Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место данных идей развития в истории философии




1. Первая историческая форма диалектики в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. Гераклит полагал, что в мире все пребывает движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является убедительным символом изменений и развития, происходишь, в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю Глубину идеи развития.Другим столь же ярким и образным символом, который использовал Гераклит для обоснования идеи развития, является созданный им образ реки, в которую «нельзя войти дважды, потому, по она та, да уже и другая», т.е. в мире, полагал Гераклит, все преходящие и изменчиво. В качестве источника развития Гераклит рассматривал борьбу противоположных сторон. Он считал, что «нес происходит через борьбу и по необходимости». Причем, противоположности, по его мнению, не только реально существуют, но и взаимодействуют между собой: теплое - холодеет, холодное Теплеет; влажное - становится сухим, сухое - влажным. Взаимодействуя между собой противоположности взаимопроникают друг в друга, выступая причиной развития реальных вещей.

2.Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом.

Гегель критикует логику Аристотеля, диалектическую логику Гегель называл не формальной логикой (как у Аристотеля), а логикой самой действительности. Формулу А=А, он заменяет другой «А есть А, и в тоже время не есть А».

Согласно Гегелю, противоречие - это не аномалия, а источник всякого развития.

Если до Гегеля развитие мыслилось либо как повторяемость), либо как поступательность, то Гегель рассматривает эти две тенденции в единстве. То есть в целом развитие совершается поступательно, но возможны повторяемость, отходы в сторону, назад и т.д. Законы диалектики Гегеля:

1. Первый закон: единство и борьба противоположностей. Наличие в каждом объектепротивоположностей, которые находятся в неразрывном единстве. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый.

2. Второй закон: переход количественных изменений в качественные. Замена одного качества другим качеством происходит в форме скачка. Таким образом, согласно диалектике Гегеля развитие происходит скачкообразно, путем качественных изменений, а не просто как количественное прибавление или убавление

3. Третий закон: отрицание отрицания. Развитие осуществляется в виде триады: тезис – антитезис- синтез. Синтез в «снятом» виде как бы заключает в себе и тезис и антитезис, то есть диалектическое отрицание нельзя понимать как полное уничтожение вещи. Оно представляет собой момент связи нового со старым, момент преемственности с удержанием всего положительного. То есть старое не просто отбрасывается, уничтожается, а входит в новое своим положительным содержанием.

3. Выделяют три исторические формы диалектики:

1. Наивная, стихийная диалектика древних греков, которая еще не представляет собой целостную теоретическую систему. (Сюда входит диалектика Парменида)

2. Идеалистическая диалектика Гегеля.

3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи).

 

Познание как объект философского анализа.

План:

Определение. Цель познания. Философское познание.

Типы, уровни и методы познания

Единство эмпирического и теоретического познания

1. Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности - мировоззренческую проблему.

цель познания усматривается в истине.  Декарт, например, видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.

2. Типы познания:

· научное 

-уровни:

1. Эмпирический (чувсвтвенный) (Методы: наболюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение)

2. Теоретический (рациональный) ( Методы: формализация, аксиоматизация, дедукция и др)

· ненаучное

3. "Чувственность" и "рациональное мышление" нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности.

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

Г.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 10

        1. Термин «философия» впервые употребил:…Пифагор.

        2. Причину непрерывности движения Гераклит видит:

a. В борьбе противоположностей

b. В естественном законе развития природы

c. В преобладании гибкого начала в природе

d. В сверхъестественном

          3. Философ, провозглашавший добродетель как самопознание:


a. Сократ

b. Гераклит

c. Платон

d. Аристотель

e. Декарт


4. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - … томизм

5. "Макиавеллизм" осуждался современниками так как:

a. он опирается на религиозное понимание  мира;

b. в его основе лежит принцип "цель оправдывает средства";

c. макиавеллизм лишен объективности и научности;

6. Социальная теория Т. Мора оценивается как:

a. иллюзорная теория об обществе

b. христианский гуманизм

c. утопический социализм

7. Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии:


a. Декарт

b. Гоббса

c. Локка

d. Беркли

e. Юм


8. Первопричину движения Декарт видел:


a. В материи

b. В человеческом разуме

c. В боге

d. В стихийном сталкивании атомов

e. В сложной структуре мироздания


9. Автор учения об антиномиях разума:


a. Фихте

b. Шеллинг

c. Гегель

d. Кант

e. Фейербах


10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:


a. рассудок,

b. интуицию,

c. чувственность,

d. разум,

e. заблуждение,


11. Философская теория, признающая тождество мышления и бытия:


a. Материализм.

b. Идеализм.

c. Дуализм.

d. Плюрализм.


12. Категорий, относящиеся к диалектике:


a. движение;

b. форма;

c. время;

d. пространство;

e. содержание.


13. «Конкретное» диалектикой понимается как:


a. объект познания;

b. результат обобщения;

c. результат дедукции;

d. результат синтеза понятий в систему.


14. Дедукция, это:


a.  путь познания от общего к частному;

b. путь исследования от частного к общему;

c. единство чувственного и рационального.

d. Метафизический путь познания


15. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением:________язык___________________

16. По своей сущности сознание является:


a. материальным,

b. идеальным,

c. трансцендентальным,

d. биологическим


17. Категория диалектики, парная категории «возможное»:





















Действительное

18. Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:


a. гедонизм

b. аскетизм

c. субъективизм

d. индивидуализм

e. практицизм


19. Суждение «язык является самостоятельным по отношению к мысли» относится к:


a. естественным языкам;

b. искусственным языкам;

c. языку вообще;

d. языку жестов;

e. языку искусства


20. Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии: мифология_____________________________





Проблемные вопросы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...