиком. Установить размер имущественной ответственности.

 

11. Машиностроительный завод 20 апреля 2004 года получил для комплектации изготавливаемого им оборудования партию электродвигателей количеством 30 штук с гарантийным сроком эксплуатации 15 месяцев. 15 января 2005 года при проведении заводских испытаний оборудования, изготавливаемого заводом, выяснилось, что 5 двигателей из указанной партии не обеспечивают мощность, оговоренную в их нормативно-технической документации. Представители завода-поставщика двигателей для составления акта своевременно не явились. В связи с этим акт был составлен 25 января 2005 года с представителями общественности. В акте была указана непригодность двигателей для использования по назначению. 10 февраля машиностроительный завод направил поставщику электродвигателей претензию, в которой сообщал, что указанные электродвигатели проданы им за 30% первоначальной цены. Цена электродвигателей 8000 руб. за 1 штуку. Расходы машиностроительного завода на демонтаж 5 двигателей, повторные испытания комплектуемого им оборудования, погрузку и разгрузку составили в общей сложности 12000 руб. Поставщик электродвигателей отказался удовлетворить претензию, мотивируя свой отказ тем, что дефекты не были своевременно установлены покупателем, и электродвигатели были проданы по низкой цене без его согласия.

Определить правомерность действий машиностроительного завода и размер имущественной ответственности поставщика.

 

12. 10 октября 2004 года машиностроительный завод, изготовляющий насосы для нефтепромыслов, получил от потребителя сообщение об отказе изготовленного в январе 2003 года и полученного нефтяниками 12 февраля 2003 года насоса. Представитель машиностроительного завода, приехав на нефтепромыслы, признал, что причиной отказа явился выход из строя электроаппаратуры, полученной ими от электротехнического завода 20 ноября 2002 года. Он согласился своими силами устранить отказ. Отказ был устранен в 3-х дневный срок, и общая продолжительность простоя составила 10 дней.

Гарантийный срок эксплуатации насосов был установлен поставщиком 14 месяцев, а для электротехнического оборудования 18 месяцев. Ущерб от простоя насоса составил для нефтяников 10 тыс. руб. Расходы машиностроителей по устранению отказа составили 8000 руб. Оплата командировочных расходов машиностроителей составили 6400 руб.

Определить состав и порядок действий каждой из заинтересованных сторон и размер имущественной ответственности.

 

13. Автомобильный завод изготовил автомашину и поставил ее совхозу. При перегоне автомобиля произошел наезд на личную автомашину. Страховая компания выплатила владельцу личного автомобиля страховое возмещение в размере 9 тыс. руб. и , в порядке регресса, взыскала эту сумму с совхоза. Материалами расследования, произведенного ГАИ, установлено, что причиной наезда явилась неисправность тормозного механизма, которая расценена экспертизой как скрытый производственный дефект изготовителя. Совхоз обратился с иском к автозаводу. Прав ли он?

 

14. Трубопрокатный завод получил 10 января текущего года от иногороднего поставщика 1500 т. круглой катаной заготовки для производства бесшовных труб. 26 января при прокате партии труб было забраковано 10% труб из 1000 по наружным пленам. По заключению специалистов, причиной брака явилось неудовлетворительное качество поверхности заготовки. Поскольку в цехе, производящем бесшовные трубы, нет условий для проверки качества поверхности заготовки при ее разгрузке на склад, было принято решение оставшуюся часть партии осматривать перед задачей в производство. При этом из оставшихся заготовок было забраковано 160 тонн. Вес заготовок, израсходованных на 10% забракованных труб, составляет 40 тонн. Цена заготовки 3000 руб. за 1 тонну. Затраты на превращение заготовки в трубы 1000 руб. на одну штуку. Расходы на погрузку-разгрузку составляют 100 руб. на 1 тонну. Поставщик распорядился продать бракованную заготовку машиностроительному заводу, расположенному в том же городе, что и трубопрокатный, по цене 2600 руб. за тонну.

Определить состав и порядок действий заводских служб и размер имущественной ответственности.

 

15. Завод по обработке цветных металлов получил партию черновой меди весом 500 тонн, содержащую большее количество примесей, чем оговорено в нормативно-технической документации. Отклонения в химсоставе черновой меди потребуют от покупателя, если он согласится задать в производство указанную партию, дополнительных затрат при переработке черновой меди, составляющих 15% от плановых издержек, и приведут к снижению производительности на 10%. Цена черновой меди 10 тыс. руб. за 1 тонну. Плановые издержки покупателя 800 руб. на 1 тонну. Прибыль, планируемая при производстве 1 тонны, 500 руб.

Определить состав и порядок действий заводских служб и размер имущественной ответственности.

 

16. Завод, производящий медный кабель, получил 50 тонн медной заготовки, имеющий отклонения по геометрическим размерам, не позволяющие использовать эту заготовку по первоначальному назначению. Но она может быть использована по менее ответственному назначению с понижением цены на 25%. Цена медной заготовки 12800 руб. за 1 тонну.

Определить состав и порядок действий и размер имущественной ответственности.

 

17. Металлургический завод получил от горно-обогатительного комбината партию окатышей с отступлениями от технических условий по прочности и размерам, снижающими производительность доменной печи. Объем партии 10 тыс. т. Ущерб от снижения производительности 150 тыс. руб. Цена 1 тонны окатышей 60 руб.

Предложить оптимальное решение.

Производство (обеспечение запланированного уровня качества)

Обеспечение запланированного уровня качества (или обеспечение качества в производстве) – это обеспечение выпуска продукции в соответствии с нормативно-технической документацией, действующей в данный момент на предприятии, и с тем уровнем отсортировки, который был достигнут при устойчивой работе оборудования, соблюдении технологии, наличии качественных материалов.

Из всего комплекса работ по управлению качеством деятельность по обеспечению качества в производстве требует наибольшего числа участников и поэтому, как правило, описывается не одним стандартом предприятия, а целой группой стандартов:

 

- стандартом о контроле за соблюдением установленной технологии;

- стандартом об усовершенствовании технологии;

- стандартом о рациональном планировании производства;

- стандартом об обеспечении устойчивой работы оборудования;

- стандартом о поддержании в надлежащем состоянии инструментов и оснастки;

- стандартом о статистическом анализе точности технологических процессов и статистическом управлении качеством.

 

Рассмотрим примерное содержание этих стандартов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...