Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба.




План

1. Определение класса по Марксу

2. Отношения между двумя классами, прибавочная стоимость

3. Историческая судьба и критика теории классового общества

 

Для Маркса класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Два основных класса сейчас — это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд — рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, “пролетариат”.

По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.

Совершенствование технологий увеличило количество производимых благ, но рабочие почти не имеют доступа к плодам своего труда. Они по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. Помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы (классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались).

Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.

Историческая судьба теории классового общества.Маркс переоценил возможности пролетариата. Революции состоялись в нескольких странах, в частности, в Китае и в России, но власть коммунистов не привела к формированию идеального общества. С точки зрения Попера, тезис Маркса о том, что классовое сознание рабочих может быть сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должно и способно пережить породившие его условия и силы, утопичен. То, что человек являлся рабочим, не есть гарантия того, что он всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации своих коллег. Пророчества и предсказания Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма явились, по П., результатом "мышления, основанного на субъективных желаниях, веры в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации". Современная ситуация показывает, что основной ценностью является частная собственность, а пролетариату со времен Маркса так и не удалось опровергнуть самого себя в качестве такового.

 

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

28.02.2012



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 13

        1. Термин «философия» впервые употребил:…Пифагор

        2. Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?


a. Гераклит,

b. Сократ,

c. Демокрит,

d. Платон,

e. Аристотель.


3. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла":…Платон

4. Вера противопоставлялась в средневековье …


a. Желанию

b. Разуму

c. Чувству

d. Эмоциям

e. Умению


5. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:


a. Макиавелли

b. Кальвин

c. Лютер

d. Коперник

e. Галилей


6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”

a. Кампанелла

b. Роттердамский

c. Кузанский

d. Макиавелли

e. Петрарка

7. Основой агностицизма Юма является: скептицизм……

8. Субъективный идеализм характерен для:


a. Беркли

b. Платона

c. Локка

d. Декарта

e. Гегеля.


9. Концепцию автономной морали обосновал:

a. Фихте

b. Шеллинг

c. Кант

d. Гегель

e. Фейербах

10. Кант проблемы познания изучает в труде:

a. «Критика чистого разума»

b. «Критика практического разума»

c. «Критика способности суждения»


11. Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:


a. эволюция

b. реформа

c. перелоги

d. стагнация


12. Суть идеализма состоит в:

a. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное

b. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.

c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений

d. попытке забыть о прозе жизни.

                                                   

13. Философская концепция, признающая множество начал и исходных оснований мира, это: __плюрализм_________________________________ .

 

14. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая цненностно-нормативные ориентации личности и общества:


a. аксиологическая

b. мировоззренческая

c. прогностическая

d. критическая

e. методологическая


15. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:


a. иррационализм

b. сенсуализм

c. феноменологизм

d. редукционизм

e. релятивизм


16. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира:


a. агностицизм

b. субъективизм

c. рационализм

d. скептицизм

e. эмпиризм


17. Философскими категориями являются:


a. Субстанция

b. Молекула

c. Материя

d. Атом.

e. Свобода


18. Позиции релятивизма выражает суждение:


a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины

b. Всякая истина абсолютна на все времена

c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного

d. Истина принципиально недостижима

e. Истина иррациональна

























Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: синтез

20. Сущность человека является:

 


a. только биологической

b. только социальной

c. биосоциальной

d. виртуальной

e. политической

 

 




Проблемные вопросы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...