Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философское учение Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н. Э.) - ученик и противник Платона, круп нейший античный мыслитель, оказавший, как и его учитель, огромное влияние на все последующее развитие философии. Учение о бытии. Основами бытия являются: А) «форма форм», то есть совокупность нематериальных сущностей вещей; Б)несотворенная пассивная «первая материя». При соединении формы с материей образуются конкретные вещи. Наряду с формальным и материальным основаниями (причинами) вещей, Аристотель выделял также движущую причину (вещи находятся в состоянии движения, изменения, но его источник - неподвижный «первый двигатель») и целевую причину (любое изменение направлено к определенной цели) (Табл. 1.1.). Концепция, предполагающая предустановленную целесообразность всех явлений и событий в мире, получила название «телеология». Таблица 1.1. Учение Аристотеля о причинах
Создание учения о неизменной и неподвижной сущности мира, отличающейся от самого мира, означало отступление Аристотеля от диалектики. Теория познания. Познавательный процесс начинается с чувственного восприятия, но постижение сущностей и закономерностей мира доступно лишь разуму. Учение о человеке. Форма человека - его душа, включающая вегетативную (растительную), чувствующую (животную) и разумную части. Разумная часть души состоит из воспринимающего ума и деятельного ума. Человек - единство души и тела. Растительная душа (присущая растениям, животным и человеку) обеспечивает питание и размножение, животная (имеющаяся у животных и человека) - движение и размножение, разумная (свойственная только человеку) – познание и творчество. Вопрос о бессмертии души Аристотель решал принципиально иначе, чем Платон. Он считал растительную и животную части души, а также воспринимающий ум смертными. Лишь деятельный ум, с его точки зрения, возможно, обладает бессмертием. Человек, по Аристотелю, - общественное существо, "политическое животное". Учение о государстве. Аристотель отождествлял общество и государство. Граждане государства по имущественному признаку делятся на три группы, причем особое значение для процветания государства имеют средние слои. Подобно Платону, Аристотель поддерживал аристократические формы правления. Учение о нравственности (этика). Государство требует от граждан определенных добродетелей: А) дианоэтических - связанных с умственной деятельностью и формирующихся путем обучения; Б) этических - относящихся к характеру и являющихся результатом привычки. Важный принцип нравственного поведения - уклонение от крайностей ("Ничего слишком"). Так, например, добродетельным является мужество - уклонение от крайностей безрассудства и трусости – и щедрость – среднее между скупостью и расточительностью. Аристотель занимался также философией природы, осуществил классификацию наук, разработал основы логики. Стоицизм и скептицизм Стоицизм - одно из самых крупных течений античной философии. Он просуществовал с IV в. до н. Э. По VI в. н. Э. Представители стоицизма: Зенон (ок.333-382 гг. до н. Э.), Хрисипп (ок.281-205 гг. до н. Э.); Сенека. (5 г. до н.э.-65 г. н. Э.), император Марк Аврелий (121-180 гг. н. Э.) и др. Стоики выделяли в своем учении три основных части – физику, логику и этику, считая именно обоснование нравственных принципов главной задачей философии. Учение о бытии и природе (физика). Основания бытия - пассивная материя и активное начало (мировой разум, логос, творческий огонь). Эти начала присутствуют в каждой вещи. Все в мире подчинено строгой необходимости, все предопределено. В человеческой жизни такая предопределенность выступает как судьба. Учение о познании (логика). Основа знания, источник истинных знаний - чувственные восприятия. Они оставляют отпечатки – впечатления в душе, на основе которых образуются понятия, фиксируемые в словах. С их помощью осуществляется рациональное мышление. Анализу слова и его изначального смысла (лектона) стоики, особенно в ранний период, придавали существенное значение. Учение о человеке и нравственности (этика). Высшее благо, счастье - жить в согласии с природой, а значит, подчиняться естественным законам, предопределению, судьбе. Смысл жизни - в достижении полного душевного спокойствия. Поэтому для мудрого человека должно быть безразлично все, что определено судьбой и от него не зависит (жизнь и смерть, слава и бесславие, богатство и бедность и др.). Зависит же от человека, выбирается им свободно лишь добродетель или порок. Таким образом, свобода - в обретении духовной независимости, в том, чтобы отказываться от переживаний и страстей, выбирать добродетель, а не порок. Стоик Сенека сформулировал "золотое правило морали": "Обходись со стоящими ниже тебя так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше", или, иными словами: не делай другому того, чего не хочешь себе. В период творчества этого римского мыслителя человек стал рассматриваться как существо беспомощное, подверженное страху смерти. Однако жизни не бывает без смерти, последняя – своего рода плата за жизнь. Более того, как утверждал Сенека, чем плохо жить, лучше умереть, добровольная смерть – одно из проявлений свободы. Представители скептицизма– Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (200-250 гг. н.э.) – сосредоточили внимание на вопросе о познаниимира и фактически дали на него отрицательный ответ. Они последовательно обосновывали представление о том, что и органы чувств, и разум человека несовершенны, а потому не могут дать знания, соответствующие действительности, охватить величественную и непостижимую природу. Из этого следовало, что любая истина относительна и, значит, человекдолжен скептически, то есть с сомнением относиться к любому, и, прежде всего, философскому знанию, не отстаивать никаких мнений, претендующих на истинность. Скептическое отношение распространялось и на саму реальность – «если я чего-либо не знаю, то этого не существует». Поэтому жизненной задачей человека становилось достижение абсолютного спокойствия и безразличия («атараксии») в отношении всех событий, происходящих вокруг него. Заключительная стадия развития античной философии проявилась, прежде всего, в творчестве неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Прокла. Для этого этапа было характерно: § возрастание элементов мистики; § развитие представлений о нематериальном начале мира – Логосе; § утверждение превосходства духовного над материальным, души - над телом. |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |